сенко. - СПб. : МГН «Петрополис», 199. - 123 с.
2. Апанасенко, Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 1.
- СПб. : Наука, 1993. - С. 49-60.
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
REFERENCES
1. Apanasenko, G.L. (1992), Evolution of bio-energy and human health, Petropolis, Saint Petersburg, Russian Federation.
2. Apanasenko, G.L. (1993), "Occupational health: some problems of theory and practice", Valeologiya. Diagnostika, sredstva ipraktika obespecheniya zdorov’ya, Vol.1, pp. 49-60.
3. Il’yin, E.P. (2002), Motivation and motives, Piter, Saint Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.1/.3
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ОСВОЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ МИНИ-ФУТБОЛ
Виктор Павлович Метёлкин, старший тренер мини-футбольной команды «Исеть»,
старший преподаватель,
Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ),
г. Екатеринбург
Аннотация
Обучение двигательным действиям в любой спортивной деятельности начинается с азов понимания выбранного вида спорта, его технической и функциональной составляющей. При обучении детей 6-7 летнего возраста в спорте, к тренировочному процессу предъявляются особые требования, связанные с освоением двигательных элементов в избранном виде спорта.
В статье рассматриваются вопросы построения тренировочного процесса в мини-футболе на начальной стадии обучения детей 6-7 летнего возраста. Автор показал и обосновал этапы освоения двигательных элементов игры мини-футбол детьми данного возраста, согласно теории построения двигательных действий разработанной П.Я. Гальпериным, основу которой составляет многоуровневая теория формирования двигательных умений и навыков Н.А. Бернштейна.
На примере сравнения изменения результатов исследования в двух равнозначных группах, автор делает вывод о положительном влиянии предложенной методики этапного обучения детей 67 летнего возраста освоению двигательных элементов и действий игры мини-футбол.
Ключевые слова: дети 6-7 летнего возраста, мини-футбол, этапы начального обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p97-103
TRAINING OF CHILDREN AGED 6-7 YEARS OLD TO DEVELOPMENT OF MOTOR FUTSAL GAME ELEMENTS
Victor Pavlovich Metyolkin, the senior coach of a futsal team «Iset», senior teacher,
Ural state economic university, Yekaterinburg
Annotation
Training to motor actions in any sports activity is begun from the beginning understanding of the chosen sport, its technical and functional component. At training of children aged 6-7 years old in sports, the special demands are required to training process connected with development of motor elements in the selected sport.
The article considers the questions of construction of training process in futsal at the initial stage of training the children aged 6-7 years old. Author has shown and has proved the stages of mastering the
motor futsal game elements by children of the given age, according to the theory of construction of motor actions developed by P.Ja. Galperin, basis of which is formed the multilevel theory of formation of motor skills of N.A. Bernstein.
On the example of comparison of change of research results in two equivalent groups, the author makes the conclusion on positive influence of the offered technique of phased training of children aged 67 years old on development of motor elements and actions of game futsal.
Keywords: children aged 6-7 years old, futsal, elementary education stages.
ВВЕДЕНИЕ
Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному двигательному действию (техническому приёму или тактическому действию), выделяют три этапа: подготовительный (этап ознакомления с разучиваемым действием), основной (этап углубленного разучивания) и закрепляющий (этап совершенствования разучиваемых умений) [3].
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ МИНИ-ФУТБОЛ
Этапы обучения детей 6-7 летнего возраста успешному освоению сложных двигательных элементов игры мини-футбол следуют один за другим. Формирование двигательных навыков проходит успешнее, если используется двигательный опыт и учитывается положительный перенос ранее приобретенных навыков [2,3]. Все этапы тесно взаимосвязаны между собой в выборе средств, применяемых для решения поставленных задач на каждом этапе (рис.1).
Цель: Обучение детей 6-7 летнего возраста освоению двигательных элементов игры мини-футбол.
1 '
1. Подготовительный этап: ознакомление с разучиваемым действием 2. Основной этап: углубленное разучивание двигательного действия 3. Закрепляющий этап: совершенствование технического двигательного действия
Рис. 1 Этапы обучения детей 6-7 лет в мини-футболе На каждом этапе обучения мы ставили цели, соответствующие данному возрасту
детей, их физическому развитию, уровню технической оснащенности и психической устойчивости:
I этап подготовительный. Цель данного этапа - ознакомление с разучиваемым действием. Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения. Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действия [4].
На этом этапе решаются задачи:
• познакомить детей с основными терминами и понятиями в мини-футболе;
• создать правильное представление об изучаемом действии;
• научить детей выполнять упражнение в общих чертах;
• развивать ловкость и общую координацию у детей;
• подготовить организм детей к выполнению нагрузок.
