16. Effect of baduanjin exercise for hypertension: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials / X. Xiong, P. Wang, S. Li, Y. Zhang, X. Li // Maturitas. - 2015. - Vol. 80. - №. 4. - P. 370-378.
REFERENCES
1. Vajnbaum, Ya.S. (1986), Hygiene of physical education, Education, Moscow.
2. Viru, A.A., Yuriyamie, T.A. and Smirnova, T.A. (1989), Aerobic exercises, Physical education and sport, Moscow.
3. Krivolapchuk, I.A. (2011), "The effectiveness of the use of physical exercises to manage the functional state of anxious children 6-8 years old", Human Physiology, Vol. 37, No. 5, pp. 61-72.
4. Kuchma, V.R., Tkachuk, E.A. and Tarmaeva, I.Yu. (2016), "Psychophysiological state of children in the context of informatization of their vital activity and intensification of education", Hygiene and Sanitation, Vol. 95, No. 12, pp. 1183-1188.
5. Wilmore, J. and Costill, D. (1997), Physiology of sport and physical activity, Olympic literature, Kiev.
6. Cornelissen, V.A. and Smart, N.A. (2013), "Exercise training for blood pressure: a systematic review and meta-analysis", J Am Heart Assoc., Vol. 2, No. 1, pp. e004473.
7. Ebisu, T. (1985), "Splitting the distance of endurance running: on cardiovascular endurance and blood lipids", Jpn JPhys Educ., Vol. 30, pp. 37-43.
8. Conceicao, L.S., Neto, M.G., do Amaral, M.A., Martins-Filho, P.R., Carvalho, O. (2016) "Effect of dance therapy on blood pressure and exercise capacity of individuals with hypertension: a systematic review and meta-analysis", Int J Cardiol., Vol. 220, pp. 553-557.
9. Fagard, R.H., Cornelissen, V.A. (2007), "Effect of exercise on blood pressure control in hypertensive patients", EurJ Cardiovasc Prev Rehabil., Vol. 14, No. 1, pp. 12-17.
10. Cornelissen, V.A, Fagard, R.H. and Coeckelberghs, E. and Vanhees, L. (2011), "Vanhees Impact of resistance training on blood pressure and other cardiovascular risk factors: a meta-analysis of randomized, controlled trials", Hypertension, Vol. 58, No. 5, pp. 950-958.
11. Corso, L.M., Macdonald, H.V., Johnson, B.T., Farinatti, P., Livingston, J., Zaleski, A.L., Blanchard, A. and Pescatello, L.S. (2016), "Is concurrent training efficacious antihypertensive therapy? A meta-analysis", MedSci Sports Exerc, Vol. 48, No. 12, pp. 2398-2406.
12. Physical Activity and Public Health. A Recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine (1995), JAMA., Vol. 273, No. 5, pp. 402-407.
13. Physical Activity Guidelines Advisory Committee (2008). DC, US Department of Health and Human Services, Washington.
14. Piercy, K.L., Troiano, R.P., Ballard, R.M., Carlson, S.A., Fulton, J.E., Galuska, D.A., George, S.M. and Olson, R.D. (2018), "The Physical Activity Guidelines for Americans", JAMA, Vol. 320, No. 19, pp. 2020-2028.
15. De Busk, R.F., Stenestrand, U., Sheehan M. and Haskell, W.L. (1990), "Training effects of long versus short bouts of exercise in healthy subjects", Am J Cardiol, Vol. 65, pp. 1010-1013.
16. Xiong, X., Wang, P., Li, Zhang, Y. and Li, X. (2015), "Effect of baduanjin exercise for hypertension: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials", Maturitas, Vol. 80, No. 4, pp. 370-378.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2019
УДК 796.011:612
ОБЩНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ
НАГРУЗОК У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Национальный исследовательский технологический университет, Национальный исследовательский технологический университет, Москва; Анастасия Альлеровна Герасимова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии
Российской академии образования, Москва
Аннотация
Полученные результаты свидетельствую о том, что индивидуальные особенности психофизиологической реактивности детей 6-8 лет, выявленные при выполнении напряженной умственной и сенсомоторной работы, проявляются при выполнении динамической физической нагрузки умеренной мощности. Наличие этих взаимосвязей указывает на неспецифическую природу наблюдаемых изменений, отражающих у детей рассматриваемой возрастной группы, по-видимому, не столько специфику используемых тестовых заданий, сколько особенности психофизиологической реактивности, проявляющиеся при реализации нагрузок любого типа. Результаты исследования дают основание считать, что у детей 6-8 лет, также, как и у взрослых, психофизиологическая реактивность представляет собой выработанный в ходе эволюции психофизиологический процесс, подготавливающий организм к напряженной физической активности.
