Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ ОНЛАЙН-СЕРВИСА "MOODLE" (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ ОНЛАЙН-СЕРВИСА "MOODLE" (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ОНЛАЙН-СЕРВИС / MOODLE / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Феруза Ибрагимовна

В статье дается научное обоснование возможности применения онлайн-сервиса Moodle (мобильная версия) на уроках английского языка в медицинском вузе. Автором исследуются возможности использования преподавателями мобильного обучения в преподавании английского языка в медицинских вузах. В исследовании приняли участие преподаватели кафедры «Иностранные языки» и студенты факультета «Педиатрия» Ташкентского Педиатрического Медицинского Института. Инструментами исследования стали обзоры и фокус-групповые дискуссии работ студентов и интервью с преподавателями. Тематический анализ интервью показал, что преподаватели используют приложение Moodle в онлайн-обучении как способ минимизации расстояния, восполнения отсутствия студентов в обучении из-за пандемии COVID-19, повысить уровень профессионального изучения английского языка и активизировать мотивацию среди отстающих студентов. Фокус групповые дискуссии, тематический анализ и обзоры работ студентов в онлайн-сервисе Moodle показали, что студенты считают этот способ обучения легким, интересным и полезным. Согласно полученным результатам, участие студентов онлайн или офлайн не влияет на их результаты и успеваемость, за исключением вопроса об уместности метода, в то время как их мотивация и профессиональный интерес влияют на успеваемость, причем мнение студентов с продвинутым уровнем знания языка идет с большим процентом, чем мнение студентов с базовым уровнем, об онлайн-сервисе Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Феруза Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH WITH THE HELP OF THE “MOODLE” ON-LINE SERVICE (MOBILE APPLICATION) IN A MEDICAL SCHOOL

The article provides a scientific rationale for the possibility of using the online service Moodle (mobile version) in English classes at medical schools. The author investigates the possibility of using mobile learning when teaching English in medical schools. Lecturers of the «Foreign languages» department and students of the «Pediatrics» faculty of Tashkent Pediatric Medical Institute took part in the study. The research tools were reviews and focus group discussions of students' work and interviews with lecturers. The thematic analysis of the interviews showed that the lecturers were using Moodle as a way to minimize distance learning, to compensate students' absences due to the COVID-19 pandemic, to increase professional learning of English, and to increase motivation of underachieving students. Focus group discussions, case studies, and reviews of students' work on the Moodle online service showed that students found this way of learning easy, interesting, and useful. According to the results, students' online or offline participation does not affect their performance and grades, except for the question about the appropriateness of the method, while their motivation and professional interest affect their grades; at the same time the opinion of advanced students outweighs the opinion of basic students about the MOODLE online service.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ ОНЛАЙН-СЕРВИСА "MOODLE" (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.147.227 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-262-274

ББК 74.48

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ ОНЛАЙН-СЕРВИСА "MOODLE" (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

TEACHING ENGLISH WITH THE HELP OF THE "MOODLE" ON-LINE SERVICE (MOBILE APPLICATION) IN A MEDICAL SCHOOL

Шарипова Феруза Ибрагимовна

Преподаватель, кафедра «Иностранные языки», Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Sharipova Feruza I.

Lecturer, "Foreign Languages" Department, Tashkent Pediatric Medical Institute, PhD in Education

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дается научное обоснование возможности применения онлайн-сервиса Moodle (мобильная версия) на уроках английского языка в медицинском вузе. Автором исследуются возможности использования преподавателями мобильного обучения в преподавании английского языка в медицинских вузах. В исследовании приняли участие преподаватели кафедры «Иностранные языки» и студенты факультета «Педиатрия» Ташкентского Педиатрического Медицинского Института. Инструментами исследования стали обзоры и фокус-групповые дискуссии работ студентов и интервью с преподавателями. Тематический анализ интервью показал, что преподаватели используют приложение Moodle

Abstract. The article provides a scientific rationale for the possibility of using the online service MoodLe (mobile version) in EngLish cLasses at medicaL schooLs. The author investigates the possibility of using mobile Learning when teaching English in medical schools. Lecturers of the «Foreign Languages» department and students of the «Pediatrics» faculty of Tashkent Pediatric Medical Institute took part in the study. The research tools were reviews and focus group discussions of students' work and interviews with Lecturers. The thematic anaLysis of the interviews showed that the Lecturers were using MoodLe as a way to minimize distance Learning, to compensate

