Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТАХ'

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение английскому языку / социально ориентированный проект / добровольчество / международное сотрудничество / английский для специальных целей / ESP / English language teaching / socially oriented project / volunteering / international cooperation / English for special purposes / ESP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Ангелина Николаевна

Представлен анализ проблемы обучения английскому языку через социально ориентированные проекты. Обозначена актуальность международного сотрудничества в рамках реализации социальных проектов как отражение целей устойчивого развития ООН на период до 2030 г. и определено значение изучения английского языка для подготовки к участию в добровольчестве. Представлены имеющиеся материалы по вопросу организации комплексных занятий с целью обучения английскому языку и использования потенциала обучающихся для создания вклада в повышение благополучия мира. Предпринята попытка определить особенности разработки курса английского языка для участия в социально ориентированных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Ангелина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH FOR INTERNATIONAL VOLUNTEERING

The article is devoted to the analysis of the problem of teaching English by participating in socially oriented projects. It is highlighted the relevance of international cooperation in the framework of social projects as a reflection of the UN Sustainable Development Goals for the period up to 2030 and the importance of learning English for volunteering. The existing materials on teaching English and using the potential of students to create a contribution to improving the well-being of the world are presented. There is made an attempt to determine the features of developing an English course for participation in socially oriented projects.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТАХ»

РАЗДЕЛ 9. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

УДК 37.016:811.111

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10238

Казанцева Ангелина Николаевна

аспирантка кафедры методики преподавания иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: linaangelina0807@yandex.ru ; e-mail: krauze@pspu.ru

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАСТИЯ

В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ПРОЕКТАХ

Angelina N. Kazantseva

Graduate Student of the Department of Foreign Language Teaching Methods

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: linaangelina0807@yandex.ru ; e-mail: krauze@pspu.ru

TEACHING ENGLISH FOR INTERNATIONAL VOLUNTEERING

Аннотация. Представлен анализ проблемы обучения английскому языку через социально ориентированные проекты. Обозначена актуальность международного сотрудничества в рамках реализации социальных проектов как отражение целей устойчивого развития ООН на период до 2030 г. и определено значение изучения английского языка для подготовки к участию в добровольчестве. Представлены имеющиеся материалы по вопросу организации комплексных занятий с целью обучения английскому языку и использования потенциала обучающихся для создания вклада в повышение благополучия мира. Предпринята попытка определить особенности разработки курса английского языка для участия в социально ориентированных проектах.

Ключевые слова: обучение английскому языку, социально ориентированный проект, добровольчество, международное сотрудничество, английский для специальных целей, ESP.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of teaching English by participating in socially oriented projects. It is highlighted the relevance of

© Казанцева А.Н., 2019

international cooperation in the framework of social projects as a reflection of the UN Sustainable Development Goals for the period up to 2030 and the importance of learning English for volunteering. The existing materials on teaching English and using the potential of students to create a contribution to improving the well-being of the world are presented. There is made an attempt to determine the features of developing an English course for participation in socially oriented projects.

Key words: English language teaching, socially oriented project, volunteering, international cooperation, English for special purposes, ESP.

В современном мире актуальным направлением социально ориентированной деятельности является международное сотрудничество по реализации социальных проектов в целях улучшения мира, повышения толерантности и внесения личного вклада в развитие благополучия людей.

Тенденция к росту международных контактов в области волонтерства и участия в разного рода социальных проектах обусловлена рядом причин. Британское движение по организации зарубежных международных проектов GVI среди 17 причин участия в международном волонтерстве к их числу относит возможность внесения личного вклада в реализацию одной из 17 целей плана устойчивого развития, намеченного ООН в 2015 г. Это наиболее глобальная цель, которая является ориентиром для работы организаций по организации волонтерских проектов [12, 13].

Принятые цели устойчивого развития на период до 2030 г. (Sustainable Development Goals) направлены на борьбу с главными социальными проблемами человечества - бедностью, неравенством, несправедливым распределением ресурсов, загрязнением окружающей среды и др. Цели носят всеобщий характер и отражают стремление людей к улучшению условий жизни на планете.

В повестке устойчивого развития до 2030 г. (The 2030 Agenda for Sustainable Goals) определено, что добровольческое движение является движущей силой в деле достижения целей устойчивого развития.

Волонтерство усиливает гражданскую активность, способствует социальному сплочению и солидарности, а также формирует ответственность за результаты развития отдельных обществ. Документ указывает на то, что вовлечение людей в реализацию долгосрочных целей может способствовать активизации национального планирования и воплощению обозначенных целей на уровне отдельных государств через создание пространства межсекторного взаимодействия государства и неправительственного сектора, в том числе на самом низком уровне местных сообществ средствами заинтересованных социально ответственных людей [4].

План действий по актуализации добровольческого движения на период до 2030 г. предусматривает:

- расширение участия гражданского общества в реализации повестки устойчивого развития и создание благоприятных условий для реализации человеческого потенциала;

- развитие добровольчества на государственном и международном уровнях с целью реализации намеченных целей по всему миру;

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

- исследование вовлеченности людей в реализацию добровольчества для комплексной оценки состояния глобального проекта, благосостояния людей и сбора аналитических данных.

