Научная статья на тему 'Обучающие программные педагогические средства'

Обучающие программные педагогические средства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1816
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПРОЕК ТИРОВАНИЕ / PROGRAM PEDAGOGICAL MEANS / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Екатерина Александровна

Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования обучающего программного педагогического средства на примере создания элементов обучающей презентации, что является примером возможности создания межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAM PEDAGOGICAL TOOLS

Design of program pedagogical tools allows to create educational, demonstration, training and supervising electronic tools for educational purposes. The article presents the design of a training version of the software teaching tool by creating elements of a training presentation that is an example of possible interdisciplinary connections through the use of information technology to solve problems in different domains

Текст научной работы на тему «Обучающие программные педагогические средства»

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА1

EDUCATIONAL PROGRAM PEDAGOGICAL TOOLS Е. А. Фёдорова

Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования обучающего программного педагогического средства на примере создания элементов обучающей презентации, что является примером возможности создания межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей.

E. A. Fedorova

Design of program pedagogical tools allows to create educational, demonstration, training and supervising electronic tools for educational purposes. The article presents the design of a training version of the software teaching tool by creating elements of a training presentation that is an example of possible interdisciplinary connections through the use of information technology to solve problems in different domains.

Ключевые слова: программные педагогические средства, информационные технологии, проектирование.

Keywords: program pedagogical means, information technology, designing.

С развитием информационного общества актуализируются проблемы самообразования, непрерывного повышения квалификации, умения учиться самостоятельно на протяжении практически всего периода трудовой деятельности, что требует создания педагогических условий в виде автоматизированных информационно-профессиональных образовательных сред, одним из важных компонентов которых являются компьютеризированные обучающие программы. Разработка программ этого класса должна идти неотделимо от анализа эффективности их применения в образовательном процессе, и, как нам представляется, целесообразно рассматривать полный «жизненный цикл» (по определению И. В. Вельбицкого) педагогического программного продукта от момента зарождения идеи до ее воплощения в жизнь.

Разработка концепции проектирования новых технологий обучения (информационных и компьютерных) для учебного процесса педагогического вуза является актуальной проблемой теории и практики высшего профессионального образования и предусматривает решение следующих задач:

- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс подготовки специалистов по всем существующим и вновь открываемым специальностям и направлениям образования, а также в систему подготовки кадров высшей квалификации, систему дополнительного образования и повышения квалификации;

- распространение достигнутых результатов, методик, методов, средств и технических решений в области новых информационных технологий в довузовскую под-

готовку с целью развития в университете системы непрерывного образования;

- создание, внедрение и использование перспективных электронных обучающих средств и систем: электронных учебников (энциклопедий); автоматизированных обучающих и контролирующих курсов; систем тестирования; систем электронного дистанционного обучения;

- создание, развитие и использование автоматизированных информационных систем: электронных библиотечных систем; электронных издательских систем; искусственного интеллекта.

Решению этих задач служит проектирование разнообразных типов педагогических программных средств (ППС), под которыми мы понимаем электронные средства, направленные на конструирование демонстрационных, обучающих, контролирующих и других систем, проектирование образовательных процессов, разработку методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Классифицируя программные педагогические средства, можно сказать, что средства обучающего типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции, поддающиеся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению учащимся порции информации и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от результатов, ученику либо предъявляют новые порции информации, либо предлагают заново изучить материал. В последнее время большое распространение получает обучение по программе с развитой стратегией обучения. Вместе с контролирующими

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование профессионального мышления учителя новой школы в процессе проектирования программных педагогических средств»), проект № 11-16-73007а/В.

программами обучающие программы на сегодняшний день является самым распространенным ППС.

Ниже приведен пример разработки элементом обучающих презентаций, чрезвычайно популярных среди учителей. Необходимо отметить, что к таким презентациям должны предъявляться следующие требования:

- в таких презентациях реализована возможность выбирать как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому;

- с помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете;

- слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя;

- пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации;

- пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих;

- требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки - он ожидает адекватной реакции на производимый выбор.

Задание 1. «Использование гиперссылок в презентациях»

Создать презентацию на свободно выбранную тему, отвечающую основным требованиям к обучающим презентациям. Предусмотреть возможность выбора последовательности изучаемых тем и сложности изучаемого материала.

Вид проектной деятельности:

- по количеству участвующих студентов: парный (групповой);

- по характеру поисковой деятельности: репродук-тивно-поисковый;

- по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;

- содержанию: монопредметный;

- по срокам выполнения: краткосрочный.

Этапы выполнения задания

1. Создать управляющий слайд, на котором разместить меню.

2. Создать слайды по указанным темам.

3. На управляющем слайде выделить автофигуру «Новичок» для темы «Работа с текстом», вызвать контекстное меню (правая кнопка мыши), выбрать пункт меню Гиперссылка. В появившемся диалоговом окне выбрать «местом в документе» и указать номер слайда. Нажать «ОК».

4. На последнем слайде по теме «Работа с текстом» предусмотреть возврат к управляющему слайду. Это можно сделать либо с помощью гиперссылки, как в пункте 3, либо с помощью управляющей кнопки.

