Научная статья на тему 'Обучающийся регион как фактор развития карьеры человека'

Обучающийся регион как фактор развития карьеры человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающийся регион как фактор развития карьеры человека»

P.M. Шерайзина, доктор педагогических наук,

профессор

M.B. Александрова, кандидат педагогических наук,

доцент

ОБУЧАЮШИЙСЯ РЕГИОН КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

В современных постоянно изменяющихся условиях общество становится обществом знаний, а его основным капиталом — образование. Существует различное понимание сущности образования. В широком смысле образование рассматривается как «процесс, в котором человек поднимается из царства природы в царство духа» (И.Кант). В этом случае подчеркивается высокий духовно-нравственный потенциал образования. Великий мыслитель-педагог Л.Н.Толстой считал, что образование это «передача того, что думали самые умные люди. А они думали в трех разных направлениях: философски, религиозно о значении своей жизни — религия и философия; опытно, делая выводы из известным образом обставленных наблюдений, — естественные науки: механика, физика, химия, физиология; математически, делая выводы из положений своей мысли, — математика и математические науки» [5].

Способы передачи научных знаний: слова на разных языках (наука — языки); пластическое искусство, рисование, лепка («как для глаза передать то, что знаешь, другому»); музыка, пение (науки, передающие свое настроение, чувство). «Если ученик в школе не научится творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать» [5].

Социальная значимость образования подчеркнута в Программе развития образования в России до 2010 г., где оно рассматривается как важнейший ресурс для реализации таких ценностных ориентиров, как свобода — благосостояние

— безопасность. В этом же контексте Жак Делор в докладе ЮНЕСКО (1947 г.) «Образование

— сокрытое сокровище» выделил следующие черты функциональной цели образования: уметь учиться, уметь жить, уметь жить вместе.

В связи с этим становится понятным, почему качество образования многие исследователи связывают с качеством жизни человека на конкретной территории.

Мы полагаем, что качество жизни человека в первую очередь зависит от того, насколько

человек счастлив. Лев Николаевич Толстой выделил пять факторов счастья: близость к природе, труд, семья, здоровье, общение.

«Близость к природе» означает понимание человеком ее значимости, красоты, бережное отношение к ней, умение наслаждаться природой, черпать в ней силы для творчества и т.п.

«Труд» предполагает прежде всего физический труд, труд творческий, который приносит радость и др. По этому поводу очень хорошо сказано в притче Плутарха: «В конце дня мудрец встретил трех очень усталых рабочих, которые везли на тачках камни. Мудрец, обращаясь к ним, спросил: «Что вы делаете»? Первый ответил с раздражением: «Уж в который раз за день везу эти проклятые камни!» Второй ответил спокойно: «Честно зарабатываю на хлеб». Лицо третьего озарилось удивительной улыбкой. Он распрямился гордо и сказал: «Я участвую в строительстве прекрасного храма». Такое отношение к труду надо целенаправленно формировать.

«Семья» — формирование семейных традиций, сохранение их, отношение к родителям, рассмотрение родственных связей как приоритетной ценности и др.

«Здоровье» — гигиена здоровья, упражнения для физического развития, безболезненная смерть и др.

«Общение» — в семье, с друзьями и знакомыми, с различными людьми города, региона, страны, зарубежья.

Таким образом, качество жизни и качество образования взаимообусповливают друг друга. В связи с этим возникает потребность определить категорию «качество образования». С нашей точки зрения, качество образования связано с развитием компетентности личности, а значит с определением условий развития карьеры человека. В связи с этим компетенция рассматривается нами как мера образовательного успеха личности, проявившегося в её собственных действиях в определенных профессиональных и социально значимых условиях.

Итак, качество образования можно рассматривать как совокупность результата, процесса и условий, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей общества и государства в формировании и развитии компетентностной личности.

Исходя из этого становится понятным, почему формирование обучающегося региона является одним из факторов развития профессиональной карьеры человека.

Обучающийся регион — это регион, где создаются условия для постоянного пополнения знаний, экспериментирования, совершенствования качества образования и общественного интеллекта, использования возможностей командного управления [7].

К основным факторам, обеспечивающим становление региона как обучающегося и самоорганизующегося, можно отнести следующие:

• выявление и осознание отличительных особенностей менеджеров коллективов различных организаций региона, а также характеристик усвоения ими информации;

• стимулирование коллективного межотраслевого обучения; поощрение повышения образовательного ценза менеджера (специалиста) и приобретения личного мастерства;

• развитие концептуальных (стратегических) компетенций субъектов региона;

• формирование у менеджеров способности к системной организации своей деятельности и умений развивать эти способности у своих сотрудников.

При определении сущностных характеристик категории «обучающийся регион» мы исходили из теоретического осмысления понятия «обучающаяся организация» в контексте управления самоорганизующимся регионом. Обобщение ряда исследований в области менеджмента (Р.Л.Дафт, А.И.Жилина, Н.П. Литвинова, С.И.Сотникова, Р.М.Шерайзина и др.) позволяет дать определение понятия «обучающаяся организация» и выделить основные ее характеристики.

