Научная статья на тему 'Обучение аудированию слушателей курсов повышения квалификации в техническом вузе'

Обучение аудированию слушателей курсов повышения квалификации в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / УМЕНИЯ / ЗАДАНИЯ / STUDYING / LISTENING / SKILLS / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Татьяна Васильевна, Перовская Зоя Федоровна

Рассматривается организация обучения аудированию слушателей курсов повышения квалификации, трудности, с которыми они сталкиваются, умения, которые они приобретают, и задания, которые учат их пониманию устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казарина Татьяна Васильевна, Перовская Зоя Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING LISTENING COMPREHENSION TO REFRESHER COURSE STUDENTS

The article deals with teaching listening comprehension to refresher course students, difficulties they face, skills, they acquire and comprehension tasks that help understanding oral speech.

Текст научной работы на тему «Обучение аудированию слушателей курсов повышения квалификации в техническом вузе»

УДК 378.662.147:81'243

Т. В. Казарина, З. Ф. Перовская

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматривается организация обучения аудированию слушателей курсов повышения квалификации, трудности, с которыми они сталкиваются, умения, которые они приобретают, и задания, которые учат их пониманию устной речи.

Ключевые слова: обучение, аудирование, умения, задания.

За последнее время роль устного общения возросла, особенно это ощущается в профессиональной деятельности, где увеличились прямые контакты с иностранными партнерами, где требуется полное понимание получаемой звучащей информации, быстрая реакция и принятие решений при выполнении общих проектов и задач.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) готовит специалистов со знанием иностранных языков в разных профессиональных сферах (менеджеры, экономисты, робототехники, сварщики и др.), для которых иностранный язык - это средство выполнения их основной деятельности.

На кафедре методики преподавания иностранных языков осуществляется подготовка сотрудников ТПУ по английскому языку, позволяющая им общаться с носителями языка в научно-исследовательской, организационно-управленческой и других областях. Слушателям курсов повышения квалификации предлагается практический курс «Аудирование» в объеме 76 часов, уровень В2 [1].

Общеизвестно, что наибольшие трудности в иноязычном общении человек испытывает при восприятии иноязычной речи на слух. Успех же профессионального общения во многом зависит от уровня владения аудированием, от того, какие умения аудирования сформированы и в каком объеме специалист им владеет. Акт коммуникации не может состояться без речевого слуха, развитие которого является одним из важнейших условий обучения иностранному языку.

Аудирование - это одновременное восприятие и понимание речи на слух. Отсюда возникают трудности восприятия и понимания иностранной речи, которые связаны с особенностями речи носителей языка (их произношением, беглостью речи, тембром голоса).

Темп английской речи 146 слов в минуту, а темп русской речи 100 слов в минуту [2]. В результате этого может быть частичное или полное непонимание звучащей английской речи.

В процессе обучения аудированию слушатели учатся отличать новое от старого, главное от второстепенного (выделять главную мысль, факты), понимать подтекст.

На занятиях по аудированию идет постоянная тренировка слухового восприятия, кратковременной и долговременной памяти, внутренней речи.

Важную роль играет развитие механизмов вероятностного прогнозирования и осмысления. Слушатели курсов учатся предугадывать новое, опираясь на известное.

Обучение аудированию начинается с прослушивания и повторения простых фраз и небольших текстов в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Эти задания помогают снять отставания внутренней речи.

Задания, формирующие навыки вероятностного прогнозирования:

1. Глядя на иллюстрации, предположите, о чем аудиотекст.

2. Придумайте начало (конец) текста.

3. Уточните место происходящего.

4. Расположите иллюстрации в соответствии с содержанием текста.

Обучение аудированию осуществляется в процессе устного общения. Слушатели выступают либо в роли слушающих и говорящих, либо в роли только слушающих. Такая работа с аудиотекстом состоит из 3 этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.