Для осуществления поставленных задач мы пытались обеспечить ребёнку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы - зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание. На начальной стадии обучения мы учили детей основным терминам, применяемым в мини-футболе. Мы объясняли названия линий на игровой площадке (боковая линия, линия ворот, штрафная линия, средняя линия). Также показывали игровые зоны (зона защиты, зона соперника, зона вратаря, аут), и рассказывали об основных правилах мини-футбола (играть только ногами или головой, забить мяч в ворота соперника, играть против соперника). На подготовительном этапе, путём объяснения и показа, мы старались создать у занимающихся детей правильное представление об изучаемом техническом действии. После объяснения и показа правильного выполнения технического элемента игры мини-футбол, мы начинали учить детей выполнению данного двигательного действия самостоятельно. Во время выполнения ребёнком упражнения, мы постоянно следили за его действиями. На данном этапе подсказки тренера очень необходимы. Разучивание технических движений минифутбола мы проводили с применением подготовительных и подводящих упражнений (имитация удара по неподвижному мячу, катание мяча подошвой стоя на месте, разучивание постановки опорной ноги около мяча перед выполнением паса или удара по мячу).
В связи с тем, что дети, пришедшие заниматься мини-футболом, на начальном этапе имеют различную степень физической подготовленности, мы основное внимание уделяли развитию у них специальных физических качеств, а также развитию ловкости и координации. Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения [5,6]. Мы считаем, что развитие ловкости и координации позволяет детям всесторонне расширять запас двигательных умений, что положительно способствует решению основных задач при достижении поставленной цели нашего исследования. Для развития ловкости мы предусматривали выполнение детьми следующих упражнений: бег с мячом между фишек, беговые упражнения между фишек без мяча и т.п. Координацию развивали с помощью прыжков на месте с поворотом на 360 градусов, прыжков на одной ноге в стороны с удержанием равновесия и т.п. На последней стадии подготовительного этапа мы применяли выполнение детьми двигательного действия в упрощённых условиях, что позволяет ребёнку овладеть основной структурой двигательного технического действия.
Тренировочный цикл при обучении детей 6-7 лет игре в мини-футбол начинается с осени. Осень - сезон после отдыха детей с родителями. В этот период ребёнок начинает готовиться к поступлению в школу. Организм детей, их мышечный и связочный аппарат не подготовлены к переходу на планомерный график тренировок. В этот период дети должны постепенно войти в тренировочный ритм. В связи с тем, что дети, пришедшие заниматься мини-футболом, к началу тренировочных занятий не имели должной физиче-
ской подготовки, нагрузка на организм детей была невысокой, ЧСС не превышало 130 ударов в минуту. Продолжительность этого этапа зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. В нашей работе подготовительный этап длился 1-1,5 месяца (сентябрь - октябрь).
Начальное разучивание, как правило, сопровождается существенным отклонением от требований техники или оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения. В связи с этим, на этом этапе особенно важна роль тренера. От его чёткого объяснения и показа выполнения упражнения зависит как быстро и качественно в дальнейшем ребёнок сможет усвоить многообразие двигательных элементов игры мини-футбол.
II этап основной. Целью данного этапа является углубленное разучивание двигательного действия (освоение основной структуры двигательного действия). На данном этапе ставилась цель на решение главных задач нашего исследования по обучению детей освоению двигательных элементов игры мини-футбол. Мы использовали, в основном, метод целостного упражнения. В тренировочном процессе на данном этапе мы применяли упражнения (которые дети разучили на подготовительном этапе) в упрощённых (в движении) и усложнённых условиях (в игровых упражнениях против соперника). Основной этап является базовым в усвоении детьми техники игровых движений.
Задачи основного этапа:
• научить детей выполнять упражнение в движении;
• научить детей, в общих чертах, применять элементы мини-футбола в игровой практике;
• развивать координацию у детей при выполнении сложных двигательных элементов игры мини-футбол;
• планомерно и постоянно развивать физические качества детей в течение всего тренировочного процесса.
