Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ГАНДБОЛИСТОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ'

ОБУЧЕНИЕ ГАНДБОЛИСТОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГАНДБОЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденик В.В., Гавроник В.И.

Технико-тактическая подготовка представляет собой процесс обучения спортсменов технике приемов и формирование умений использовать их в условиях соревновательной деятельности. Для повышения эффективности технико-тактической подготовки гандболистов целесообразно в качестве методологической основы использовать обобщенные методики обучения, разработанные в рамках теории спорта и конкретизированные применительно к специфике соревновательной деятельности в гандболе. Имеющиеся в теории спорта проблемы обобщения закономерностей тактической подготовки спортсменов создают определенные затруднения при разработке методик обучения тактике действий в гандболе. Умения спортсменов принимать за необходимое время эффективные решения о способах разрешения двигательных ситуаций, возникающих в условиях соревновательной деятельности, во многом зависят от их двигательного опыта. На основе физиологических закономерностей «принятия решений» разработана теоретико-методическая модель обучения спортсменов технико-тактическим действиям, в которой процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют единый взаимосвязанный процесс обучения обусловленным, преднамеренным, преднамеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям. Установлено, что методики обучения гандболистов имеют высокую степень согласованности с основными положениями теоретическо-методической модели обучения спортсменов технико-тактическим действиям и не противоречат им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF HANDBALL PLAYERS TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS

Technical and tactical training is a process of teaching athletes techniques and the formation of skills to use them in conditions of competitive activity. To increase the effectiveness of technical and tactical training of handball players, it is advisable to use generalized teaching methods developed within the framework of sports theory and concretized in relation to the specifics of competitive activity in handball as a methodological basis. The problems existing in the theory of sports of generalization the patterns of tactical training of athletes create certain difficulties in the development of methods of teaching tactics of actions in handball. The ability of athletes to make effective decisions in the necessary time about ways to resolve motor situations arising in competitive activity largely depends on their motor experience. Based on the physiological laws of “decision-making”, a theoretical and methodological model of training athletes in technical and tactical actions has been developed, in which the processes of teaching the technique of actions (techniques) and the formation of skills to use actions (techniques) in the conditions of competitive activity represent a single interconnected learning process conditioned, deliberate, deliberate impromptu and impromptu motor actions. It was established that the methods of teaching handball players have a high degree of consistency with the main provisions of the theoretical-methodical model of teaching athletes technical and tactical actions and do not contradict them.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ГАНДБОЛИСТОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ»

УДК 796.322

ОБУЧЕНИЕ ГАНДБОЛИСТОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

канд. пед. наук, проф. В.В. РУДЕНИК, канд. пед. наук, доц. В.И. ГАВРОНИК (Гродненский государственный университет имени Я. Купалы)

Технико-тактическая подготовка представляет собой процесс обучения спортсменов технике приемов и формирование умений использовать их в условиях соревновательной деятельности. Для повышения эффективности технико-тактической подготовки гандболистов целесообразно в качестве методологической основы использовать обобщенные методики обучения, разработанные в рамках теории спорта и конкретизированные применительно к специфике соревновательной деятельности в гандболе. Имеющиеся в теории спорта проблемы обобщения закономерностей тактической подготовки спортсменов создают определенные затруднения при разработке методик обучения тактике действий в гандболе.

Умения спортсменов принимать за необходимое время эффективные решения о способах разрешения двигательных ситуаций, возникающих в условиях соревновательной деятельности, во многом зависят от их двигательного опыта. На основе физиологических закономерностей «принятия решений» разработана теоретико-методическая модель обучения спортсменов технико-тактическим действиям, в которой процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют единый взаимосвязанный процесс обучения обусловленным, преднамеренным, преднамеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям. Установлено, что методики обучения гандболистов имеют высокую степень согласованности с основными положениями теоретическо-методиче-ской модели обучения спортсменов технико-тактическим действиям и не противоречат им.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, соревновательная деятельность, гандболист.