Ключевые слова: умственная, сенсомоторная и физическая нагрузки, психофизиологическая реактивность, неспецифические изменения, подготовка к напряженной физической активности.
SIMILARITY OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL REACTIONS TO DIFFERENT TYPES OF LOADS AMONG 6-8 AGED CHILDREN
Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Institute of Developmental Physiology of Russian Academy of Education, National University of Science and Technology, State University of Management, Moscow; Anastasia Allerovna Gerasimova, the candidate of medical sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology ofRussian Academy of Education, Moscow
Annotation
The obtained results show that the individual peculiarities of psychophysiological reactivity of 6-8 aged children, which were identified under the tense mental and sensomotor performance, appear while doing the dynamic physical load of reasonable power performance. The presence of these correlations points to the non-specific nature of the observed changes, reflecting among the observed aged group, not only specificity of the used test tasks, as much as the peculiarities of psychophysiological reactivity appearing while doing the loads of any type of performing. The research results give the base to consider that among 6-8 aged children, so as among the adults, the psychophysiological reactivity represents in itself the generated psychophysiological process, preparing the organism to the tense physical activity in the course of evolution.
Keywords: mental, sensomotor and physical loads, psychophysiological reactivity, non-specific changes, preparation to tense physical activity.
Хорошо известно, что в зависимости от типа выполняемой работы все функциональные нагрузки подразделяются, прежде всего, на умственные, сенсомоторные и физические. В настоящее время большое значение приобретает научно обоснованное нормирование нагрузок различного типа в процессе обучения в школе [5, 19]. Успешное решение данной задачи невозможно без совершенствования уже имеющихся и разработки новых моделей изучения функционального состояния (ФС) школьников в условиях напряженной познавательной деятельности. В этой связи очевидно, что оценка психофизиологического статуса детей в ходе индивидуального развития должна базироваться не только на основе изучения их фонового состояния, но и реактивности на указанные типы стрессовых нагрузок [10, 12, 21, 20, 23, 14].
Исследования, направленные на диагностику психофизиологической реактивности у детей, свидетельствуют о том, что данный феномен можно изучать при выполнении различных тестовых заданий, характеризующихся формированием у обследуемых высокого уровня мотивации, восприятием большого объема значимой информации, дефицитом времени для её переработки и принятия решения, интенсивным переключения внимания с одного объекта наблюдения на другой, целесообразностью сохранения в течение заданного времени высокой интенсивности памяти, внимания, мышления, сложностью деятельности
и др. [3, 10, 12, 19, 14].
Целью исследования - анализ взаимосвязи психофизиологических реакций детей 68 лет в условиях умственной, сенсомоторной и физической нагрузок.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие дети 6-8 лет (n=102), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Организация исследования соответствовала требованиям Хельсинской декларации. Родители обеспечили письменное информированное согласие на участие их ребенка в обследовании.
В качестве тестовых нагрузок использовали умственную, сенсомоторную и физическую работу [18]. Моделью умственной нагрузки служил компьютеризированный вариант работы с буквенными таблицами Анфимова в максимально возможном темпе. Сенсомо-торная нагрузка (цепные зрительно-моторные реакции с выбором из четырех альтернатив) с максимальной скоростью выполнялась на специальном пульте. Дозированная физическая нагрузка умеренной мощности задавалась на детском велоэргометре в течение 3-х минут. Регистрация изучаемых показателей осуществлялась в процессе врабатывания и в условиях истинного устойчивого состояния [18].
Регистрация ю-потенциала (ОП), характеризующего функциональное состояние ЦНС, осуществлялась по методике В.А. Илюхиной [4] посредством портативной установки с высоким входным сопротивлением, предназначенной для исследования сверхмедленных биопотенциалов головного мозга.
Для выявления активности системы вегетативной регуляции физиологических функций использовали математический анализ сердечного ритма [9]. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала, моду, амплитуду моды, разброс кардиоинтервалов, среднеквадратическое отклонение, стресс-индекс (SI) [9].
