Научная статья на тему 'Обучение чтению — подходы, сложности, решения'

Обучение чтению — подходы, сложности, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / скорость чтения / нейропсихологический подход / физиология чтения / лингвистика / межполушарное взаимодействие / коррекционная работа / дифференцированная работа / навык чтения / осмысленное чтение / reading / reading speed / neuropsychological approach / physiology of reading / linguistics / interhemispheric interaction / correctional work / differentiated work / reading skill / meaningful reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумная Елена Владимировна

В статье автор рассматривает вопрос обучения чтению с точки зрения физиологии, лингвистики и нейропсихологии. Рассмотрены необходимые составляющие освоения навыком чтения. Освещена коррекционно-дифференцированная работа при освоении навыком чтения, даны нормативы скорости чтения. Статья может быть полезна учителям начальной школы, преподавателям русского языка и литературы, воспитателям дошкольных учреждений и развивающих центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching reading — approaches, difficulties, solutions

In the article, the author examines the issue of teaching reading from the point of view of physiology, linguistics and neuropsychology. The necessary components of mastering the reading skill are considered. Correctional and differentiated work in mastering the reading skill is covered, and reading speed standards are given. The article may be useful for primary school teachers, teachers of Russian language and literature, educators of preschool institutions and development centers.

Текст научной работы на тему «Обучение чтению — подходы, сложности, решения»

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ — ПОДХОДЫ, СЛОЖНОСТИ, РЕШЕНИЯ

Е.В. Разумная, педагог-дефектолог ORCID: 0009-0005-9802-8160, alexlen@bk.ru

https://doi.org/10.62969/pedwiki-2024-3

Аннотация. В статье автор рассматривает вопрос обучения чтению с точки зрения физиологии, лингвистики и нейропсихологии. Рассмотрены необходимые составляющие освоения навыком чтения. Освещена коррекционно-дифференцированная работа при освоении навыком чтения, даны нормативы скорости чтения. Статья может быть полезна учителям начальной школы, преподавателям русского языка и литературы, воспитателям дошкольных учреждений и развивающих центров.

Ключевые слова: чтение, скорость чтения, нейропсихологический подход, физиология чтения, лингвистика, межполушарное взаимодействие, коррекционная работа, дифференцированная работа, навык чтения, осмысленное чтение.

Чтение является важным видом речевой деятельности и относится к сложнейшим психологическим процессам, в которых задействованы многие структуры мозга.

Рассмотрим навык чтения с разных сторон - с точки зрения физиологии, лингвистики и нейропсихологии.

Функциональная основа чтения

Функциональной основой чтения с точки зрения физиологии является согласованная работа различных отделов головного мозга. В сложный процесс чтения каждый отдел мозга вносит свой уникальный вклад. Если происходит нарушение любого из звеньев - мы видим отклонение в работе всей системы и сталкиваемся с различными типами нарушений процесса чтения.

Чтение с точки зрения лингвистики

В лингвистике чтение рассматривается как процесс перекодирования графических знаков, зафиксированных на бумаге, в звуковую речь или непосредственно в смысловые единицы без звукового оформления (при чтении

про себя). Так же чтение решает задачу формирования навыка беглого, точного, осознанного и выразительного чтения.

Впервые в 1988 году М.Р. Львов[1] составил и выпустил в издательстве «Просвещение» «Словарь-справочник по методике русского языка» для студентов факультета русского языка и литературы педагогических институтов. [2]

Нейропсихологический подход

Российский (советский) психолог, педагог, невролог, А.Р. Лурия[3] определял чтение как «аналитико-синтетический процесс, включающий звуковой анализ и синтез элементов речи, теряющий свое значение по мере развития и автоматизации этих функций». Чтение, по мнению А.Р. Лурия, является особой формой импрессивной речи. Для нормальной работы мозга при чтении необходима согласованность между заднелобными, нижнетеменными, височными, затылочными отделами коры левого полушария головного мозга, а также необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов.

