Научная статья на тему 'Обстановка места происшествия – источник получения данных о неизвестном преступнике'

Обстановка места происшествия – источник получения данных о неизвестном преступнике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1699
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ / НЕИЗВЕСТНЫЙ ПРЕСТУПНИК / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / СЛЕДЫ / СПЕЦИАЛИСТ / INFORMATION / CRIME SCENE / UNKNOWN CRIMINAL / CRIME SCENE SEARCH / SITUATION ANALYSIS / TRACES / THE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Е. В., Чурсин А. В.

Статья посвящена вопросам, связанным с возможностью получения данных о неизвестном преступнике в ходе осмотра места происшествия в результате ситуационного анализа обстановки места происшествия и имеющихся материальных следов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME SCENE CONDITIONS - A DATA ACQUISITION SOURCE ABOUT THE UNKNOWN CRIMINAL

The article is devoted to the questions connected with possibility of data acquisition about the unknown criminal during the crime scene search as a result of situation analysis of crime scene conditions and available material traces.

Текст научной работы на тему «Обстановка места происшествия – источник получения данных о неизвестном преступнике»

ОБСТАНОВКА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ -ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О НЕИЗВЕСТНОМ ПРЕСТУПНИКЕ

CRIME SCENE CONDITIONS - A DATA ACQUISITION SOURCE ABOUT THE UNKNOWN

CRIMINAL

УДК 343.91

Е.В. ЧИНЕНОВ,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

E.V. CHINYONOV,

Cand. Econ. Sci., the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

А.В. ЧУРСИН

(Белгородский юридический институт МВД России)

A.V. CHURSIN

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с возможностью получения данных о неизвестном преступнике в ходе осмотра места происшествия в результате ситуационного анализа обстановки места происшествия и имеющихся материальных следов.

Ключевые слова: информация, место происшествия, неизвестный преступник, осмотр места происшествия, ситуационный анализ, следы, специалист.

Abstract: The article is devoted to the questions connected with possibility of data acquisition about the unknown criminal during the crime scene search as a result of situation analysis of crime scene conditions and available material traces.

Key words: information, crime scene, unknown criminal, crime scene search, situation analysis, traces, the specialist.

Информация о признаках скрывшегося с места происшествия преступника имеет важное значение для своевременного раскрытия преступления, поэтому уже с момента получения сообщения о совершенном преступлении перед органами внутренних дел возникает задача активного сбора и использования данных о предполагаемом пре-

ступнике. Получение и обработка этих данных входит в задачу следователя, оперативных работников, специалистов, приглашенных к проведению осмотра места происшествия, работников дежурной части ОВД.

Источниками данных о неизвестном преступнике могут стать результаты осмотра места происшествия, следственного ос-

мотра вещественных доказательств, изучение отдельных следов и групп следов на месте происшествия, судебные экспертизы, показания потерпевшего, свидетелей, обвиняемых (подозреваемых), результаты проведения оперативно-разыскных мероприятий, криминалистические учеты и учеты различных несудебных организаций и учреждений.

Установление признаков неизвестного преступника служит в первую очередь целям его поиска, сужению круга подозреваемых лиц. Данные о структуре папиллярных узоров рук, особых приметах, слепки с объемных следов различных участков тела или обуви в последующем, кроме того, могут использоваться и для идентификации человека или его одежды, обуви.

В поисковых целях информация о неизвестном преступнике фиксируется в разыскных ориентировках, учетных или разыскных картах, бюллетенях. При выявлении заподозренного лица следователь принимает решение о конкретных путях идентификации человека, предположительно совершившего преступление, назначении экспертизы, проведении опознания и других следственных действий.

Ставить и решать задачи, связанные с установлением признаков неизвестного преступника, целесообразно с момента начала изучения следов и обстановки места происшествия. В осуществлении этой задачи следователю оказывают помощь специалисты, принимающие участие в осмотре. Как правило, это специалисты-криминалисты и судебные медики, а при необходимости лица, сведующие в других областях науки, искусства, техники или ремесла.

