Научная статья на тему 'Вегетативная регуляция в факторной структуре функционального состояния школьников 11-12 лет'

Вегетативная регуляция в факторной структуре функционального состояния школьников 11-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / УМСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Баранцев Сергей Анатольевич, Герасимов Марк Максимович

В процессе исследования выявлены факторы, характеризующие систему вегетативной регуляции психофизиологических функций детей 11-12 лет: «вегетативная регуляция сердечного ритма»; «симпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности»; «парасимпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности». Эти факторы рассматриваются как отдельные аспекты системы вегетативной регуляции, отражающие активность относительно самостоятельных функциональных систем. Обнаружена взаимосвязь показателей физической работоспособности и эффективности умственной работы с симпатической регуляцией гемодинамического обеспечения деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Баранцев Сергей Анатольевич, Герасимов Марк Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomic regulation at factorial structure of 11-12 aged schoolchildren’s functional state

During the research the authors have identified the factors, characterizing the system of vegetative regulation of 11-12 aged children’s psychophysiological functions: “vegetative regulation of heart rhythm”; “sympatic regulation of haemodynamic supply of activity”; “parasympathetic regulation of haemodynamic of activity supply”. These factors are considered as the separate aspects of vegetative system regulation, reflecting the activity relatively to self-functional systems. The interrelation of physical working capability indexes and brainwork effectiveness with sympatic regulation of haemodynamic supply of activity has been found out.

Текст научной работы на тему «Вегетативная регуляция в факторной структуре функционального состояния школьников 11-12 лет»

2. Zanyuk, S.N. (2002), Motivation Psychology, Elga-N. Nika Center, Kiev.

3. Kuzmin, A.M. and Fedorova, A.O. (2018), "Model of formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport at students of technical college", East European Scientific Journal, #2 (30), part 4, pp. 33-37.

4. Novikova, A.O., Biktina, S.Ya. and Borodina Yu.S. (2017), "Pedagogical conditions of formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport of students of not sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 151-155.

5. Novikova, A.O. and Kuzmin, A.M. (2017), "Problem of familiarizing of students with occupations physical culture: priority approaches", Philological sciences: questions of the theory and practice, No. 1-1 (67), pp. 206-209.

6. Fedorova, A.O. and Kuzmin, A.M. (2018), "Results of skilled and experimental work on formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport", Online journal the World of science, No. 2, available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN218.pdf.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.09.2018

УДК 612.766.1

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ

Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Марк Максимович Герасимов, магистрант, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

В процессе исследования выявлены факторы, характеризующие систему вегетативной регуляции психофизиологических функций детей 11-12 лет: «вегетативная регуляция сердечного ритма»; «симпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности»; «парасимпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности». Эти факторы рассматриваются как отдельные аспекты системы вегетативной регуляции, отражающие активность относительно самостоятельных функциональных систем. Обнаружена взаимосвязь показателей физической работоспособности и эффективности умственной работы с симпатической регуляцией гемодинамического обеспечения деятельности.

Ключевые слова: вегетативная регуляция, факторная структура, умственная и физическая работоспособность.

AUTONOMIC REGULATION AT FACTORIAL STRUCTURE OF 11-12 AGED SCHOOLCHILDREN'S FUNCTIONAL STATE

Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Anatolyevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Mark Maksimovich Gerasimov, the master student, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow

Annotation

During the research the authors have identified the factors, characterizing the system of vegetative regulation of 11-12 aged children's psychophysiological functions: "vegetative regulation of heart rhythm"; "sympatic regulation of haemodynamic supply of activity"; "parasympathetic regulation of haemodynamic of activity supply". These factors are considered as the separate aspects of vegetative system regulation, reflecting the activity relatively to self-functional systems. The interrelation of physical working capability indexes and brainwork effectiveness with sympatic regulation of haemodynamic supply of activity has been found out.