Введение. Обобщающим фактором, характерным для тактических действий в условиях соревнований спортсменов, является принятие решения о способе разрешения двигательных ситуаций, на основе физиологических закономерностей которого разработана теоретико-методическая модель обучения спортсменов технико-тактическим действиям. Установление взаимосвязи технико-тактической подготовки спортсменов в видах спорта с обобщающими теоретико-методическими основами обучения спортсменов технико-тактическим действиям является завершающим этапом разработки обобщающих теоретико-методических основ обучения спортсменов технико-тактическим умениям и навыкам, что станет основанием для совершенствования технико-тактической подготовки в видах спорта.

Цель исследования - установить взаимосвязь технико-тактической подготовки гандболистов с обобщающими теоретико-методическими основами обучения спортсменов технико-тактическим действиям.

Научная новизна. На основе физиологических закономерностей принятия решений разработана теоретико-методическая модель обучения спортсменов технико-тактическим действиям, в которой процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют единый взаимосвязанный процесс обучения обусловленным, преднамеренным, пред-намеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям.

Основная часть. На основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в середине прошлого столетия А.В. Крестовниковым была разработана физиологическая теория двигательного навыка [1]. Используя эту теорию в качестве методологической основы, В. Д. Мазниченко в начале второй половины прошлого столетия разработал теоретико-методические основы обучения двигательным умениям и навыкам [2]: определил этапы обучения (первоначальное изучение, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование), сформулировал задачи этих этапов, рекомендовал средства и методы решения задач, конкретизировал применительно к двигательной деятельности дидактические принципы. Исследователь считал, что важную роль в дальнейшей разработке теории двигательных умений и навыков могут сыграть результаты исследований механизмов, лежащих в основе поведения человека, полученных П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном и др. [2, с. 138].

В теории спорта как обобщающей отрасли научного знания теоретико-методические основы обучения, разработанные В. Д. Мазниченко [2], наряду с теорией планомерно-поэтапного формирования двигательных действий М.М. Богена [3] на основе теории деятельности Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других исследователей и сегодня являются основополагающими при разработках методик обучения в большинстве видов спорта.

В подготовке спортсменов выделяют несколько разделов. Наряду с технической подготовкой выделяют также тактическую подготовку, в процессе которой формируются умения целесообразного использования соревновательных действий в соответствии с замыслом и основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании [4]. В реальной соревновательной деятельности спортсменов техника и тактика, как правило,

не существуют раздельно. В связи с этим наряду с технической и тактической подготовкой говорят о технико-тактической подготовке [4].

Многие исследователи предпринимали попытки разработать обобщающие методики тактической и (или) технико-тактической подготовки. Однако результаты исследований сводились не к обобщающим методикам, которые могут быть использованы как базовые для всех видов спорта, а к методикам для однородных видов спорта (например, методика технико-тактической подготовки в спортивных играх) или комплексным методикам, которые включают совокупность методик для групп видов спорта, классифицированных по определенным признакам. Так, В.С. Келлер показал, что в зависимости от специфики вида спорта, уровня подготовленности спортсмена, двигательных ситуаций, возникающих в условиях соревновательной деятельности тактика может носить алгоритмичный (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации), вероятностный (предполагает преднамеренно-экс-промтные действия) или эвристический (строиться на экспромтных действиях) характер [5]. Анализ предлагаемых В.С. Келлером вариантов тактических действий показывает, что их отличия обусловлены особенностями принятий решений при различном двигательном опыте спортсменов [6; 7].

Методику технико-тактической подготовки в спортивных играх разработал Ю.Д. Железняк [8]: 1-й этап -создание предпосылок; ознакомление с приемом игры (тактическим действием); 2-й этап -разучивание приема игры (тактического действия); воспроизведения его по созданному «образу»; 3-й этап - совершенствование приема игры (тактического действия) в физической тренировке, двухсторонней игре; 4-й этап - интеграция игровых навыков и качеств в игре и спортивных соревнованиях. В большинстве же учебников и учебных пособий по учебной дисциплине «Теория спорта», в которых имеются разделы «Тактическая подготовка спортсменов», авторы ограничиваются анализом особенностей тактических действий в видах спорта или группах однородных видов спорта, а ознакомиться с медиками обучения тактическим действиям предлагается в соответствующих разделах теории и методик видов спорта или однородных групп видов спорта [4; 9].

