Научная статья на тему 'Формирование необходимых сотруднику базовых боевых приемов борьбы'

Формирование необходимых сотруднику базовых боевых приемов борьбы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1720
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
боевые приемы борьбы / комплекс базовых боевых приемов борьбы / эффективность применения боевых приемов борьбы / combat techniques / complex of basic combat techniques / the effectiveness of applying combat techniques

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафонов Дмитрий Евгеньевич

В статье рассмотрены аспекты формирования комплекса базовых боевых приемов борьбы, содержащего основные приемы, в первую очередь необходимые сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафонов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the aspects of developing a complex of basic combat techniques containing the principal techniques necessary for the internal law enforcement officers in emergency situations arising in the course of their work.

Текст научной работы на тему «Формирование необходимых сотруднику базовых боевых приемов борьбы»

Анализ результатов тестирования физической подготовленности в конце педагогического эксперимента позволил нам установить тенденцию к достоверному ее повышению у курсантов экспериментальной группы. Так, результат в беге на 3000 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился, составив 667,2 ± 11,23 сек; результат в подтягивании в конце исследования в этой группе составил 14,9 ± 0,28.

В показателях физической подготовленности, определяющих уровень скоростных, координационных способностей, в конце педагогического эксперимента достоверности различий в экспериментальной группе нами не выявлено, хотя наблюдается тенденция положительной динамики. Результат в беге 100 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился и составил 13,44 ± 0,12. Результат в челночном беге 10 х 10 км на протяжении эксперимента изменился и составил в экспериментальной группе 24,53 ± 0,32.

По результатам проведенного эксперимента, проходившего с сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г., можно констатировать, что предложенная нами блочно-модульная модель формирования профессиональной компетенции, направленной на повышение уровня физической подготовленности курсантов вуза МВД России, эффективнее в сравнении с существующей программой подготовки в образовательных учреждениях МВД России

Компетентностный подход к обучению курсантов и повышению уровня физической подготовки позволяет приблизить содержание и методику к условиям и характеру оперативно-служебной деятельности, обеспечит служебно-прикладную направленность обучения, наполнит учебные занятия элементами реальной правоохранительной деятельности, будет значительно способствовать формированию профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел.

1 Рос. газета. 2011. 8, 10 февр.

2 О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 : приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. ЦЯЬ: http://www.lawmix.ru/pprf/37160 (дата обращения: 12.01.2011).

УДК 378.147:79

ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ СОТРУДНИКУ БАЗОВЫХ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

Д. Е. Сафонов

В статье рассмотрены аспекты формирования комплекса базовых боевых приемов борьбы, содержащего основные приемы, в первую очередь необходимые сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, комплекс базовых боевых приемов борьбы, эффективность применения боевых приемов борьбы.

Боевые приемы борьбы - один из ведущих разделов учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России. Боевые приемы борьбы можно понимать как специально организованные движения, представляющие собой единый двигательный акт, выработанный в практике единоборств, самозащиты, силового задержания противника, с учетом анатомии человека и биомеханики его движений.

С помощью боевых приемов борьбы сотрудники должны обеспечивать собственную безопасность и силовое пресечение различных противоправных проявлений1. Чем выше уровень обученности боевым приемам борьбы у сотрудников органов внутренних дел, тем эффективнее их действия при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач: действий в составе нарядов, при проведении специальных операций, в экстремальных ситуациях и т. п., а также в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости2.

Анализ данных о гибели и ранениях сотрудников органов внутренних дел позволил сделать вывод, что основной их причиной являются неумелые действия при задержании правонарушителя3. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения сотрудников недостаточно уделяется внимания способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных условиях служебной деятельности, в том числе с применением боевых приемов борьбы4.

С целью выявления наиболее эффективных боевых приемов борьбы для решения с их помощью оперативно-служебных задач в свое время проводились различные исследования (Ю. И. Блажко, В. П. Гилев, А. А. Гусев, В. А. Дегтярев,В. В. Денискин,В. Г. Колюхов,В. Г. Лу-пырь, О. А. Невзоров, В. Н. Носуля, В. В. Орлов, Ю. А. Па-нарин, Е. В. Панов, Ю. Т. Чихачев). Однако при анализе данных исследований у нас не сложилось единого представления, какие же боевые приемы борьбы являются наиболее часто применяемыми и эффективными при осуществлении служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, что следует из неоднозначности выводов, сделанных авторами в оценке эффективности и частоте применяемых приемов. Следует также отметить, что опрошенные в ходе исследования сотрудники органов внутренних дел фактически производили выбор применяемых ими боевых приемов борьбы только из числа тех, которые были представлены им для обучения в соответствии с учебными программами. При этом существовала возможность выбора боевых приемов борьбы и вне рамок учебной программы, а выборочное уточнение результатов опроса показало, что некоторые из опрашиваемых приемы и действия, применяемые ими, именовали неправильно. Из приведенных исследований также не было ясно, проводились ли задержания индивидуально или с напарником (в составе наряда). Общими для всех исследователей являются следующие выводы:

- на практике сотрудниками милиции применялся ограниченный арсенал боевых приемов борьбы, используемых каждым из них в случаях противоборства с правонарушителями;

- задержание правонарушителя нередко осуществлялось с переходом от борьбы стоя к борьбе лежа.