А. Выберите слайд, на который требуется поместить кнопку.

Б. В меню Показ слайдов выберите команду Управляющие кнопки, а затем - нужную кнопку, например Домой, Назад, Далее, В начало, В конец или Возврат.

В. Щелкните слайд.

Г. Убедитесь, что установлен флажок Перейти по гиперссылке. Нажмите кнопку ОК для вставки в список Перейти по гиперссылке предложенной гиперссылки или щелкните значок со стрелкой и выберите нужную ссылку.

5. Повторить действия 3 и 4 для всех объектов на управляющем слайде. Гиперссылку необязательно применять к автофигуре, ее объектом может быть и текст, и рисунок, и объект WordArt. В любом случае, старайтесь не загромождать презентацию.

6. Желательно также на управляющем слайде добавить возможность выхода из презентации.

Задание 2. «Настройка действия»

Реализовать в презентации простейшую проверку ответа на вопрос.

Вид проектной деятельности:

- по количеству участвующих студентов: парный (групповой);

- по характеру поисковой деятельности: частично-поисковый;

- по характеру разрабатываемой проблемы: практико-ориентированный;

- содержанию: монопредметный;

- по срокам выполнения: краткосрочный.

Этапы выполнения задания

1. Поместить вопрос на слайд, добавить несколько вариантов ответа.

2. Выделить правильный ответ, в контекстном меню выбрать Настройка действия. В меню Действие по щелчку мыши выбрать Перейти по гиперссылке и Следующий слайд (это даст возможность ответа на следующий вопрос). Затем выбрать, например, звук «Аплодисменты» и нажать ОК.

3. Выделить неправильный ответ, в контекстном меню выбрать Настройка действия. Затем выбрать, например, звук «Хлыст» и нажать ОК. В этом случае перехода на следующий слайд не произойдет до тех пор, пока не будет дан верный ответ.

4. Повторить действие 3 для всех неправильных ответов.

Информаиионные технологии

Работа с тек>

компьютерная

графикз

еа?ы данных

электронные

таблица

Рис. 1. Пример управляющего слайда

Задание 3. «Триггеры»

Настроить анимацию для более эффектной демонстрации возможностей Power Point.

Вид проектной деятельности:

- по количеству участвующих студентов: парный (групповой);

- по характеру поисковой деятельности: творческий;

- по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;

- содержанию: монопредметный;

- по срокам выполнения: краткосрочный.

Этапы выполнения задания

1. На слайде разместить объекты. Заранее продумать, каким образом к ним будет применена анимация и триггер.

Например, для можно указать для всех объектов анимацию Пути перемещения (для устройств ввода - в левую часть слайда, для устройств вывода - в правую).

2. Задать анимацию.

3. Привязать эффект анимации к объекту, чтобы он запускался по щелчку на картинке. Для этого объекта использовать переключатели. Щелкнуть стрелку рядом с эффектом в области задач, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Время. Нажать кнопку Переключатели в левой нижней части окна.

Выбрать параметр Начать выполнение эффекта при щелчке.

Будет отображен список. Выбрать нужный элемент из предложенного списка.

До последнего времени вопрос разработки педагогических программных средств и необходимого инструментария для их создания был прерогативой специалистов по программированию, которые не обладали необходимыми знаниями по психологии и методике обучения, недостаточно были знакомы даже с общими вопросами теории обучения. Поэтому в обучающих программах предшествующих лет существовал уклон в сторону технологии программирования, а не в сторону управления познавательной деятельностью обучающегося и методики изучения предмета. Другая крайность при разработке программных педагогических средств - попытка разработки

Распределите устройства компьютера по Д&ум ! р>nriilM

ш 9 ^

& 41 ^

Рис. 2. Пример расположения объектов на слайде

Прлмрунглимм! H

■ эффект j BtM* i

-а ПС»

[о_

CeifXTt | С, S UK. 1

0»!йраот. |hff> ■1

1 О ~tpe*+"TSTb rw мвериетн Bio^aiiMif-n

| neperjtc+sxï.w 4 |

1 О nt в тал в rk neaw-яеяьмк-'!« шя

Q rwr-И lu Ы№1М»

; « 1! Отмиз. |

Рис. 3. Настройка эффекта анимации

последних педагогами, слабо владеющими современными технологиями и языками программирования, что также обедняло разрабатываемые педагогические программные средства с функциональной точки зрения. Выбор и применение компьютеризированного средства обучения должны быть научно обоснованы и методически грамотно включены в образовательный процесс.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: моногр. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АУДИТОРНО-ДИСТАНТНАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

LECTURE-DISTANT TEACHING FORM OF THE COURSE «INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION»

A. В. Кравченко,

B. П. Пустовойтов

Аудиторно-дистантная форма обучения при преподавании информационно-технологических дисциплин позволяет оптимизировать процесс обучения и

A. V. Kravchenko, V. P. Pustovojtov

Lecture-distant teaching form of the information technology course allows to optimize educational process and to make the most efficient use of time intended for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.