Научная статья на тему 'ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА'

ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
КЕЙС МЕТОД / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонорова Маргарита Леонидовна, Карелина Наталья Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА»

Abstracts Nationwide Scientific Conference "Anatomy and Surgery: 32 The common path of development - the heritage of national medicine"

ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Никонорова Маргарита Леонидовна1, Карелина Наталья Рафаиловна2

1 ПСПбГПМУ им. И. П. Павлова, кафедры физики, математики и информатики. СПб, ул. Льва Толстова 6-8

2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2

Ключевые слова: кейс-метод, ситуационные задачи, подготовка врачей.

Быстрое развитие компьютерных и информационных технологий оказывает активное влияние на процесс обучения. Так, по запросу «анатомический портал атлас online» в поисковой системе yandex найдено 10 млн результатов, а в google — 163 тыс. результатов на начало июля 2019 года. Большинство студентов для общения и поиска информации используют свой мобильный телефон со стандартными операционными системами. В 2017 году было опубликовано исследование [1] о способах использования мобильного телефона в высшей школе. Для достижения образовательных целей студенты с помощью телефона переводят тексты, получают и отправляют сообщения электронной почты, просматривают презентации, рисунки и записи по темам учебных дисциплин, конспектируют практические и лабораторные занятия, выполняют тесты по дисциплинам в режиме онлайн, ведут запись (видео и аудио) и конспект лекций, размещают и загружают учебные материалы.

Процесс самостоятельного усвоения знаний способствует формированию профессиональных компетенций. В то же время, компьютерные и информационные технологии по многим причинам не могут заменить устный опрос квалифицированным преподавателем. Критерием академической успешности по дисциплине анатомия человека является формирование системного и клинического мышления, повышение мотивации учебной и познавательной деятельности студентов. При этом, система контроля знаний должна быть комплексной, соответствовать характеру и специфики кафедры, включающей разные формы оценки знаний, умений и навыков.

В настоящее время оценочные средства текущего контроля включают опрос студентов на каждом практическом занятии, опрос по контрольным вопросам к занятию, разработанным преподавателями кафедры. При этом учитывается знание студентами не только соответствующих учебных препаратов, но и вопросы возрастной морфологии и рентгеноанатомии. Итоговые занятия, завершающие изучение отдельных разделов дисциплины, обязательно включают тестовый контроль по разделу. Проверка сформированных компетенций включает решение ситуационных задач, изготовление под руководством преподавателей кафедры костных, мышечных, сосудисто-нервных препаратов, препаратов головного мозга и внутренних органов, а также обязательную реферативную работу и создание презентаций по темам учебно-исследовательской работы. Итоговая аттестация охватывает вопросы программ теоретической и практической части, каждый студент имеет индивидуальное экзаменационное задание.

Решение большого количества профессиональных задач возможно с помощью кейс-метода. Например, обучающий кейс позволяет отразить типовые ситуации, наиболее часто встречающиеся в клинике, с которыми придется столкнуться молодому врачу в процессе профессионального становления. Учебные и воспитательные задачи в обучающем кейсе стоят на первом месте. Ситуация, проблема и сюжет в них представлены в таком виде, в каком они могут оказаться в повседневной работе, характеризуются сборностью из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Обучающий кейс позволяет видеть в ситуациях типичные обстоятельства и предопределяет способность анализировать ситуации через аналогии (похожие клинические случаи) [2]. Отличие обучающего кейса от традиционных ситуационных задач заключается в том, что можно не только указать проблему, но и описать предпринятые действия по ее разрешению. При этом реализовать анализ возможно посредством компьютерного моделирования, интерактивных упражнений и мультимедийных презентаций. В этом случае студенты оценивают уже готовые решения и высказывают мнение о дальнейшем возможном развитии ситуации. Обсуждение кейса позволяет провести анализ процесса принятия решения, что особенно важно при подготовке будущих врачей, в деятельности которых велика ответственность за результаты принятого решения. Литература:

1. The Relationship Between Smartphone Use and Academic Performance: A Case of Students in a Malaysian Tertiary Institution / Siew Foen [et al.] // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 5.

2. Гаранина Р. M., Гаранин А. А. Возможности и перспективы применения методы кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 4. С. 39-48.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.