Таким образом, определение содержания раздела «Боевые приемы борьбы», включенного в примерную программу по физической подготовке образовательных учреждений МВД России, применительно к условиям предстоящей оперативно-служебной деятельности потребовало дополнительного исследования. Следовало установить, какие именно боевые приемы борьбы следует изучать курсантам и слушателям образовательных учреждений МВД России. Поэтому кроме определения эффективности применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел перед нами стояла задача выявления конкретных боевых приемов борьбы, наиболее эффективно применяемых сотрудниками индивидуально и с напарником (в составе наряда) при выполнении оперативно-служебных задач, а также определение влияния возраста и физических данных, стажа службы сотрудников в органах внутренних дел на успешность применения конкретных боевых приемов борьбы, выполняемых индивидуально и с напарником (в составе наряда).

Объектом исследования являлась служебная деятельность сотрудников уголовного розыска, вневедомственной охраны, ОМОН, патрульно-постовой службы милиции, участковых уполномоченных милиции, инспекторов ГИБДД.

В результате исследования в целом не обнаружено значимого различия в уровне владения боевыми приемами борьбы среди представителей различных служб органов внутренних дел, однако по частоте и успешности применяемых действий несколько отличались сотрудники патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны.

Значимых различий в применении боевых приемов борьбы в зависимости от возраста также выявлено не было. Наиболее часто с успехом применялись боевые приемы борьбы сотрудниками со стажем службы в органах внутренних дел от 10 до 15 лет. Была выявлена определенная зависимость увеличения количества проводимых болевых приемов и бросков (сваливаний) от увеличения массы тела проводящего и не выявлена выраженная зависимость увеличения количества проводимых болевых приемов и бросков (сваливаний) от увеличения роста, если это не связано с увеличением массы тела проводящего прием лица.

Однако результаты анкетирования свидетельствовали о необходимости пересмотра содержания рабочих программ обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России и сокращения количества боевых приемов борьбы, а также подбора наиболее эффективных из них. Результаты дополнительного опроса респондентов показали, что умения выполнять боевые приемы борьбы явно недостаточно для применения их в реальных условиях оперативно-служебной деятельности, если их выполнение не доведено до уровня автоматизма (навыка), но при этом нет необходимости введения в программу обучения боевым приемам борьбы новых приемов.

В результате проведенных исследований на основе анализа научной, учебной и учебно-методической литературы по рукопашному бою, самозащите без оружия, боевым приемам борьбы, различным спортивным единоборствам и эксперимента нами был сформиро-

ван комплекс базовых боевых приемов борьбы, содержащий основные приемы, в первую очередь необходимые сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Комплекс базовых боевых приемов борьбы составлен с учетом возможности использования одних и тех же приемов как для самозащиты, так и для задержания и обезвреживания правонарушителя. Они представляют собой подбор сбалансированных и взаимоувязанных между собой двигательных действий.

В основу методики формирования комплекса базовых боевых приемов борьбы положены следующие подходы:

- следование принципу «не от ситуации к приему, а от приема к ситуации», т. е. возможности использования одних и тех же приемов для достижения различных целей в разнообразных ситуациях;

- сочетаемость приемов друг с другом в виде комбинаций;

- реальная возможность в процессе обучения в условиях образовательного учреждения МВД России за время, выделенное на обучение, довести выполнение приемов обучаемыми до уровня навыков (двигательных действий, выполнение которых доведено до автоматизма)5.

В основу эксперимента по обоснованию выбора боевых приемов борьбы в базовый комплекс закладывалось проведение приемов курсантами на фоне сопротивления партнеров и проведения ими контрдействий.

Для удобства исследования использование боевых приемов борьбы было условно разделено на две группы: боевые приемы борьбы как упреждающие действия; боевые приемы борьбы как защитные и ответные действия6.

В ходе эксперимента боевые приемы борьбы в базовый комплекс подбирались по следующим критериям, выработанным на основе анализа многолетней практики применения боевых приемов борьбы.

Удары - с учетом того, что наносящий удар при неточном попадании в намеченные им уязвимые места не подвергается явной опасности травмирования бьющей конечности и при промахе не теряет устойчивого положения.

Болевые приемы - с учетом возможностей нанесения ударов в уязвимые места или других действий в случае неудачного их проведения и комбинирования болевых приемов между собой.

Броски - с учетом возможности их проведения из захвата, не представляющего опасности для проводящего при вероятных попытках противника нанести удар в уязвимое место, выполнения их без предварительного маневрирования и завершения их ударом, удушающим или болевым приемом, а также проведения одного и того же броска как в одежде, так и без одежды.

Удушающие приемы - с учетом того, что неудачное их проведение создает благоприятные условия проводящему для проведения бросков или других приемов.

Освобождения от захватов - с учетом возможности сохранения устойчивого положения в процессе и после их проведения, комбинирования их с нанесением ударов, бросков и болевых приемов.

