72
PHILOSOPHICAL SCIENCES / <<ШУШМиМ~^©и©Ма1>#Щ29)),2(0]9
УДК 378.4
Гаранина Резеда Мухаррамовна
кандидат педагогических наук,старший преподаватель, Самарский государственный медицинский университет,
Россия
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10081 КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Garanina Reseda Muharramovna,
PhD (Education), Senior Lecturer, Samara State Medical University, Russia
CASE-METHOD AS A MEANS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE AND THE FORMATION OF THE SUBJECT POSITION OF THE STUDENT
Аннотация:
В статье раскрывается принцип организации самостоятельной работы посредством технологии кейс-метода. Сформулированы задачи, структура и основные этапы составления тематического учебного кейса. Представлены данные сравнительного анализа, оценки и самооценки развития способностей и умений обучающихся.
Abstract:
The article reveals the principle of organizing independent work through case-method technology. The tasks, structure and main stages of the thematic training case are formulated. The data of the comparative analysis, assessment and self-assessment of the development of students' abilities and skills are presented.
Ключевые слова. Самостоятельная работа студентов, кейс-метод, познавательная активность, познавательная самостоятельность, субъектность, субъектная позиция.
Keywords. Independent work of students, case method, cognitive activity, cognitive independence, subjectivity, subject position.
В настоящее время одной из актуальных проблем процесса обучения в высшей медицинской школе является профессионально-личностное развитие студента, основой которого должна стать его сформированная профессионально-субъектная позиция. Развитие человека происходит по пути наращивания субъектности, согласования активности и личностных возможностей с условиями учебно-профессиональной деятельности. Формирование и развитие личности студента как субъекта в учебно-профессиональной деятельности - приоритетное и обязательное условие модернизации российского образования. Формирование субъектности студента происходит в процессе саморазвития в учебно-профессиональной деятельности, опирающейся на возможности интерактивной технологии обучения кейс-методом.
Организация самостоятельной работы студентов на основе интерактивной технологии кейс-метода является эффективным средством реализации обозначенной цели и предполагает изучение исторического материала по научной проблеме, самостоятельный поиск и освоение знаний, анализ текстовой информации, составление теоретических и практико-ориентированных задач, тестов, творческих заданий, вопросов для блиц-турнира, актуализацию междисциплинарных связей, написание докладов с применением видеоматериалов, решение ситуационных задач, подготовка презентаций.
Наша творческая группа работала над созданием, формированием и тестированием кейса по
теме «Вода. Растворы в медицине. Концентрация растворов». Выбор темы обусловлен ее актуальностью и профессиональной направленностью. Наш кейс - это самостоятельная, коллективная, письменная работа обзорно-аналитического и обучающего характера. Целью нашей работы явилась разработка, составление, теоретическое обоснование и проверка эффективности организации практического занятия с применением элементов кейс-технологии.
В процессе подготовки к занятию нами были сформулированы следующие задачи:
1) разработать и сформировать кейс для практического занятия по теме «Вода. Растворы в медицине. Концентрация растворов»,
2) выявить личностно-развивающие возможности практического занятия на основе кейс-метода,
3) способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательной самостоятельности, клинического и логического мышления студентов,
4) экспериментально апробировать кейс при проведении практического занятия,
5) актуализировать внутри- и междисциплинарные связи с математикой, физикой, фармакологией, анатомией, экологией человека, гигиеной, учебной практикой.
Мы также считаем главной нашей задачей актуализацию возможности интенсификации позна-
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / РШЬОБОРШСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8
73
вательного процесса с применением инновационных технологий, в нашем случае - с применением кейс-технологии.
Мы выделили основные этапы составления кейса:
1) определение проблемной ситуации (затруднения при решении задач на определение концентраций растворов),
2) формулирование целей и задач кейса,
3) сбор информации по теме кейса (одна группа студентов): историческая справка, данные медицинской статистики, междисциплинарные задания,
4) структурирование кейса (совместно с преподавателем),
5) подбор, составление задач разной сложности, тестовых заданий (другая группа студентов), вопросов блиц-турнира,
5) написание текста кейса,
6) презентация кейса (третья группа студентов),
7) обобщение результатов исследования: изучение уровня умений студента до и после начала работы над составлением кейса (опросы, беседы, анкетирование),
8) выводы, варианты решения обозначенной проблемы.
Структура кейса включает в себя: введение, историческую справку, основную часть и приложения. Особое внимание в оформлении мы уделяли
внешнему виду (печатного оформления), внутреннему содержанию (усиление познавательной составляющей) и логичному изложению материала. Наш кейс включает в себя знания о воде, растворах и видах их концентраций. На слайдах в краткой форме содержалась информация о применении в медицинской практике различных растворителей, была дана характеристика растворимости как способности вещества образовывать с другими веществами однородные системы. На Рисунке 1 представлены фрагменты кейса, которые были составлены группой студентов, привлеченных к учебно-исследовательской деятельности. Содержание слайдов носит информирующий, обучающий и развивающий характер.
Общеизвестно, что в организме человека большинство реакций протекает в растворах, а процесс растворения играет большую роль в жизнедеятельности организма. В теоретическом докладе студентов по теме кейса отмечалось особое значение растворимости газов в жидких средах организма, необходимость поддержания водного баланса организма, который определяется отношением потребления и потери воды, описывались механизмы жажды, контроля почек.
На слайдах была наглядно представлена информация о видах растворов, применяемых в медицинской практике, и математических способах выражения концентраций растворов, примеры программированных и алгоритмированных расчетов, тестовые вопросы познавательной направленности.
