Научная статья на тему 'Общность и тождество жанра очерк с рассказом'

Общность и тождество жанра очерк с рассказом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
761
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧЕРК / ESSAY / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / BELLES-LETTRES STYLE / ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ / ОБРАЗНОСТЬ / IMAGERY / ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ / MAIN ITEM / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / АВТОРСКАЯ ИДЕЯ / AUTHORS IDEA / ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА / JOURNALISTIC / GENRE'S FEATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жусуева Сюта Калмаматовна

В статье рассмотрены специфические особенности жанра очерк, как тождественного рассказу художественно-публицистического произведения, анализируются пути формирования данного жанра в профессиональной кыргызской литературе. Исследованы художественные и публицистические особенности очерка, его общность и различие с рассказом. Основываясь на жанровой природе очерка в литературе, определено, что очерк есть типизация события, написанная в художественном стиле, без видимых украшений, рассказ о настоящих проблемах, с участием живых типических образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общность и тождество жанра очерк с рассказом»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЩНОСТЬ И ТОЖДЕСТВО ЖАНРА ОЧЕРК С РАССКАЗОМ Жусуева С.К. Email: Jusueva1791@scientifictext.ru

Жусуева Сюта Калмаматовна — старший преподаватель, кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены специфические особенности жанра очерк, как тождественного рассказу художественно-публицистического произведения, анализируются пути формирования данного жанра в профессиональной кыргызской литературе. Исследованы художественные и публицистические особенности очерка, его общность и различие с рассказом. Основываясь на жанровой природе очерка в литературе, определено, что очерк есть типизация события, написанная в художественном стиле, без видимых украшений, рассказ - о настоящих проблемах, с участием живых типических образов.

Ключевые слова: очерк, художественный стиль, публицистичность, образность, главный предмет, композиция, авторская идея, жанровая специфика.

GENERALITY AND IDENTITY OF ESSAY GENRE WITH STORY

Jusueva S-К.

Jusueva Syuta Kalmamatovna - senior lecturer, DEPARTMENT OF KYRGYZ PHILOLOGY, KYRGYZ-UZBEK UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article is deals with the subject genre of the essay as an identical story piece of art and analyzes the formation of the genre of essay in the professional Kyrgyz literature. The article is investigated belles-letters and journalistic features of the essay and its generality and differences with stories. It based on genres nature of essay in literature and it was defined that essay is a types of events which written in belles-lettres style, effortless embellish, story of real problems taking part in vivid typical images.

Keywords: essay, belles-lettres style, journalistic, imagery, main item, composition, authors idea, genre's feature.

УДК: 894.2.341:82-3/-9(575.2)(04)

Как и все жанры литературы, виды искусства, очерк имеет свой главный предмет: это показать человека и его жизнь, описать портрет героя сегодняшнего дня в различных жизненных обстоятельствах. Очеркист обязан создать произведение, способное оказать на читателя сильное воспитательно- познавательное воздействие, отойдя от простых восхвалений, реально, жизненными фактами описать характер героя, его работу, судьбу, конкретно показать его труд и отношение. В свое время художник слова М. Горький отмечал: «Самое главное, важное для нас - это необходимость создания легких в понимании, обоснованные достоверными фактами, очерк и публицистика. Что бы мы не писали, стержнем этих произведений всегда должны быть живые люди». Таким образом, главный предмет очерка человек, человек как носитель событий ставится на первый план [3]. Значит, создание образа нового человека, являющегося предметом художественного наблюдения, отражение острой проблемы дня и описание истории какой-либо страны живыми сведениями определяет специфические обязанности жанра очерк.

Итак, очерк - дважды боевой жанр: «Несет ответственность», с одной стороны, по законам художественных произведений, с другой - публицистики и научных произведений. Его особенность и ценность заключается именно, в этом. Очерк располагает лаконичностью, типизацией образов, эстетическим оцениванием, имеет своеобразное сюжетное и композиционное строение, языковую и стилистическую особенность.

Проблемы различия очерка и рассказа являются спорными и интересуют многих ученых-литературоведов. «Способный тягаться с разведкой» (В. Овечкин), «возникший на стыке рассказа и исследования» (М. Горький). Были случаи, когда литературоведы в определении жанровой природы очерка, имея разные точки зрения, оказывались по обе стороны баррикады.

Проблема заключается в том, какое качество очерка - художественность или публицистичность, является руководящей. Эти качества: «смешение природы образа с жизненными фактами» Касыбеков), дополняя друг друга, повышают художественную ценность очерка, умножают его значимость. Исследователь или литературовед, обратившийся к жанровой природе очерка, не может не столкнуться с данной проблемой.