Защитные действия от ударов - с учетом удобной сочетаемости их выполнения с нанесением ответных уда-

ров, возможности их применения от нападения как невооруженного, так и вооруженного противника, а также того, что характер их выполнения должгн зависеть только от направления нанесения удара (сбоку, снизу, сверху и т. п.). независимо от того, вооружен нападающий или нет.

Способы обезоруживания должны основываться на использовании указанных выше боевых приемов борьбы (ударов, болевых приемов, бросков, сваливания) и их сочетаний - с учетом того, что в процессе обезоруживания оружие не должно быть направлено на защищающегося.

Выбранные таким образом боевые приемы борьбы можно компоновать в специальные комплексы, отражающие специфику оперативно-служебных задач, решаемых с их помощью.

Комплекс боевых приемов борьбы, сформированный в ходе эксперимента, представлен следующими разделами: способы наружного осмотра под угрозой применения оружия; способы надевания наручников под угрозой применения оружия; удары руками и ногами; защиты; болевые приемы; способы помощи сотруднику при проведении им болевых приемов стоя; броски и сваливания; удушающие приемы; освобождение от захватов; способы обезоруживания7.

Комплекс предназначен для включения его в рабочие учебные программы дисциплины «Физическая подготовка» образовательных учреждений МВД России. Это не исключает включения в программу приемов, не входящих в данный комплекс, если оно диктуется необходимостью решения с их помощью определенных служебных задач. Кроме того, в программы, помимо базовых боевых приемов борьбы, включаются способы использования спецсредств (палки резиновой, наручников) и табельного оружия в качестве подручного средства8.

Проведенные нами исследования также показали, что в практическом применении боевых приемов борьбы для решения оперативно-служебных задач на первое место выходят действия, обучение которым выходит за рамки учебной дисциплины «Физическая подготовка» и находится на стыке физической, огневой и тактико-специальной подготовки:

- способы силового задержания, обезоруживания и сопровождения правонарушителя с использованием табельного оружия и специальных средств индивидуально и во взаимодействии с напарником (в составе наряда);

- силового задержания, обезоруживания и сопровождения правонарушителя во взаимодействии с напарником (в составе наряда)9.

Все это требует соответствующих изменений в учебном процессе образовательных учреждений МВД России и нашло свое отражение в подготовленных в дальнейшем учебно-методических пособиях. После централизованного издания Центром обеспечения кадровой работы МВД России они были направлены в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ и в образовательные учреждения МВД России. Все пособия не только стали неотъемлемой частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, но и успешно используются в системе служебно-боевой подготовки сотрудниками практических органов.

1 Карасев А. В., Миленин В. М., Сафонов Д. Е., Уфимцев И. Ю. Комплекс базовых боевых приемов борьбы : учебное наглядное пособие. М., 2005. 78 с.

2 Егоров К. И., Миленин В. М., Минуллин А. 3., Рауш В. В., Сафонов Д. Е., Степанов Г. И. Способы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел при силовом задержании правонарушителя : учебно-методическое пособие. М., 2006. 94 с. ; Сагдиев 3. В., Мерида С. Н. Тактика применения и использования боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия для силового задержания и обезоруживания правонарушителей: учебно-методическое пособие. Казань, 2006. 65 с.

3 Горбатов В. В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.

4 Дегтярев В. А. Практика применения боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД : отчет о НИР. Екатеринбург, 2003.

5 Карасев А. В., Миленин В. М., Сафонов Д. Е., Уфимцев И. Ю. Указ. соч.

6Мельников С. В., Миленин В. М., Нестругин М. А., Сафонов Д. Е. Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы : учебное наглядное пособие / под общ. ред А. В. Карасева. М., 2009. 96 с.

7 Карасев А. В., Миленин В. М., Сафонов Д. Е., Уфимцев И. Ю. Указ. соч.

8 По результатам исследования Центром обеспечения кадровой работы МВД России подготовлены и централизованно изданы учебно-наглядные пособия «Комплекс базовых боевых приемов борьбы» и «Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы», а также снят учебно-методический фильм.

9 Миленин В. М., Мельников С. В., Нестругин М. А., Сафонов Д. Е. Тактика применения боевых приемов борьбы : учебнометодическое пособие / под ред. А. В. Карасева. М., 2010. 45 с.

УДК 159.95

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

М. А. Погадаев, Е. В. Панов

В статье рассмотрены наиболее важные специализированные психические процессы, характерные для боксеров в ходе тренировки и участия в соревнованиях. Обсуждаются возможности и способы развития данных процессов у боксеров.

Ключевые слова: боксер, тренер, специализированные психические процессы, восприятие.

Достижение высокого уровня спортивного мастерства во многом зависит от развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют боксеру реализовать свои физические и технико-тактические возможности. По мнению С. Н. Горбачева, А. П. Шумилина, именно развитые в значительной степени ведущие для решительности психические процессы позволяют спортсмену быстро оценивать ситуацию, принимать оптимальные решения и воплощать их в деятельности, связанной с риском и ответственностью1.

Для сильнейших боксеров характерны емкое восприятие и быстрая оценка боевой обстановки, точный рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.