Систолическое и диастолическое артериальное давление крови при умственной и сенсомоторной нагрузках регистрировали на каждой минуте работы в соответствии с рекомендациями Society for Psychophysical Research [11]. При физической нагрузке измеряли только систолическое давление крови. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали двойное произведение (ДП). Частоту дыхания (ЧД) записывали посредством пневмодатчика.
В ходе анализа полученных данных рассчитывали статистические характеристики вариационного ряда измерений. Статистическую значимость различий определяли с помощью методов параметрической и непараметрической статистики. Оценку тесноты взаимосвязи исследуемых психофизиологических показателей проводили на основе расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выполнение описанных выше функциональных нагрузок вызывало статистически значимый (p <0,05-0,001) рост значений рассматриваемых физиологических показателей. Изменения ОП, ЧСС, ДП, SI и ЧД в динамике выполнения умственной, сенсомоторной и физической работы указывают на то, что тестирующие нагрузки вызывают повышение уровня общей активированности и возрастание напряжения регуляторных систем. Эти результаты сходны с имеющимися в литературе сведениями относительно изменений вегетативных показателей активации ЦНС при выполнении тестовых заданий, требующих максимально быстрого и безошибочного реагирования испытуемых в условиях дефицита времени [10, 12, 23, 14 и др.].
Анализ взаимосвязи между величинами ряда из рассматриваемых показателей в состоянии спокойного бодрствования и в условиях тестовых нагрузок выявил статистически значимые корреляции между ними (рисунок). Установлено, что между максимальными
сдвигами ю-потенциала, при умственной и сенсомоторнои нагрузке имеется высокая степень тесноты взаимосвязи (рисунок). Сильная степень взаимосвязи обнаружена также между изменениями данного показателя при сенсомоторной и физической нагрузках, умственной и физической работе. Необходимо подчеркнуть, что изменения ю-потенциала при выполнении рассматриваемых тестовых заданий связаны с исходными значениями этого показателя. Обнаружены средние степени тесноты взаимосвязи между величиной ю-потенциала в условиях спокойного бодрствования и наиболее высокими значениями данного показателя, зарегистрированными при тестовых нагрузках (рисунок)
Показатели
0П0- ОП1 0П0- ОП2 0П0- ОП3 ОП1-ОП2 ОП1-ОП3 ОП2- ОП3 ЧСС0- ЧСС1 ЧСС0- ЧСС2 ЧСС0- ЧСС3 ЧСС1-ЧСС2 ЧСС1-ЧСС3 ЧСС2-ЧСС3 ДП0-ДП1 ДП0-ДП2 ДП0-ДП3 ДП1-ДП2 ДП1-ДП3 ДП2 -ДП3
SI0 -SI1
SI0- SI2
510- SI3
511-SI2
511-SI3
512- SI3 ЧД0-ЧД1 ЧД0-ЧД2 ЧД0-ЧД3 ЧД1-ЧД2 ЧД1-ЧД3 ЧД2-ЧД3
Коэффициент ранговой корреляции 0,2 0,4 0,6
0,8
] 0,92
И 0,81
I 0,85
0,73
И 0,65
0,88 0,9
0,6
0,74
И 0,61
0,85
0,72
И 0,84
0,72
0,64
0,53
0,76
0,72
0,77
0,68 0,71
0,62
0,41
0,59
0,36
0,55
0,38
Рисунок. Взаимосвязь показателей ФС в условиях спокойного бодрствования и при выполнении умственной, сенсомоторной и физической нагрузок у детей 6-8 лет Примечание: представлены только статистически значимые коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. Индексы 0, 1, 2, 3 - спокойное бодрствование, умственная, сенсомоторная и физическая нагрузки соответственно.
Полученные данные показывают, что особенности психофизиологической реактивности детей 6-8 лет связаны с уровнем активации в состоянии спокойного бодрствования. При этом, чем выше показатели в условиях спокойного бодрствования, тем выше рабочий уровень активации при выполнении тестирующих нагрузок.
0
Результаты исследования свидетельствуют также о том, что сдвиги ю-потенциала, ЧСС, ДП, SI и ЧД при выполнении различных тестовых заданий тесно взаимосвязаны. Наиболее сильные степени тесноты взаимосвязи в обеих возрастных группах детей обнаружены между величины ю-потенциала при умственной, сенсомоторной и физической нагрузке, а наименее существенные, однако статистически значимые, - между изменениями ЧД в рассматриваемых условиях (рисунок). Наличие этих взаимосвязей указывает на неспецифическую природу наблюдаемых изменений, отражающих у детей 6-8 лет обеих возрастных групп, по-видимому, не столько качественное своеобразие используемых тестовых заданий, сколько индивидуальные особенности психофизиологической реактивности, проявляющиеся при реализации напряженных нагрузок любого типа. Однако, будучи неспецифическими по отношению к типу нагрузки, изменения разных индикаторов ФС происходят независимо друг от друга.
