Научная статья на тему 'Обучающая и воспитывающая составляющие образовательного процесса'

Обучающая и воспитывающая составляющие образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатюк З. К.

Статья посвящена проблеме проектирования и конструирования образовательных и воспитательных сред, развивающих и формирующих качества личности обучающихся. Выделены принципы педагогической деятельности учителя в межличностном взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающая и воспитывающая составляющие образовательного процесса»

ные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры; - принцип поликультурности означает признание каждой культурой (этнической, социальной, мировоззренческой) совокупности неповторимых, уникальных ценностей; помогает становлению как культурной идентичности, так и пониманию культурного разнообразия современных обществ, неизбежности культурных различий; предполагает вхождение человека в поликультурное пространство на основе толерантного взаимодействия; обеспечивает возможность диалогической самореализации участников образовательного процесса в их общении с другими культурами.

Нам представляется, что вышеозначенные принципы наиболее полно отражают суть поликультурного воспитания и направлены на всестороннее развитие студента как человека культуры в образовательной среде вуза.

Проведённый нами анализ научно-педагогической литературы выявил, что поликультурализм основывается на диалогическом характере коммуникации. Диалог культур рассматривается в качестве единственной возможности самого существования индивидуальности, без которой невозможными становятся процессы социализации и гуманизации. В контексте межкультурной коммуникации диалог культур возводится в ранг принципа поликультурно-ориентированного воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Буланкина Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 51-55.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 6-7.

ОБУЧАЮЩАЯ И ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Игнатюк З.К.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Статья посвящена проблеме проектирования и конструирования образовательных и воспитательных сред, развивающих и формирующих качества личности обучающихся. Выделены принципы педагогической деятельности учителя в межличностном взаимодействии.

Российское образование в очередной раз вступило в период реформирования, эффективность которого будет зависеть не только от решения

* Соискатель кафедры Методологии и теории социально-педагогических исследований

финансово-экономических вопросов, но и от своевременного и адекватного вызову современной эпохи осознания существующих проблем, целевых ориентиров и перспектив развития системы образования. Решение этой задачи требует комплексного подхода к проектированию и конструированию образовательных, и в частности, воспитательных сред, целенаправленно развивающих и формирующих как индивидуальные, так и социальные качества личности обучающихся в их взаимообусловленности и взаиморазвитии.

Для успешного обучения необходимы определенные качества личности (настойчивость, целеустремленность, самоорганизация, стремление к саморазвитию и др.), формирующиеся в процессе воспитания, а для успешного воспитания и саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения (рассуждение, сопоставление, анализ, умение давать ценностную оценку явлениям и событиям), формирующиеся в процессе обучения.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. И цель у них одна - формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение воспитания и обучения происходит в личностно значимой для учащихся совместной с педагогом продуктивной деятельности, опирающейся на активную позицию обоих субъектов педагогического процесса, на их сотрудничество и готовность к саморазвитию.

Принципы педагогической деятельности учителя отражают его собственное профессиональное кредо, выработанное многолетним жизненным и деятельностным опытом. Эти принципы должны быть индивидуальны и не повторять буквально принятые в педагогике воспитательные и дидактические принципы.

Принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе обучения и воспитания это:

1. Принцип развития. Требует учета природных задатков ребенка в организации воспитательной деятельности, дающей свободу выбора ребенку, максимальную реализацию его способностей. Человек должен развиваться всю жизнь, независимо от возраста. Недаром русская пословица гласит: «Век живи - век учись». Чтобы шёл процесс развития, человек должен постоянно идти вперёд, ставить перед собой цели и задачи, находить способы их достижения и добиваться положительных результатов. В детском возрасте роль ведущего к новым познаниям должны выполнять педагоги и родители.

2. Принцип коллективности. Общинность, коллективность являются национальной чертой русского народа. Только в коллективе с его общественно значимой деятельностью, развитыми отношениями ответственной зависимости, отношениями товарищества, дружбы, взаимопомощи может развиться социальная сущность человека. Но коллективность не должна

быть принудительной. Человек должен иметь возможность выбора коллектива, исходя из собственных интересов и потребностей. Задача педагога предоставить такой выбор. Примером могут являться различные детские творческие объединения, работа в которых строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать интересам ребёнка. Такой подход даёт возможность учитывать наклонности учащихся, их индивидуальные способности, пробудить интерес к работе и добиться положительных результатов.

3. Принцип успешности ребёнка в процессе деятельности. Если в процессе учебной деятельности ребёнок не может проявить себя, у него не всё ладно с учёбой, задача педагога создать условия, в которых этот ребёнок найдёт своё «Я» и избавится от закомплексованности. Такой «отдушиной» для ребёнка опять же может стать детское творческое объединение. Новый коллектив, в котором ребёнок сможет проявить, зарекомендовать себя, где его будут ставить в пример, поможет выявить скрытые резервы и помочь ребёнку самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, в своих силах. А навыки и умения, приобретённые на занятиях, смогут пригодиться в дальнейшей жизни.