Для разработки обобщающих теоретико-методических основ обучения спортсменов технико-тактическим умениям и навыкам необходимо, в соответствии с положениями системного подхода [10], определить обобщающий фактор, характерный для тактических действий в условиях соревнований спортсменов независимо от вида их деятельности (вида спорта). Установлено [6; 7], что таким фактором является принятие решения о том, посредством какого двигательного действия или совокупности действий двигательная задача, возникающая в условиях соревновательной деятельности спортсменов, может быть решена с необходимой эффективностью. На основе физиологических закономерностей «принятия решений» [10] разработана теоретико-методическая модель обучения спортсменов технико-тактическим действиям [6; 7]. На следующем этапе разработки обобщающих теоретико-методических основ обучения в соответствии с методологией теоретического исследования [4] необходимо установить, не опровергают ли закономерности обучения и разработанные на их основе методики обучения в видах спорта основные положения теоретическо-методической модели обучения спортсменов технико-тактическим действиям, а напротив - согласуются с ними.

Методологической основой исследования явились положения теории функциональных систем П.К. Анохина, концепции уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, теория деятельности, разработанная психологами школ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория планомерно-поэтапного формирования двигательных действий М.М. Богена и т.д.

В процессе соревновательной деятельности у спортсмена с определенной периодичностью возникают двигательные ситуации, требующие разрешения с необходимой эффективностью посредством двигательных действий. Установлено [6; 7; 10], что при необходимости решения двигательной задачи в организме человека формируется функциональная система на уровне целостного поведенческого акта со всеми ее специфическими узловыми механизмами. Двигательное действие или совокупность действий спортсмен начинает осуществлять после «принятия решения». Решение о том, какой необходимо получить результат и как (каким способом) его получить, принимается внутри системы на основе результатов афферентного синтеза. В процессе принятия решения учитываются мотива-ционные побуждения к действиям и их значимость (доминирующая мотивация), используется накопленный двигательный опыт и теоретические знания, оценивается обстановка, в которой предстоит решать двигательную задачу, анализируются возможности компонент организма, которые предполагается задействовать при решении двигательной задачи, и эффективность их взаимосвязей, а также выбирается наиболее благоприятный момент для начала выполнения двигательного действия (пусковая афферентация). Таким образом, к моменту начала выполнения двигательного действия принимается интегральное решение, в котором в определенной степени решены частные задачи, среди которых могут быть выделены следующие [6; 7; 10]: 1) определен результат, который хочет получить функциональная система; сформулирована двигательная задача; 2) определен способ решения двигательной задачи; 3) выбраны компоненты организма, которые необходимы для решения конкретной двигательной задачи определенным способом; 4) определена степень участия каждого из выбранных компонентов; 5) определены механизмы последовательной и параллельной координации деятельности выбранных компонентов организма; 6) определен момент начала выполнения двигательного действия.

В процессе решения двигательной задачи посредством двигательного действия функциональная система контролирует параметры движений и параметры деятельности компонентов организма, обеспечивающих реализацию соответствующих движений, корректирует их в ходе выполнения двигательного действия, «принимает

решение» о досрочном прекращении двигательной деятельности, если возникает такая необходимость, а также изменяет цепь отдельных последовательных двигательных действий, если это обусловлено логикой соответствующей деятельности. Важно отметить, что представленная очередность решения названных выше задач является условной, т.к. известно, что принятие решения имеет динамичный характер и осуществляется на основе «.. .длительной оценки различных, внутренне формирующихся результатов» [10, с. 51].