Keywords: autonomic regulation, factor structure, mental and physical performance.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, вегетативная нервная система (ВНС) обеспечивает регуляцию психофизиологических функций в соответствии с физической или умственной активностью человека [3, 10, 1, 2]. В ней выделяют два основных отдела - симпатический и парасимпатический. Важную роль играет также метасимпатический отдел. Взаимодействие отделов ВНС в регуляции функций организма реализуется на центральном и периферическом уровнях. Основной функцией симпатического отдела ВНС является мобилизация ресурсов в соответствие требованиям внешней среды [3, 10, 1, 2]. Парасимпатический отдел оказывает обратный эффект, направленный на поддержания гомеостаза, сохранение и восстановление энергетических ресурсов [3, 10, 2]. Оба эти отдела, взаимодействуя друг с другом, осуществляют непосредственную регуляцию вегетативных функций организма. Усиление функционирования одного отдела в нормальных условиях приводит к компенсаторному напряжению и в аппаратах другого отдела, возвращающих функциональную систему к гомеостатическим показателям [1, 11, 2]. Взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов ВНС определяется сложной динамикой двух тенденций. Одна из этих тенденций представляет собой реализацию сформированной в процессе фило- и онтогенеза программы вегетативного обеспечения данного функционального состояния, вторая сводится к сохранению и восстановлению нарушенного гомеостаза [10].

Система вегетативной регуляции психофизиологических функций как важный элемент в структуре функционального состояния организма детей на каждом этапе возрастного развития характеризуется определенными особенностями. Выявления этих особенностей необходимо для решения проблем охраны здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, улучшения двигательной подготовленности и разработки адекватных возрасту педагогических технологий, особенно, в сфере физической культуры.

Цель - выявить значение системы вегетативной регуляции психофизиологических функций в структуре функционального состояния организма детей 11-12 лет.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие практически здоровые школьники 11-12 лет (п=181). Организация исследования соответствовала требованиям Хельсинской декларации. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок, не употребляли лекарств и продуктов, содержащих кофеин. Учебный труд школьников по всем показателям соответствовал второму классу напряженности [8].

Использован комплекс педагогических, физиологических, психологических и мате-матико-статистических методов и частных методик, пригодных для изучения функционального состояния детей: омегаметрия, математический анализ сердечного ритма, регистрация артериального давления крови, оценка эффективности деятельности, изучение умственной и физической работоспособности, двигательной подготовленности, анализ острой заболеваемости.

Моделью информационной нагрузки служил компьютеризированный вариант тестового задания с буквенными таблицами В.Я. Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». По результатам выполнения корректурной пробы рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Р). Умственная работоспособность оценивалась также в условиях образовательного учреждения до занятий в среду по традиционной методике.

Функциональное состояние ЦНС анализировали на основе регистрации омега-потенциала (ОП). Регистрация осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга. Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма. В состоянии покоя записывали 300-500, а при

тестовой нагрузке - 100-150 кардиоинтервалов. Определяли среднюю продолжительность Я-Я интервала (КК^), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (МхОМп), среднеквадратическое отклонение (8БМ№), стресс-индекс (81). Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфигмоманометра. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК).

Эффективность деятельности оценивали на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. В частности, определяли: А/811, А/812.р/811, 0/812.

В процессе исследования использовали гетерогенную батарею функциональных и эргометрических тестов, позволяющих оценить возможности анаэробного алактатного, анаэробного гликолитического и аэробного механизмов энергообеспечения. В частности, определяли максимальное потребление кислорода (МПК), ватт-пульс (ВтП). Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных физических качеств.

Сбор материала для анализа заболеваемости осуществляли на основе выкопировки медицинских справок и записей в индивидуальных медицинских картах в течение учебного года.