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Шарипова Ф. И., 2022

в онлайн-обучении как способ минимизации расстояния, восполнения отсутствия студентов в обучении из-за пандемии СОУГО-19, повысить уровень профессионального изучения английского языка и активизировать мотивацию среди отстающих студентов. Фокус групповые дискуссии, тематический анализ и обзоры работ студентов в онлайн-сервисе Moodle показали, что студенты считают этот способ обучения легким, интересным и полезным. Согласно полученным результатам, участие студентов онлайн или офлайн не влияет на их результаты и успеваемость, за исключением вопроса об уместности метода, в то время как их мотивация и профессиональный интерес влияют на успеваемость, причем мнение студентов с продвинутым уровнем знания языка идет с большим процентом, чем мнение студентов с базовым уровнем, об онлайн-сервисе Moodle.

students' absences due to the COVID-19 pandemic, to increase professional Learning of English, and to increase motivation of underachieving students. Focus group discussions, case studies, and reviews of students' work on the Moodle online service showed that students found this way of Learning easy, interesting, and useful. According to the results, students' online or offline participation does not affect their performance and grades, except for the question about the appropriateness of the method, while their motivation and professional interest affect their grades; at the same time the opinion of advanced students outweighs the opinion of basic students about the MOODLE online service.

Ключевые слова: образование, вуз, онлайн-сервис, Moodle, обучающая среда, мотивация к обучению.

Keywords: education, institution of higher education, online service, Moodle, Learning environment, motivation for learning.

Для цитирования: Шарыпова Ф. И. Обучение английскому языку при помощи онлайн-сервиса «Moodle» (мобильное приложение) в медицинском вузе // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 262-274. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-262-274.

Cite as: Sharipova F. I. Teaching English with the help of the "Moodle" online service (mobile application) in a medical school. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 262-274. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-262-274.

Введение

Одной из основных задач современного образования, в том числе высшего, является профессиональная подготовка студента к жизни в информационном обществе. Для этого он не только должен справляться с лавиной информационных потоков, которые обрушиваются на нас со всех сторон, но и уметь ориентироваться в безграничных просторах, предоставляемых современными средствами информации.

Мы живем в эпоху непрерывного образования благодаря растущим темпам развития технологий и нескончаемую потоку информации, которые влияют на нашу реальность сегодня. Благодаря этому технологическому прогрессу Интернета появились новые

программы и приложения, предлагающие нам постоянный источник информации, идей и решений для решения различных проблем, которые касаются всех аспектов нашей жизни.

Эти огромные перемены особенно затронули молодое поколение, превратив его в сегодняшних экспертов в области изучения английского языка, как это ни удивительно, в гораздо большей степени, чем их наставники и учителя. В этом современном мире интернет-технологий интеграция онлайн-сервиса в процесс преподавания и обучения сумела превратить образование в интересный процесс, часто превращая его в игру, тем самым мотивируя учащихся и повышая уровень их квалификации [1-6].

За последние годы целью многих педагогов, ученых и исследователей было изучение того может ли широкий спектр постоянно появляющихся устройств и приложений по изучению английского языка оказаться полезными в онлайн-обучении [7-9].

Быстро меняющаяся окружающая жизнь заставляет людей быть в постоянном поиске. Одних традиционных знаний сейчас недостаточно, студент должен быть готов к организованной работе по освоению новых информационных технологий. А для этого он должен быть знаком с современными возможностями компьютерной и мобильной техники и знать принципы работы современных устройств.

В нашем случае в преподавании английского языка, и в частности английского языка для специальных целей (ESP), онлайн-сервисы стали использоваться в качестве эффективных методов обучения и преподавания.

ESP относится к языковой программе, которая разработана для конкретной профессиональной сферы деятельности человека, изучающего английский язык [10]. Профессиональное образование включает ESP-курс в учебные программы, и это связано с тем, что английский язык, особенно специализированный, считается основной квалификацией для профессиональных целей. Для этого учащиеся вузов проходят соответствующую программу, чтобы подготовиться к будущим требованиям к английскому языку на рынке труда.