Отраслями специальных знаний, содержащими главные исходные данные для получения сведений о преступнике по его следам, являются судебная медицина, стоматология, антропология, биомеханика, дерматология, ортопедия и ряд других. Так, в судебной медицине, например, разработаны методики определения групповых признаков человека по пятнам крови, слюны, спермы, пота, волосам, методики установления механизма причинения телесных повреждений и ряд других. Стоматология содержит данные о возрастных, патологических и профессиональных признаках зубов, которые могут отобразиться в обнаруживаемых на некоторых объектах следах. Антропология включает в себя обширный раздел морфологии человека, в частности, детально разработанные классификации признаков внешности, дан-

ные о строении кожного покрова и опорнодвигательного аппарата. Биомеханика занимается изучением закономерностей взаимодействия различных частей человеческого тела, а также механизма взаимодействия человека с окружающей материальной средой. Дерматология содержит ценные для криминалистов сведения о разнообразных патологических изменениях кожи человека, в ортопедии имеются разделы, посвященные особенностям ходьбы здоровых и больных лиц. Следует подчеркнуть, что многие исходные данные для установления признаков человека по его следам, имеющиеся в указанных выше неюридичеких науках, прочно вошли в состав криминалистических рекомендаций и их использование не требует привлечения специалистов именно из этой области (например, на данных антропологии основан метод установления роста человека по следам ног, он доступен и применяется криминалистами).

Данные о признаках неизвестного преступника, полученные технико-криминалистическими методами, нуждаются в тщательной проверке и оценке. При этом ставятся и решаются следующие вопросы: относятся ли полученные данные к одному лицу (при установлении факта совершения преступления двумя и более лицами соответственно выясняется правильность группировки данных); нет ли противоречий в результатах исследования различных видов следов; какова степень достоверности, конкретности данных о признаках преступника; какие из признаков уже могли исчезнуть или существенно видоизмениться.

В процессе установления признаков неизвестного преступника по его следам важную роль играет своевременное планирование действий следователя и других лиц, участвующих в раскрытии преступления. Такое планирование может осуществляться как в рамках планирования расследования в целом, так и в рамках планирования комплекса действий поискового характера, направленных на установление личности или розыск предполагаемого преступника. Большую помощь в планировании действий по установлению неизвестного преступника может оказать использование типовых информационных карт, содержащих в себе перечень признаков искомого человека, различные схематические матрицы, контурные изображения человеческого тела.

Выделив совокупность отсутствующих сведений о неизвестном человеке, следует

попытаться получить их изучением уже имеющихся данных, дополнительным анализом следов, обстановки места происшествия, материалов дела, способа совершения преступления и сокрытия его следов. Одним из эффективных способов получения данных о признаках неизвестного преступника является ситуационный анализ места происшествия. Под ситуационным анализом происшествия следует понимать методику криминалистического исследования места происшествия, основанную на последовательном изучении отдельных следов, их сопоставлении друг с другом, с обстановкой до, во время и после совершения преступления и позволяющую на основе комплексного использования криминалистических и других специальных знаний формулировать выводы о последовательности действий участников исследуемого события и их признаках.

Ситуационный анализ позволяет по-новому, целенаправленно взглянуть на всю совокупность изменений обстановки места происшествия, обеспечивает синтезирующий, интегративный подход к решению задачи установления признаков неизвестного преступника. Содержание методики ситуационного анализа сводится к следующему. Объектом анализа является преступление, исследуемое по его материальным отображениям в вещной обстановке места происшествия. Речь идет о широком подходе, охватывающем событие в целом: время его совершения, место, структуру и стадии течения, а также установление лиц, участвовавших в нем, предмета посягательства, нанесенного ущерба, связей между действиями лиц и материальными изменениями, отобразившимися в отдельных следах и обстановке в целом. Многогранность объекта исследования обязывает определять оптимальный порядок одновременного исследования одних и тех же или разных объектов специалистами в различных областях знаний для решения общей задачи.

Исследуя вещную обстановку места происшествия в целом, можно установить ряд обстоятельств, относящихся к потерпевшему и преступнику, выяснить многие их физические и психические свойства, механизм взаимодействия преступника и потерпевшего, их взаимодействия с орудиями и преградами, обстоятельно описать все действия, связанные с совершением преступления, способ и особенности перемещения участвовавших в нем лиц. Это позволяет сгруппировать следы, оставленные тем или иным участником

происшествия, и использовать их в комплексе для установления признаков неизвестного преступника.