В 1928 - 1929 годы в журнале «Наши достижения» шли горячие обсуждения о жанровой специфике очерка. В 1934 году В. Бобрышев опубликовал большую статью «Очерк большая литература», в ней он ставил вопросы о «различии очерка и рассказа, о необходимости сюжета и фантазии, как спаять художественную поэтику с цифрой и фактами, что такое публицистичность и оперативность?» Основатель теории и практики очерка в советской литературе, М. Горький, определил, что очерк есть «художественное произведение, но отличающееся припаянностью к публицистике, о близости очерков рассказам у некоторых очеркистов», «очерк имеет полноценную художественную ценность, в то же время это жанр, отвечающий требованиям времени», «очерк с одной стороны примыкает к публицистике, с другой - рассказу, особый жанр, неспособный заменить ни рассказ, ни публицистику». В 1950 -60 годы данный вопрос снова поднимается среди прозаиков, литературоведов и критиков: «если считать очерк публицистикой, можно ли публицистику назвать художественным произведением, как различать очерк и рассказ?» [4]. Вокруг таких вопросов шли спорные толкования. Если большинство значение очерка сводило к публицистике, то некоторые считали художественным произведением, приблизив рассказу.

Ю. Суровцев в статье «Очерк - это публицистика», опубликованной 25 апреля 1958 года в «Литературной газете» выразил мнение: «Очерк - это или просто публицистика, или художественная публицистика, но все равно публицистика». А те, кто считает очерк «художественным произведением», в целях утверждения своих мыслей, приводят в качестве примеров художественные очерки великих русских писателей Короленко Г., Успенского, Салтыкова-Щедрина, Горького, Серафимовича и др. [4].

Если ученый - литературовед А. Эркебаев не считает очерк малым жанром, то К. Асаналиев придерживается мнения, что «очерк нельзя понимать как жанр, состоящий из списка сухих фактов, это вид высокого искусства, показывающий содержание жизненных обстоятельств». Итак, остановимся на сочетании художественности и публицистичности: художественность - специфический признак творческих произведений, форма красоты в искусстве, высокое представление эстетики. Художественность, в широком смысле слова -в отличии от форм общественного сознания, образное, художественное отражение действительности в искусстве. Нет искусства без художественности. Основной и главный источник художественности - показ жизненных проявлений в образной форме, и возможность донести свои мысли и чувства в этом направлении.

Публицистичность - это не специальный жанр вроде публицистики, просто отражение внутри художественного произведения проблемных вопросов времени, острых проблем общественной жизни Публицистика (лат. - общественный) - дневник в литературе, особый острый жанр, написанный силой художественного слова, направленный против общественно-политических, актуальных проблем времени [1]. Таким образом, если подытожить точки зрения ученых о своеобразии жанровой специфики очерка, то очерк - последовательное повествование событий с участием типичных, живых образов, написанное в художественном стиле, свободно использующий художественные языковые средства, выявляющий злободневные вопросы времени. Характерные различия очерка и рассказа в следующем: рассказ как очерк не показывает конкретное событие, конкретного человека (героя), а показывает типы людей и событий такого рода. Иначе говоря, рассказ создается не на основе документальной действительности, а на основе авторского вымысла. Это не значит, что рассказ не имеет правдивых истоков. Авторский вымысел является представлением известных жизненных событий, действительности. При создании рассказа автор выбирает те общие качества событий и героев, которые принадлежат всем и типизирует их. А в очерке и герой и событие - известное проявление конкретной действительности. Например, если очеркист пишет о шахтере, то шахтер - это человек, работающий на шахте, обладающий определенными чертами характера, мыслями. Иначе говоря, очерк имеет свой точный адрес. Общее между рассказом и короткими повестями заключается в следующем: и очерк и рассказ как и повесть пишутся формой литературного художественного языка, и в них широко используются портретные характеристики, пейзажные описания, психологизм. Схема построения как у рассказа: имеет экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Если в рассказе линия построения образа длится от начала произведения до его конца, в очерке то же самое, хотя даже построение образа здесь ставится на первое место [2]. В

прозаических произведениях известные образы людей, типичные характеры, их диалектический рост рисуется силой художественного слова. Значение и содержание, идейная особенность очерков несут на себе, именно, эти обязанности. Хотя в большинстве случаев основным объектом очерка является работа человека, его назначение и достижение, известно, что он не может существовать без человека, его живого портрета. Иногда в очерке писатель, собрав несколько родственных событий, создавал характерный образ, тип. Таким образом, очерк и рассказ перекликаются, но в известной степени имеют и различия. Например, если некоторые критики объясняют эти различия документальностью очерка, то другие указывают, что это -представление современной жизни. Но и в рассказах, повестях требования дня, проблемы времени и документальные события могут быть вполне реальными.