Для выявления структуры функционального состояния применяли факторный анализ - метод главных компонент с последующим вращением референтных осей по Вари-макс-критерию. Возможность проведения факторного анализа оценивалась с помощью критерия Кайзера-Мейера-Олкина (КМО).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Использование факторного анализа позволило наметить несколько независимых аспектов функционального состояния школьников 11-12 лет, характеризующих его структуру. В результате статистической обработки полученных данных, определены шесть ортогональных факторов: «эффективность когнитивной деятельности» (фактор I); «вегетативная регуляция сердечного ритма» (фактор II); «физическая работоспособность» (фактор III); «симпатическая регуляция гемодинамического обеспечения напряженной когнитивной деятельности» (фактор VI); «парасимпатическая регуляция гемодинамического обеспечения напряженной когнитивной деятельности» (фактор V); «неспецифическая устойчивость организма к простудным заболеваниям» (фактор VI). Три из шести выделенных факторов имеют отношение к системе вегетативной регуляции физиологических функций (таблица).

Так, в фактор II со значимыми весами вошли: Мо0, Мо1, Мо2, МхОМп0, МхБМш, МхБМп2, ЧСС0, ЧСС1, АМо0, АМо:, АМо2, 8Ь, 8Ь, 8Ь, ОП0, ОП1, А/8Ь, А^Ь^Ь, 0/8Ь. Исходя из состава входящих в него показателей, данный фактор интерпретирован как «вегетативная регуляция сердечного ритма» (таблица).

Фактор IV объединил главным образом гемодинамические показатели: САД0, САД1, САД2, ДД0, ДД1, ДД2, СД0, СД1, СД2, ДП2, ВИК0, ВИК1, ВИК2, а также МПК, ВтП и 0 после уроков. Учитывая физиологическое содержание показателей, вошедших в данный фактор, и величин весовых коэффициентов, он рассматривается как «симпатическая регуляция гемо-динамического обеспечения напряженной когнитивной деятельности» (таблица).

Фактор V идентифицирован как «парасимпатическая регуляция гемодинамического обеспечения напряженной когнитивной деятельности». В состав данного фактора включены: ЧСС0, ЧСС1, ЧСС2, СД0, СД2, ДП0, ДП1, ДП2, САД2, ВИКс, ВИК1, ВИК2.

Рассматриваемый фактор также тесно связан с гемодинамическими показателями. Однако направленность этих взаимосвязей в большинстве случаев носит противоположный характер по сравнению с фактором IV (таблица).

Результаты исследования свидетельствуют о существовании в структуре функционального состояния трех независимых факторов, имеющих отношение к системе вегетативной регуляции психофизиологических функций: «вегетативная регуляция сердечного ритма»; «симпатическая регуляция гемодинамического обеспечения напряженной когнитивной деятельности»; «парасимпатическая регуляция гемодинамического обеспечения напряженной когнитивной деятельности». Сопоставление полученных результатов показало, что факторная структура функционального состояния детей 11-12 лет имеет принципиальное сходство с факторными структурами функционального состояния детей 5-6 [6], 9-10 [5] и 13-14 лет [7].

Таблица - Факторы вегетативной регуляции в структуре функционального состояния детей 11-12 лет