Обучение спортсменов умениям принимать эффективные решения о способах разрешения двигательных ситуаций и моментах начала двигательных действий целесообразно отнести к тактической подготовке, а обучение умениям и навыкам реализовывать системы движений, посредством которых и решаются двигательные задачи - к технической [4]. В специфической двигательной деятельности, когда имеется минимум времени на принятие решений, механизмы принятия решений и механизмы реализации принятых решений сливаются в единый процесс, образуя функциональную систему на уровне целостных поведенческих актов [10].

В соревновательной деятельности спортсменов в зависимости от вида спорта может возникнуть одна двигательная задача (например, в легкоатлетических прыжках, метаниях и др.), две (например, в видах тяжелой атлетики и др.) и т.д., причем одна и та же двигательная задача может возникать на протяжении одних и тех же состязаний многократно. В спортивных играх и единоборствах, в т.ч. и в гандболе, в процессе соревновательной деятельности возникает множество двигательных задач, требующих разрешения посредством разнообразных двигательных действий.

В таблице представлен алгоритм обучения решению двигательных задач посредством двигательных действий (приемов), разработанный на основе теоретическо-методической модели обучения технико-тактическим действиям и который может быть использован применительно к виду спорта с любым количеством двигательных задач, возникающих в условиях соревновательной деятельности спортсменов. Рассмотрим методику обучения гандболистов технико-тактическим действиям и определим, в какой степени она соответствует основным положениям разработанной теоретическо-методической модели [6; 7].

Таблица. - Алгоритм обучения решению двигательных задач, возникающих в условиях соревновательной деятельности спортсменов_

Действие(прием) или группа действий (приемов) Этапы обучения технико-тактическим действиям

1 1-й | 2-й 3-й 4-й

2 1-й 2-й 3-й 4-й

3 1-й 2-й 3-й | 4-й |

-/- -/-

п | 1-й | 2-й 3-й 4-й

п (+) 1-й 2-й 3-й | 4-й

Примечание: 1-й - этап обучения обусловленным двигательным действиям; 2-й - этап обучения преднамеренным двигательным действиям; 3-й - этап обучения преднамеренно-экспромтным двигательным действиям; 4-й - этап обучения экспромтным двигательным действиям; п - количество известных приемов (действий) используемых в соревновательной деятельности спортсменов; п (+) - расширение арсенала средств соревновательной деятельности спортсменов.

Как известно [8], в гандболе различают технику нападения и технику игры в защите вратаря и полевых игроков. В технике нападения полевых игроков выделяют перемещения (разновидности прыжков, остановок, бега) и владение мячом (разновидности передач, бросков и ведений мяча). В технике защиты полевых игроков выделяют перемещения (разновидности прыжков, бега и остановок) и технику противодействия овладения мячом (разновидности блокирования игрока или мяча и разновидности выбивания мяча).

В технике вратаря выделяют технику нападения (разновидности приемов владения мячом) и технику защиты (разновидности перемещений и разновидности противодействий и приемов овладения мячом).

В тактике нападения полевых игроков выделяют индивидуальные (уход, применение броска, применение передачи, применение ведения, финты), групповые (параллельные, скрестные, заслон) и командные действия (стремительное нападение и позиционное нападение). В тактике защиты полевых игроков также выделяют индивидуальные (опека игрока без мяча и с мячом, перехват, применение выбивания, применение блокирования и финты), групповые (подстраховка, переключение, проскальзывание и разбор) и командные (личная, зонная и смешанная защита). В тактике вратаря выделяют индивидуальные действия (выбор позиции и финт) и командные действия (с защитой и с нападением).

Для определения соответствия методик обучения технико-тактическим действиям в видах спорта разработанной модели обучения необходимо: во-первых, установить методики обучения технике двигательного действия в виде спорта и ее соответствие основным положениям обобщающих методик обучения [2; 3 или др.], которые отражены в разработанной теоретико-методической модели [6; 7]; во-вторых, установить методику обучения тактике действий в виде спорта и ее соответствие основным обобщающим положениям, которые отражены в разработанной теоретико-методической модели [6; 7].

