Abstracts Nationwide Scientific Conference "Anatomy and Surgery: 32 The common path of development - the heritage of national medicine"
ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
Никонорова Маргарита Леонидовна1, Карелина Наталья Рафаиловна2
1 ПСПбГПМУ им. И. П. Павлова, кафедры физики, математики и информатики. СПб, ул. Льва Толстова 6-8
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2
Ключевые слова: кейс-метод, ситуационные задачи, подготовка врачей.
Быстрое развитие компьютерных и информационных технологий оказывает активное влияние на процесс обучения. Так, по запросу «анатомический портал атлас online» в поисковой системе yandex найдено 10 млн результатов, а в google — 163 тыс. результатов на начало июля 2019 года. Большинство студентов для общения и поиска информации используют свой мобильный телефон со стандартными операционными системами. В 2017 году было опубликовано исследование [1] о способах использования мобильного телефона в высшей школе. Для достижения образовательных целей студенты с помощью телефона переводят тексты, получают и отправляют сообщения электронной почты, просматривают презентации, рисунки и записи по темам учебных дисциплин, конспектируют практические и лабораторные занятия, выполняют тесты по дисциплинам в режиме онлайн, ведут запись (видео и аудио) и конспект лекций, размещают и загружают учебные материалы.
Процесс самостоятельного усвоения знаний способствует формированию профессиональных компетенций. В то же время, компьютерные и информационные технологии по многим причинам не могут заменить устный опрос квалифицированным преподавателем. Критерием академической успешности по дисциплине анатомия человека является формирование системного и клинического мышления, повышение мотивации учебной и познавательной деятельности студентов. При этом, система контроля знаний должна быть комплексной, соответствовать характеру и специфики кафедры, включающей разные формы оценки знаний, умений и навыков.
В настоящее время оценочные средства текущего контроля включают опрос студентов на каждом практическом занятии, опрос по контрольным вопросам к занятию, разработанным преподавателями кафедры. При этом учитывается знание студентами не только соответствующих учебных препаратов, но и вопросы возрастной морфологии и рентгеноанатомии. Итоговые занятия, завершающие изучение отдельных разделов дисциплины, обязательно включают тестовый контроль по разделу. Проверка сформированных компетенций включает решение ситуационных задач, изготовление под руководством преподавателей кафедры костных, мышечных, сосудисто-нервных препаратов, препаратов головного мозга и внутренних органов, а также обязательную реферативную работу и создание презентаций по темам учебно-исследовательской работы. Итоговая аттестация охватывает вопросы программ теоретической и практической части, каждый студент имеет индивидуальное экзаменационное задание.
Решение большого количества профессиональных задач возможно с помощью кейс-метода. Например, обучающий кейс позволяет отразить типовые ситуации, наиболее часто встречающиеся в клинике, с которыми придется столкнуться молодому врачу в процессе профессионального становления. Учебные и воспитательные задачи в обучающем кейсе стоят на первом месте. Ситуация, проблема и сюжет в них представлены в таком виде, в каком они могут оказаться в повседневной работе, характеризуются сборностью из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Обучающий кейс позволяет видеть в ситуациях типичные обстоятельства и предопределяет способность анализировать ситуации через аналогии (похожие клинические случаи) [2]. Отличие обучающего кейса от традиционных ситуационных задач заключается в том, что можно не только указать проблему, но и описать предпринятые действия по ее разрешению. При этом реализовать анализ возможно посредством компьютерного моделирования, интерактивных упражнений и мультимедийных презентаций. В этом случае студенты оценивают уже готовые решения и высказывают мнение о дальнейшем возможном развитии ситуации. Обсуждение кейса позволяет провести анализ процесса принятия решения, что особенно важно при подготовке будущих врачей, в деятельности которых велика ответственность за результаты принятого решения. Литература:
1. The Relationship Between Smartphone Use and Academic Performance: A Case of Students in a Malaysian Tertiary Institution / Siew Foen [et al.] // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 5.
2. Гаранина Р. M., Гаранин А. А. Возможности и перспективы применения методы кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 4. С. 39-48.
forcipe
том 2 спецвыпуск 2 2019
ISSN 2658-4174