Показатели | Факторный коэффициент Показатели Факторный коэффициент

Вегетативная регуляция сердечного ритма ДД1, мм рт.ст. 0,77

Мо1, с 0,78 ДД2, мм рт.ст. 0,76

Мо0, с 0,73 СД1, мм рт.ст. 0,72

Мо2, с 0,72 СД2, мм рт.ст. 0,71

МхБМп0, с 0,70 СД0, мм рт.ст. 0,68

А/811 0,70 ДП2, отн.ед. 0,50

МхБМпь с 0,69 Qпосле, отн.ед. 0,44

А/812 0,69 ВтП, кгм/уд -0,41

д/811 0,69 МПК, л/мин*кг -0,44

д/81 2 0,67 ВИК2, отн.ед. -0,62

МхБМп2, с 0,62 ВИК0, отн.ед. -0,63

ОП0, мВ 0,35 ВИК1, отн.ед. -0,63

ОПЬ мВ 0,34 Вклад в общую дисперсию — 5,5 %

ЧСС0 уд/мин -0,41 Парасимпатическая регуляция гемодинамики

ЧСС1 уд/мин -0,41 ДП0, отн.ед. -0,84

810, отн.ед. -0,58 САД2, мм рт.ст. -0.84

812, отн.ед. -0,60 ДП1, отн.ед. -0,84

АМо0, % -0,66 ЧСС1 уд/мин -0,71

АМо2, % -0,67 ЧСС0 уд/мин -0,68

811, отн.ед. -0,68 ЧСС2 уд/мин -0,68

АМоь % -0,77 ДП2, отн.ед. -0,66

Вклад в общую дисперсию — 10,4 % ВИК1, отн.ед. 0,54

Симпатическая регуляция гемодинамики ВИК0, отн.ед. 0,53

САДЬ мм рт.ст. 0,88 ВИК2, отн.ед. 0,41

САД0, мм рт.ст. 0,86 СД2, мм рт.ст. -0,40

САД2, мм рт.ст. 0,83 СД0, мм рт.ст. -0,38

ДД0, мм рт.ст. 0,77 Вклад в общую дисперсию — 5,0 %

Примечание: Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое, при информационной нагрузке в авто- и максимальном темпе, соответственно. Расшифровку других аббревиатур см. в разделе «Методика».

Необходимо отметить, что у детей 9-10 лет выделен общий фактор вегетативной регуляции физиологических функций, включающий показатели вегетативного тонуса, реактивности и обеспечения деятельности, тогда как в структуре функционального состояния детей 5-6 и 13-14 лет присутствуют два относительно независимых фактора симпатической и парасимпатической регуляции. Наряду с этим в зависимости от возраста испытуемых вегетативная регуляция занимает разное место в структуре функционального состояния. Так у детей 9-10 лет данный фактор находится на первой позиции. У подростков 1314 лет независимые факторы симпатической и парасимпатической регуляции занимали первое и второе места в структуре функционального состояния [7]. У детей 5-6 лет фактор парасимпатической регуляции был на второй позиции, а симпатической регуляции - на пятой [6].

Обнаруженные различия, по-видимому, отражают нелинейность и гетерохронность созревания различных звеньев системы вегетативной регуляции психофизиологических функций, которая, как известно, осуществляет поддержание постоянства внутренней среды организма и вегетативное обеспечение различных форм физической и психической деятельности [3, 2, 1]. Взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов ВНС в регуляции физиологических функций реализуется на центральном и периферическом уровнях [3, 2, 1]. Симпатическая система оказывает эрготропное действие, тогда как парасимпатическая - трофотропное. Различия в функциях этих отделов ВНС определяются особенности их анатомического строения [3, 2]. Уместно отметить, что каждому этапу индивидуального развития свойственны определенные особенности вегетативной регуляции, что связывается различными темпами созревания симпатического и парасимпатического отделов ВНС. В целом, с возрастом происходит неуклонное усиление парасимпатических влияний, однако, в период полового созревания наблюдается временное повышение симпатической активности, достигающее максимума во время гиперфункции гипоталамо-гипофизарной системы [1, 11].

Необходимо отметить, что изменения различных групп показателей функционального состояния, относящихся к разным факторам, происходят независимо друг от друга. Полученные данные свидетельствуют в пользу представления о механизмах регуляции функционального состояния, согласно которому они реализуются несколькими модулирующими системами мозга [12, 4, 9]. Известно, что на фоне общей генерализованной активации проявляется дифференцированный региональный контроль симпатической активности, благодаря чему различные функциональные системы имеют разный уровень активации. Внутри же этих систем, как правило, отмечается высокий параллелизм изменений показателей симпатической либо парасимпатической активности [2, 16]. С этих позиций рассматриваемые факторы на данном этапе развития выступают в качестве независимых аспектов вегетативной регуляции, связанных с функционированием раздельных и относительно самостоятельных функциональных систем.