Исследование методик обучения в гандболе [8] показывает, что при обучении гандболистов технико-тактическим действиям рекомендуется соблюдать определенную логическую последовательность: первый этап -ознакомление с приемом; второй этап - изучение приема в упрощенных условиях; третий этап - совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке; четвертый этап - формирование умений применять прием в игре.

Анализ предлагаемой последовательности обучения показывает, что первые три этапа являются вариантом методики обучения технике двигательных действий, разработанной В.Д. Мазниченко [2]. Такая последовательность используется главным образом при обучении военнослужащих технике двигательных действий («ознакомление» -«разучивание» - «совершенствование») [11]. Важно отметить, что предлагаемая методика обучения технике двигательного действия в гандболе разработана на основе одной обобщающей методики обучения [2], а методика обучения, разработанная для спортивных игр и представленная в этом же учебнике - на основе другой обобщающей методики [3]. К сожалению, автор не конкретизирует, до какой степени владения необходимо осваивать технику приемов, прежде чем использовать их в игре, ограничиваясь указанием «когда те еще мало освоены» [8, с. 282]. На одном занятии рекомендуется ограничить количество осваиваемых приемов (не более двух-трех), при этом считается целесообразным при обучении приему нападения обучать гандболистов и соответствующим приемам защиты. Отмечается, что последовательность обучения технике приемов обусловлена сложностью единоборств игроков в игре при их использовании: вначале обучают приемам, использование которых в игре не вызывает особых сложностей, а затем осваиваются приемы, которые постепенно усложняют действия игроков во время игры. В тоже время, автором не представлена последовательность обучения приемам в гандболе [8].

Таким образом, анализ методики обучения технике приемов, используемых гандболистами в соревновательной деятельности, в полной мере соответствует алгоритму обучения решению двигательных задач, представленному в таблице. В первом столбце таблицы - действие (прием) или группа действий (приемов), осваиваемых на одном занятии. В гандболе, как отмечалось ранее, рекомендуется осваивать не более двух-трех приемов (действий). Количество осваиваемых приемов (действий) в модели (см. таблицу) не ограничено количеством известных приемов (и). Развитие теории и методики вида спорта предполагает расширение арсенала средств соревновательной деятельности спортсменов, поэтому количество приемов (действий) может быть расширено до необходимой величины (и (+)). Во втором столбце таблицы - этапы обучения технико-тактическим действиям, используемых спортсменами в соревновательной деятельности. На первом и втором этапах обучения (обучение обусловленным и преднамеренным двигательным действиям) решается задача овладеть техникой осваиваемого двигательного действия (приема) или совокупности действий (приемов) [6; 7]. Очередное действие (прием) или совокупность действий (приемов) осваивается (см. таблицу) после завершения второго этапа обучения предыдущим действиям (приемам). Отличия в методике обучения технике двигательных действий, представленной в теоретико-методической модели, от методики обучения, разработанной В.Д. Мазниченко [2], состоят в количестве этапов обучения, их названии и задачах, решаемых в рамках каждого из этапов обучения, что обосновано отличиями в методологических основах обучения (теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным, имеет особенности по сравнению с физиологической теорией двигательного навыка, разработанной А.Н. Кре-стовниковым, хотя обе эти теории разработаны на основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности), а также системной связью названных этапов с другими этапами обучения (обучение преднамеренно -экспромтным и экспромтным двигательным действиям).

Четвертый этап предлагаемой последовательности обучения технико-тактическим действиям (формирование умений применять прием в игре) является по своей сути целью тактической подготовки гандболистов. Исследование методик обучения в гандболе [8] показывает, что при обучении гандболистов тактическим действиям рекомендуется вначале ознакомить обучаемых с правилами игры, сформулировать задачи тактической деятельности гандболистов (полевых игроков и вратаря), а затем рекомендуется приступить к обучению тактическим действиям. Для формирования основы определенных тактических систем игры вначале обучают индивидуальным, затем - групповым, и после - командным действиям. В.П. Портнов предлагает следующую последовательность обучения полевых игроков тактическим действиям (индивидуальным, групповым и командным) [8]: первый этап - рассказ и показ на схеме или макете; второй этап - разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным противником (противника предлагается обозначить, например, стойками); третий этап - разучивание схемы действия непосредственно на площадке с активным противником, действующим по определенным заданиям; четвертый этап - разучивание схемы действия непосредственно на площадке с активным противником в соревновательной форме; пятый этап - закрепление разучиваемой тактической схемы в двусторонней игре.