Основой методики ситуационного анализа является всестороннее исследование совокупности вещей и изменений обстановки. Однако это отнюдь не означает, что акцент исследования полностью переносится с отдельных следов или иных объектов на обстановку в целом. Роль исследования отдельных объектов не уменьшается, а, напротив, возрастает, так как каждый объект при этом рассматривается во всем многообразии его функциональных и иных связей с другими объектами и обстановкой в целом. Признаки в следе следует выделять путем изучения особенностей его образования, характера и последовательности взаимодействия следообразующего объекта с другими объектами. При этом каждый след рассматривается как один из элементов более сложных системных образований - отдельных узлов места происшествия, вещественных доказательств, а также всей обстановки в границах места происшествия. Такой подход позволяет выделить в отдельных следах и объектах те свойства и признаки, которые способны охарактеризовать действия и особенности людей, оставивших следы.

Исследование ситуации на месте происшествия в целях установления признаков неизвестного преступника требует выделения из бесчисленного множества объектов только тех, которые характеризуют действия и признаки неизвестного преступника. Как правило, это лишь часть объектов, составляющих обстановку места происшествия. Следователям и специалистам часто приходится сталкиваться с изменениями на месте происшествия, не относящимися к исследуемому событию. В целях отбора необходимых данных целесообразно кроме непосредственного наблюдения изменений на месте по возможности проводить опросы потерпевших и свидетелей, а также применять на месте происшествия методы и средства предварительного исследования следов, тщательно и последовательно сопоставляя полученные данные между собой.

Для технико-криминалистического обеспечения осмотров мест происшествий и проведения предварительных исследований и криминалистических экспертиз непосредственно на месте происшествия могут применяться передвижные криминалистические лаборатории (ПКЛ). Такая лаборатория способна обеспечить следственно-опера-

тивную группу необходимой информацией в «полевых условиях». В информационный фонд данной лаборатории должны входить сведения, необходимые для установления признаков человека по его следам. Целесообразно с учетом местных условий, оперативной обстановки и других факторов в каждой ПКЛ иметь справочную картотеку, содержащую сведения как о возможностях и методах исследования отдельных видов следов с целью установления конкретных признаков человека путем изучения следов и обстановки в целом, так и сведения о практических методах создания криминалистических описаний (разыскные ориентировки и др.). Такой информационный блок позволяет значительно повысить эффективность первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на раскрытие неочевидных преступлений по горячим следам.

При установлении признаков неизвестного преступника целесообразно придерживаться традиционной схемы «словесного портрета». Это означает, что в первую очередь решаются вопросы об общефизических признаках (пол, возраст, телосложение, национальность), затем исследуются отобразившиеся в материальных следах анатомо-морфоло-гические, функциональные, патологические, профессиональные и сопутствующие признаки. В отдельную группу следует выделить броские приметы.

Следы преступника обычно можно обнаружить только на месте происшествия, поэтому в большинстве случаев осмотр места происшествия служит основой для дальнейшего расследования. Значение места происшествия для расследования преступлений заключается в том, что оно является важным, а на первоначальном этапе нередко единственным источником получения фактических данных о расследуемом событии, качество и количество которых зависит от уровня проведения осмотра места происшествия. Информация об этих фактических данных заключена в следах, составляющих важнейший элемент обстановки места происшествия, и от умения извлечь эту информацию во многом зависят и успех осмотра, и успех расследования.

Анализ практики подтверждает, что успешный поиск следов на месте происшествия возможен при целенаправленном их поиске на основе мысленного моделирования следователем и специалистом-криминалистом механизма совершенного преступления. В

настоящее время уже нельзя эффективно проводить осмотр, не сосредоточив свое мышление на различных вариантах механизма совершенного преступления, на что обращают внимание многие криминалисты.

Осмотр места происшествия способен определить большое информационное и доказательственное значение выявляемых фактических данных. Отсюда вытекает неукоснительное требование, чтобы осмотр места происшествия проводился своевременно и по каждому факту. Проведенное нами обобщение практики расследования краж, грабежей, разбойных нападений, убийств показало, что это действие проводилось на должном профессиональном уровне лишь в 29% случаев, в 63% - осмотр места происшествия проводился поверхностно, в 10% случаев осмотр вообще не проводился. Все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда осмотры проводятся небрежно, формально. Об этом свидетельствует тот факт, что в среднем на осмотр, например квартиры по факту кражи, следственно-оперативная группа затрачивает 30-40 минут. Упрощенчество при осмотре приводит к тому, что вещественные доказательства не выявляются и не изымаются.

