Научная статья на тему 'Обсудим разногласия'

Обсудим разногласия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бахтинский тезаурус / Михаил Бахтин
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обсудим разногласия»

С.Н. Зенкин

ОБСУДИМ РАЗНОГЛАСИЯ1

Мне было очень горько узнать, что последним письменным текстом Самсона Наумовича Бройтмана стала запальчивая и несправедливая реплика в мой адрес. Недуг - дурной советчик, и в моей критике «Бахтинского тезауруса», которую сам я старался сделать максимально сдержанной и уважительной, покойный ученый усмотрел много таких интенций, о которых я и не помышлял. Желающие могут проверить по 72-му номеру «Нового литературного обозрения»: критикуя как самого Бахтина, так и его сегодняшних исследователей, я предлагал не искать у них «ошибки», а выяснять пределы применимости их идей, реконструировать те объективные трудности, с которыми сталкивается их мысль.

Теперь, после кончины С.Н. Бройтмана, уже поздно - не с кем - объясняться по поводу моего «метода»; но можно и нужно вновь обсудить конкретное и действительно серьезное научное разногласие, проявившееся в толковании одной важной идеи М.М. Бахтина. Это идея «молчания», в которое, по словам Бахтина, облекается «первичный автор», - идея, которая на мой взгляд относится только к литературному творчеству, а согласно С.Н. Бройтману, и к другим видам дискурса, включая научный.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к спорному тексту Бахтина. Процитирую его по 6-му тому Собрания сочинений (М., 2002), где текст бахтинских «рабочих записей 60-х - начала 70-х годов» приведен в более достоверной редакции, чем в публикациях, вошедших в сборник «Эстетика словесного творчества» . Вот что пишет Бахтин: «Проблема “образа автора”. Первичный (не созданный) и вторичный автор (образ автора, созданный первичным автором). Первичный автор - natura non creata, quae creat; вторичный автор - natura creata, quae creat. Образ героя - natura

creata, quae non creat. Первичный автор не может быть образом: он ускользает из всякого образного представления. Когда мы стараемся о б р а з н о представить себе первичного автора, то мы сами создаем его образ, т.е. сами становимся первичным автором этого образа. Создающий образ (т.е. первичный автор) никогда не может войти ни в какой созданный им образ. Слово первичного автора не может быть с о б с т в е н н ы м словом; оно нуждается в освящении чем-то высшим и безличным (научными аргументами, экспериментом, объективными данными, вдохновением, наитием, властью и т.п.). Первичный автор, если он выступает с прямым словом, не может быть просто п и с а т е л е м: от лица писателя ничего нельзя сказать (писатель превращается в публициста, моралиста, ученого и т.п.). Поэтому первичный автор облекается в м о л ч а н и е. Но это молчание может принимать различные формы выражения, различные формы редуцированного смеха (ирония), иносказания и др.» (С. 412).

И выше и ниже этого абзаца Бахтин приводит в пример «авторов» только писателей-художников (Гоголя, Достоевского, Толстого, Боккаччо). Исключение составляет разве что Хайдеггер, но и он именуется здесь «писателем»: «событие говорит через писателя, его устами (у Хейдеггера)» (С. 412). Или же Бахтин хочет сказать, что философ Хайдеггер описывает таким образом, вчуже, ситуацию писателя. В другом фрагменте из рабочих тетрадей (С. 422-423), где вновь формулируется мысль о том, что «первичный автор» (там он назван «автором произведения») не имеет определенного места и образа в этом произведении, речь опять-таки идет исключительно о художественной литературе, и с этим моим замечанием С.Н. Бройтман не стал спорить. Итак, контекст обсуждаемых бахтинских высказываний - сугубо литературный.

Собственно фрагмент, о котором идет спор, начинается с разграничения «первичного» и «вторичного» авторов. Оно ведется в неоплатонических терминах, взятых у Иоанна Скота Эриугены: первичный автор -

«природа несотворенная и творящая», вторичный автор - «природа сотворенная и творящая», наконец, образ героя - «природа сотворенная и нетворящая». «Образ героя» упомянут лишь для полноты картины, так как ниже о нем ничего не говорится. Бахтина здесь интересует не различие первичного автора и «образа героя» (оно сравнительно очевидно, это два полярно противоположные члена оппозиции), а более тонкое различие двух авторских инстанций - первичного и вторичного автора. Именно с помощью этого различия и нужно, как я полагаю, толковать несколько следующих фраз; напротив того, С.Н. Бройтман в своем возражении не упоминает «вторичного автора», противопоставляя друг другу лишь «первичного автора» и «героя».

Первичный и вторичный автор у Бахтина связаны между собой отношением эманации. Первичный автор - подлинный, изначальный творец - незрим и молчалив, у него нет собственного образа и слова; то авторское слово, которое встречается нам в тексте, - это вторичное слово сотворенного автора; еще дальше от изначального творца располагается как бы «третичное» слово героев, но о нем сейчас речи нет. Те «высшие и безличные» формы («научные аргументы», «вдохновение», «власть» и т.д.), которыми «освящается», чтобы зазвучать в тексте, слово первичного автора, не имманентны, не «собственны» ему; они берутся извне, из дискурсивного арсенала культуры; то есть ими формируются различные «образы» вторичного автора, каковыми действительно могут быть фигуры ученого, религиозного деятеля, политика - но только не писателя! От лица писателя, как подчеркивается в следующей фразе, «ничего нельзя сказать», и нет никаких оснований связывать «вдохновение» из бахтинского перечня с «писателем», а не с «религиозным деятелем» - пророком или жрецом; атрибутом писателя было бы скорее «мастерство», а как раз оно у Бахтина и не названо. Дело в том, что писатель - это не вторичный, а первичный автор, отчего его и нет среди «образов автора». Первичный автор не может быть

«просто писателем», но лишь в том случае, «если он выступает с прямым словом»; эта важная оговорка означает, что первичный автор является-таки «писателем» в той мере, в какой он не высказывается в тексте напрямую, а действует как демиург, организующий словесный мир произведения и не участвующий в нем сам.

