Научная статья на тему 'Методика создания мультимедийных пособий и программ'

Методика создания мультимедийных пособий и программ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
418
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика создания мультимедийных пособий и программ»

Заочная Школа педагога-исследователя

существенных для развития ребенка факторов, закономерностей, принципов, механизмов, условий и пр.

Опубликованные и прошедшие экспертизу результаты эксперимента, ход его осуществления, выявленные параметры ситуации, при которой получен положительный результат реализации программы эксперимента, а также условия возможной трансляции результатов в массовую практику - все это обеспечивает внедрение разработки и способствует социализации результата эксперимента.

Итак, были рассмотрены основные этапы экспериментальной деятельности, которые отвечают логике появления и удовлетворения потребностей образовательной практики в разрешении проблем и противоречий сегодняшнего дня путем создания, апробации и внедрения экспериментальных разработок педагогов.

Задание №7

Расставьте в нужном порядке этапы эксперимента, предварительно исключив лишние: теоретический внедренческий практический обобщающий подготовительный аналитический

Задание №8

На каком из этапов экспериментальной деятельности осуществляются следующие виды деятельности:

• анализ индивидуального опыта и выявление конкретных затруднений в деятельности педагога, завуча, директора школы;

• анализ состояния педагогического процесса в школе;

• выявление образовательных потребностей педагогического коллектива школы;

По многочисленным просьбам читателей мы повторяем материал, опубликованный на страницах журнала «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»

Сологуб Валентина Александровна,

зав. УМК мультимедиатехнологий АПК и ППРО

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Занятие 1

Упражнение 1. Запуск программы В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной и система образования.

На повышающиеся требования к знаниям и навыкам система организации обучения отвечает новыми образовательными технологиями.

• формулирование противоречий воспитательнообразовательного процесса в учебном заведении;

• постановка и обоснование проблемы.

а) на подготовительном;

б) на практическом;

в) на обобщающем;

г) на внедренческом.

Задание №9

Какому этапу эксперимента соответствует данное высказывание?

Результатом завершения педагогического эксперимента формирующего типа является проверенная система гипотез, раскрывающая факторы, закономерности, динамику, механизмы, тенденции развития и становления личности ребенка.

Задание №10

Впишите недостающие слова в данное суждение Подходы, условия, принципы, механизмы, пути и способы формирования личности ребенка, его развития являются итогом ... этапа экспериментальной деятельности и при положительном соотношении целей и результатов эксперимента подлежат процессу . на ... этапе вышеуказанной деятельности.

Задание №11

Используя материалы занятия №2, заполните следующую сводную таблицу

Этапы эксперимента Функции этапа

Особое место в обучении с использованием компьютерных технологий занимают мультимедийные обучающие программы, использование которых способствует получению новых знаний и повышению квалификации педагогических кадров.

Основной задачей образования является подготовка специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства обучения в определенных областях знаний, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях.

Мультимедиа-программы позволяют преподавателям и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной интерактивной форме и добиваться при этом наилучших показателей.

Сегодня с помощью компьютера можно создавать в рамках учебного пособия целостную реальную обучающую среду, которая предполагает выбор и индивидуальное познание в обучении, что не может не влиять на его качество.

Существовавшая ранее система обучения с множеством носителей, представленных в виде экранных, звуковых и экранно-звуковых средств, предъяв-

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

25

Заочная Школа педагога-исследователя

ляемых, с помощью довольно большого количества аппаратуры технических средств сегодня, преобразована в мощную, по своим возможностям, поисковую систему с хорошей технической поддержкой. Речь идет об использовании компьютера в организации учебного процесса.

А синтез компьютерных технологий, позволяющих объединять в компьютере звук, информацию, неподвижные и движущиеся изображения получил название мультимедиа.

Мультимедиа - технологии представляют собой принципиально новый уровень обработки инфор-

мации. Это означает, что видеоряды, тестовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы с учетом дидактических особенностей.

При помощи средств мультимедиа можно создать модель лекции, семинара, выступления на конференции и т.п. Мультимедийные средства интерактивны и потому предоставляют большие возможности для использования дидактических приемов. Составитель обучающей программы должен обладать профессиональными навыками в области художественного монтажа.

Запуск программы

3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите..., или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки

пуск О ^ w I й С

1. Начните работу с нажатия кнопки «Пуск», которая находится на экране слева внизу

2. Выделите курсором «Все программы», а затем программу Microsoft Office и Microsoft Office Power Point 2003

3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите..., или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки

После того, как вы вошли в программу, необходимо начать работу с выбора макета содержимого через «Разметку слайда».

