ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES OF FIGHTING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIA
Гуняев Евгений Викторович
старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Gunyaev Evgeniy Viktorovich Senior Lecturer
Department of fire training and activities of ATS in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается особенность методики обучения, в образовательных учреждениях правоохранительных органов, боевым приемам борьбы, как целостным тактико-техническим действиям, позволяющим эффективно выполнять служебные задачи сотрудникам правоохранительных органов. Методика основывается на поэтапном обучении боевым приемам, тактическим элементам, их синтезу, с последующим усложнением задач. В статье рассматриваются примеры заданий для каждого этапа и указываются характерные ошибки при их выполнении.
Abstract. This article discusses the features of the training methodology in educational institutions of law enforcement agencies, combat fighting techniques, as a holistic tactical and technical actions that allow law enforcement officers to effectively perform official tasks. The method is based on step-by-step training in combat techniques, tactical elements, and their synthesis, with further complication of tasks. The article discusses examples of tasks for each stage and indicates typical errors when performing them.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, наручники, сковывание, прием задержания, прием конвоирования, туннельное зрение, взаимодействие с напарником.
Keywords: fighting techniques of wrestling, handcuffs, shackling, reception of detention, reception of escort, tunnel vision, interaction with a partner.
В 2019 году в России при исполнении обязанностей погибли около 60 сотрудников полиции, более 3 тыс. пострадали. Об этом заявил глава МВД РФ Владимир Колокольцев, выступая 26 февраля 2020 года, на ежегодной расширенной коллегии МВД. Данные цифры говорят о том, чтообеспечение личной безопасности сотрудников правоохранительных органов продолжает оставаться актуальной проблемой, которой необходимо уделять особое внимание в образовательных организациях силовых ведомств, при подготовке специалистов. Одним из наиболее важных компонентов личной безопасности сотрудника правоохранительных органов, является физическая готовность сотрудника к действиям в кризисных ситуациях, отмечает А. О. Губенков [1]. При этом определяющим моментом физической готовности сотрудников является умение применять боевые приемы борьбы, как средства
защиты своей жизни и здоровья, а также жизни, здоровья и собственности граждан, подвергшихся нападению. Приемы самозащиты от ударов руками, ногами, защиты от захватов и обхватов, защита от угрозы огнестрельным оружием, защита от ударов ножом, палкой - это тот минимальный арсенал, который необходим сотрудникам силовых ведомств, при выполнении своих функциональных обязанностей.
Основным отличием выполнения боевых приемов сотрудниками правоохранительных органов от спортсменов, является конечная цель данных силовых действий. Там, где гражданскому лицу при самообороне достаточно отразить нападение и ретироваться, сотруднику необходимо задержать правонарушителя, там, где спортсмену достаточно продемонстрировать свои навыки вприеме обезоруживания, сотруднику так же необходимо сковать нападающего наручниками, произвести обыск и отконвоировать задержанного.
Методика обучения боевым приемам борьбы является синтезом выполнения технических действий, возникающих при защите от нападения правонарушителей и последующих тактико-технических элементов, целью которых является эффективное и безопасное задержание нападающего.
При этом, как отмечает С.А. Николаев: «Выполнять приемы необходимо в форменной одежде, имея при себе табельное оружие (макет), наручники» [2]. Ассистент (правонарушитель) в любой одежде (рекомендуются брюки, одежда с длинным рукавом, обувь - для усложнения проведения обыска).
К изучению приемов обезоруживания, защиты от ударов руками, ногами, палкой и освобождения от захватов и обхватов допускаются сотрудники, получившие первоначальные знания по ударной и борцовской технике, умеющие применять приемы страховки и самостраховки.
При подготовке сотрудников можно выделить четыре этапа освоениябоевых приемов.
На первом этапе, сотрудники, освоившие ранее базовую ударную и борцовскую технику, изучают приемы обезоруживания, защиту от ударов, освобождения от захватов и обхватов противника.
Успешное изучение приемов позволит им защититься от посягательств на свою жизнь, здоровье, собственность, заложить базу для проведения дальнейших действий по задержанию правонарушителей.
Прием считается выполненным, если произведены грамотные защитные и контратакующие действия и противник находится в таком положении, при котором сотрудник осуществляет его непрерывный контроль (болевым и психологическим воздействием, угрозой применения огнестрельного оружия, подручных средств, возможностью нанести серию упреждающих ударов по противнику).
Обучая на первом этапе технике выполнения приемов, необходимо продемонстрировать несколько вариантов проведения защитных действий и выделить характерные ошибки, связанные с выполнением приема.
Рассмотрим вариант одного из заданий соответствующих данному этапу обучения:
Защита от прямого, бокового удара и удара рукой сверху.
Исходное положение - сотрудник и нападающий находятся в положении стоя лицом друг к другу, расстояние между ними 1 метр.
По команде преподавателя: «ПРИЕМ», нападающий наносит удар.
Задача сотруднику - уйти с линии атаки, заблокировать удар, нанести расслабляющий удар противнику и добиться контроля над ним совершив бросок со стойки, применив болевой прием.
Характерные ошибки при выполнении приема:
• Отсутствие ухода с линии атаки - сотрудник выполняющий прием, не сместился в сторону от направления удара противника.
• Неэффективное блокирование удара - сотрудник выполняющий прием поставил блок таким образом, что удар прошел в цель, сбив блок.
• Отсутствие захвата при блоке для проведения дальнейших действий -сотрудник произвел блокирование удара и последующую контратаку без осуществления захвата, что усложнит задержание нападающего.
• Отсутствие расслабляющего удара или его не эффективность - сотрудник выполняющий прием выполнил блокирование удара и перешел к приему задержания, не нанеся расслабляющего удара, либо нанес его слабо, в защиту, в наименее уязвимую точку на теле противника или совершил промах.