На предтекстовом этапе создается живое общение. Обучающимся даются зрительные опоры в виде картинок, фотоснимков. Снимаются языковые трудности аудиотекста, даются упражнения, вводятся новые слова, разбираются грамматические явления. Ставится коммуникативная задача -дать оценку полученной информации. Для этого предлагаются следующие учебные задания:

1. Прослушайте начало текста и придумайте его продолжение.

2. Прослушайте название местности, даты происходящего.

3. Опишите главных героев.

4. Догадайтесь, о чем текст.

На текстовом этапе прослушивается весь текст и некоторые абзацы. Основная задача - понять смысл текста. Повторное прослушивание не более двух раз. Предлагаемые задания на этом этапе:

1. Подберите заголовок.

2. Перефразируйте предложения.

3. Ответьте на вопросы.

На послетекстовом этапе слушателям предлагаются следующие задания:

1. Составьте план прослушанного текста.

2. Выполните тест Multiple Choice (множественный выбор).

3. Составьте план пересказа.

4. Сделайте сжатый пересказ текста.

5. Придумайте его продолжение.

6. Выразите свое отношение к событиям, людям.

7. Обменяйтесь мнениями с партнером.

На занятиях слушатели знакомятся с типами и видами аутентичных текстов на известные им темы с целью получения нужной информации и ее анализа. Основными источниками аудиотекстов являются радиопередачи, теленовости, репортажи, интервью, объявления в аэропортах и на вокзалах (если это стандартно звучащая речь).

Слушатели учатся преодолевать фонетические, лексические и грамматические трудности [3]. Фонетические трудности связаны с фонетической редукцией, ассимиляцией, выпадением конечного согласного или гласного в середине слова. Лексические трудности связаны с омонимией, полисемией, неологизмами и т. д., слушатели догадываются о значении слов, исходя из контекста. Грамматические трудности связаны с восприятием грамматических омонимов, служебных слов, эллиптических предложений.

Работая самостоятельно, слушатели имеют возможность выполнять задания в индивидуальном

темпе, прослушивая материалы, записывая свою речь в паузы на электронные носители. Цель заданий - развивать умение понимать основные факты в аудиотексте.

В целом самостоятельная работа при обучении иностранным языкам позволяет:

1) индивидуализировать процесс обучения и контроля;

2) повысить активность обучающихся;

3) интенсифицировать процесс обучения и контроля;

4) увеличить мотивацию обучающихся;

5) создать необходимые условия для самостоятельной работы;

6) выработать самооценку у обучающихся;

7) развить познавательный интерес к изучению иностранного языка;

8) создать комфортную среду обучения [4].

По окончании курсов слушатели воспринимают на слух высказывания, сообщения на профессиональные темы.

В процессе обучения различным профессиональным умениям аудирования продолжается работа по совершенствованию тех умений, которыми обучающиеся уже овладели. При обучении аудированию преподавателю следует уделять особое внимание взаимосвязанным этапам работы с аудиотекстом. Это обеспечит социокультурное развитие обучающихся средствами иностранного языка для подготовки их к межкультурному общению в сфере образования и профессиональных целях.

Список литературы

1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург, 2001. 256 с.

2. Бенедиктов Б. А. Психологические особенности усвоения устной речи на иностранном язке. Уч. зап. ГПИИЯ. Вып. III 1957.

3. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 336 с.

4. Гутарева Н. Ю. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 4 (55). С. 189-192.

Казарина Т. В., доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: kafedra-MTFL@tpu.ru

Перовская З. Ф., доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: kafedra-MTFL@tpu.ru

Материал поступил в редакцию 27.10.2010.

T. V Kazarina, Z. F. Perovskaya TEACHING LISTENING COMPREHENSION TO REFRESHER COURSE STUDENTS

The article deals with teaching listening comprehension to refresher course students, difficulties they face, skills, they acquire and comprehension tasks that help understanding oral speech.

Key words: studying, listening, skills, tasks.

Kazarina T. V.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: kafedra-MTFL@tpu.ru

Perovskaya Z. F.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: kafedra-MTFL@tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.