Некоторые другие места в рабочих записях Бахтина подтверждают такое прочтение. Бахтин пишет, например, что «речевые субъекты высоких вещающих жанров - жрецы, пророки, проповедники, судьи, вожди, патриархальные отцы и т.п. - ушли из жизни. Всех их заменил “писатель”, просто писатель, который стал наследником их стилей. Он либо их стилизует (т.е. становится в позу пророка, проповедника и т.п.), либо пародирует (в той или иной степени)» (С. 388-389). Та же логика намечена и страницей выше обсуждаемого нами фрагмента: «Поэт. Прозаик. “Писатель”. Разыгрывания пророка, вождя, учителя, судьи, прокурора (обвинителя), адвоката (защитника)» (С. 411). Отличие только в том, что здесь отношения «писателя» с «речевыми субъектами высоких вещающих жанров» осмыслены не как эманация, а как игра («стилизация», «пародия», «поза»); впрочем, игра упоминается и ниже (в форме «иронии») как одно из средств, которыми первичный автор выражает и модулирует свое молчание.

Итак, анализ текста заставляет сделать вывод: размышляя об «облекающемся в молчание» первичном авторе, Бахтин имеет в виду именно «писателя», тогда как элементы нехудожественного, в том числе научного дискурса могут изрекаться в художественном тексте устами вторичного автора. В самом деле, писатель может иногда «освящать» текст своего произведения «высшим и безличным» авторитетом науки: Достоевский с медицинской точностью описывает лихорадку Раскольникова или эпилепсию Мышкина, Толстой пересматривает историографию войны 1812 года и т.д. По словам Бахтина, при этом «писатель превращается в публициста, моралиста, ученого и т.п.». Иначе говоря, на сцене появляется «образ авто-

ра», сотворенный настоящим автором-писателем и подменяющий своей речью его неизрекаемое собственное слово.

О нехудожественных сферах культуры Бахтин в разобранном фрагменте не говорит. Следуя его мысли, можно предположить, что там разделение первичного и вторичного автора не действует, между ними нет «литературного» зазора. Так, автор научного произведения прямо высказывается от собственного лица, чего не может сделать писатель. В отличие от последнего, он не играет, а отождествляется со своим словом, утверждает его истинность, требует соглашаться или же аргументированно спорить с ним, преподает его ученикам и т.д. Между тем М.М. Бахтин все-таки был не писателем, а ученым (неясно, правда, какой специальности - литературоведом? философом? теологом? - и многолетние дебаты на сей счет вызваны именно тем, что сам он не осмыслил специфику своего дискурса. Это я, в частности, и имел в виду, говоря о нехватке у него авторефлексии). А потому применять идею «молчаливого» первичного автора к его собственному творчеству, как это сделал С.Н. Бройтман в «Бахтинском тезаурусе», представляется мне неосмотрительным. В логическом пределе это привело бы к тому, что тексты Бахтина стало бы вообще невозможно обсуждать как ответственные научные высказывания: ведь получается, что в них звучит не настоящий, первичный авторский голос, а всего лишь голоса подменных вторичных авторов!

Проблема, о которой идет речь, первостепенно важна - от нее зависит метод чтения Бахтина, тут мы с моим оппонентом согласны, - и вместе с тем запутанна, отчасти потому, что самим Бахтиным изложена недостаточно ясно, непроработанно. Достаточно сказать, что в разобранном фрагменте склеены, незаметно переходят друг в друга столь разные понятия, как «образ» и «слово» (в данном случае претензии неуместны: перед нами всего лишь рабочие записи для себя). Соответственно наши разногласия с С.Н. Бройтманом по поводу «первичного автора», с одной стороны, объяс-

няются реальной трудностью толкования текста, а с другой стороны, заслуживают публичного выяснения. На остальные конкретные возражения против моей критики отвечать не обязательно: в каждом из этих случаев мне есть что возразить самому, но дело там не столько в принципиальных расхождениях, сколько в недоразумениях, в неточно понятых тезисах или даже отдельных словах из моей статьи. Их обсуждение не представляло бы общественного интереса.

Остается сказать последнее. Помещая свой ответ С.Н. Бройтману в «Живом журнале», я сознаю, что рискую навлечь на себя - особенно в бранчливой интернетовской среде - разного рода нарекания, например упреки в неуважении к памяти покойного. Что ж, могу лишь заверить, что всегда ценил в Самсоне Наумовиче сильного и самостоятельного теоретика, хоть и не разделял некоторых его взглядов. Он был человеком науки, а наука - это прежде всего дискуссия, критическое обсуждение и проверка результатов. Оттого моя нынешняя полемика с ним, пусть в ней и сталкиваются личности двух филологов, видится мне жестом профессиональной солидарности - вкладом в то «высшее и безличное» дело, которому посвящена наша общая работа.

Жаль только, что не доспорили при его жизни и что я могу ответить на критику, а он - нет.

1 Текст с незначительными изменениями печатается по: Зенкин С. Ответ [Электронный

ресурс]. Электронные данные. [М.], 2006. Режим доступа:

http://www.livejournal.com/user/dina_mag/1962.html, свободный. Заглавие с экрана. Данные соответствуют 9.02.2005. (Примеч. ред.)

2 См. текстологическую критику этих публикаций в комментариях Л.А. Гоготишвили: Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 6. М., 2002. С. 533-537. Далее работы М.М. Бахтина цитируются по этому изданию с указанием в скобках номера страницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.