Доктор психологических наук, профессор Л.С. Цветкова[4] считала, что в психологическом ключе строение процесса чтения состоит из тесной взаимосвязи двух уровней: сенсо-моторного и семантического. Сенсо-моторный уровень включает в себя анализ и удержание получаемой информации в оперативной памяти и отвечает за технику чтения. На этом уровне обеспечивается скорость, точность и объем восприятия. На семантическом уровне происходит непосредственное понимание значения прочитанной информации, её смысл, возникают смысловые догадки.[5]

Таким образом, понимая генезис, структуру письма и чтения, а так же связь этих процессов с функционированием отделов головного мозга, можно определить причины трудностей при обучении младших школьников чтению.

Работа над осмысленным чтением

• Понимание значений слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

• Понимание смысла каждого предложения, входящего в состав текста, понимание связи между предложениями;

• Понимание деления текста на части (абзац, эпизод, глава), понимание смысла этих частей (о чем говорится и что автор хотел этим сказать);

• Понимание основного смысла произведения и его содержания, сформированность умения выразить отношение к прочитанному.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» в 2022 году выпустил методическое пособие для учителя: «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на уроках литературного чтения в начальной школе» и в 2023 году «Система оценки предметных результатов обучения по учебному предмету «Литературное чтение».[6]

Необходимые составляющие освоения навыком чтения

• Чтение вслух и молча (про себя);

• Читательская и текстовая деятельности;

• Коммуникативная деятельность;

• Навыки работы с книгами, знание авторов и их произведений, соответствующей тематики (библиографическая культура).

Ошибки, которые могут возникнуть:

• Искажение слов (замена, перестановка, пропуск или добавление букв, слогов, слов);

• Неправильная постановка ударений (более двух);

• Чтение текста без смысловых пауз, неверный темп, нет четкости произношения слов при чтении вслух;

• Отсутствует понимание общего смысла прочитанного за установленное время чтения;

• Ошибочные ответы на вопросы по содержанию. Недочёты:

• Постановка не более двух неправильных ударений;

• Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

• Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

• Неточны формулировки основной мысли;

• Нецелесообразно используются средства выразительности.

Обозначив ошибки при освоении навыком чтения, нужно понимать, что работа по исправлению этих ошибок должна начинаться со своевременной диагностики.

Коррекционно-дифференцированная работа при освоении навыка чтения

При чтении ребёнок искажает слова, путает буквы, добавляет буквы

Причины могут быть различны - от нарушения слухового анализатора до несформированности образа буквы. Остановимся на образе буквы. Если в 1 классе школьник путает буквы, следует остановиться и снова повторить изучение буквенных обозначений, которые вызывают затруднения.

• Зашумлённые буквы.

• Буквы спрятались.

• Пазл «Улитка».

• На кого (на что) похожа буква (дорисуй свой образ).

• Обведи на полянке все буквы в (б, а, с, р и т.п.).

• Корректурная проба.

• Чтение с карточкой-шторкой.

• Чтение вверх-ногами.

• Игра в слова.

• Марсианские стихотворения.

• Каллиграммы.

• Игры для автоматизации звуков (например «Дубль»).

Зашумленные буквы.

I й

На кого (на что) похожа буква.

Соединение буквы с цифрой.

Буквенная улитка.

©©©©©©©©© ©©©©©©©©© ©©©©©©©©© ©©©©©©©©© ©©©©©©©©© ©©©©©©©©© ©©©©©©©©© ©©©©©©©©©

Корректурная проба. Найти веселые смайлики.

Марсианское стихотворение Кисбин.

Кис бин МИКИ, Дин ЛИН |ЭИКИ, Туки буми луки, Дани мани буки.

Марсианское стихотворение.

Неправильная постановка ударений

Школьник не может читать словами и не соотносит графическое написание слова с произносимыми звуками в его составе. Понятие «ударение» не сформировано. Так же причиной может быть слоговое чтение. Хорошие результаты дает расширение словарного запаса школьника.

• Упражнения на правильную постановку ударения в словах - «Позови слово».

• Игры в слова и со словами.

• Выделение хлопком ударного слога с большей силой.

• Перестановка ударения неправильно.

• Наблюдение над изменением слова (добавляем букву, читаем наоборот и т.п.).

Чтение текста без смысловых пауз, артикуляционные ошибки

• Работа с интонацией.

• Театрализованное действие, происходящее в тексте.

