Зарубежный опыт
УДК 343
Ерлан Заманбекович ТУРГУМБАЕВ,
начальник Департамента внутренних дел г.Алматы (Республика Казахстан), кандидат юридических наук
ОБСТАНОВКА СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
SITUATION OF CORRUPTION CRIMES COMMISSION IN THE SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT BODIES
В статье описана обстановка совершения коррупционных преступлений, являющаяся одним из основных элементов криминалистической характеристики преступлений. Рассмотрены такие элементы обстановки совершения коррупционных преступлений, как место, время, а также существующие на момент совершения преступления обстоятельства, связанные с характеристикой среды, в которой выполняют свои служебные обязанности сотрудники правоохранительных органов.
The situation of corruption crimes commission being one of basic elements of criminalistics characteristics of crimes is described in the article. The author considers such elements of situation of corruption crimes commission as place, time, and also the circumstances existing at the moment of commission of crime connected with the characteristic of environment in which law enforcement officers carry cut their official duties.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, коррумпированные связи, обстановка совершения преступления.
Keywords: corruption, corruption crime, corruption ties, situation of crime commission.
П
од обстановкой совершения преступления в криминалистическом аспекте понимается «система различного рода взаимодействующих между собой до и после совершения преступления объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления»1 .
Анализ судебно-следственной практики показывает следующее. Коррупционные преступления чаще совершаются в крупных городах, нежели в сельской местно-
сти. На указанные обстоятельства оказывает влияние экономическое положение населенного пункта, а также его административно-территориальное устройство. Так, 70% коррупционных преступлений были совершены в городах с численностью населения свыше 500 тысяч человек. В городах и поселках городского типа численностью населения до 500 тысяч человек совершены 25% рассматриваемых преступлений. В селах с численностью населения менее 50 тысяч коррупционные преступления совершались лишь в единичных случаях (5% от рассматриваемой категории уголовных дел).2
Данные факты можно объяснить различными обстоятельствами. Как правило,
Вестник Сибирского юридического института МВД России -
в поселках городского типа и селах республики отсутствуют специальные подразделения по борьбе с коррупционной преступностью, что, безусловно, определяет высокую степень латентности рассматриваемой группы преступлений. Поэтому в сельской местности легче всего совершать коррупционные правонарушения, оставаясь вне досягаемости правоохранительных органов, специализирующихся на борьбе с коррупцией. Кроме того, специфика психологии и образа жизни сельских жителей, обусловленная низким уровнем правосознания, способствует редким фактам их обращения с заявлениями в соответствующие подразделения по борьбе с коррупцией о совершении коррупционных преступлений.
Большое значение в криминалистическом плане имеет установление предполагаемого места совершения коррупционного преступления. Поэтому в ходе проведения оперативной проверки сотрудники подразделений по борьбе с коррупционной преступностью должны изучить предполагаемое место совершения преступления. Желательно составить схему расположения кабинета потенциального взяткополучателя. В практике имели место ситуации, когда при задержании взяткополучателя оперативные сотрудники ошибались в месте получения взятки, что позволяло преступнику успешно скрыться с места совершения преступления. Как правило, ошибка в месте получения вознаграждения приводила к задержанию должностных лиц, не причастных к получению или передаче предмета взятки.
Выбор места совершения коррупционного правонарушения зависит от обстоятельств , связанных с маскировкой преступных действий, от направленности правоохранительной деятельности, вида коррупционного преступления, личности преступника. Нередко подбор места совершения коррупционного преступления связан с необходимостью исключения наблюдения за противоправными действиями со стороны оперативных подразделений правоохранительных органов. В таких случаях
местами для совершения коррупционных преступлений преступники выбирают различные парки, улицы, площади, где легче всего визуально выявить сотрудников правоохранительных органов и скрыться с места совершения преступления. Для быстрого удаления с места совершения преступления используется автотранспорт, который нередко выступает в качестве места получения вознаграждения. Следственной практике также знакомы ситуации, когда в качестве места совершения коррупционных преступлений выбираются безлюдные места с наличием тайников, специально приспособленных для получения вознаграждения безналичным способом.