Рисунок 1. Фрагменты презентации обучающего кейса по теме «Вода. Растворы в медицине»
74
РШЬОБОРШСЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8 /
Усиление профессиональной направленности обеспечивалось применением специфической терминологии, эпонимии, знакомством с элементами фармакологии, например, студенты рассчитывали концентрацию таких препаратов, как физиологический раствор (0,9%-ный раствор №С1), раствор «Плазмастерил» (6%), раствор «Декстран» (10%), растворы глюкозы.
Предлагались задачи, побуждающие студентов к творческому поиску, развивающие самостоятельную мыслительную деятельность, расширяющие кругозор. Например: «0,9%-ный раствор натрия хлорида изотоничен плазме крови человека, его часто называют "физиологическим". Это название является условным. Почему?» Ответ: «Данный раствор не содержит других веществ (солей калия, кальция и др.), необходимых для сохранения физиологических условий жизнедеятельности тканей организма. Раствор быстро выводится из сосудистой системы и лишь временно увеличивает объем жидкости, циркулирующей в сосудах, поэтому при кровопотерях и шоке он недостаточно эффективен. Однако он применяется для сохранения объёма плазмы при кровопотерях и в качестве дезинтокси-кационного препарата».
Актуальной остается задача научить студента быстро и правильно производить математические расчеты с применением разных видов концентраций, а это подразумевает знание формул, умение выстраивать логику действий и быстро переходить от одного вида концентрации к другому, хорошие вычислительные навыки, востребованные в еже-
дневной практической деятельности врача. Студентам предлагались практико-ориентированные задачи, например: «Для устранения метаболического ацидоза больному внутривенно ввели 250мл 4%-ного раствора гидрокарбоната натрия. Найдите массу сухого вещества в этом растворе». Третья группа задач содержала текстовую часть и требовала самостоятельной формулировки и постановки вопросов. Студенты самостоятельно составляли тестовые вопросы по теме кейса, разрабатывали варианты ответов. Такая поисковая деятельность направлена на развитие мотивации, исследовательских навыков, формирование эффективной мыслительной деятельности и творческих способностей студентов.
Для определения уровня значимости практики формирования кейсов самими студентами был проведен ряд исследований, в ходе которых мы смогли определить уровень умения каждого студента до и после работы над кейсом.
Для проведения исследования студенты разработали и заполнили листы самооценки, в которых необходимо было оценить уровень своих умений по шкале от 0 до 3, где: 0 - умения отсутствуют, 1 -минимальный уровень умений, 2 - средний уровень умений, 3 - высокий уровень умений.
После завершения работы над составлением кейса обучающиеся заполнили листы самооценки, в которых им снова предстояло оценить уровень наших знаний. В результате сравнительного анализа данных самооценки мы получили диаграмму, представленную на Рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты сравнительного анализа данных самооценки обучающихся
Работа над составлением кейса проводилась с его субъектности, учебно-профессиональных ком-целью включения студентов в целенаправленный петенций, а также личностного отношения к своей учебно-исследовательский процесс, формирования будущей профессии. В процессе работы над состав-
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES
75
лением кейса студенты овладели методом наблюдения, некоторыми приемами и средствами информационного анализа, обобщения, систематизации.
Результаты, достигнутые обучающимися в процессе учебы, зависят не только от интеллектуальных способностей субъекта, их знаний, навыков и умений, эффективная учебная деятельность студента возможна и успешно реализуется лишь при наличии у него соответствующей мотивации, т. е. желания учиться. Для исследования мотивации к учению у обучающихся 1 курса (116 студентов) стоматологического и лечебного факультетов мы использовали методику изучения учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Было установлено, что наиболее значимыми для студентов являются коммуникативные мотивы (42,4%), учебно-познавательные мотивы (20,8%), мотивы престижа (19,3%), наименее важными - мотивы творческой самореализации - 11,1 % и мотивы избегания (6,4%).
Кроме того, анкетирование студентов стоматологического и лечебного факультетов показало, что студент учится в ВУЗе для того, чтобы: развиваться и самореализоваться - 36%, стать профессионалом - 58%, получить знания - 33%, получить образование - 32%,приносить пользу обществу - 4%, расширять круг общения - 4%, добиться успеха в будущем - 4%, получить диплом - 4%.
Опрос обучающихся, принимавших участие в работе над составлением обучающего кейса при подготовке к занятию, показал, что в результате проведенной работы студенты глубже и ответственнее подходили к анализу и обобщению учебной и познавательной информации, лучше решали задачи, демонстрировали более быстрые вычислительные навыки; их когнитивная деятельность была более результативной. Среди побудительных мотивов, определяющих познавательную активность и познавательную самостоятельность студента, преобладали желание получить знания и исследовательские навыки.
Рис. Мотивы, побуждающие студентов к занятию учебно-исследовательской деятельностью
Достигнутые результаты социологического опроса позволяют нам сделать вывод о том, что организация самостоятельной работы с использованием кейс-метода, выбранного нами для подготовки к занятиям по химии в медицинском вузе, эффективно влияет на формирование готовности студентов проводить теоретические и экспериментальные исследования по применению кейсов в учебном процессе, актуализирует их познавательную активность и познавательную самостоятельность, усиливает субъектную составляющую их развития и способствует становлению их субъектной позиции.
Список литературы.
1. Амиров А.Ф. Использование технологии управляемого самообучения в контексте решения задач успешной профессиональной социализации будущих врачей. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 9-13.
2. Амиров А.Ф., Коновалова С.В. Моделирование процесса развития познавательной активности студентов медицинского университета. Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5
3. Амирова Л.А., Амиров А.Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессио-нальной социализации: монография. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.
4. Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Методика проведения занятия методом кейс-анализа в медицинском вузе. Высшее образование в России. 2016. №2. С. 89-95.
5. Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Возможности и перспективы применения метода кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 4 (26). С. 39-48.