Выполните команды:

«ФОРМАТ» - «РАЗМЕТКА СЛАЙДА»

Для проявления творчества в создании программы выберите пустой слайд - это и будет вашим рабочим полем. Для этого щелкните по нему курсором мышки.

Начните работу с выбора макета содержимого и разверните другие области задач через «Разметку слайда»

26

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Заочная Школа педагога-исследователя

Разверните другие области задач через «Разметку слайда» и ознакомьтесь с некоторыми возможностями программы Power Point 2003/

Справа от развернутого меню, по мере выбора информации, будут появляться пояснения о возможных вариантах действий со слайдами.

В верхней части основной программы находится меню: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Показ слайдов, Окно, ? . В каждом меню есть свои команды.

____________J Разметка слайда

Приступая к работе

Справка

Поиск

Коллекция клипов Справочные материалы Буфер обмена Создание презентации Справка по шаблону Общая рабочая область Обновления документов | | Разметка слайда

Дизайн слайда

Дизайн слайда ■ Цветовые схемы Дизайн слайда ■ Эффекты анимации Настройка анимации Смена слайдов

Ш! Microsoft PowerPoint - [Презентация?]

:£Э] файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Показ слайдов Окно Справка Введите вопрс

и.цШІ-їйІ,*) ЧЙШ! ш т J. ® ^ І йгіа| - 18 4 Ж К Ч 1 S ! :Е [ К 1Щ [ШКонструктор jС

Ознакомьтесь подробнее с командами в «Меню». Для этого нажимайте левой кнопкой мышки на черточку под н&звашыми...

Файл Правка Вид Вставка Формат Серві

J Создать... Qrl+N

L3 Открьть... Ctrl+0

Закрьть

Я Сохранить Ctrl+S

Сохранить как...

& Сохранить как веб-страницу...

а Поиск Файлов...

Разрешения ►

Подготовить для компакт-диска

Предварительный просмотр веб-страницы

Параметры страницы...

|Д Предварительный просмотр

Печать... Cfrl+P

Отправить ►

Свойства

Правка | Виц Вставка Формат Отменить 0 чистить Ctrl+Z

О Повторить Очистить Ctrl+Y

Ji Вырезать Ctrl+X

Ції Копировать Ctrl+C

Cfl Буфер обмена Office...

а Вставить Qrl+V

Специальная вставка... Вставить как гиперссылку Очистить Del

Вьщелить все Qrl+A

Дублировать Ctrl+D

Удалить слайд

й Найти... Ctrl+F

Заменить... Ctrl+H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перейти к свойству...

Связи...

Объект Слайд ►

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

27

Заочная Школа педагога-исследователя

Через меню «Вид» можно выйти на «Панель инструментов», далее на «Настройку» и «Команды», которые частично вынесены на вторую строку Главного меню:

Вставка ^ Формат Сервис Показ Фермат Сервис Показ с лай; Показ слаЙАОв Окно Справка

сЗ

Создать сла£д Дублировать слайд

Qrl+M

Номер слайда Дата и время... Символ... Примечание

Слайды из файлов... Слайды из структуры...

Ш

Чь

Рисунок

Схематическая диаграмма... Надпись Фильмы и звук Диаграмма...

Таблица...

Объект...

Г иперссылка... СЫ+К

Шрифт...

Список...

Выравнивание

Интервалы...

Регистр...

Замена шрифтов..

Оформление слайда.. ІПІ Разметка слайда... Фон...

^ Объект...

Начатьпоказ F5

Настройка презентации... ^ Настройка времени Звукозапись... Управляющие кнопки Настройка действия... Эффекты анимации...

&Й Настройка анимации... Смена слайдов...

Скрыть слайд Произвольный показ..

Через меню «Вид» можно выйти на «Панель инструментов», далее на «Настройку» и «Команды», которые частично вынесены на вторую строку Главного меню:

В нижней части экрана расположены «инструменты», которые помогут решать многие задачи при создании

каждого слайда в отдельности.

28

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Заочная Школа педагога-исследователя

Мультимедиа - технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать процесс обучения более эффективным, вовлекая в щ) оцесс воспрютпы учебной шіформации большинств о чувственных компонентов обучаемого. Повышаетсяэффективность усвоения учебного материала, когда із гфо іде сс воспрютоы вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие.