• Проигрывание по ролям.

• Работа со скороговорками.

• Работа над артикуляцией.

Нет понимания смысла прочитанного

Наилучший эффект достигается при использовании нейропсихологических упражнений.

• Выбрать из 15 слов 5 правильно написанных.

• Из ряда букв найти написанные слова.

• Найди лишнее слово и т.п.

• Работа с усечённым текстом.

ТГпгпя шл^пи ппмтнии имтятрт. Ймгтпл гтпп^огяох

ГП-Э-Т-ЭИИ ПГ» ЛТЛАи^^»! ПЛи^ТиЛГЛ Т^ЬТТА ПП<1 014 П1.МЛ ГТМ (лу. ПЙТ ^(/•илиит!. 11'ГЛ илр и а лти и ЛГТЛО Щ401ЛТ гла и ПАР

^НЛи^ИМР1? Мпм ПП'ШПМ^ПП итл ИРЬ'ЛТЛПГЛР ич ни* ллтап-

ПОГ/>*Г Г-ТТЛ1 О ГЛЧИЯГПШ и1.*ТЯГ/\тАГГ» илт ТГ»\/_

ги^ Црппч гил йпчимицпвл ИМ'ГЙТРГИ^Й гчгипиип ^ии^т

^гти^пм- чап итл ога щрийити опгипииикамииу ими лилпт?»шй Н11ГЧПТ ппилтлтгл ПЗШ1ЛО

I 1и ЩСЧ, I пуи 1 ?№111'|ЖЛ1СМ I, МЛиДЛгШ мили] дим-^а 1 о, ч 1 с ли г IV. 1 а л., ч/иш'ши ■рси^с^л ии.шш^ орсмспп,

Нииш V. 1\У1 ¿\<А ОПДПО! П / I т П 11 V

.нтшмн пз кишрыл ими сиоим), чем 1\и1Л<* истл-

лспш шлпаи 1>срдп»к ПА иилиппш». ицмгшс иилиппш» и^ЛО 11|/игиоиДЛ1 иилош^ь шк'ии Л^ППЧ., 1 и ПЧ-У-У 1

О С сии иилпшьь ¿ПйМСПИС, '1СА1 ПНЖПИ1 ил нилипипы.

Усечённый текст.

Ошибочные ответы по содержанию

Необходимо тренировать внимание и память.

• Чтение текста и подсчёт количества действующих героев.

• Кто во что был одет.

• Зарисовать героев и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Запомнить 10 слов, предварительно составив рассказ с этими словами.

• Игра «Ассоциации». Запомнить ассоциативный ряд (например: море -волны - рыба), восстановить ряд по первому слову.

• Услышав лишнее слово (синонимы - антонимы) - хлопнуть в ладоши.

Работа над межполушарным взаимодействием

Левое полушарие головного мозга отвечает за анализ переработки информации и является «ответственным» за речевые процессы. Синтез и целостность

полученной информации, переработка зрительной и зрительно-пространственной информации происходит в правом полушарии. Поэтому так важно межполушарное взаимодействие правого и левого полушария. Если взаимодействие разбалансировано - возникают сложности в овладении навыком и чтения, и письма.

• Для улучшения межполушарного взаимодействия используются кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения -упражнения, направленные на архитектуру межполушарных связей, способные задействовать статичные участки мозга.

• Рисуем одновременно двумя руками (левая рука рисует треугольник, правая - прописную букву А) и т.п.

• Матрицы Ровена.

• Тест Струпа.

А ^ ВГЯ ЕЁЖЗИИ

К Л М ОП

РСГУФ X

цч шщъ

Ы Ь 3 юя

Тест Струпа.

пт

Матрицы Ровена.

Расширение поля зрения

• Клиновидные таблицы.

• Таблицы Шульте.

• Текст со смещенным центром.

7...1...7 6.....2.....6

2 23 10 2 24 5 16

6 19 22 1 5 11 10

9 а 18 3 14 20 13

га 1 3 13 17 20 14

25 24 23 17 12 9 11

21 18 8 8 6 а 15

15 а 22 12 19 16 21

Клиновидные таблицы. Разновидность таблицы Шульте.