Следовательно, преподаватели вузов должны быть инновационными и адекватно подготовленными для того, чтобы обеспечить своих студентов таким материалом и методами, которые помогут им успешно реализовать себя в своей будущей профессии. В рамках ИКТ, мобильные устройства и приложения - это те, которые значительно модернизовались в последнее время, и их спрос значительно увеличился, особенно среди молодежи [11]. Это объясняется мобильностью и простотой использования, доступностью приложений и их возможностью скачать без особых трудностей. Кроме того, многие мобильные приложения можно найти бесплатно, просто просматривая Интернет, и предоставляют пользователям широкий спектр возможностей для личных, социальных, академических или профессиональных целей.

В условиях пандемии COVID-19 и карантинных мер мобильные приложения стали использоваться как одни из эффективных методов онлайн-обучения: «Любая деятельность, которая позволяет людям быть более продуктивными при потреблении, взаимодействии или создании информации, опосредованно через компактное цифровое портативное устройство, которое человек носит с собой на регулярной основе, имеет надежную связь и помещается в кармане или сумочке» [12].

Онлайн-обучение может быть реализовано в любом месте и в любое время. Для этого достаточно иметь доступ к мобильному устройству с подключением к Интернету или устройству с операционной системой, такие как ноутбук с различными приложениями и возможностями использования. К таким устройствам относятся мобильные телефоны и смартфоны, сетевые книги, планшеты, айпады, медиаплееры (подкастинг и видео), игровые приставки или устройства для чтения электронных книг, например ридеры.

Исследования показывают, что онлайн-обучение эффективно в преподавании [13] для развития лингвистических и коммуникативных навыков учащихся [14], «решения ряда образовательных проблем» [15], способно внедрять инновации в педагогику [16]. В связи с вышесказанным важной проблемой, которая возникает в сегодняшних реалиях и становится одной их основных проблем в практике педагогов, являются так называемые занятия со смешанным обучением (онлайн и офлайн).

Такие занятия появляются из-за разнообразия контингента учащихся, их различного языкового и когнитивного фона и способностей. Поэтому представляется актуальным, чтобы учителя использовали разнообразные информационные инструменты и методы обучения, чтобы удовлетворить потребности всех учащихся [17].

Диверсифицированное обучение стало обычным явлением в современных реалиях карантинных мер как и в Узбекистане, так и во всем мире в связи с отсутствием возможности у учащихся с дальних регионов приезжать на занятия. В Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт (ТашПМИ) по статистике ежегодно поступает 70% студентов из областей республики, по сравнению с городскими абитуриентами (30%). Это приводит к значительной дифференциации сообщества учащихся данного вуза, которые, как представляется, имеют различный когнитивный уровень.

Это отражается на отсутствии равных возможностей, так как учащиеся, живущие в городах, имеют возможность посещать занятия, в то время как студенты из дальних регионов такой возможности не имеют. Поэтому преподавателям необходимо использовать онлайн-сервис (процесс «адаптации обучения к индивидуальным потребностям», что делает его «успешным подходом к обучению») [18], чтобы удовлетворить потребности всех учащихся.

Более того, большой процент областных студентов работает после учебы либо для того, чтобы заработать на жизнь в городе, либо для того, чтобы приобрести навыки будущей профессии, в частности в больницах, поликлиниках, аптеках и других медицинских учреждениях. В связи с этим частым явлением является пропуск занятий из-за усталости или неожиданных рабочих смен. Чтобы решить эту проблему, преподаватели используют различные методы обучения, среди которых онлайн-обучение. Руководствуясь вышеупомянутыми актуальными проблемами в сфере медицинского образования и изучение практики английского языка в медицинской сфере, авторы данной статьи решили исследовать, почему мобильное приложение MOODLE является наиболее эффективным инструментом и как мобильное обучение воспринимается преподавателями и студентами в медицинском вузе.

Немаловажную помощь в освоении отдельных дисциплин (английский язык) в медицинских вузах современному преподавателю оказывают разнообразные онлайн-сер-висы и созданные для их освоения мобильные версии.

Заслуженной популярностью последнее время пользуется созданное в 2013 г. Мартином Догиамасом мобильное приложение MOODLE. MOODLE - система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда [1] СДО Moodle занимает примерно 18% рынка в США [2].

MOODLE рекомендуется применять как мобильное приложение для обучения и обратной связи. Особый интерес, на наш взгляд, онлайн-сервис представляет в процессе обучения английскому языку студентов медицинского вуза как один из вариантов повышения интереса и общей мотивации к изучению иностранных языков. В целом выбор приложения обусловлен целым рядом факторов: во-первых, ресурс является бесплатным для его использования в образовательных целях; во-вторых, он достаточно прост в использовании; в-третьих, при работе с ним не требуются специальные знания в области информатики.