Полученные в настоящем исследовании сведения о наличии отрицательной взаимосвязи между фактором симпатической регуляции гемодинамического обеспечения деятельности и некоторыми показателями мышечной работоспособности совпадают с данными других работ, свидетельствующими о том, что систематическое использование рационально дозированных физических нагрузок оказывает положительное воздействие на гемодинамику взрослых и детей, способствует повышению устойчивости к неблагоприятным природным и социальным явлениям [15, 13, 14, 18, 17]. Тенденция уменьшения артериального давления крови в состоянии покоя и при напряженной когнитивной нагрузке под влиянием систематических занятий физическими упражнениями связывается со снижением тонуса и реактивности симпатического отдела ВНС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования структуре функционального состояния детей 11-12 лет выявлены факторы, характеризующие систему вегетативной регуляции психофизиологических функций: «вегетативная регуляция сердечного ритма»; «симпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности»; «парасимпатическая регуляция гемоди-намического обеспечения деятельности». Эти факторы рассматриваются как отдельные аспекты системы вегетативной регуляции, отражающие активность отдельных функциональных систем. Каждый из них, в качестве компонента более общей функциональной системы, отличается относительной независимостью и выполняет свою самостоятельную функцию в реализации системного ответа организма.

Обнаружена взаимосвязь показателей физической работоспособности и эффективности умственной работы детей 11-12 лет с фактором симпатической регуляции гемоди-намического обеспечения деятельности. Это дает основание полагать, что в

рассматриваемый возрастной период с помощью систематических занятий физическими упражнениями аэробной направленности можно оказывать эффективное педагогическое воздействие на систему вегетативной регуляции психофизиологических функций в условиях напряженной умственной и физической деятельности.

Работа поддержана грантом РФФИ (№17-06-00159а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / под ред. Л.В. Козловой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 96 с.

2. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение / под ред. В.Л. Голубева. -М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. - 640 с.

3. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства : пер. с англ. / Э. Гельгорн, Д. Луфбрроу. - М. : Мир, 1966. - 672 с.

4. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 324 с.

5. Криволапчук, И. А. Особенности факторной структуры функционального состояния детей 9-10 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Физиология человека. - 2018. - Т. 44. - № 5. - C. 1-12.

6. Криволапчук, И.А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2014. - Т. 40. - № 5. - С. 48-56.

7. Криволапчук, И.А. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Физиология человека. - 2017. - Т. 43. - № 2. - С. 43-55.

8. Кучма, В.Р. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук, И.Ю. Тармаева // Гигиена и санитария. - 2016. - Т. 95. - № 12. - С. 1183-1188.

9. Мачинская, Р.И. Управляющие системы мозга / Р.И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2015. - Т. 65. - № 1. - С. 33-60.

10. Симонов, П.В. Мотивированный мозг / П.В. Симонов. - М. : Наука, 1987. - 238 с.

11. Спивак, Е.М. Синдром вегетативной дистонии у детей / Е.М. Спивак, Н.Н. Нежкина. -Ярославль : Изд-во «Александр Рутман», 2009. - 220 с.

12. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. - СПб. : Питер, 2005. - 496 с.

13. Georgiades, A. Effects of Exercise and Weight Loss on Mental Stress-Induced Cardiovascular Responses in Individuals With High Blood Pressure / A. Georgiades, A. Sherwood, E.C. Gullette // Hypertension. - 2000. - Vol. 36. - P. 171-176.

14. Hamer, M. Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress / M. Hamer, A. Steptoe // Psychosomatic Medicine. - 2007. - Vol. 69. - P. 660-666.

15. Kelley, G. Aerobic exercise and normotensive adults: a meta-analysis / G. Kelley, Z.V. Tran // Med. Sci. Sports Exerc. - 1995. - Vol. 27. - No. 10. - P. 1371-1377.

16. Krivolapchuk, I.A. The Functional State of Children Aged 6-8 Years on Testing by Exposure to Different Types of Tension-Inducing Loads / I.A. Krivolapchuk, M. B. Chernova // Neuroscience and Behavioral Physiology. - 2018. - Vol. 48, Issue 6. - P. 747-757.

17. Lambiase, M.J. Systolic Blood Pressure Reactivity During Submaximal Exercise and Acute Psychological Stress in Youth / M.J. Lambiase, J. Dorn, J.M. Roemmich // Am J Hypertens. - 2013. - Vol. 26. - No. 3. - P. 409-415.