• Отсутствие контроля над противником по окончании приема - завершив выполнение приема, сотрудник до команды преподавателя «СТОП» вышел из оперативной ситуации, и не готов немедленно реагировать на возможное изменение обстановки.
На втором этапе, происходит подготовка сотрудников к выполнению тактико-технических элементов, позволяющих эффективно и безопасно задержать правонарушителя, провести его личный обыск, надеть наручники или использовать прием конвоирования.
На данном этапе прием может считаться выполненным, если произведены грамотные действия и противник находится в таком положении, при котором сотрудник осуществляет его непрерывный контроль (болевым и психологическим воздействием, угрозой применения огнестрельного оружия, подручных средств, возможностью нанести серию упреждающих ударов по противнику), при этом выполнена поставленная задача по конвоированию, обыску нападающего, и надеванию наручников.
Изучая на втором этапе технику выполнения боевых приемов борьбы необходимых для выполнения служебных задач, следует продемонстрировать несколько вариантов их выполнения и выделить характерные ошибки.
Рассмотрим вариант одного из заданий соответствующих данному этапу обучения:
Обыск преступника в положении лежа.
Исходное положение - правонарушитель находится в положении лежа на животе.
Задача сотруднику - применить болевой прием задерживаемому и под болевым воздействием произвести обыск.
Данное техническое действие считается законченным после того, как сотрудник подает команду: «ЧИСТО», тем самым давая понять, что обыск завершен.
Характерные ошибки при выполнении технического действия.
Отсутствие болевого контроля - неэффективно выполнен прием и в процессе проведения обыска болевой контроль над задержанным отсутствовал.
Потеря болевого контроля - для эффективного проведения обыска сотрудник совершал переход с одного болевого приема на другой (например, с руки, на ногу или обратно) и потерял на время болевой контроль.
Правонарушитель имеет возможность наблюдать за действиями сотрудника -сотрудник, проводя обыск, не обеспечил отсутствие возможности задержанного наблюдать за своими действиями и планировать сопротивление.
Не эффективный обыск - сотрудник использовал не правильные методы проведения обыска и не обнаружил все спрятанные предметы.
Так же на этом этапе изучаются особенности задержания лица под угрозой применения короткоствольного или длинноствольного оружия.
На третьем этапе, объединив ранее полученные знания, происходит обучение выполнению приемов с тактическими задачами например:
1. Защита от удара рукой сбоку, с последующим одеванием наручников.
2. Освобождение от захвата туловища с руками сзади, с последующим переходом на конвоирование.
3. Защита от удара ножом снизу, с последующим проведением обыска лежащего противника.
4. Обезоруживание при угрозе пистолетом спереди в голову, с последующим проведением обыска у стены.
5. Задержание лица под угрозой применения табельного оружия.
Исходное положение - сотрудник стоит спиной к нападающему, расстояние
между ними 1 метр.
По команде преподавателя: «ПРИЕМ», сотрудник разворачивается лицом к нападающему и принимает боевую стойку. Нападающий атакует сотрудника, как только тот развернулся, принял боевую стойку и оценил обстановку. Время для оценки обстановки 1-2 секунды.
На четвертом этапе, перед инструкторами стоит задача совершенствования выполнения сотрудниками боевых приемов с выполнением тактических задач, используя отвлекающий фактор физических, эмоциональных, вестибулярных нагрузок. Так же сотрудники обучаются совместным действиям в паре, тройке по задержанию правонарушителей в различных ситуациях.
На данном этапе обучаемые сотрудники совершенствуют свое мастерство, выполняя приемы после следующих упражнений:
1. Физические нагрузки (отжимания, выпрыгивания, челночный бег и т.д.).
2. Вестибулярные нагрузки (прыжки на месте на 360 градусов, вращение вокруг указательного пальца прикоснувшегося к земле и т.д.)
3. Эмоциональные нагрузки (ответы на заданные контрольные вопросы во время проведения приема, отвлечение внимания шумом, использование соревновательного метода в проведении занятий и т.д.)
Обладая хорошими индивидуальными навыками в выполнении приемов, мы можем переходить к обучению сотрудников действиям в паре, тройке для задержания правонарушителей под угрозой оружия и с помощью приемов рукопашного боя.
Таким образом, данный подход к методике обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов Российской Федерации позволяет качественно подготовить сотрудникак индивидуальным действиям по защите от посягательств на его жизнь и здоровье споследующим задержанием правонарушителей с проведением личного досмотра, сковыванием и конвоированием.
Литература
1. Губенков А. О. Личная безопасность сотрудников ОВД (общая характеристика) : сборник материалов всероссийской конференции. Орел : 2019г. С.295 - 300.
2. Николаев С. А. Наиболее эффективные приемы и способы, применяемые при силовом задержании сотрудниками ДПС правонарушителей, передвигающихся на автомобиле // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). 2019. №1(2). С. 332-335.
References
1. Gubenkov A. O. Lichnaya bezopasnost' sotrudnikov OVD (obshchaya kharakteristika) [The Article "Personal safety in police (General description)]. Sbornik materialov vserossiyskoy konferentsii [Collection of materials of the all- russian conference]. Orel: 2019, pp.295 - 300.
2. Nikolaev S. A. Naibolee effektivnye priemy i sposoby, primenyaemye pri silovom zaderzhanii sotrudnikami DPS pravonarushiteley, peredvigayushchikhsya na avtomobile [The Most effective techniques and methods used in the forcible detention of traffic police officers of offenders traveling by car]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya) - Management of road safety activities (status, problems, ways to improve). 2019, no. 1(2), pp. 332-335.