К техническим характеристикам мобильного приложения специалисты относят следующие:

• проведение тестов и получение мгновенного результата в режиме реального времени,

• визуализация результатов в виде графиков,

• загрузка ответов в виде фото-, аудио- и видеоматериалов,

• встроенный таймер,

• техническая простота использования.

Кроме того, важными дидактическими свойствами MOODLE являются: демонстрация и сохранение результатов тестов и ответов для учебной аналитики; мультиме-дийность; геймификация и соревновательный компонент; доступность на нескольких языках; тестовые форматы заданий; исследовательски-поисковые форматы заданий; возможность поделиться результатами в социальных сетях. Последующая демонстрация и сохранение результатов тестов и ответов для учебной аналитики способствует проведению формирующего контроля на занятиях, повышению мотивации, оптимизации учебного процесса и рефлексии [3].

Методы и материалы

В исследовании использовались качественный и количественный подходы для изучения мнения преподавателей и мнения студентов о мобильном приложении MOODLE. Вопросы исследования были следующими:

1. Почему преподаватели выбрали мобильное приложение MOODLE?

2. Как проходит обучение с данным приложением MOODLE?

3. Как они применяют мобильное приложение MOODLE в своей преподавательской деятельности?

4. Что преподаватели думают о мобильном приложении MOODLE?

5. Что думают студенты о мобильном приложении MOODLE и как такие факторы, как онлайн обучение, дистанционное обучение, мобильное обучение, влияют на их учебу?

В исследовании приняли участие 6 преподавателей кафедры «Иностранные языки» и случайно выбранные 50 студентов 1-го курса факультета «Педиатрия» ТашПМИ.

Все преподаватели (женщины) имели опыт работы от 8 до 21 года в ТашПМИ. Кроме того, все они преподавали курсы ESP по медицинской специальности в течение периода всего рабочего стажа в институте. Все преподаватели прошли обучение по ИКТ на семинарах, проводимых Министерством высшего и среднего образования Республики Узбекистан в период август-сентябрь 2020 г.

После разъяснения преподавателям целей данного исследования и их согласия на участие интервью проводились в выбранном ими месте и в удобное для них время, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно. Все интервью проходили на кафедре после занятий или в классе в конце учебного дня.

В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 17 до 20 лет, все они учились на 1-м курсе факультета «Педиатрия» ТашПМИ и проходили курс «Медицинский английский язык» (ESP) на кафедре «Иностранные языки» по 2 часа в неделю.

Все студенты были проинформированы о том, что они примут участие в данном исследовании, и им объяснили цель эксперимента.

В данном исследовании использовались количественные и качественные методы исследования, для того чтобы получить возможные ответы на вопросы исследования [19]. В частности, для решения первых трех вопросов были проведены интервью с преподавателями-участниками. Этот метод был признан наиболее подходящим, поскольку нашей целью были не численные факты, а мнения преподавателей о вопросах исследования и их взгляды с максимально возможным количеством деталей.

Кроме того, было решено попросить преподавателей описать, как они использовали мобильные сценарии обучения в процессе преподавания. Для решения четвертого вопроса исследования использовались как количественные, так и качественные методы исследования. В частности, всем учащимся была предложена анкета, так как анкетирование считается менее трудоемким и более подходящим для проведения интервью [19].

Были проведены две фокус-групповые дискуссии с двумя группами из 12 и 19 студентов (из общего числа учащихся 50), выбранных случайным образом, чтобы получить более подробные ответы на вопросы об их мнении о мобильном обучении как учебном процессе.

Учащихся было решено случайным образом разделить на две группы (12 и 19). Эти две группы были сформированы, чтобы получить как можно более репрезентативные результаты для третьего вопроса исследования.

В целях проверки валидности все инструменты (интервью, анкета и вопросы для обсуждения в фокус-группе) были опробованы на двух преподавателях (интервью), 15 студентах (анкеты), 15 учащихся (анкеты) и 7 учащихся (вопросы фокус-групповой дискуссии) на предмет уместности формулировок, согласованности и понимания вопросов. Полученные данные были использованы для модификации, переработки и переформулирования окончательных версий всех инструментов.