На основном этапе годичного цикла обучения детей в мини-футболе максимальное количество времени нами было направлено на индивидуальную работу ребёнка с мячом. При обучении детей 6-7 летнего возраста в мини-футболе надо помнить, что монотонная и однообразная работа очень утомляет детей. Мы предлагали детям максимальное разнообразие различных упражнений (ведения различной частью стопы; подошвой, подъёмом, внутренней частью стопы (щёчкой), ведения спиной вперёд, ведения мяча с изменением траектории движения и т.п.). По мере освоения детьми ведения мяча задания можно усложнять за счёт увеличения скорости движения. При выполнении игровых упражнений мы обучали детей обманным движениям мини-футбола (финтам). Для обучения детей ударной технике по мячу мы предлагали детям выполнять упражнения, передавая мяч ударом ногой друг другу, производить удары по наклонённой скамье, а также выполнять удары на точность по пустым воротам с различной дистанции - с 3, 4, 5, 6 метров. На основном этапе мы применяли изучение технического действия в усложнённых условиях. Очень эффективно для этого - применение игры в мини-футбол в различных составах. Для развития у ребёнка специальной физической подготовки мы использовали упражнения с мячами - прыжки через мяч, бег вокруг мяча, ускорения с мячом, дриблинг с мячом с максимальной скоростью, приседания с мячом и т.п. Развитию физических качеств на этом этапе мы уделяли особое внимание. Для развития физических качеств мы применяли круговые тренировки, с применением мяча при выполнении всех упражнений на каждой «станции».
После завершения первоначального этапа, дети успешно втягиваются в график тренировок, прошли начальный уровень обучения, укрепили мышечный и связочный аппарат. В связи с этим, нагрузка на детей в тренировочных группах на данном этапе нами была увеличена до 160-170 ударов в минуту.
Роль тренера на данном этапе заключается в постоянном контроле всех действий ребёнка с мячом, а также своевременная корректировка ошибок допущенных детьми при выполнении технического действия. Этап длится 6-7 месяцев (октябрь - апрель).
III этап закрепляющий. Цель - закрепление и совершенствование освоенных двигательных элементов игры мини-футбол. Закрепляющий этап объединяет все предыдущие этапы и способствует стимулированию детей к самостоятельному выполнению целостного двигательного действия.
На закрепляющем этапе мы решали задачи:
• закрепить выполнение детьми разучиваемых двигательных технических элементов игры мини-футбол;
• воспитывать у детей способность применять технические элементы минифутбола в игре;
• ознакомить детей с общими тактическими действиями при игре в минифутбол;
• развивать специальные физические качества детей.
На этом этапе предусматривается закрепление разучиваемого двигательного элемента и действия в целом, а также возможность применения его в игровой практике. На данном этапе мы предлагаем детям выполнение несложных технико-тактических задач на освоение основных тактических взаимодействий и перемещений при игре в минифутбол. Мы применяли упражнения, в которых необходимо было решить какую-нибудь игровую тактическую задачу, поставленную тренером. Например: ведение мяча между фишками, пас тренеру (или партнёру), а затем удар по воротам. Также, на этом этапе обучения, мы чаще давали детям выполнение упражнений с наличием игровых ситуаций: игра в «квадрат»; игры в разных составах; игры между партнёрами «друг против друга», «один против двоих» и т.п.
Весной, после зимних занятий, у детей возникает усталость на фоне тренировочного процесса и зимнего авитаминоза. Учитывая это обстоятельство, мы давали детям больше игровых упражнений для поддержания их эмоционального состояния. В связи с этим, на заключительном этапе мы снижали нагрузку. Нагрузка (ЧСС) на закрепляющем этапе составляла 140-150 ударов в минуту. Выполнение данного условия необходимо для того, чтобы к окончанию всего начального периода обучения детей в мини-футболе у детей сохранились положительные эмоции от тренировочного процесса. Длительность этого этапа 1-1,5 месяца (апрель - май).
Роль тренера на закрепляющем этапе такая же, как и на основном этапе, но только с разъяснениями о тактической составляющей применения и выполнения конкретного двигательного элемента и целостного действия во время игры в мини-футбол.
Анализ результатов нашего исследования показал, что рост показателей (в %) в исследуемых группах был неравнозначным (рис. 2).
Наше исследование проводилось на примере сравнения двух равнозначных групп занимающихся детей мини-футболом 6-7 лет - экспериментальной и контрольной.
Предлагаемое нами поэтапное обучение детей 6-7 лет двигательным элементам игры мини-футбол в экспериментальной группе предусматривает что, на каждом этапе первоначального обучения детей 6-7 летнего возраста игре в мини-футбол основное внимание и время следует уделять правильному формированию у детей двигательных элементов игры мини-футбол с одновременным развитием физических качеств. Для решения поставленных задач в экспериментальной группе мы использовали применение метода многократного повторения упражнения.