В любом процессе адаптации, как известно, присутствуют специфические и неспецифические компоненты. Специфический компонент определяется особенностью физических и информационных характеристик адаптирующего фактора, а неспецифический характеризуется общими изменениями, наблюдаемыми при любом адаптационном процессе. Неспецифический компонент является базой для развития специфических реакций, обеспечивает их большую скорость и большую выраженность [7, 6, 1, 22].
Полученные в настоящем исследовании результаты дают дополнительные основания для поддержки теоретического представления о том, что стрессовая реакция представляет собой выработанный в ходе эволюции физиологический механизм подготовки организма к интенсивной физической активности [13, 16, 17, 8, 24, 2, 15, 19]. Эта реакция была необходима для первобытного человека, чтобы пережить физическую агрессию. Однако в современных условиях такие же стрессовые реакции могут быть вызваны информационными и эмоциональными стимулами, профессиональными и психосоциальными стрессорами. Известно, что при торможении соматомоторных компонентов защитного поведения, чрезмерная стрессовая реакция может приобрести патогенный характер и вызвать заболевание [7, 10, 12, 8, 1, 15, 23]. Именно поэтому в условиях недостаточной физической активности различные стрессоры оказывают особенно сильное отрицательное влияние на здоровье и функциональное состояние детей. Поскольку реакция на стресс является психофизиологическим механизмом, обеспечивающим мобилизацию энергетических, пластических и функциональных ресурсов организма при ожидании физического воздействия, постольку оптимальная физическая активность может быть естественным средством предотвращения отрицательных последствий стресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствую о том, что особенности реагирования детей 6-8 лет на умственную и сенсомоторную нагрузки, выполняемые с максимальной скоростью, а также динамическую физическую нагрузку умеренной мощности, связаны с уровнем активации в состоянии спокойного бодрствования.
Установлено, что индивидуальные особенности психофизиологической реактивности, выявленные при выполнении какого-либо одного вида работы, проявляются при выполнении двух других. Наличие этих взаимосвязей указывает на неспецифическую природу наблюдаемых изменений, отражающих у детей 6-8 лет, по-видимому, не столько специфику используемых тестовых заданий, сколько индивидуальные особенности психофизиологической реактивности, проявляющиеся при реализации напряженных нагрузок любого типа. Однако, будучи неспецифическими по отношению к типу нагрузки, изменения разных индикаторов функционального состояния происходят независимо друг от друга.
Результаты исследования дают основание считать, что у детей 6-8 лет, также как и у взрослых, психофизиологическая реактивность представляет собой выработанный в ходе
эволюции психофизиологический процесс, подготавливающий организм к напряженной физической активности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00093).
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
2. Аракелов, Г.Г. Психофизиология стресса / Г.Г. Аракелов // Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Александрова Ю.И. - СПб. : Питер, 2015. - С. 326-344.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М. : ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.
4. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб. : Изд-во Н-Л, 2010. - 368 с.
5. Кучма, В.Р. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук, И.Ю. Тармаева // Гигиена и санитария. - 2016. - Т. 95, № 12. - С. 1183-1188.
6. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. - СПб. : Институт мозга РАН, 2003.
- 584 с.
7. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.
8. Теппермен, Дж. Физиология обмена веществ и эндокринной системы / Дж. Теппермен, Х. Теппермен. - М. : Мир, 1989. - 656 с.
9. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
10. Autonomic reactivity and psychopathology in middle childhood / W.T. Boyce, J. Quas, A. Alkon, N.A. Smider, M.J. Essex, D.J. Kupfer // Br J Psychiatry. - 2001. - Vol. 179. - P. 144-150.
11. Blood pressure publication guidelines. Society for Psychophysical Research / D. Shapiro, L.D. Jamner, J.D. Lane, K.C. Light, M. Myrtek, Y. Sawada, A. Steptoe // Psychophysiology. - 1996. - Vol. 33. -№ 1. - P. 1-12.
12. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children's personal goals and expressive skills matter? / E. Chen, K.A Matthews, K. Salomo, C.K. Ewart // Health Psychol. - 2002. - Vol. 21. - № 1. - Р. 16-24.
13. Charvat, J. Mental factors and cardiovascular disorders / J. Charvat, P. Dell, B. Folkow // Cardiologia. - 1964. - Vol. 44. - P. 124-141.
14. Children's biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance/ L.E. Roos, K.G. Beauchamp, R. Giuliano, M. Zalewski, H.K. Kim, P.A. Fisher // Stress. - 2018. - Vol. 21.
- № 4. - P. 347-354.
15. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin.
- NY : Springer, 2013. - 486 p.
16. Folkow, B. Circulation / B. Folkow, E. Neil. - London : Oxford University Press, 1971. - 503 p.
17. Henry, J.P. Neuroendocrine patterns of emotional response / J.P. Henry // Biological foundations of emotion / Eds. R. Plutchik. H. Kellerman. - 1986. - Vol. 3 (1). - P. 37-60.
18. Krivolapchuk, I.A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012.
- Vol. 65. - № 2. - Р. 173-185.
19. Krivolapchuk, I.A. The Functional State of Children Aged 6-8 Years on Testing by Exposure to Different Types of Tension-Inducing Loads / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Neuroscience and Behavioral Physiology. - 2018. - Vol. 48. - № 6. - P. 747-757.
20. Lambiase, M.J. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth / M.J. Lambiase, J. Dorn, J.N. Roemmich // Am J Hypertens. - 2013. - Vol. 26. -№ 3. - P. 409-415.
21. Low, C.A. Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents / C.A. Low, K. Salomon, K.A. Matthews // Psychosom. Med. - 2009. - Vol. 71. - № 9. - P. 927-931.
22. Sothmann, M.S. The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training / M.S. Sothmann // Psychobiology of physical activity / Eds. E.O. Acevedo and P. Ekkekakis. - Champaign : Human Kinetics Publishers, 2006. - P. 152-154.
23. The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge / J.A. Quas, I.S. Yim, T.F. Oberlander, D. Nordstokke, M.J. Essex, J.M. Armstrong, N. Bush, J. Obradovic, W.T. Boyce // Dev Psychopathol. - 2014. - Vol. 261. - № 4. - P. 963-982.
24. Tsatsoulis, A. The protective role of exercise on stress system dysregulation and comorbidities / A. Tsatsoulis, S. Fountoulakis // Ann NY Acad Sci. - 2006. - Vol. 1083. - P. 196-213.
REFERENCES
1. Agadzhanyan, N.A. Baevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (2006), Problems of adaptation and the doctrine of health, publisher RUDN, Moscow.
2. Arakelov, G.G. (2011), "Psychophysiology of stress", in book Ed. Yu.I. Alexandrov, Psycho-physiology, Peter, St. Petersburg, pp. 326-344.
3. Bodrov, V.A. (2006), Psychological stress: development and overcoming, PER SE, Moscow.
4. Ilyukhina, V.A. (2010), Psychophysiology offunctional conditions and cognitive activity of a healthy and sick person, publishing house N-L, St. Petersburg.
5. Kuchma, V.R., Tkachuk, E.A. and Tarmaeva, I.Yu. (2016). "Psychophysiological state of children under the conditions of Informatization of their life activity and intensification of education", Hygiene andSanitation, Vol. 95, No. 12, pp. 1183-1188.
6. Medvedev, V.I. (2003), Human Adaptation, Brain Institute, RAS, St. Petersburg.
7. Meyerson, F.Z. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stressful situations and physical activity, Medicine, Moscow.
8. Tepperman, J. and Tepperman, H. (1989), Physiology of Metabolism and Endocrine System, Mir, Moscow.
9. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes, Udmurt University Press, Izhevsk.
10. Boyce, W.T., Quas, J., Alkon, A., Smider, N.A., Essex, M.J. and Kupfer, D.J. (2001). "Autonomic reactivity and psychopathology in middle childhood", Br J Psychiatry, Vol. 179, pp. 144-150.
11. Shapiro, D., Jamner, L.D., Lane, J.D., Light, K.C., Myrtek, M., Sawada, Y. and Steptoe, A. (1996), "Blood pressure publication guidelines. Society for Psychophysical Research", Psychophysiology, Vol. 33, No. 1, pp. 1-12.