Для достоверности интервью вопросы были опробованы с двумя преподавателями и были разработаны в соответствии с принципами построения интервью [19]. Интервью

длились от 15 до 30 минут, и это зависело от характера участников, так как некоторые из них были довольно замкнутыми, в то время как другие были более открытыми.

Основные вопросы интервью были разделены на 4 группы:

1. Профиль работы участников.

2. Причины использования мобильных устройств для целей преподавания и обучения.

3. Способы использования мобильных устройств для преподавания. Мобильное приложение MOODLE.

4. Влияние мобильного обучения на навыки и успеваемость учащихся.

Для анализа интервью был использован метод контент-анализа.

После расшифровки, повторного прослушивания и чтения содержания интервью были выделены наиболее значимые части, которые связаны с вопросами исследования и записаны, а также определены единицы анализа данных/ключевые слова. Ключевыми словами были «мобильные устройства», «интересный», «мотивирующий», «трудный», «легкий», «полезный», «потребности», «уровень», «компетентность», «словарный запас», «навыки чтения», «навыки аудирования», «навыки письма», «навыки говорения», которые были включены в ответы участников, в связи с целями исследования и исследовательскими вопросами. В связи с большим объемом информации все данные были классифицированы по группам, на основе которых был проведен контент-анализ.

Для достоверности анкетирования вопросы были опробованы на 15 учащихся и основывались на принципах построения анкеты [19]. Вопросы были полуструктурированными, и ответы предлагалось давать по 5-балльной шкале (полностью согласен, согласен, нейтрально, не согласен, категорически не согласен). Вопросы касались таких проблем такие как степень, в которой мобильные устройства были признаны интересным, мотивирующим, полезным, подходящим, инновационным, полезным и ведущим к улучшению навыков. За заполнением анкеты последовали неформальные короткие беседы со случайно выбранными вопросами чтобы расширить понимание их ответов.

В двух фокус-групповых дискуссиях приняли участие от 27 до 31 человек. Вопросы были полуструктурированы и разделены на 4 группы:

1. Эффективность мобильного приложения MOODLE.

2. Простота использования метода/доступность.

3. Преимущества метода/положительные моменты.

4. Недостатки метода/отрицательные моменты. Для анализа обсуждений был использован метод контент-анализа. Ключевыми словами здесь были «полезный», «доступный», «трудный», «легкий», «полезный», «положительный», «отрицательный», которые фигурировали в ответах студентов, по отношению к целям вопросов исследования.

Результаты

Судя по ответам преподавателей, мобильные устройства используются в учебных целях по ряду причин. Как утверждают преподаватели, одной из причин является языковое разнообразие их групп, что приводит к необходимости персонализированного

обучения. По словам преподавателей, их учащиеся - это в основном классы со смешанными способностями. Поэтому уровень владения английским языком у них разный и им трудно использовать один-единственный метод или инструмент для обучения. Другой причиной является труднодоступность обучения в условиях карантинных мер для студентов из дальних регионов.

Это приводит к пропускам занятий в вузе и, как следствие, к отставанию в учебе. Тем не менее почти половина преподавателей признались, что они используют мобильные устройства в учебных целях из-за желания экспериментировать и пробовать новые идеи и методы. Судя по их ответам, разнообразие инструментов поддерживает мотивацию учащихся к обучению.

Таким образом, им не так легко заскучать, и это помогает в большей степени достигать целей обучения. Более того, преподавателям самим интересно исследовать что-то новое и посмотреть, как это работает с учащимися. Их мнения отражены в следующих фразах: «У меня много студентов из областей... они работают со своими родителями... чтобы помочь им в их фирме... и многие... не могут... не приходят в школу каждый день... это не обсуждается... я пытался...». «В условиях пандемии сегодня многие студенты отказываются посещать занятия офлайн... мы понимаем... но они пропускают занятия, мы ничего не можем с этим поделать...». «У меня есть пара студентов, которые находятся на уровне B2, но большинство - A2 или B1... Мне нужно дать им больше материала для работы... чтобы расширить то, что они знают, часов не хватает... часов, которые мы преподаем, я имею в виду...». «Мне нравится экспериментировать и делать новые вещи. Это вдохновляет меня... им это тоже нравится; они хотят узнать, что это такое...».

По мнению преподавателей, мобильное приложение MOODLE действительно эффективно по ряду причин.

Во-первых, студенты с большим энтузиазмом восприняли идею участия в работе над тем, к чему они смогут получить доступ сразу и стать его частью (видео/задания/ записи).