Если вы ищите Поте^ннь|и то

а не там где светло. т следует искать в месте, где потерял и

Паваыто = = М ТвКСТ НЭ ПОЛОСКИ

^аите, разорве вертикали. Как этс не удивительно - чип - сдвинем их по возможно. Вы дан<е не ^е заменах,™ этот текст будет

Невообразимым - ^ реш'- -о текст смещен.

ает предложенную

шараду.

Текст со смещённым центром.

Основной акцент при обучении младшего школьника чтению делается на осмысленность прочитываемого материала. Скорость чтения (количество слов в минуту), зафиксированная в предметных результатах на каждый год обучения, не является в настоящее время приоритетным показателем освоения навыком чтения. Но, используя различные методики нейропсихологии, в руках педагогов появляется эффективные инструменты для повышения результативности обучения чтению младших школьников.

Скорость чтения и оценка темпа чтения в начальной школе

Оценка темпов чтения

Четверть 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1 четверть 5-10 сл./мин. 25-30 сл./мин. 50-54 сл./мин. 70-75 сл./мин.

2 четверть 11-15 сл./мин. 31-35 сл./мин. 55-60 сл./мин. 75-80 сл./мин.

3 четверть 16-24 сл./мин. 36-44 сл./мин. 61-69 сл./мин. 81-89 сл./мин.

4 четверть 25-30 сл./мин. 45-50 сл./мин. 70-75 сл./мин. 90-95 сл./мин.

Нормативы скорости чтения в 1-4 классе

Класс конец I полугодия скорость слов в минуту конец II полугодия скорость слов в минуту

1 класс менее 10-15 (20-25) оценка «2» - менее 15 (25) оценка «3» - 15-19 (25-34) оценка «4» - 20-24 (35-40) оценка «5» - от 25 (41)

2 класс оценка «2» - менее 25 (40) оценка «3» - 25-29 (40-48) оценка «4» - 30-34 (49-54) оценка «5» - от 35 (55) оценка «2» - менее 40 (50) оценка «3» - 40-44 (50-58) оценка «4» - 45-49 (59-64) оценка «5» - от 50 (65)

3 класс оценка «2» - менее 40 (55) оценка «3» - 40-49 (55-64) оценка «4» - 50-59 (65-69) оценка «5» - от 60 (70) оценка «2» - менее 65 (70) оценка «3» - 65-69 (70-79) оценка «4» - 70-74 (80-84) оценка «5» - от 75 (85)

4 класс оценка «2» - менее 65 (85) оценка «3» - 65-74 (85-99) оценка «4» - 75-84 (100-114) оценка «5» - от 85 (115) оценка «2» - менее 70 (100) оценка «3» - 70-88 (100-115) оценка «4» - 89-94 (116-124) оценка «5» - от 95 (125)

В скобках указаны повышенные нормы.

Библиографический список

1. Официальный сайт Московского педагогического государственного университета. [Электронный ресурс] https://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-mihaila-rostislavovicha-lvova-09-02-1927-24-06-2015/

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2021 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

3. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс] https://bigenc.rU/c/luriia-aleksandr-romanovich-48b302

4. Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс] https://pedlib.ru/Books/2/0155/2_0155-218.shtml

5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. - 256 с.

6. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования». Единое содержание общего образования. Система оценки предметных результатов обучения по учебному предмету «Литературное чтение». [Электронный ресурс] https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/01/sistema-oczenki_lch_02.pdf

TEACHING READING — APPROACHES, DIFFICULTIES, SOLUTIONS

E.V. Razumnaya, teacher-defectologist ORCID: 0009-0005-9802-8160, alexlen@bk.ru

https://doi.org/10.62969/pedwiki-2024-3

Abstract. In the article, the author examines the issue of teaching reading from the point of view of physiology, linguistics and neuropsychology. The necessary components of mastering the reading skill are considered. Correctional and differentiated work in mastering the reading skill is covered, and reading speed standards are given. The article may be useful for primary school teachers, teachers of Russian language and literature, educators of preschool institutions and development centers.

Keywords: reading, reading speed, neuropsychological approach, physiology of reading, linguistics, interhemispheric interaction, correctional work, differentiated work, reading skill, meaningful reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.