Упражнение 2, Работа с автофигурами

Работу посозданию славданачнем сразмещением автофигур на славде. Д^я этогов ншкней ч астиэкрана развернитеконгекстное меню «АВТОФИГУРЫ» и выберите фигуру. Удерживая нажатой клеевую кно пку мышюц сделайте движение слева вниз. Если вы хотите сохрантъ гфопорщюншіьность оЧъекта, ^іщ^ирисовании удечжмзайге ніжатой клавші^ SHI FT.

& а*™ ►

Ю йсмндемуры >1

ФЧДЦНг» С*Р*ЛК|і ¥

£лон.-^иема ¥

т£и ^еэяыи ленты ¥

тЬр ВЫНОСКИ ►

'[ці £руыс лстаФ+гфы..

Дитсфнгуры- [\ V о О .

] ]

□ а и о

CD О л IF

О О см О

е a □ □

© о © л

ч •Он а

л С] о о

С ] >

Линин ►

у Соединительные линии ►

Е? Основные фигуры ►

% Фигурные стрелки ►

So Блок-скема ►

& Звезды и ленты ►

Ъ Выноски ►

^ у / кнопки ►

1гуры...

ч □ о;

/

Фигура может быть выбрана любая, для этого надо щелкнуть курсором мышки на выбранном объекте и затем «нарисовать» фигуру.

В вашей дальнейшей работе по созданию слайда эти объекты очень пригодятся для оформления. А пока потренируйтесь в их «рисовании».

Если при работе с различными объектами Вас не устраивает выбранное решение, то надо воспользоваться в меню «Правка» командами «Вырезать» или «Отменить», при этом поле удаляемого объекта должно быть активным (выделите объект курсором + щелчок мышкой).

Поле активно - это значит, что при щелчке на объекте появляются обозначенные маленькими кружками (или квадратами) границы. Зеленый кружок помогает поворачивать объект, а желтый прямоугольник - изменить форму фигуры.

^ Для отмены команды или возврату к ранее выполненным действиям

с объектом можно воспользоваться стрелками, которые могут находиться вверху под меню в программе Power Point.

Выполните задание:

Например, в разделе «Автофигуры» выберите «цилиндр»», затем, при нажатой левой кнопке мышки, движением вправо вниз; нарисуйте его. Не волнуйтесь - в этой работе Вам поможет компьютер.

При активном поле измените его цвет, для чего используйте «инструмент» - «Цвет заливки», который находится на панели внизу. Выберете понравившейся Вам цвет, для этого курсор установите на выбранном оттенке, нажмите левую кнопку мышки - «цилиндр» окрасится.

При работе с окрашиванием объекта помимо стандартных оттенков используйте «Дополнительные цвета» и «Способы заливки». Более подробно вопрос о способах заливки объектов будет рассмотрен позже.

Аналогичные действия проделайте с изменением цвета линий контура (Цвет линии), их толщины (Тип линии), создайте пунктирный контур (Тип штриха).

Особое внимание обратите на создание тени объекта (Настройка тени), восприятие объема (Настройка объема).

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

29

Заочная Школа педагога-исследователя

Все эти упражнения помогут Вам при создании подвижных объектов в любом пособии.

Работа с командой «Действия» и ее составляющими

Поместите любую автофигуру так, чтобы она частично закрыла «цилиндр».

Откроете командо «Действші» (выделете ^рсором объект + щелчок мышкой) ивыполните все возможшяе задатта, которые там указаны. При этом выделяйте поле того объекта, который Вы будете перемещать согласно предложениям з адаїшям.

К Г руппировать

й Разгруппировать

d Перегруппировать

Порядок ►

Сетка и направляющие...

Сдвиг ►

Выровнягь/распределигь ►

П свернуть/отразить ►

tS1 Спрямить соединения

а Начать изменение узлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменить автофигуру ►

По умолчанию для автофигур Действия т ГІ£ , АвтоФигуры т \ \

Раскройте каждую из команд:

- группировкапонадобится при объединении двух ил и несколь ких объектов;

- порядок определит, какой объест можетбыть на перво м

плане, а заэтш объектом;

- сетка и направляющие помогут сориентироваться в размерах помещаемых объектов;

- сдви г: влево, в право, вверх.вниз помогут перемещать объекты(этужефун кциювыполняют и та^ишина клавиат; ре);

д

< V в

- повернуть (отразить) - можно, при необходимости, п ов орач иват ь объект

Особая роль отводится командам «Выровнять \ распределить» и «Изменить автофигуру».