Первые очерки не отвечали требованиям жанра, иногда они были как репортажи, возникшие из журналистских расследований. Но нельзя не упомянуть о настоящих очерках: «Украина в военные дни» Ж. Бекенбаева, «ЖизньТоктогула» К. Баялинова, «Мои предложения господину Поинтону», Т. Байжиева «^реш», А. Токомбаева, «Письмо от Бээжина», и др., очерки К. Маликова, С. Сасыкбаева, также создание замечательных путевых очерков К. Жусупова («Образы Японии», «В стране Микеланджело» и др.). Портретные очерки А. Матисакова («Лицо кыргыза - лицо Суйменкула»). Большой вклад в активизацию жанра в кыргызской литературе сыграли очерки Ч.Айтматова, затрагивающие социально-нравственные проблемы [4]. Более точнее сказать: интересные образцы очерковых произведений в кыргызской литературе стали создаваться со времен Великой Отечественной войны. Свое развитие жанр получил в 60-80 годы, когда появился ряд очерков, отражающих тему народного хозяйства, производства.

А. Таабалдиев в статье «Об особенностях публицистики» определяет такие различия: «Очерк не останавливается на всех проблемах дня, а останавливается на самой острой и новой из них. Он находит разные проявления, первую ласточку жизни, вопросы, проблемы, вносит в литературу новых живых героев дня и выносит на суд общества. Очерк своим повествованием нового называется боевым жанром - разведчиком. А рассказ по-своему способен показывать все это после их распространения, после того, как все становится типичным, характерным. В связи с этим авторское отношение к разным новым проявлениям, которое является объектом очерка, показывается открыто и прямо. А рассказ же, описывая характерные стороны жизни, отношение автора, его мысли, в основном передает их через известные образы» [5]. В статье Шаршенбек Уметалиев «Кыргызская литература за сорок лет» (Ала-Тоо, № 11, ноябрь, 1957), писал о месте жанра очерка в кыргызской литературе: «Известно, что художественный очерк в литературе легкий и лаконичный, позволяющий смешаться с жизнью, самый оперативный жанр. Активностью в повседневной жизни, связывая с ней массы, художественный очерк играет большую роль в пропаганде всего передового, в умении точно показывать недостатки. Настоящий художественный очерк знакомит с жизнью и ведет в нее».

Подытожим вышесказанное:

В рассказе писатель:

1) собирает жизненные проявления, изучает их, обобщает, создает типичный образ, рисует героя с типичных людей;

2) мысли и идея автора передаются на основе жизненных событий, действительности;

3) событие плавно развивается, обладает эстетическим сюжетом;

4) значимая мысль вложена в малое содержание.

Сложность жанра очерка в этом.

Особенности очерка:

1) Документальность, факты, цифры, реальная личность, правдивое событие, точный адрес;

2) отражение важного острого вопроса дня;

3) выполнение роли агитации, пропаганды (борьба народа, преданность устарело отечеству и производству);

4) требует художественного анализа; сочетания образности и публицистичности;

5) Универсальность: обращение ко всем проявлениям жизни, рисует нравственно-социальные, политико-экономические, природные явления.

Общность и различие рассказа и очерка:

• Малые формы эпического рода;

• Главный предмет - человек, его жизнь;

• Ограниченность героев;

• Композиционное строение, одинаковая сюжетная линия (авторское повествование, переживание, конфликт, описание пейзажа, тема дня, сюжетное ответвление: зачин, завязка, кульминация, развязка);

• Описываются только значимые моменты жизни человека;

• Создается образ, раскрывается характер героя, описывается портрет;

• Художественные языковые средства;

• Требование дня, отражение проблемы времени;

В кыргызской литературе первые очерки рассматривались как произведения, подобные рассказам. Например, очерки А. Токомбаева «Тянь-Шаньский разведчик», С. Сасыкбаева «Нурлан», А. Убукеева «Кыз-жигит», Ж. Таштемирова «Третья бригада», М. Элебаева «Буранный день», М. Токобаева «На колхозном пастбище» и др. можно назвать похожими по содержанию и объему на рассказ.

Список литературы / References

1. Муратов А., Шериев Ж., Исаков К. Кыргызская литература: справочник. Бишкек, 2014. С. 125.

2. Осмоналиев К. Жанровая эволюция кыргызского очерка. Ф. «Кыргызстан», 1980. С. 7-9.

3. Станбеков О. Жанры журналистики. 1часть - Жалал-Абад, 2002. С. 27.

4. Жусуева С. Социально-нравственные проблемы в очерках Ч. Айтматова. Материалы Межд. научно-практ. конф. «Айтматовские чтения-2016». Бишкек, 2016. С. 321-322, 255.

5. ТабалдиевА. Памятник Октябрю. Фрунзе. «Кыргызстан», 1985. С. 221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.