Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ'

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-ориентированное обучение / коммуникативный подход / аутентичные материалы / языковые трудности / повышение мотивации / электронная система. / professionally oriented education / communicative approach / authentic materials / language difficulties / increasing motivation / electronic system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Саодат Акмал Кизи, Рахимов Шохдилбек Алишер Угли

в статье описываются особенности обучения английскому языку в профессиональной сфере посредством демонстрации способов работы с профессионально-ориентированными текстами. Считается, что подготовку студентов к реальному профессиональному общению на иностранном языке призвано решать профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. В статье раскрывается суть самого понятия «профессионально-ориентированное обучение», которое употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, направленного на изучение литературы по специальности, профессиональной лексики, терминологии, а также на устное и письменное общение в профессиональной сфере. Авторами подчеркивается важность коммуникативного метода, поскольку именно он подразумевает осознанный подход к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахманова Саодат Акмал Кизи, Рахимов Шохдилбек Алишер Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH AT TRANSPORT UNIVERSITIES

the article describes the features of teaching English in the professional field by demonstrating how to work with professionally oriented texts. It is believed that the preparation of students for real professional communication in a foreign language is designed to solve professionally-oriented teaching of foreign languages. The article reveals the essence of the very concept of "professional-oriented learning", which is used to refer to the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university, aimed at studying literature in the specialty, professional vocabulary, terminology, as well as oral and written communication in the professional field. The authors emphasize the importance of the communicative method, since it implies a conscious approach to learning.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ»

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ Рахманова С.А.1, Рахимов Ш.А.2

1Рахманова Саодат Акмал кизи - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков; 2Рахимов Шохдилбек Алишер угли - студент, факультет электроснабжения, Ташкентский государственный транспортный университет, Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье описываются особенности обучения английскому языку в профессиональной сфере посредством демонстрации способов работы с профессионально-ориентированными текстами. Считается, что подготовку студентов к реальному профессиональному общению на иностранном языке призвано решать профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. В статье раскрывается суть самого понятия «профессионально-ориентированное обучение», которое употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, направленного на изучение литературы по специальности, профессиональной лексики, терминологии, а также на устное и письменное общение в профессиональной сфере. Авторами подчеркивается важность коммуникативного метода, поскольку именно он подразумевает осознанный подход к обучению. Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, коммуникативный подход, аутентичные материалы, языковые трудности, повышение мотивации, электронная система.

TEACHING ENGLISH AT TRANSPORT UNIVERSITIES Rakhmanova SA.1, Rakhimov Sh-А.2

1Rakhmanova Saodat Akmal kizi - English Teacher, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES; 2Rakhimov ShokhdilbekAlisher ugli - Student,

FACULTY OF PO WER SUPPL Y, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, UZBEKISTAN

Abstract: the article describes the features of teaching English in the professional field by demonstrating how to work with professionally oriented texts. It is believed that the preparation of students for real professional communication in a foreign language is designed to solve professionally-oriented teaching of foreign languages. The article reveals the essence of the very concept of "professional-oriented learning", which is used to refer to the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university, aimed at studying literature in the specialty, professional vocabulary, terminology, as well as oral and written communication in the professional field. The authors emphasize the importance of the communicative method, since it implies a conscious approach to learning. Keywords: professionally oriented education, communicative approach, authentic materials, language difficulties, increasing motivation, electronic system.

УДК 070. 378.174

Сегодня рынок труда динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшей школе необходимо быстро и гибко реагировать на эти изменения и запросы. Сформулированные президентом страны национальные цели ставят перед железнодорожной отраслью задачи по модернизации инфраструктуры, созданию интеллектуальных транспортных систем и повышению эффективности работы. А это значит, что для исполнения задуманного нужны профессионалы в разных сферах: руководители, инженеры, программисты, финансисты и специалисты всех транспортных профессий.

Иностранный язык в вузе - тесно связанный с другими предметами вузовский курс, призванный играть свою роль в подготовке специалиста, так как язык должен способствовать лучшему овладению избранной специальностью, расширению кругозора студента через прямое использование зарубежных источников технической информации, углубление его знаний [1. C. 85].

Считается, что подготовку специалиста со знанием иностранного языка, готового к реальному профессиональному общению, призвано решать обучение иностранным языкам в профессиональной сфере или профессионально-ориентированное обучение.

О необходимости обучения иностранному языку в профессиональной деятельности ученые задумывались давно, ещё в 1970-80 гг. Эта проблема остается актуальной и в наши дни, на что указывают многочисленные исследования.

Как известно, термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по

специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а кроме того, на общение в сфере профессиональной деятельности [2. C. 123].

Примечательно, что подавляющее большинство студентов, получающих образование в университете по целевым направлениям, понимают, что профессионально-ориентированное обучение основано на учёте их потребностей в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения. Они осознают важность владения английским языком, поскольку он является одним из средств повышения их профессиональной компетенции и конкурентоспособности на современном рынке труда железнодорожной отрасли [2. C. 165]. Поскольку, этот вид обучения предусматривает, в первую очередь, профессиональную направленность содержания учебных материалов, то, исходя из практического опыта, преподавателями кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций были разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс специальные тексты, предназначенные, в частности, для студентов второго курса специальности.

Цель использования учебного материала - ознакомить студентов с необходимым минимумом железнодорожной терминологии, подготовить к чтению специальной литературы для извлечения необходимой информации, а также развивать навыки устной речи по данной тематике. К отобранным преподавателями иноязычным текстам прилагается словарь, а также даны упражнения, направленные на усвоение терминологического минимума, снятие лексических и грамматических трудностей, вызывающих проблемы в понимании текстов.

Содержание учебных текстов, их чтение и обсуждение соответствует поставленным целям профессионально-ориентированного обучения, позволяет обучающимся изучить достаточное количество лексических единиц по специальности, углубить знания грамматики и усовершенствовать коммуникативные навыки при профессиональном общении.

В заключение необходимо отметить, что контент на базе BlackBoard, создаваемый и постоянно обновляемый преподавателями, позволяет обучающимся закреплять и углублять свои знания, не пассивно потреблять готовую информацию, а переосмыслять и создавать на её основе уже нечто новое. Таким образом, электронная система служит важным фактором для развития творческой активности студентов, а процесс обучения с ее применением становится более интересным и приобретает практическую направленность.

Список литературы /References

1. Грабой Т.А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом вузе: дис.... к. пед. н. Москва., 2002.

2. Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. Москва: Изд-во «Московский государственный университет», 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.