Весь процесс оказался очень мотивирующим не только для тех, кто участвовал в офлайн-занятиях, но и для онлайн-студентов, тех, кто мог смотреть материал в своем собственном темпе, пространстве и времени. Согласно ответам преподавателей, он-лайн-студенты, которые использовали материал дистанционно, были очень воодушевлены, хотя поначалу были озадачены тем, что они никогда раньше не делали ничего подобного. Они чувствовали себя более уверенно, исследуя учебный материал, чем когда искали его в Интернете или просили помощи у сокурсников или родственников.

Во-вторых, материал оказался полезным не только для лингвистических целей, но и профессиональных, которые сами использовали его для обучения своих студентов онлайн, независимо от его англоязычного содержания. Как выразилась одна из преподавательниц, она почувствовала, что сделала «новое начало» или «изменение менталитета» в отношении преподавания, поскольку ее коллеги выразили желание работать вместе, чтобы разработать аналогичные сценарии для поддерживающего онлайн-обучения. Однако они также признали, что были и такие коллеги (хотя их было немного), которые обвиняли их в том, что они «играют» со студентами вместо того, чтобы их действительно учить.

И последнее, исходя из ответов преподавателей, самым важным было то, что те студенты, которые имели низкий уровень или стеснялись задавать вопросы, могли наблюдать за уроком, задавать вопросы в классе, приобрели возможность смотреть материал столько раз, сколько им необходимо, и общаться с учителем в режиме онлайн.

Результаты анкетирования - мнение студентов

1. Мобильное приложение MOODLE - эффективно? Большинство учащихся (76,43%) согласились, 10,83% полностью согласились с этим утверждением, 1,91% отнеслись нейтрально (рис. 1).

Студенты

■ Полностью согласен

■ Согласен

■ Не согласен

■ Категорически не согласен

■ Нейтралитет

Рис. 1. Распределение ответов на утверждение «Мобильное приложение

MOODLE - эффективно»

Заключение

Последующая демонстрация и сохранение результатов тестов и ответов для учебной аналитики способствует проведению формирующего контроля на занятиях, повышению мотивации, оптимизации учебного процесса и рефлексии [3]. Например, тестовые форматы заданий приложения можно использовать для развития языковых навыков на учебных занятиях по английскому языку. Благодаря исследовательски-поисковым форматам заданий можно развивать у студентов медицинских вузов продуктивные навыки речевой деятельности, а также организовать проектную работу.

Заметим, что ключевыми преимуществами использования данного сервиса в обучении английскому языку является создание совместной обучающей среды, которая за счет своего соревновательного характера мотивирует учащихся на достижение лучшего результата, а также вызывает интерес к процессу тестирования их знаний. Как уже отмечалось выше, MOODLE прост в освоении, может эффективно использоваться как инструмент формирующего оценивания общего уровня владения студентами [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, использование мобильных средств коммуникаций (смартфона) в данной ситуации позволяет усилить мотивацию студента к изучению языка. Мобильное приложение позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая студентов в определенную игровую ситуацию, давая возможность им изложить учебный материал с иллюстрациями, графиками, анимацией, звуковыми эффектами.

Данный вид организации занятий способствует формированию у студентов рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат. Такие уроки особенно привлекательны, современны, позволяют студентам не только показать свои знания по предмету, а также возможность проявить свои творческие способности. Но, как и в любом деле, в здесь есть свои преимущества и недостатки.

Выделим основные преимущества использования мобильных приложений в работе преподавателя:

• индивидуализация обучения;

• интенсификация работы учащихся;

• повышение познавательной активности и мотивации;

• объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;

• возможность выбора уровня трудности задания;

• возможность проявить творческие способности.

Также подчеркнем некоторые проблемы и недостатки, возникающие при проведении учебных занятий с использованием данного приложения:

• проблема выбора качественных программных средств из многообразия существующих;

• возможен недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности преподавателя иностранного языка;

• проблема технического оснащения занятия (разные мобильные платформы, отсутствие интернет-связи).

Вместе с тем, мобильное приложение MOODLE на уроках английского языка способствует повышению мотивации обучающихся, повышает интерес к изучаемому предмету. Данное приложение позволяет привнести элемент игры в обычный урок. Особенно ресурс удобен для создания моментальных тестов, при которых будут задействованы все обучающиеся одновременно. После проведения теста преподавателю доступны его результаты в сводной таблице.