Исходя из идей политики ценности участия каждого человека предполагается, что даже незначительные усилия отдельных людей будут способствовать решению проблем во всем мире. Кроме того, ценность участия в социально ориентированных проектах, как отмечают руководители движения, заключается в возможности приобретения опыта, который в том числе может способствовать продвижению по карьерной лестнице и обретению новых навыков. Проекты помощи людям способствуют обучению нуждающихся или не имеющих возможности получить важные жизненные навыки людей в ограниченных социальных условиях, которые могли бы способствовать позитивному изменению их жизни, что имеет особенную личную ценность для участников проекта [4, 5, 10].

В обозначенных условиях возрастающих международных контактов по вопросам добровольчества повышается роль изучения языка международного общения, которым на сегодняшний день признан английский язык, будучи официальным языком международного общения, государственным языком для жителей большого количества стран, официальным языком общественных институтов власти, юридической системы, СМИ и образования. У потенциальных участников добровольческого движения возрастает необходимость формирования основных лингвистических компетенций: навыков устного и письменного общения на английском языке для решения жизненных ситуаций разного характера в уникальных условиях путешествия и работы в социально ориентированных проектах. Решение такой задачи возможно в рамках концепции английского для специальных целей [3].

Английский для специальных целей (English for specific purposes (далее -ESP) явился ответом на явление глобализации, актуальных запросов нового открытого к перемещениям и общению общества на основе подхода к обучению с учетом жизненных условий и целей клиента.

Использование концепции ESP в рамках подготовки людей к участию в международных социально ориентированных проектах обусловлено развитием методик преподавания английского языка, а также повышением внимания к интересам и мотивации обучающегося (learner-centered approach), которые считаются основными в деле эффективного познания языка [1, 2, 6, 9].

Стоит отметить, что работа по обеспечению связи между реализацией социально ориентированных проектов и изучением английского языка уже ведется на международном уровне. Так, в 2015 и 2017 гг. Британский совет (British Council), организация, чьей миссией является развитие сотрудничества в области образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами, выпустил издания для преподавателей английского и других вовлеченных в образовательный процесс людей, посвященные привнесению социальных идей в уроки английского языка, с учетом целей устойчивого развития ООН. В издании 2017 г. отмечается, что обучение английскому языку в XXI в. переживает трансформации, когда большое

значение в процессе изучения языка получают такие принципы, как самостоятельность обучающегося, работа в группе, проектная работа, коммуникация, критическое мышление, где обучающиеся выступают в качестве активных мыслителей и исследователей, а не пассивных получателей знаний. Кроме того, повышается социальная ответственность за преподаваемый материал. Отмечается, что учителя играют ведущую роль в изменении человеческого мышления и повышении осведомленности об актуальных проблемах. Учитывая актуальные проблемы человечества, обозначенные в документах ООН, и современные принципы преподавания, повышается актуальность разработки креативных уроков английского языка, направленных на повышение внимания к глобальным общественным проблемам с сохранением высокого качества преподавания материала [5]. Актуальность данного направления деятельности признается многими организациями, в том числе языковыми школами, использующими подход предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL approach), группой по решению особенных проблем международной ассоциации учителей английского как иностранного языка (Spécial Issues Group of International Association of Teachers of English as Foreign Language (IATEFL Global Issues SIG)), отделом социальной ответственности международной ассоциации обучения английскому языку носителей других языков (TESOL's Social Responsibility Interest Section) и специальной группой глобальных проблем обучения языку японской ассоциации преподавания языков (JALT's Global Issues SIG) [7, 8, 11].

Вопросы специфики и наполнения курса обучения английскому через участие в социальных проектах требуют отдельного детального изучения и будут представлены в следующих статьях. Однако уже сейчас можно говорить о некоторой их специфике: разнородности возраста участников обучения и их опыта, разнообразии сфер социальных проектов, неоднородности в имеющемся уровне знаний английского и, конечно, об особенностях лексики и способах ее освоения наравне с общим повышением уровня языковой компетентности.

Разнообразие социально ориентированных проектов распространяется на проекты, направленные на социальную защиту нуждающихся, уход за животными, преподавание, работу по охране окружающей среды и в том числе помощь на фермах, помощь в чрезвычайных ситуациях, реставрационные работы, творческие проекты и др. Благодаря разнообразию проектов, обучение английскому языку для использования при участии в их реализации во многом устраняет возрастные ограничения, поскольку проектная деятельность в области социальной работы признается базовой социокультурной компетенцией современного человека и поддерживается среди всех возрастных, половых, национальных и культурных категорий. В этой связи возникает потребность разработки курсов для обучения людей разных возрастов и жизненного опыта, начиная с детей школьного возраста, принимающих участие в международных проектах в рамках участия в системе международного бакалавриата, заканчивая людьми преклонного возраста, живущими активной и социально ответственной жизнью.