Основная задача заключается в том, чтобы при осмотре места происшествия как можно полнее обнаружить и изъять самые разнообразные следы, порой самые неожиданные, которые в дальнейшем могут дать наиболее объективную и полную информацию о совершенном преступлении (о личности преступника, способе совершения преступления), и в итоге сыграть важную роль в его раскрытии. Приводимые ниже данные, полученные в процессе обобщения практики, свидетельствуют о том, в какой мере успех расследования преступления зависит от активности следователя и специалиста-криминалиста на месте происшествия, от результативности их работы по выявлению и изучению следов. Так, при осмотрах мест происшествий, проводившихся по делам о квартирных кражах, где преступление было раскрыто, материальные следы изымались в 78% случаев, а по делам, приостановленным в связи с неустановлением субъекта преступления, - только в 42%.

При этом изучение уголовных дел показало, что если при осмотре места происшествия имело место обнаружение и изъятие следов, то преступник устанавливался в 80% случаев на первоначальном этапе расследования (в пределах 10-15 суток с момента

возбуждения уголовного дела) и в 25% случаев - в ходе дальнейшего расследования. Это свидетельствует об особой значимости работы со следами на первоначальном этапе расследования. Следователь, специалист-криминалист должны приложить максимум усилий и все свое умение, чтобы имеющуюся возможность получения следов превратить в действительность.

Качественно проведенный осмотр места происшествия закономерно приводит к выявлению объектов, имеющих отношение к совершенному преступлению. Прежде всего, ими могут быть разнообразные следы:

1) следы человека - следы лба, кончика носа, следы губ, подбородка, щек, ушных раковин, следы зубов, следы рук, следы ног (обуви), перчаток, следы ткани одежды преступника;

2) следы орудий преступления, инструментов, оружия - следы взлома, следы инструментов и механизмов, следы на замках и запирающих устройствах, следы огнестрельного оружия;

3) многочисленные микрообъекты (микроследы) - волокна ткани, частицы почвы, краски, металла, древесины, строительных материалов, следы биологического происхождения (кровь, слюна, волос, пот, запах);

4) различные предметы, брошенные или забытые преступником - орудия взлома, гвозди, проволока, веревка, одежда и ее части, обувь.

Анализ практики работы следственно-оперативных групп при осмотре места происшествия свидетельствует о том, что следы, имеющие важное практическое значение для успешного проведения расследования (следы рук, обуви), фигурируют далеко не всегда. С одной стороны, это зависит от «профессионализма» преступника, а с другой - оттого, что следователь и специалист-

криминалист не применяют всего комплекса мер к выявлению и изъятию следов.

Низкий уровень обнаружения и изъятия следов и других вещественных доказательств на месте происшествия объясняется наличием двух факторов. Первый

- свидетельствует о неподготовленности следователей, специалистов в вопросах методов выявления, закрепления, изъятия и определения перспектив исследования вещественных доказательств; хронической необеспеченности рекомендуемыми для практики средствами обнаружения и выявления следов, средствами их изъятия и упаковки; отсутствия четкого взаимодействия между следователем, специалистом, оперативным работником, а также отсутствия совместной ответственности за конечный результат

- раскрытие каждого преступления.

Второй фактор имеет объективный характер, поскольку связан с подготовкой к совершению преступлений, сокрытию его следов. В настоящее время знания о следах, оставляемых при совершении различных преступлений, стали широко доступными. Не будет преувеличением сказать, что информация о способах совершения преступлений, оставляемых при этом следах и методах расследования самым непосредственным образом пропагандируется в средствах массовой информации. В художественнопублицистической литературе эти вопросы освещаются с максимальным приближением к действительности. Практике известны случаи, когда преступники решались на совершение преступления, после того как прочитали «захватывающий роман» или посмотрели «крутой боевик».

В этой связи возникает необходимость разработки методики моделирования действий преступника на месте преступления с целью определения наиболее вероятных объектов, на которых могут быть оставлены следы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.