Подводя итог, отметим, что MOODLE - это удобный сервис, позволяющий привнести разнообразие в урок наряду с существующими ресурсами.

Список литературы

1. Al-Mukhaini E. M., Al-Oayoudhi W. S., Al-Badi A. H. Adoption of Social Networking in

Education: A Study of the Use of Social Networks by Higher Education Students in Oman //

Journal of International Education Research. 2014. Vol. 10, No. 2. P. 143-154. DOI: https://

doi.org/10.19030/jier.v10i2.8516.

2. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие.

2-е изд. испр. и дополн. Харьков: ХНАГХ, 2009. 292 с.

3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.

4. Буранова Д. Д., Алимова М. Х. Организация деятельности в процессе обучения иностранным языкам // Форум молодых ученых. 2017. № 1 (5). С. 125-129.

5. Burns A. C., Gentry J. W. Motivating students to engage in experiential learning: a tension-to-learn theory // Simulation and Gaming. 1998. Vol. 29, Iss. 2. P. 133-151.

6. 6th Annual LMS Data Update // Edutechnica. 2020 Oct. URL: https://edutechnica. com/2018/10/06/6th-annual-lms-data-update/ (дата обращения: 01.10.2021).

7. Мясникова Т. С., Мясников С. А. Система дистанционного обучения MOODLE. Харьков, 2008. 232 с.

8. Social media and mobile Internet use among teens and young adults / A. Lenhart, K. Purcell, A. Smith, K. Zickuhr // Pew Internet & American Life Project. Febr. 3, 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286376855_Social_Media_Mobile_Internet_ Use_Among_Teens_and_Young_Adults (дата обращения: 01.10.2021).

9. Маслова А. М., Вайнштейн З. И., Плебейская Л. С. Учебник английского языка для мед. вузов. М.: Лист Нью, 2002. 336 с.

10. Кукушкина А. Г. Персональная страница преподавателя в социальной сети как инструмент педагогического взаимодействия // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 12. С. 156-166. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166.

11. Kanimozhi T., Vasimalairaja M. Role of Social Networks in Education // International Journal of Trend in Research and Development (IJTRD). Spec. Iss.: National Conference on Challenges in 21st Century Teacher Education organized by Kamala College of Education, Thirunavalur, TamilNadu, 17th Feb. 2018. P. 114-116. URL: http://www.ijtrd.com/papers/ IJTRD15980.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

12. Massive open online courses (MOOCs) for long-distance education in geriatric medicine across Europe / R. Roller-Wirnsberger, S. Zitta, C. Herzog [et al.] // European Geriatric Medicine. 2019. No. 10. P. 989-994. DOI: https://doi.org/10.1007/s41999-019-00252-7.

13. Sharipova F. I., Akhmedova A. F., Jalilova N. D. Interactive Learning in the Medical English Classroom // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, No. 5. P. 1997-2004. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.08053.

14. Скрипник Л. М. Дистанцшна медична осв^а: сучасш реалп та проблеми // Архiв клМчно! медицини. 2012. № 2 (18). С. 116-118.

15. Малышева Н. А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86 (02). URL: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf (дата обращения: 24.11. 2020).

16. Zaidieh A. J. Y. The Use of Social Networking in Education: Challenges and Opportunities // World of Computer Science and Information Technology Journal (WCSIT). 2012. Vol. 2, Iss. 1. P. 18-21.

17. Rice W. Moodle 1.9 E-Learning Course Development: A complete guide to successful learning using Moodle. Birmingham: Packt Publishing, 2008. 384 p.

18. Wu Fan, Xu Jie-zhou, YangMian-hua. Foundation of high-quality medical teaching in whole English conforming to tendency of medical education reform // China Higher Medical Education. 2011. Iss. 2. P. 14-15.

19. Qian Jingyue. --

[Преподавание академического английского языка по модели выставления оценок в медицинских колледжах — на примере реформы курсов чтения, письма и перевода на английском языке для магистров в Нанкинском медицинском университете] // Journal of Educational Institute of Jilin Province. 2013, Iss. 5. P. 99-101.

References

1. Al-Mukhaini E. M., Al-Oayoudhi W. S., Al-Badi A. H. Adoption of Social Networking in Education: A Study of the Use of Social Networks by Higher Education Students in Oman. Journal of International Education Research. 2014, Vol. 10, No. 2, pp. 143-154. DOI: https:// doi.org/10.19030/jier.v10i2.8516.