В контрольной группе основной целью являлось достижение спортивного результата, т. е. подготовка детей к соревновательной деятельности. Основным средством обучения детей игре в мини-футбол в контрольной группе являлся игровой метод.
Рис. 2. Динамика освоения детьми 6-7 летнего возраста двигательных элементов игры
мини-футбол, (в %).
Условные обозначения: 1. Жонглирование мячом, (кол-во остановок). 2. Пас партнёру, (кол-во точных пасов). 3. Приём мяча грудью, (кол-во точных приёмов из 10 раз). 4. Пас мяча партнёру в руки, (кол-во точных пасов из 10 раз). 5. Удары по мячу в цель (из 5 раз), (кол-во попаданий).
Как видно из графика, по окончании нашего исследования, рост результатов у детей в экспериментальной группе был значительно выше. В этой группе нами были отмечены обогащение двигательных умений детьми, хорошая динамика освоения ими базовых двигательных элементов мини-футбола. В контрольной группе результаты были значительно ниже. Применение методики обучения детей 6-7 летнего возраста в минифутболе с использованием, преимущественно, игровых методов не выявило преимуществ, в сравнении с предлагаемой нами методики. Хотя, мы наблюдаем рост результатов тестирования и в контрольной группе, мы связываем этот рост с естественным развитием детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предлагаемое нами, распределение тренировочных нагрузок на каждом этапе обучения детей 6-7 летнего возраста игре в мини-футбол положительно способствует освоению детьми двигательных элементов этой игры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лях, В.И. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий / В.И. Лях, П.Я. Гальперин, М.М. Боген // Физическая культура в школе. - 2007. - № 3. - С. 15-18.
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для высш. спец. физкультурных учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2004. - 284 с.
3. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути их решения : монография / А.В. Петухов. - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
4. Сергеев, Г.В. Футбол: техника, обучение и тренировка / Г.В. Сергеев, М. М. Чубаров. - М. : Изд-во "Московский государственный индустриальный университет", 2007. - 116 с.
5. Футбол : поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го
годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / под ред. И. А. Швыкова. - М. : Терра-Спорт, 2000.
- 124 с.
6. Швыков, И.А. Футбол в школе / И. А. Швыков. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2005. - 96 с.
REFERERNCES
1. Ljakx, V.I., Galperin, P.J. and Bogen, M.M (2007), "Theory about stage-by-stage formation of knowledge, skills in the course of development of impellent actions", Physical training at school, No. 3, pp. 15-18.
2. Matveev, L.P. (2004), Theory and a physical training technique, Lan, St-Petersburg, Russian Federation.
3. Petukxov, A.V. (2006), Football. Formation of bases of individual technique-tactical skill of young football players, the monography, Soviet sports, Moscow, Russian Federation.
4. Sergeev G.V and Chubarov M.M (2007), Football: technics, training and training, Publishing House: "the Moscow state industrial university", Moscow, Russian Federation.
5. Ed. Shvykov, I. A. (2000), Football. The step-by step lessons program for educational-training groups of 1st and 2nd years of training, Terra-sports, Moscow, Russian Federation.
6. Shvykov, I.A. (2005), Football at school, Terra-sports, Olympia the Press, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 371.93
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Марат Магасумович Миннегалиев, кандидат педагогических наук, доцент, Бирская государственная социально-педагогическая академия
Аннотация
Статья посвящена проблеме профилактики девианого поведения подростков с использованием физической культуры и спорта. Рассматривается применение специально подобранных физических упражнений, способствующих к повышению уровня физической подготовленности, волевых и нравственно-этических качеств личности. Наблюдаемые в конце экспериментальных исследований положительные изменения в двигательной подготовленности, в уровнях развития физических и нравственно-этических качеств, в психическом состоянии подростков с девиантным поведением свидетельствует об эффективности применяемых в процессе физкультурнооздоровительных занятий, физических упражнений из раздела подвижных и спортивных игр. Достижению данного положительного эффекта способствовало и рациональное сочетание специально подобранных средств и педагогических приемов, применяемых в ходе опытно-экспериментальной работы. Они позволили создать благоприятную психологическую обстановку, способствующую снижению неблагоприятных психоэмоциональных состояний у подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, профилактика, девиантное поведение, подростки, деятельность, качества, действия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p103-107
APPLICATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PREVENTIVE SUPPORT OF TEENAGERS' DEVIATION BEHAVIORS
Marat Magasumovich Minnegaliev, the candidate of the pedagogical sciences, senior lecturer,
Birsk State Social-Pedagogical Academy
Annotation
The article is dedicated to the problem of the preventive support of deviation behavior of teenagers