Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ-ЮРИСТЫ / МОТИВАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Наталия Анатольевна, Сабитова Яна Руслановна, Исмагилова Алсу Маратовна

В статье рассматривается опыт преподавания английского языка для специальных целей в нелингвистических вузах. В условиях развития глобализации и международной интеграции специалисты различных областей сталкиваются с новыми вызовами современного общества, связанными с внедрением цифровых технологий, поиском инновационных подходов к решению профессиональных задач, а также с острой необходимостью эффективного обмена специализированной информацией с коллегами из других стран. Особую актуальность для специалиста приобретает владение иностранным языком в профессиональной концепции. Анализ педагогических исследований, а также изучение потребностей, обучающихся позволяют сделать вывод о необходимости использования современных методик обучения иностранному языку с учетом направления подготовки будущих специалистов.The article deals with the experience of teaching English for special purposes in non-linguistic universities. In the context of the development of globalization and international integration, specialists in various fields are faced with new challenges of modern society associated with the introduction of digital technologies, the search for innovative approaches to solving professional problems, as well as the urgent need for an effective exchange of specialized information with colleagues from other countries. Of particular relevance for a specialist is the knowledge of a foreign language in a professional concept. Analysis of pedagogical research, as well as the study of the needs of students, allow us to conclude that it is necessary to use modern methods of teaching a foreign language, taking into account the direction of training future specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

УДК 34 - 09

Юридические науки

Антонова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, Стерлитамакского филиал БашГУ Сабитова Яна Руслановна, студент, Стерлитамакский филиал БашГУ Исмагилова Алсу Маратовна, студент, Стерлитамакский филиал БашГУ

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация: В статье рассматривается опыт преподавания английского языка для специальных целей в нелингвистических вузах. В условиях развития глобализации и международной интеграции специалисты различных областей сталкиваются с новыми вызовами современного общества, связанными с внедрением цифровых технологий, поиском инновационных подходов к решению профессиональных задач, а также с острой необходимостью эффективного обмена специализированной информацией с коллегами из других стран. Особую актуальность для специалиста приобретает владение иностранным языком в профессиональной концепции. Анализ педагогических исследований, а также изучение потребностей, обучающихся позволяют сделать вывод о необходимости использования современных методик обучения иностранному языку с учетом направления подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: универсальные и профессиональные компетенции, иноязычное образование, бакалавры-юристы, мотивация, моделирование ситуаций, высшее образование.

Abstract: The article deals with the experience of teaching English for special purposes in non-linguistic universities. In the context of the development of globalization and international integration, specialists in various fields are faced with

new challenges of modern society associated with the introduction of digital technologies, the search for innovative approaches to solving professional problems, as well as the urgent need for an effective exchange of specialized information with colleagues from other countries. Of particular relevance for a specialist is the knowledge of a foreign language in a professional concept. Analysis of pedagogical research, as well as the study of the needs of students, allow us to conclude that it is necessary to use modern methods of teaching a foreign language, taking into account the direction of training future specialists.

Keywords: universal and professional competencies, foreign language education, bachelors-lawyers, motivation, modeling of situations, higher education.

Владение иностранными языками обеспечивает современному эксперту конкурентоспособность на рынке труда, предоставляя ему возможности общаться с зарубежными партнерами и первым получать информацию о новых достижениях науки и техники. В связи с этим изучение профессионально ориентированного языка, который является необходимым инструментом, позволяющим эффективно включаться в профессиональное всемирное общение, становится все более востребованным для современного специалиста.

Спрос на получение знаний по иностранным языкам с целью использования их в различных областях жизни общества появился в 70-е гг. прошлого столетия. На сегодняшний день существует множество определений английскому для специальных целей, которые основываются на идее обучения иностранных языков с учетом потребностей обучающихся для возможности его дальнейшего использования в теоретических исследованиях и в профессиональных целях. Зарубежные и российские ученые не только разъясняют само понятие английский для специальных целей и описывают его характерные черты, но и представляют исследования в области методики обучения английского для специальных целей [1, с. 38]. Такое обучение базируется на знаниях, полученных в процессе исследования общего английского, и осуществляется для того, чтобы сформировать у обучающихся

коммуникативную компетенцию в соответствии с будущей профессиональной сферой и целевыми потребностями [2, с. 84].