Обучающаяся организация — это организация, в которой каждый сотрудник занимается выявлением и решением проблем, обеспечивая ей возможность непрерывных экспериментов, изменений и усовершенствований, что благоприятствует росту, обучению и достижению целей организации. Основополагающая идея обучающейся организации — ориентация на разрешение проблем в противоположность ориентированной на достижение высокой эффективности организации, работающей в традиционном режиме. В обучающейся организации каждый сотрудник стремится к идентификации проблем, решение которых

способствует пониманию особых нужд потребителей. К основным характеристикам обучающейся организации можно отнести: лидерство и корпоративную культуру, инновационный потенциал, самоуправление и самоорганизацию, открытый менеджмент, развитие карьеры по горизонтали [7, с.4].

Лидерство и корпоративная культура. Менеджер любого уровня управления в обучающейся организации является прежде всего лидером, видящим будущее своего подразделения и организации в целом, разделяемое всеми сотрудниками; разрабатывает миссию, цели и базовые культурные ценности, формирует их поведение и отношение к труду, сознательно разделяемые и культивируемые членами организации, которые определяют сущность корпоративной культуры, отражающей индивидуальность организации, проявляющейся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Инновационный потенциал организации определяет меру готовности персонала к реализации проектов и программ инновационных стратегических изменений, осознание менеджментом потенциала сотрудников и создание условий для его раскрытия и развития.

Самоуправление и самоорганизация связаны с созданием новых организационных структур, обеспечивающих поддержку самоуправляемых конкурирующих команд, включающих в себя представителей разных структур и уровней управления. Проблемы качества становятся компетенцией не только отдельных специалистов, но и групп, коллектива, которые самостоятельно контролируют и совершенствуют качество продукции, что способствует сокращению уровней, структура управления становится более плоской.

Открытый менеджмент способствует взаимообмену информацией команд сотрудников, открытости для всей финансово-хозяйственной деятельности, доступности информации каждому.

Развитие карьеры по горизонтали. «Развитие карьеры — это действия, направленные на повышение конкурентоспособности работника для достижения целей организации и личных целей в труде» (С.И.Сотникова). Карьера человека

— это длительный процесс, который включает следующие элементы: личностную, производственную и ценностную подструктуры.

Личностную подструктуру составляют мотивация на карьеру; личностные качества; самореализация; социальное признание.

Ценностная подструктура включает социальную принадлежность; социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, поведенческие нормы, престижность развития карьеры и пр.).

Производственная подструктура характеризуется расширением производства; внедрением новых технологий и техники; переходом на новые экономические отношения, а также качеством и эффективностью труда работника, подразделения, предприятия, организации; потребностью предприятия в развитии карьеры работника [1, с.106].

Различают два вида карьеры:

• профессиональная карьера — характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях;

• внутриорганизационная карьера — охватывает последовательную смену стадий развития работника в одной организации. Внутриорганизационная карьера может быть вертикальной (подъем на более высокую ступень структурной иерархии); горизонтальной (перемещение в другую функциональную область деятельности либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени); центростремительной (движение к ядру, руководству организации, например, приглашение работника на недоступные ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации; доверительные обращения; выполнение отдельных важных поручений руководства) [3, с.39].

Карьерные ориентации человека непосредственно связаны с ростом его профессиональной компетентности, которая определяет интеллектуальный капитал организации, целого региона. Интеллектуальный потенциал, по определению К.Э.Свейби, состоит из трех элементов: компетентность субъектов организации (человеческий капитал) — их способности, создающие внутреннюю и внешнюю структуры; внутренняя структура (организационный капитал) — способность организации удовлетворять требо-

ваниям клиентов; при росте культуры организаций внутренняя структура растет, неявные знания одного человека становятся доступными для других и обеспечивают сотрудников постоянной поддержкой; внешняя структура (клиентский капитал) — отношения организации с партнерами и клиентами, растущие при налаженной системе обратной связи [6, с.19].

С нашей точки зрения, планирование карьеры человека позволяет региону стать более эффективным за счет усиления не только компетентности, но и внутренней его структуры, сосредоточить мышление субъектов региона на стратегиях профессионального роста, способствовать снижению сопротивления изменениям.

В связи с этим очень важно учесть то, что становление региона обучающимся формирует обучающееся сообщество, обладающее инновационным потенциалом, реализация которого способствует возникновению многообразия разных культурно-образовательных проектов, их продуктивному взаимодействию, вовлечению в них все новых и новых субъектов территории и задает вектор развития образования как в регионе, так и в России в целом.

Литература

1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998.

2. Жилина А.И. Образование взрослых как инструмент устойчивого социального развития российского общества //Человек и образование. — 2005. — №1.

3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Т.С.Никифо-ровой. — М., 1991.

4. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФА, 2001.

5. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.23. — С. 418-421.

6. Управление знаниями: пер. с англ. М.К.Румизен. — М., 2004.

7. Шерайзина Р.М. Лидерство и командный менеджмент в стратегическом управлении вузом: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.