Анализ судебно-следственной практики показывает, что такая категория преступников, как дознаватели, следователи, прокуроры, начальники органа дознания и следственных подразделений, в качестве места совершения коррупционного преступления практически всегда использовали служебный кабинет. Выбор в качестве места совершения преступления служебного кабинета обусловлен его изолированностью от постороннего восприятия (70% случаев от общего количества изученных уголовных дел) . Как правило, совершение коррупционного преступления в кабинете не привлекает внимания посторонних. Получение вознаграждения в кабинете иногда сопровождается иными подготовительными действиями, направленными на создание идеальной обстановки совершения преступления. Например, нередко начальники органа дознания для безопасности коррупционной деятельности усиливают режим секретности в курируемом ведомстве с помощью установки жесткого пропускного режима, особенно в момент получения вознаграждения. Так, 60% управлений внутренних дел ДВД по республике оборудованы металлическими решетками и дверьми, иногда и видеокамерами наружного наблюдения, что позволяет оградить должностных лиц от задержания в процессе коррупционной деятельности, а также осуществить наблюдение за дей-
- 116 -
№ 3 (7) • 2010
Зарубежный опыт
ствиями должностных лиц правоохранительного органа.
Практически во всех случаях совершения преступлений коррупционного характера преступники приспосабливаются к обстановке совершения преступления, создают удобные условия для сокрытия противоправной деятельности. Нередко служебный кабинет представляет собой идеальное место для коррупционной деятельности, поскольку позволяет в спокойной обстановке фальсифицировать собранные фактические данные или официальные документы, составить необходимые процессуальные документы, свидетельству -ющие об окончании коррупционной деятельности (вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении производства по уголовному делу). В иных случаях служебный кабинет является местом продолжения противоправной деятельности. Например, вознаграждение получается в другом месте, а в служебном кабинете происходят фальсификация доказательств и вынесение соответствующих процессуальных документов.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность проводится в различных местах и регионах (в отличие от деятельности следователя, который проводит в служебном кабинете около 80% рабочего времени) , места совершения преступлений коррупционного характера оперативные сотрудники выбирают самые разнообразные. Из них следует выделить место задержания преступника, место жительства родственников или знакомых задержанного. Нередко задержание преступника сопровождается выездом оперативных сотрудников на место проживания родственников или близких задержанного, где происходит вымогательство вознаграждения. В случае получения вознаграждения задержанный незаконно освобождается от уголовной либо административной ответственности. В противном случае задержанный доставляется в орган дознания для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Среда, в которой должностные лица осуществляют полномочия, имеет особенности. Систематические нарушения законности со стороны коллег по работе, в том числе и связанные с совершением коррупционных правонарушений, оказывают существенное влияние на формирование нравственной культуры должностного лица, прибывшего на государственную службу.3 Как правило, находясь в таком коллективе, он программируется на совершение должностных преступлений. Кроме того, интервьюирование сотрудников системы ОВД Республики Казахстан показывает, что молодые сотрудники в момент назначения на должность уже имеют коррупционные установки, что нередко обусловлено коррупцией в школах и высших учебных заведениях республики.
Описанная нами система различного рода взаимодействующих между собой до и после совершения преступления объектов, явлений и процессов во многом определяет выбор способа совершения преступления, а также влияет на его механизм. Здесь проявляются отдельные важные личностные черты преступника, формирующего (хотя бы частично) данную обстановку и приспосабливающегося к ней. Криминалистические знания элементов обстановки совершения коррупционных преступлений позволят оптимизировать следственную практику, правильно выбрать тактику проведения неотложных следственных действий, в том числе и задержания коррупционеров.
1 Новиков А.Н. Особенности расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов : учебное пособие. М. , 2005.
2 По данным материалов судебно-следствен-ной практики правоохранительных органов Республики Казахстан.
3 Колесниченко Н.Н. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования взяточничества и коррупции : учебное пособие. М., 2001.