При выравнивании объектов относительно других объектов флажок «Относительно слайда» должен быть снят. Если этотфлакокустановлен, объект будетвьфавниваться относительно слайда, а не другого объекта.

30

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Заочная Школа педагога-исследователя

Ь Группиро гать й Разгруппировать

Порядок

Выровнгть/раопредел^ь

3

IP1 Выровнять по левому краю

[$] Выровнять по центру

'ЗІ Выровнять по правомукраю

“Qt Выровнять по верхнему краю ■°tb Выровнять по середине аШ Выровнять по нижнему краю

Повернуть/отразить ►

ИзмеНЮТЬаВТОфИР ур у ►

□ Распредел тьг^о горизоютали 1 Распределоть говертикали

Если на слайде уже имеется автофигура, но она вас не очень устраивает, то совсем необязательно ее удалять. Выделите автофигуру, д;иее «Действия», «Изменить автофигуру». Сделайтевыбор и вашрисунок измештгся.

При пос'фоешш графшсое їй "исунка на слайде может быть использованакоманда «Начать изменение узлов». Нарисуйте гфя^то или крітуюлинию, із затемпотяните ее залюбыеточют.

Упражнение 3. Работа с текстом

Установите курсор на команде «Надпись» (смотрите на экране внизу) или в меню «Вставка» - «Надпись», а затем двюкением вправои чуть-чуть внизобозначьте на лисге щэямоугольник, ширинакоторого будет соот-ветствоватьразмеру с'фоки.

Пусть Вас небеспокоит, что вест подштовлентш текстможет неуместтъсяв ЭТОМ прямоугольнике. Его размеры в длину будут увеличиваться по мере печатания текста. Если Вы уже подготовили поле для текста, то, открыв меню «Формат» и выделив «Шрифт», можно изменить размеры букв, их цвет, оттенить шрифт, подчеркнуть буквыи текст, создатьрельеф. Дтапереїшючения шрифтаїшавиатурыс русского языкана ашлийский нюкмитеодновременноклавиши Shift + Alt.

Удерживая нажатой левую ююгасу мышкипровести по рабочедлгполю слева- направо и напечатать текст.

Выполните задания:

- выберите цвет и размер заголовка;

- изменоте размеры «поля» текста. Переведите горизонтадьное расположениезаголовка в вертикальное за счетуменьшения«поля» текста доразмераоднойбуквы ирешите длясебя,когдаэтоудобноделать;

- выберите новый размер шрифта для печатания текста или предоставьте эту возможность компьютеру самому определить размеры шрифта;

- изучите возможность исправления букв в тексте, замене или вставке слов, предложений. Если Вы хотите удалить текст, слово или букву, надо установить курсор «за» удаляемой буквой и воспользоваться клавишей Backspace.

При желании полностью изменить размер, цвет текста или слова, поместите курсор в начале текста или слова, не отпуская левую кнопку мышки, проведите курсором по поверхности букв, а затем вводите новые данные.

Экспери мент иинновации в школе 2008/2

31

Заочная Школа педагога-исследователя

Если Вы сомневаетесь в правильности написания слова, то после выделения его, в меню «Сервис» выполните команды «Проверка сталж>, «Орфоц>афіш> и юмпьютер обязэтельноВам поможет.Только не забудьте нажать «ОК» (или Enter), если Вы согласны с компьютером. Выйдете из программы и с нова создате пустой слайд.

Вопрос о работе с текстовой программой Word Art будет рассмотрен позже в связи с использованием анима-циошгыхэффектов.

Очлнь часто тот или иной текст помещается в автофигуру. Для этого надо рядом с текстом расположить выбранный объект.

Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.

_s_

Цвет - эго дт'я света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.

о §

-'о 'ЇЇ

Например, вы выбрали скругленный прямоугольник и подготовили текст. Выделите оба объекта.

Лд Группировать а Разгруппировать Перегруппировать Порзцок ►

Выровмягь/распределигь ► Повернугь/отразигь ►

Начать изменение узлов Изменить автофигуру ►

Г Автофигуры т \

Выполните два действия:

1) «Выровнять \ распределить по центру»

2) «Выровнять \ распределить по середине»

В этом случае текст распределяется внутри фигуры как по середине, так и по центру. После выполнения этих команд выполните команду (при выделенных объектах) «Группировать».