18. Mark, A.E. Dose-response relation between physical activity and blood pressure in youth / A.E. Mark, I. Janssen // Med Sci Sports Exerc. - 2008. - Vol. 40. - No. 6. - P. 1007-1012.

REFERENCES

1. Ed. Kozlova, L.V. (2008), Vegetative dysfunction in children and adolescents, GEOTAR-Media, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ed. Golubev, V.L. (2010), Vegetative disorders. Clinic, diagnosis, treatment, "Medical Information Agency", Moscow.

3. Gellhorn, E. and Lufbrrow, D. (1966), Emotions and emotional disorders, Mir, Moscow.

4. Danilova, N.N. (2012), Psychophysiology, Aspect Press, Moscow.

5. Krivolapchuk, I.A. (2018), "Features of the factor structure of the functional state of children 9-10 years old", Human Physiology, Vol. 44, No. 5, pp. 1-12.

6. Krivolapchuk, I.A. (2014), "The factor structure of the functional state of children 5-6 years old", Human Physiology, Vol. 40, No. 5, pp. 48-56.

7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2017), "Factor structure of the functional state of boys aged 13-14", Human Physiology, Vol. 43, No. 2, pp. 43-55.

8. Kuchma, V.R., Tkachuk, E.A. and Tarmaeva, I.Yu. (2016), "Psychophysiological state of children in the conditions of informatization of their life activity and intensification of education", Hygiene and Sanitation, Vol. 95, No. 12, pp. 1183-1188.

9. Machinskaya, R.I. (2015), "Control systems of the brain", Journal of Higher Nervous Activity I.P. Pavlova, Vol. 65, No. 1, pp. 33-60.

10. Simonov, P.V. (1987), Motivated brain, Nauka, Moscow.

11. Spivak, E.M. and Nezhkina, N.N. (2009), Syndrome of vegetative dystonia in children, Alexander Rutman, Yaroslavl.

12. Homskaya, E.D. (2005), Neuropsychology, Piter, St. Petersburg.

13. Georgiades A., Sherwood A. and Gullette E.C. (2000), "Effects of Exercise and Weight Loss on Mental Stress-Induced Cardiovascular Responses in Individuals with High Blood Pressure", Hypertension, Vol. 36, pp. 171-176.

14. Hamer, M. and Steptoe, A. (2007), "Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress", Psychosomatic Medicine, Vol. 69, pp. 660-666.

15. Kelley, G. and Tran, Z.V. (1995), "Aerobic exercise and normotensive adults: a meta-analysis", Med. Sci. Sports Exerc, Vol. 27, No. 10, pp. 1371-1377.

16. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2018), "The Functional State of Children Aged 6-8 Years on Testing by Exposure to Different Types of Tension-Inducing Loads", Neuroscience and Behavioral Physiology, Vol. 48, Issue 6, pp. 747-757.

17. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.M., (2013), "Systolic Blood Pressure Reactivity During Submaximal Exercise and Acute Psychological Stress in Youth", Am JHypertens, Vol. 26, No. 3, pp. 409-415.

18. Mark, A.E. and Janssen, I. (2008), "Dose-response relation between physical activity and blood pressure in youth", Med Sci Sports Exerc., Vol. 40, No. 6, pp. 1007-1012.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 796.011.3

ТЕОРЕТИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 7-10 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИКИ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Игорь Сергеевич Анцупов, старший помощник начальника учебно-методического отдела, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ), г. Краснодар; Петр Владимирович Коляго, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

(КрУ МВД России), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные аналитической работы и прикладных исследований по проблеме определения теоретических и процессуальных предпосылок разработки экспериментального педагогического проекта процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ, базирующегося на системном изучении особенностей динамики и взаимообусловленности физических качеств. Они дифференцированы по следующим классификационным группам: особенности ведущего вида деятельности школьников, общепедагогические принципы обучения и воспитания, специфические принципы физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.