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Сжатые сроки подготовки, по нашему мнению, обосновываются особенностями организации процесса подготовки участника добровольческой деятельности к поездке. Зачастую решение о поездке принимается спонтанно, а сроки поездки устанавливаются организациями с принимающей стороны. Таким образом, обучающийся должен достаточно быстро и эффективно овладеть навыками общения на повседневные, а также узкоспециализированные темы в области социально ориентированных проектов в иноязычной среде.

Необходимо также иметь в виду имеющийся уровень владения английским языком среди обучающихся. Учитывая довольно низкий уровень знаний английского языка среди русскоговорящего населения, есть основания предположить, что стартовый уровень многих обучающихся будет низким и потребует развития всех лингвистических навыков, повышения общего словарного запаса и его дальнейшего углубления в ходе изучения специальной лексики по обозначенной теме.

По мнению Т. Хатчинсонона, среди вопросов, которые необходимо учитывать при разработке курсов английского языка для специальных целей, необходимо учитывать следующие вопросы, связанные с определением:

- специфики курса английского для специальных целей (выявление специфики лексической базы для изучения, ее анализ и описание);

- методики преподавания курса (разработка методологии и подходов к обучению);

- сопутствующих важных составляющих курса: коллектива обучающихся, места проведения занятий, объема часов, отведенных для изучения курса и др. [9].

Учитывая направленность ESP на повышение навыков коммуникации, что особенно важно в процессе путешествия и рабочего взаимодействия с участниками добровольческих процессов, представляется важным развитие разговорных навыков обучающихся, а также создание кратких методических пособий в печатном или электронном форматах для удобного использования в путешествиях. Концепция коммуникативной компетентности предполагает организацию комплексного обучения через изучение синтаксиса языка, особенностей невербальной коммуникации, средств и каналов общения, ролевого взаимодействия между участниками, тем и целей общения.

Таким образом, в статье обозначена проблема обучения английскому языку для участия в социально ориентированных проектах. Была определена актуальность добровольческой деятельности на национальном и международном уровнях в ответ на запрос по достижению целей устойчивого развития. Установлено, что обучение английскому языку в социальном контексте должно знакомить обучающихся с мировыми социальными проблемами и быть направлено на вовлечение обучающихся в их решение в рамках индивидуальной и групповой работы на занятиях. Отмечены особенности международного волонтерства и подготовки к участию в международных социально ориентированных проектах. Показана актуальность обучения английскому языку для участия в социально ориентированных проектах с учетом стратегии устойчивого развития ООН до 2030 г. Разработка подобного

курса может быть полезна не только с точки зрения подготовки обучающихся к участию в международном социальном сотрудничестве, но и для расширения общечеловеческих знаний об актуальных вызовах современности.

Дальнейшая работа в данном направлении будет посвящена изучению имеющихся практик обучения английскому языку в рамках подготовки студентов к участию в социальных проектах, а также углублению знаний в области разработки занятий на основе подхода к обучению английскому языку для специальных целей.

Список литературы

1. Андриенко А.С. Английский язык для специальных целей: ретроспективный анализ и перспективы развития // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 6 (24). - С. 1175-1179.

2. Афанасьева М.В. ESP - английский для специальных целей: история и современность // Вестник Финанс. ун-та. гуманит. науки. - 2012. - № 3 (7). -С. 68-70.

3. Жерновая О.Р., Латышева А.И., Лобанова Н.С. Английский язык как язык межкультурного общения: кому принадлежит английский язык сегодня? // Современные исследования социальных проблем электронный журнал. - 2015. -№ 4 (48). - С. 438-451.

4. Резолюция Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp7symboHA/ RES/70/1&Lang=R (дата обращения: 14.01.2020).

5. Maley A., Peachey N. Integrating global issues in the creative English language classroom: With reference to the United Nations Sustainable Development Goals. - British Council, 2017.

6. ESP Teaching, Learning, Assessment: Modern Tools, Strategies, Practices: monograph / K. Bezukladnikov, Ed., Zhigalev, B.A., Kruze et al.; Perm State Humenitarian Pedagogical University; Linguistic University of Nizhniy Novgorod. -Perm, 2018. - 122 c.

7. Global Issues in Language Education [Электронный ресурс] / The Japan Association of Language Teaching. - URL: http://gilesig.org/ (дата обращения: 14.01.2020).

8. Global Issues SIG [Электронный ресурс]. - URL: https://gisig.iatefl.org/ (дата обращения: 14.01.2020).

9. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. - Cambridge.: Cambridge University Press, 2006.

10. Sustainable goals. Рartnerships platform [Электронный ресурс]. - URL: https://sustainabledevelopment.un.org/partnerships/ (дата обращения: 14.01.2020).

11. TESOL International Association [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tesol.org/ (дата обращения: 14.01.2020).

12. Volunteerism and the Global Goals. UN Volunteers [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unv.org/volunteerism-and-global-goals (дата обращения: 14.01.2020).

13. 17 excellent reasons to volunteer in 2020 [Электронный ресурс] / GVI. -URL: https://www.gvi.co.uk/blog/17-excellent-reasons-to-volunteer/ (дата обращения: 14.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.