12. Chen, E., Matthews, K.A., Salomon, K. and Ewart, C.K. (2002), "Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children's personal goals and expressive skills matter?", Health Psychol., Vol., 21, No. 1, pp. 16-24.
13. Charvat, J., Dell, P. and Folkow, B. (1964). "Mental factors and cardiovascular disorders", Cardiologia, Vol. 44, pp. 124-141.
14. Roos, L.E., Beauchamp, K.G., Giuliano, R., Zalewski, M., Kim, H.K. and Fisher, P.A. (2018), "Children's biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance", Stress, Vol. 21, No. 4, pp. 347-354.
15. Everly, G. and Latin, J. (2013), A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer, NY.
16. Folkow, B. and Neil, E. (1971), Circulation, Oxford University Press, London.
17. Henry, J.P. (1986), "Neuroendocrine patterns of emotional response", Biological foundations of emotion, Eds. R. Plutchik. H. Kellerman, Vol. 3, No. 1. pp. 37-60.
18. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, Vol. 65, No. 2, pp. 173-185.
19. Krivolapchuk I.A. and Chernova, M.B. (2018), "The Functional State of Children Aged 6-8 Years on Testing by Exposure to Different Types of Tension-Inducing Loads", Neuroscience and Behavioral Physiology, Vol. 48, No. 6, pp. 747-757.
20. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.N. (2013), "Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth", Am JHypertens., Vol. 26, No. 3, pp. 409-415.
21. Low, C.A., Salomon, K. and Matthews, K.A. (2009), "Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents", Psychosom. Med., Vol. 71, No. 9, pp. 927-931.
22. Sothmann, M. S. (2006), The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training / Psy-chobiology of physical activity / Eds. E.O. Acevedo and P. Ekkekakis, Human Kinetics Publishers, Champaign,
23. Quas, J.A., Yim, I.S., Oberlander, T.F., Nordstokke, D., Essex, M.J., Armstrong, J.M., Bush, N., Obradovic, J., Boyce, W.T. (2014), "The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge", Dev Psycho-pathol, Vol. 26, No. 4, pp. 963-982.
24. Tsatsoulis, A. and Fountoulakis, S. (2006), "The protective role of exercise on stress system dysregulation and comorbidities", Ann N Y AcadSci., Vol. 1083, pp. 196-213.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2019
УДК 612.776.1
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Иван Игоревич Криволапчук, научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский технологический
университет, Москва; Людмила Викторовна Макарова, кандидат медицинских наук, старший заведующая лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской
академии образования, Москва
Аннотация
Установлено, что функциональное состояние (ФС) девочек 11-12 лет на начальных стадиях полового созревания зависит от уровня развития выносливости и скоростно-силовых способностей. Выявлено, что когнитивные нагрузки вызывают у выносливых девочек 11-12 лет менее значительные изменения ряда вегетативных показателей ФС на фоне более высокой эффективности деятельности, по сравнению со школьницами, имеющими недостаточную физическую подготовленность. Показано, что девочки с высокой скоростно-силовой подготовленностью характеризуются повышенными значениями основных параметров артериального давления крови на фоне средней продуктивности познавательной деятельности и сниженного показателя фрустрации потребности в достижении успеха.
Ключевые слова: функциональное состояние, когнитивные нагрузки, двигательная подготовленность, выносливость, скоростно-силовые способности, девочки-подростки.
FUNCTIONAL STATE OF GIRLS-ADOLESCENTS UNDER THE CONDITIONS OF TENSE COGNITIVE LOADS DEPENDING ON MOTOR READINESS
Ivan Igorevich Krivolapch.uk, the research associate, Institute of Developmental Physiology,
Russian Academy of Education, Moscow; Galina Alekseevna Zaytseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National University of Science and Technology, Moscow;
Lyudmila Viktorovna Makarova, the candidate of medical sciences, head of laboratory, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
It has been stated out that 11-12 aged girls' functional state (FS) at the initial puberty stages depends on the level of stamina development and speed-strength capabilities. It has been identified that cognitive loads cause less significant changes of FS vegetative indexes set on the background of higher effectiveness of activity among enduring 11-12 aged girls in comparison with schoolgirls having low physical readiness. It is shown that the girls with high speed-strength readiness are characterized with higher values of basic parameters of arterial pressure on the background of average productivity of cognitive activity and lower index of frustration of demand for success achievement.
Keywords: functional state, cognitive loads, motor readiness, stamina, speed-strength capability, girls-adolescents.