4. Принцип природосообразности. В процессе воспитательной деятельности, необходимо учитывать половозрастные, индивидуальные особенности ребёнка, его склад характера, темперамент. Ставить перед ребёнком реально выполнимые задачи. В противном случае, можно навсегда «отбить» у ребёнка желание заниматься этим видом деятельности.

5. Принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Поскольку «общение это не воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие как партнеров», то в процессе обучения надо пересмотреть отношения учителя и ученика. Их отношения на уроке должны быть не субординативными, где поведение обусловлено социальным статусом коммуникантов, а личностными, эмоциональными, заинтересованными. Учитель должен забыть, что он находится «наверху», отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, «встать рядом». Только тогда, почувствовав искреннее расположение, ученики откликнутся, станут речевыми партнерами. Принцип сотрудничества и сотворчества педагога и ученика можно раскрыть через следующие правила:

- создавайте на уроке доверительную, непринужденную атмосферу общения;

- помните, что отношения между учителем и учеником должны быть равноправными, партнерскими;

- сотворчество - это совместное творческое решение проблем совершенствования речевой культуры.

6. Принцип самостоятельности учащихся. Развитие учащихся невозможно без развития мышления, интеллекта, поскольку именно мышление первостепенно. Мышление на уроках технологии можно развивать путем

постановки коммуникативных задач (на ориентацию в ситуации общения, на определение целей и содержания общения, на принятие решений, на прогнозирование результатов, на выбор фактов, на конструирование речевых высказываний и т.д.).

Следует также отметить, что чем больше самостоятельности проявляют ученики при решении какой-либо задачи, тем более эффективным будет усвоение и выполнение практической деятельности. Поэтому при организации коммуникативного обучения следует уделять как можно больше внимания развитию самостоятельности мышления, в частности в процессе обсуждения проблем, когда у учащегося есть потребность поделиться своими мыслями и чувствами, потребность отстоять свою точку зрения.

7. Принцип индивидуализации обучения. Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения, под которой понимается учет индивидуальных и прежде всего личностных свойств ученика: жизненного опыта, эмоциональной сферы, мировоззрения, склонностей, интересов. Все это позволяет создать полноценную мотивацию. При таком подходе учитель подбирает для ребенка такие коммуникативные задачи, которые затрагивают его за живое, вызывают потребность вступить в общение, поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

8. Принцип новизны. Обучение строится таким образом, что все его содержание и организация проникнуты новизной. Процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, задач, условий, обстоятельств общения, то есть он эвристичен. И чтобы подготовить учащихся к общению, развить у них способность гибкого и адекватного реагирования, необходимо менять все компоненты общения, привносить элемент новизны. Внедрение элементов новизны пробуждает интерес к обучению, обеспечивает гибкость и динамичность речевых умений и навыков.

Именно в творческой деятельности формируется умение работать дружно, развиваются коммуникативные и рефлексивные навыки, творчество, эмпатия и множество других свойств и качеств личности, способствующих успешному обучению и создающих предпосылки будущей благополучной социализации, что и делает эту совместную с ребенком деятельность педагога не только обучающей, но и воспитывающей.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. - М.: Воронеж, 1999.

2. Волков И.П. Учим творчеству: Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1988.

3. Геронимус Т.М. Урок труда. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов четырехлетней начальной школы. - М., 1998.

4. Литова З.А. Творческие проекты в курсе Технология. - Курск: Пед-сервис, 1997.

5. Программа студии «Радуга ремёсел» / МОУ СОШ № 70. - Тюмень, 2003.

6. Программа Технология (трудовое обучение). - М.: Просвещение. -1995.

ИЗУЧЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

© Исаева О.Н.*

Самарский государственный университет, г. Самара

На основе анализа литературы рассматриваются механизмы способствующие изучению иностранного языка взрослыми и детьми.

В современной педагогике и психологии проблеме образования взрослых уделяется все больше внимания. Рассматриваются закономерности возрастного психического развития (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, Я.И. Петров, Л.Н. Фоменко, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, В.С. Ма-гун, А.А. Бодалев), разрабатываются теоретические и практические вопросы обучения взрослых, технологии их обучения (С.И. Змеев, И.А. Колесников, Н.И. Бычкова), определены особенности познавательной деятельности взрослых в процессе их обучения и самообразования (Ю.Н. Ку-люткин, Г.С. Сухобская), определена специфика мотивации при обучении взрослых (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

Вопрос о том, в каком возрасте лучше начинать изучение иностранного языка, рассматривается как в отечественной (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Д. Брунер, В. Пен-фильд, Р. Робертс, Т. Элиот). Существуют данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково. Пен-фильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот с 15 до 7 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. «Мозг ребенка имеет специа-

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков гуманитарных факультетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.