Текст, как и любой другой объект, можно повернуть.

Для этого надо выделить текст открыть в «Действиях» - «Повернуть Отразить», выбрать «Свободное вращение» и приложив к одному из кружков курсор повернуть текст.

І Работа выполнена I | & Работа выполнена

6:У:У:У:У:У:U:!У:У:У:У:У:уЦ С1 С1

Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создаї-ии міра, открывает нам через цвет его живую душу.

Выровнять по левому краю

Выровнять по центру

,51 Выровнять по правому краю Зцг Выровнять по верхнему краю ■ф Выровнять по середине jJi Выровнять по нижнему краю

ЬН. Распределить по горизонтали J I Распределить по вертикали Относительно слайда

И Группировать е Разгруппировать Щр Перегруппировать Порзцок

Выровнягь/распределигь

Повернідь/отразт'ь дТ Начать изменение узлов Изменить автофигуру

Л Аетофигуры ’ \

|= Выровнять по левому краю £ Выровнять по центру Щ Выровнять по верхнему краю

ф Выровнять по середине

Распределить по горизонтали Распределить по вертикали

Относительно слайда

При повороте текст может быть совмещен с автофигурой.

/г,

°

00 работа вьтода^ао , ,

Зї

О

к Группировать Й Разгруппировать

Порядок ►

Выровиять/распределнть ►

Повернуть/отразить ►

Изменить автофигуру ►

б/ Свободное вращение Повернуть влево 2V Повернуть вправо

Отразить слева направо ^ Отразить сверху вниз

32

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Заочная Школа педагога-исследователя

Копирование текста из сети Интернет

Откройте любую поисковую систему и по ключевым словам или адресу найдите необходимую информацию.

ішш.шл.ивян

латон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в 399 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, эснователю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он едпринял великое путешествие.

http://www.newacroPol.ru/A.lexandria/philosoPhv/philosofs/plato/plato ВюдгаоЬ/

-'3 Биография Платона - Microsoft Internet Е

Файл | Правка Вид Избранное Сервис

Выделите текст и в меню «Правка» выполните коман- вырезать Тг1+х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ду «Копировать». Откройте программу Power Point и че- Копировать аи+с

рез «Надпись» подготовьте место для копирования текста, предварительно выбрав шрифт и его размеры.

Вставить

Ctrl-К

Выделить все Ctrl+A

Найти на этой странице,.. Ctrl+F

0 Microsoft PowerPoint - [Презентация!]

| Щ_\ Файл | Правка Вид Вставка Формат Сервис Показ слайдов Окно Оправка

J Q U 10 Отменить Размер Ctrl+Z

1 □ Е

2В —

3Q

4 F1

— Специальная вставка.,

Копировать [Si Вставить

Ctrl+X

Ctrl+C

Ctrl+V

Вставить как гиперссылку

Ю ▼ га ▼ * ап \ ||Times New Roman [Г]|14 [7] Ж К Ч І =і = == 1 ■ 2 ■ 3— ■ — А

і '4 ■ 1 -3 ■ 1 -2 • і • і • і -X- 1-і • і '2 • і '3 ■ і -4 ■ і '5 • і '6 • і -7 ■ ■8 ' і '9 ' і 40- 1 -її - 1 '12' 1 'ІЗ- 1 ■14- і -1І' •16

В этой программе в меню «Правка» откройте «Специальную вставку».

В «Специальной вставке» выделите Неформатированный текст.

Для того, чтобы не оставалось «хвостов», которые будут мешать размещению объектов на слайде, подтяните строку клавишей Backspace (английский -«забой», итальянский - «шаг назад»), Любое копирование текста из сети Интернет или из ранее напечатанного текста должно проходить через «Специальную вставку». В этом случае вы сможете применить любой шрифт.

ф Платон р о дипсяь Афинахе 428 или 427 г. до н.э. е аристократической ^

1

1

ф семье. Сначала онучипся у Кратила, последователя Геракпита. Затем в р возрасте двадцати лет стал ученикам Сократа, оказавшего на него ф р ешающе е влияние. П о еле смерти С окр ата в 399 г. он удалился на ф некоторое время в Мегару, к также учившемуся у С окр ата Евклиду, ф основателю Мегарскойшкольї, а затем возвратился в Афины. Несколько ф лет спустя он предпринял в елико е путешествие. р

| | ЭТУ СТРОКУ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДТЯНУТЬ |

1

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.