19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В. - М.: «Педагогика»Д973.
20. Рубинштейн СЛ. Краткий словарь психологических понятий. М.: Наука, 1996, 436с
21. Спиваковский А.С., Сохина В.П. Роль «предметного моделирования» в формировании у дошкольников зрительного анализа формы предметов. М.: Рост, 1989. 134 с.
22. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб.пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. - 392 с.
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА: РОЛЬ И МЕСТО НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Павлова Марина Александровна
Магистрант
Донского Государственного Технического Университета,
город Ростов-на-Дону
Аннотация. В статье даются основные характеристики игры, рассматриваются особенности и роль обучающей игры на уроке иностранного языка. Приводится классификация обучающих игр, которые могут быть рекомендованы для формирования и развития иноязычных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.
Annotation. The article gives the main characteristics of the game, discusses the features and the role of the educational game in a foreign language lesson. The classification of educational games that can be recommended for the formation and development of foreign skills in children of primary school age is given.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, обучающая игра, младший школьный возраст. Key words: game, game activity, educational game, primary school age.
Введение. На современном этапе развития общества от образования требуется высокий уровень языковой подготовки выпускников школ. Обучение младших школьников иностранному языку представляет собой подготовительный этап для дальнейшего обучения и базируется на развивающей, воспитательной, практической целях.
Одной из главных задач преподавателей иностранного языка на начальном этапе является выбор эффективных методов обучения, способствующих формированию, развитию и стимулированию интереса к изучению данного предмета.
Для решения этой задачи преподаватели иностранного языка используют разнообразные методы и приемы, направленные на активизацию деятельности ребёнка. Одним из таких эффективных приемов является применение обучающих игр на уроках иностранного языка. Обучающие игры позволяют вызвать интерес у ребенка к педагогическому процессу и к преподавателю иностранного языка, сконцентрировать внимание младших школьников на овладении речевыми умениями и навыками в ситуации, являющейся естественной для детей данного возраста - в процессе игры и общения.
Основная часть. Игры находят широкое применение в дошкольных и внешкольных учреждениях, в народной педагогике как способ обучения и воспитания. В практике преподавания иностранного языка в школе педагоги иногда недооценивают потенциальные возможности игры в формировании и развитии иноязычных умений и навыков у младших школьников. Игра на уроке иностранного языка в начальной школе, как правило, используется в качестве эмоциональной разрядки, как средство переключения внимания школьников с учебной деятельности на развлекательную.
Младший школьный возраст - это период в развитии ребенка от 6-7 до 10-11 лет, возрастные границы зависят от официально установленных сроков обучения в начальной школе. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, целенаправленное обучение и воспитание в младшем школьном возрасте знаменует собой переход от игровой к учебной деятельности, но потребность в игровой деятельности у детей сохраняется еще довольно продолжительное время [11].
Игровая деятельность является психо лого-педагогической основой игры. Применение игровых приемов и ситуаций на уроках иностранного языка соответствует познавательным потребностям детей младшего школьного возраста, способствует психическому развитию личности ребенка. Игровая деятельность способна перерасти в учебную, в модель человеческих отношений и проявлений в труде, творчестве, воспитании [8].
В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых происходит самореализация личности как субъекта.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Ф. Стронин подчеркивают, что посредством игровой деятельности происходит усвоение общественного опыта, игра воссоздает социальные отношения между людьми; игра способствует развитию мотивационно-потребностной сферы, познания, умственных действий и произвольного поведения [2; 9; 10].
В педагогике игра имеет большое значение на разных этапах воспитания, обучения и развития детей. Игра развивает общеучебные умения и навыки; способствует созданию положительного психического
развития и самореализации; является подготовительным этапом для взрослой жизни. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров рассматривают игру как такой вид деятельности, который действительно увлекает ребенка и побуждает его к достижению непременного, конкретного результата [7].
С.А. Шмаков выделяет четыре главные характеристики, присущие большинству игр [8]: [ ]:
- удовольствие от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, импровизационный, активный характер деятельности;
-правила игры отражают ее содержание, логическую и временную последовательность развития;
- эмоциональное напряжение - соперничество, состязательность и т.п.
Обучающая игра существенно отличается от игры вообще тем, что она содержит учебную проблему, решение которой обеспечивает четко поставленная дидактическая цель и соответствующий ей педагогический результат [3; 8].
Обучающую игру с точки зрения методики преподавания иностранных языков можно охарактеризовать как определенным образом организованное ситуативное упражнение, в процессе выполнения которого создаются возможности для многократного повторения речевого материала в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению [1].
В игровой модели процесса обучения учебная проблема создаётся с помощью игровых приемов и ситуаций. Игровые приёмы и ситуации на уроке реализуются по следующим направлениям: постановка дидактической цели в виде игровой задачи; учебная деятельность происходит по правилам игры; учебный материал служит средством игры; дидактическая задача переводится в игровую посредством введения элемента соревнования в процесс обучения; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [8].
На занятиях иностранного языка в младшей школе игровая деятельность может применяться с целью внесения разнообразия в учебный процесс, для вовлечения всех учащихся в активную работу в качестве целого урока или его фрагмента (на основном этапе урока, в начале урока); для проверки домашнего задания и закрепления пройденного материала; во внеклассной работе. Игровые приемы могут вводиться в учебный процесс при индивидуальной, парной, групповой, коллективной формах обучения.
Целесообразность введения обучающих игр в практику преподавания иностранного языка на начальном этапе заключается в том, что они облегчают и стимулируют работу двух субъектов учебного процесса: ученика и учителя.