2. Anisimov A. M. Rabota vsisteme distantsionnogo obucheniyaMoodle: ucheb. posobie. Kharkov: KhNAGKh, 2009. 292 p.

3. Galskova N. D., Nikitenko Z. N. Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam. Nachalnaya shkola: metod. posobie. Moscow: Ayris-press, 2004. 240 p.

4. Buranova D. D., Alimova M. Kh. Organizatsiya deyatelnosti v protsesse obucheniya inostrannym yazykam. Forum molodykh uchenykh. 2017, No. 1 (5), pp. 125-129.

5. Burns A. C., Gentry J. W. Motivating students to engage in experiential learning: a tension-to-learn theory. Simulation and Gaming. 1998, Vol. 29, Iss. 2, pp. 133-151.

6. 6th Annual LMS Data Update. In: Edutechnica. 2020 Oct. Available at: https://edutechnica. com/2018/10/06/6th-annual-lms-data-update/ (accessed: 01.10.2021).

7. Myasnikova T. S., Myasnikov S. A. Sistema distantsionnogo obucheniya MOODLE. Kharkov, 2008. 232 p.

8. Lenhart A., Purcell K., Smith A., Zickuhr K. Social media and mobile Internet use among teens and young adults. Pew Internet & American Life Project. Febr. 3, 2010. Available at: https://www.researchgate.net/publication/286376855_Social_Media_Mobile_Internet_ Use_Among_Teens_and_Young_Adults (accessed: 01.10.2021).

9. Maslova A. M., Vaynshteyn Z. I., Plebeyskaya L. S. Uchebnik angliyskogo yazyka dlya med. vuzov. Moscow: List Nyu, 2002. 336 p.

10. Kukushkina A. G. Personalnaya stranitsa prepodavatelya v sotsialnoy seti kak instrument pedagogicheskogo vzaimodeystviya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020, Vol. 29, No. 12, pp. 156-166. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166.

11. Kanimozhi T., Vasimalairaja M. Role of Social Networks in Education. International Journal of Trend in Research and Development (IJTRD). Spec. Iss.: National Conference on Challenges in 21st Century Teacher Education organized byKamala College of Education, Thirunavalur, TamilNadu, 17th Feb. 2018. Pp. 114-116. Available at: http://www.ijtrd.com/papers/IJTRD15980.pdf (accessed: 24.11.2020).

12. Roller-Wirnsberger R., Zitta S., Herzog C. et al. Massive open online courses (MOOCs) for long-distance education in geriatric medicine across Europe. European Geriatric Medicine. 2019, No. 10, pp. 989-994. DOI: https://doi.org/10.1007/s41999-019-00252-7.

13. Sharipova F. I., Akhmedova A. F., Jalilova N. D. Interactive Learning in the Medical English Classroom. Universal Journal of Educational Research. 2020, Vol. 8, No. 5, pp. 1997-2004. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.08053.

14. Skripnik L. M. Distantsiyna medichna osvita: suchasni realii' ta problemi. Arkhiv klinichnoi meditsini. 2012, No. 2 (18), pp. 116-118.

15. Malysheva N. A. Rol sotsialnykh setey v modeli distantsionnogo obucheniya studentov khudozhestvennykh spetsialnostey. Nauchnyy zhurnal KubGAU. 2013, No. 86 (02). Available at: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf (accessed: 24.11. 2020).

16. Zaidieh A. J. Y. The Use of Social Networking in Education: Challenges and Opportunities. World of Computer Science and Information Technology Journal (WCSIT). 2012, Vol. 2, Iss. 1, pp. 18-21.

17. Rice W. Moodle 1.9 E-Learning Course Development: A complete guide to successful learning using Moodle. Birmingham: Packt Publishing, 2008. 384 p.

18. Wu Fan, Xu Jie-zhou, Yang Mian-hua. Foundation of high-quality medical teaching in whole English conforming to tendency of medical education reform. China Higher Medical Education. 2011, Iss. 2, pp. 14-15. (In Chinese)

19. Oian Jingyue. English language teaching under classification of medical colleges and universities - case analysis of reform of read-writetranslation curriculum for English Master in Nanjing Medical University. Journal of Educational Institute of Jilin Province. 2013, Iss. 5, pp. 99-101. (In Chinese)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 08.10.2021 The article was received on 08.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.