Анализ предлагаемой архитектоники обучения полевых игроков показывает, что в данном случае решается общая задача обучения гандболистов преднамеренным действиям (формируются умения спортсменов решать знакомую двигательную задачу). В тоже время на основе анализа методики обучения можно сделать вывод, что в процессе подготовки гандболистов решаются общие задачи обучения как преднамеренно-экспромтным двигательным действиям (формируются умения спортсменов из изученных тактических схем выбирать наиболее подходящие за необходимое время), так и экспромтным двигательным действиям (формируются умения спортсменов за необходимое время находить варианты разрешения незнакомых двигательных ситуаций).

Анализ методики обучения вратаря тактическим действиям показывает, что в процессе подготовки наряду с этапом обучения обусловленным двигательным действиям четко прослеживаются и последующие два этапа теоретико-методической модели обучения [6; 7]: обучение преднамеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям (см. таблицу).

Таким образом, анализ методики обучения гандболистов тактике игры позволяет говорить о том, что ее положения не противоречат основным положениям теоретико-методической модели обучения спортсменов технико-тактическим действиям [6; 7]: методика обучения вратаря осуществляется в полном соответствии с положениями теоретико-методической модели, а в методике обучения полевых игроков отсутствует акцент на выделении преднамеренно-экспромтного и экспромтного этапов обучения, хотя такие задачи в процессе их подготовки решаются.

Заключение.

1. Технико-тактическая подготовка представляет собой процесс обучения спортсменов технике приемов и формирование умений использовать их в условиях соревновательной деятельности. Для повышения эффективности технико-тактической подготовки гандболистов целесообразно в качестве методологической основы использовать обобщенные методики обучения, разработанные в рамках теории спорта и конкретизированные применительно к специфике соревновательной деятельности в гандболе. Имеющиеся в теории спорта проблемы обобщения закономерностей тактической подготовки спортсменов создают определенные затруднения при разработке методик обучения тактике действий в гандболе.

2. Умения спортсменов принимать за необходимое время эффективные решения о способах разрешения двигательных ситуаций, возникающих в условиях соревновательной деятельности, во многом зависят от их двигательного опыта. На основе физиологических закономерностей «принятия решений» разработана теоретико-методическая модель обучения спортсменов технико-тактическим действиям, в которой процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют единый взаимосвязанный процесс обучения обусловленным, преднамеренным, пред-намеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям. Установлено, что методики обучения гандболистов имеют высокую степень согласованности с основными положениями теоретическо-методической модели обучения спортсменов технико-тактическим действиям и не противоречат им.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 144 с.

2. Теория и методика физического воспитания : учеб. / А.Д. Новиков [и др.] ; под общ. ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. -М. : Физкультура и спорт, 1967. - 399 с.

3. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

5. Келлер, В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. - Киев : Здоров'я, 1977. - 184 с.

6. Гавроник, В.И. Состав и структура технико-тактической подготовки военнослужащих / В.И. Гавроник, В.В. Руденик,

A.А. Немытов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - СПб. : Воен. ин-т физ. культуры. - 2010. - № 5(9). - С. 51-54.

7. Лушневский, А.К. Обучение военнослужащих стрельбе из штатного оружия / А.К. Лушневский, В.В. Руденик, А .В. Некрасов. - Гродно : ЮрСаПринт, 2020. - 118 с.

8. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. / Ю.Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 520 с.

9. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 1997. - 593 с.

10. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 448 с.

11. Теория и организация физической подготовки войск : учеб. / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В. Миронова,

B.Д. Шейченко. - СПб. : Воен. дважды Краснознам. ин-т физ. культуры, 1992. - 342 с.