Во-первых, игра, как совместная коллективная деятельность учащихся, развивает у детей такие положительные качества как сотрудничество и взаимопомощь. Равноправные отношения в игре обеспечивают и укрепляют учебную мотивацию учащихся, создают благоприятный климат обучения на уроке. Дети охотно включаются в игру, которая объединяет их в единой деятельности, превращает в субъекта учебного процесса. Игра помогает раскрепостить неуверенных в себе учеников, снять боязнь допустить ошибки, что эффективно влияет на усвоение языкового материала.
Во-вторых, дети младшего школьного возраста, как правило, кинестетики. В силу своих возрастных особенностей младшим школьникам достаточно трудно продолжительное время на уроке находиться в статичном положении. Большинство обучающих игр сопряжено с двигательной активностью - дети перемещаются по классу, используют различные предметы (мячи, игрушки и т.д.), что оказывает положительное влияние на восприятие ими учебного материала.
Следует подчеркнуть, что обучающая игра - это не просто развлечение. Игра требует от ребят значительной мыслительной работы, так как нужно понять своего собеседника, и перед тем, как произнести ответ (или задать вопрос), необходимо вначале обдумать правильную формулировку. Во время игры дети внимательно слушают друг друга, и даже подмечают ошибки своих товарищей. На начальном этапе обучения ому языку игровые приемы способствуют формированию и развитию навыков говорения и коммуникации. Таким образом, игровые приемы способны превратить сложный для младшего школьника процесс обучения в увлекательную деятельность.
С другой стороны, игра помогает преподавателю в решении важных педагогических задач, экономит затраты учебного времени, зачастую не требуют специального оборудования, отличается простотой в организации. Во время проведения обучающей игры, преподаватель может выступать в роли организатора, помощника, консультанта, участника игровой деятельности.
Роль и место обучающей игры в преподавании иностранного языка, гармоничное сочетание процесса обучения и элементов игры зависят прежде всего от понимания педагогами целей и классификации учебных игр.
Основными целями использования обучающих игр на уроках иностранного языка являются:
- развитие психических познавательных процессов;
- формирование определенных умений и речевых навыков;
- непроизвольное запоминание речевого материала;
- реализация принципа коммуникативной направленности изучения языка;
- познание фактов культуры [6].
Выделяют следующие виды обучающих игр, которые можно использовать в преподавании иностранного языка в начальной школе [5]:
1) Языковые игры для формирования произносительных и грамматических навыков, лексического минимума на начальном, предкоммуникативном этапе:
- фонетические (Short and long vowels (Краткие и долгие гласные)),
- орфографические (Unscramble the words (Расшифруй слова)),
- игры для работы с алфавитом (First letter (Первая буква)),
- лексические (Hot Potato (Горячая картошка), Тelephone (Телефон)),
- грамматические (Miming Games (Подражание), Snowball (Нежный ком)).
2) Игровые упражнения для работы с грамматическим и лексическим материалом. Подобные игровые упражнения предназначены для активной самостоятельной работы по овладению обучающимися правилами употребления конкретных языковых единиц, формированию лексических и грамматических навыков, на управление учебно-познавательной деятельностью (Opposites (Противоположные по значению слова), М.ice are everywhere (Всюду мыши)).
3) Психотехнические игры обучают навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний. Данные учебные игры создают на уроке наглядность ситуации, реализуют дидактическую основу в форме учебной задачи, синхронизируют мыслительные и физические действия с иностранной речью, тренируют усваиваемый лексический и грамматический материал (Kitten (Котенок)).
4) Игровые упражнения для обучения иноязычному общению активизируют навыки и умения монологической и диалогической речи, формируют функциональные типы высказываний (сообщение информации, описание, выражение мнения, согласия, приглашение к действию и так далее):
- игровые упражнения для речевой разминки (Name in a circle (Имена по кругу)),
-игры на догадку (What'sMissing? (Чего не хватает?)),
-игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие (Treasure Hunt (Охота за сокровищами)).
Выбор той или иной обучающей игры зависит от конкретных целей и задач урока. Педагогам следует брать во внимание возраст, индивидуальные возможности и уровень подготовленности детей, а также учитывать репрезентативную систему обучающихся, включать в работу разные каналы восприятия -визуальный, аудиальный, кинестетический.
Заключение. Игра является универсальным инструментом в арсенале преподавателя иностранного языка, помогающим не только активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес учащихся, но и раскрыть положительные личностные качества и индивидуальность каждого ученика: умение работать в сотрудничестве, взаимопомощь, трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, организаторские, творческие способности.
В заключении отметим, что применение обучающих игр в преподавании иностранного языка в младшей школе является эффективным методическим ходом для повышения результативности и качества учебного процесса.
Список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с. - С. 166.
2. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - С. 65.
3. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. - М.: Московский психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 336 с. - С. 206-207.
4. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - Учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1986. - 103 с. - С. 39-41.
5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. «Настольная книга для учителя иностранного языка». Справочное пособие. 9-е. изд. - Минск.: Вышэйшая школа, 2004. - 530 с. - С. 191269.
6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс. - 2010. - 640 с. -С. 38, 564
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры. - М., РПА 1996. - 270 с. - С. 11.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. - М., Народное образование, 2005. - 556 с. - С.128-129.
9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112с. -
С. 5.
10. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с. - С. 320-332.
11. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. - М.: НИИОПП, 2006. - C. 27, 48.