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. утвердил новый ФГОС для бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция», согласно которому определяются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущего юриста. Одной из ключевых компетенций специалиста является «способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах)» [3].

Проанализировав исследования старшего преподавателя Гусевой Н.В. ФГКВОУ ВО Практикум по английскому языку к учебнику «Introduction to International Legal English» авторов Эми Круа-Линдер можно выделить высокую эффективность форм, которые обусловлены непрерывностью профессиональной направленности всего курса обучения иностранному языку, а равно и его связью с изучением английской юриспруденции.

Кроме того, определённое значения имеет специфика использовавшейся в курсе системы заданий, нацеленных на развитие у обучающихся умений работать с аналогичными текстами и принимать участие в устном общении на профессиональную тематику. Среди подобных ситуаций выделяются следующие:

• активный обмен иноязычной информацией, осуществляемый в процессе профессионального общения;

• аргументированное сообщение по профессиональным проблемам и сложностям;

• установление деловых контактов на изучаемом языке, осуществляющихся в письменной или устной форме;

• деловая беседа по конкретной теме.

Педагогическая диагностика является значимым элементом процесса улучшения иностранного языка студентам неязыковых вузов. Внедрение в образовательную практику отечественных вузов современных методов

педагогической диагностики с большой вероятностью будет способствовать решению следующих типов педагогических задач:

• развивающие;

• воспитательные;

• дидактические.

Принцип «Педагогическая диагностика» можно трактовать как распознавание уровня, степени, характеристик обученности, воспитанности, развития студентов неязыковых вузов [4; 5]. Она стоит в ряду педагогических условий, необходимых для распознания и улучшения дальнейшего процесса развития обучения будущих юристов иностранному языку.

В ходе решения коммуникативных задач в процессе иноязычного образования создаются условия для формирования ключевых универсальных компетенций, а именно: умение критически мыслить, работать в команде, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность и др. Материалы, используемые в рамках курса, дают возможность студентам развивать коммуникативные стратегии, изучать межкультурные особенности процесса юридической консультации, видеть, как юридические термины функционируют в контексте реальных ситуаций. В процессе участия в смоделированных ситуациях и обсуждениях студенты учатся правильно применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности, анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права в разных странах, а также логически верно, аргументированно и грамотно строить устную и письменную речь с единообразным и корректным использованием профессиональной юридической лексики. Все это способствует формированию профессиональных компетенций будущего юриста.

Таким образом, изучение иностранного языка является необходимой составляющей в профессиональной подготовке специалистов. Формирование универсальных и профессиональных компетенций студентов становится более результативным, если организация иноязычного образования осуществляется с

учетом их профессиональной направленности.

Библиографический список:

1. Agystina T. English for Specifi c Purposes (ESP) : An Approach of English Teaching for Non-English Department Students // Beta. 2014. Vol. 7, iss. 1. P. 37-63.

2. Bilokcuoglu H. English for Specifi c Purposes // Journal of Social Sciences. 2012. № 6. P. 78-91.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011. URL: http://study.garant.ru/#/document/ 74607104/ paragraph/1:0 (дата обращения: 20.02.2021).

4. Патеева Н.Е. Инновационные приемы педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 21. -Т.5. - 2006. - С. 160-164.

5. Булаш Ю. М. Особенности создания курса английского языка для специальных целей // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции / под ред. Е. А. Пригодич [и др.]. Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 333-337.

6. Sagar, J.Language and Law: The Incomprehensible Lawyer - Part I / J. Sagar // Bar and Bench. - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.barandbench.com/columns/ incomprehensible-lawyer-part. - Дата доступа: 24.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.