REFERENCES

1. Krestovnikov, A.N. (1951). Ocherki po fiziologii fizicheskikh uprazhneniy [Essays on the physiology of physical exercises], Moscow: Fizkul'tura i sport. (In Russ.).

2. In A.D. Novikov, L.P. Matveye (Ed.) (1967-1968) Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical education]. Moscow: Fizkul'tura i sport. (In Russ.).

3. Bogen, M.M. (1985). Obucheniye dvigatelnym deystviyam [Teaching motional actions]. Moscow: Fizkul'tura i sport. (In Russ.).

4. Matveev, L.P. (2005). Obshchaya teoriya sporta i yeye prikladnyye aspekty [General theory of sport and its applied aspects]. Saint Petersburg: Lan'. (In Russ.).

5. Keller, V.S. (1977). Deyatelnost sportsmenov v variativnykh konfliktnykh situatsiyakh [Sportsmen's activity in variative conflict situations]. Kyiv: Zdorov'ya. (In Russ.).

6. Gavronik, V.I., Rudzenik, V.V. & Nemytov, A.A. (2010). Sostav i struktura tekhniko-takticheskoy podgotovki voyennosluzhashchikh [Composition and structure of technical and tactical training of military personnel]. Aktual'nyye problemy

fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. Saint Petersburg: Voyennyy institut fizicheskoy kul'tury. (In Russ.).

7. Lushnevskiy, A.K., Rudenik, V.V. & Nekrasov, A.V. (2020). Obucheniye voyennosluzhashchikh strelbe iz shtatnogo oruzhiya: monografiay [Teaching servicemen to fire from standard weapons]. Grodno: YurSaPrint. (In Russ.).

8. Zheleznyak, Yu.D., Portnov, Yu.M., Savin, V.P. & Leksakov, A.V. (2020). In Yu.D. Zheleznyak & Yu.M. Portnov (Ed.). Sports games: technique, tactics, teaching methods [Sports games: technique, tactics, teaching methods], Moscow: Akademiya. (In Russ.).

9. Platonov, V.N. (1997). Obshchaya teoriya podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte [General theory of training athletes in olympic sports]. Kiev: Olimpiyskaya literatura. (In Russ.).

10. Anokhin, P.K. (1975). Ocherki po fiziologii funktsionalnykh sistem [Essays on the physiology of functional systems], Moscow: Meditsina. (In Russ.).

11. (1992). In L.A. Veidner-Dubrovin, V.V., Mironov, & V.D. Sheychenko (Ed.). Teoriya i organizatsiya fizicheskoy podgotovki voysk [Theory and organization of physical training of troops]. St. Petersburg: Voyennyy dvazhdy Krasnoznamennyy institut fizicheskoy kul'tury. (In Russ.).

Поступила 12.05.2022 TRAINING OF HANDBALL PLAYERS TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS

V. RUDZENIK, V. GAVRONIK

Technical and tactical training is a process of teaching athletes techniques and the formation of skills to use them in conditions of competitive activity. To increase the effectiveness of technical and tactical training of handball players, it is advisable to use generalized teaching methods developed within the framework of sports theory and concretized in relation to the specifics of competitive activity in handball as a methodological basis. The problems existing in the theory of sports of generalization the patterns of tactical training of athletes create certain difficulties in the development of methods of teaching tactics of actions in handball.

The ability of athletes to make effective decisions in the necessary time about ways to resolve motor situations arising in competitive activity largely depends on their motor experience. Based on the physiological laws of "decisionmaking", a theoretical and methodological model of training athletes in technical and tactical actions has been developed, in which the processes of teaching the technique of actions (techniques) and the formation of skills to use actions (techniques) in the conditions of competitive activity represent a single interconnected learning process conditioned, deliberate, deliberate impromptu and impromptu motor actions. It was established that the methods of teaching handball players have a high degree of consistency with the main provisions of the theoretical-methodical model of teaching athletes technical and tactical actions and do not contradict them.

Keywords: technical and tactical training, competitive activity, handball player.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.