ОЧЕРК - МНОГОГРАННЫЙ ЖАНР ЭПИЧЕСКОГО РОДА Жусуева С.К. Email: [email protected]
Жусуева Сюта Калмаматовна — старший преподаватель, кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье анализируется формирование жанра очерк наряду с профессиональной кыргызской литературой. Объектом данной статьи является жанровая природа очерковых произведений, их специфическое своеобразие, документальность, сочетание образности с публицистикой. Исследованы композиция жанра очерк, задачи очеркиста, типы повествования и их место в кыргызской литературе, первые писатели-очеркисты, факторы, оказавшие влияние на развитие жанра. Рассмотрены масштабность тематики кыргызского очерка, активность темы производства, дифференцирование жанровых видов и их целенаправленное развитие.
Ключевые слова: очерк, жанр, эпический род, повествование, документальность, композиция, типы повествования, рассказ.
ESSAY - A MULTI-FACETED GENRE OF EPIC Jusueva S.K.
Jusueva Syuta Kalmamatovna - senior lecturer, DEPARTMENT OF KYRGYZ PHILOLOGY, KYRGYZ-UZBEK UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article analyzes the formation of the genre of essay in the professional Kyrgyz literature. The object of this article is the genre of the essay works, their specific identity, officiality, connection of imagery with journalism. The composition of the genre essay, the tasks of essayists, types of narration and their role in the Kyrgyz literature, the first founders of essyists, the factors that influenced to the development of the genre was researched in the article. Also, considered the wideness of the topic Kyrgyz essay, actuality of the topic of Agriculture, the differences of genres in their origin and their targeted development.
Keywords: essay, genre, epic, narration, officiality, composition, types of narration, story.
УДК: 894.2.341:82-3/-9(575.2)(04)
Если рассматривать кыргызское литературоведение в историческом научном аспекте, то оно формируется, уточняется и развивается на высоком уровне под влиянием мировой литературы, в особенности русской советской литературы и ее образцов, и на сегодняшний день определяется как наука с уникальным наследием. Для такого определения есть веская основа. Действительно, кыргызский народ своим устным художественным творчеством, древней письменной литературой, орхоно-енисейскими руническими писаниями, героическими бытовыми эпосами (17 - 18 вв.), искусством красноречия обогатил и сохранил свое художественное слово, и сейчас оно высоко ценится и занимает место на мировой литературной арене как удивительное, таинственное, ценное наследие.
И все же научная революция требовала оценки такого феномена, анализа многогранности чудесного художественного творчества. Таким образом, в XIX веке сформировалась наука искусства художественного слова, достаточно глубоко были исследованы этапы развития, история, происхождение, жанр, виды, тематика, художественная поэтика, процесс, стиль, принципы, художественные методы кыргызской литературы, сформировалась кыргызская письменная профессиональная литература. И хотя кыргызская литература была распределена по векам, этапам, определены тематическая классификация, жанровые критерии, малая форма эпического рода жанр очерка не был исследован.
Очерк - это сложный по форме жанр, сочетающий искусство публицистики и художественного слова и, в частности, тесная внутренняя синкретичность художественности и публицистики. Разница очерка от газетной или журнальной информации в том, что в нем факты очень крупные и служат для создания очеркового образа. А внутреннее содержание видится как художественная обобщающая сила через этот образ. Факты же не просто нанизываются. В таком случае, конечно же, очерк стал бы сборником фактов и не смог бы выполнять свою эстетическую миссию [7, с. 146]. Следовательно, крайне ошибочно понимать очерк
исключительно как факт, фотографию. Если очеркист отграничится от художественного оформления при подаче читателю внутренннего содержания, остроты фактов, то потеряет эстетическое предназначение.
Художественный очерк - это всегда сосуществующий с бытом литературный жанр, который относится к прозе кыргызской литературы, начинающий свои истоки с 30-х годов, и по своей природе полностью отностится к эпическому роду, но стало привычным рассматривать очерк на равных с материалами публицистических статей. Вследствие данного исследования стало очевидным, что до сих пор жанр очерка стоит параллельно с публицистикой, рассматривается однозначно, не раскрыты художественные прозаические свойства. Есть ограниченное количество трудов, посвященных научно-теоретическому исследованию очерка в кыргызской литературе, это «Очерк - не малый жанр» (статья) А. Эркебаева, «Первоначальное состояние кыргызского очерка» (статья) М. Сасыкулова, «Ответственность - его природа» (статья) К. Эдилбаева, «Очерк -художественное исследование» (статья) У. Касымбекова, «Некоторые замечания о развитии жанра очерка в кыргызской советской литературе» (статья), «Жанровая эволюция кыргызского очерка» (пособие) К. Осмоналиева, «Памятник Октябрю» (статья) А. Табалдиева, «Фигура современника - в очерке» (статья) А Мырзакулова. Как видно, объемного труда, включающего полный анализ становления, развития, места и роли в художественной литературе кыргызского очерка, почти нет. А в русской литературе есть значительные труды М. Горького, В.А. Ампилова, В. Кардина, В. Конторовича, Е.И. Журбиной, Б. Полевого, Д. Гранина, М. Черепахова, В.А. Алексеева, К. Паустовского, Б. Костелянеца, В.И Рыбинцева и др., где разносторонне исследуются теоретические и практические стороны художественной прозы жанра очерка.
В научной литературе и терминологических словарях уточнены лексические толкования и характеристика различных аспектов жанровой природы очерка. В этих трудах даны определения теории и специфике, жанровым видам, дидактической и воспитательной, ознакомительной природе очерка:
Очерк (русс - повествование) - один из основных жанров эпического рода литературы. Здесь описываются судьбы реальных людей, реальные события жизни. Его главная особенность - документальность. Не допускается искажение цифр, фактов. Но при этом нельзя свести на нет роль автора, автор как художник украшает факты, создает типичный характер героев, выражает свое отношение к описываемому объекту. Вот только тогда, поднимаясь с уровня «литературы» временного прочтения, быстро забываемого, дорастает до уровня художественной литературы, дающее эстетическое наслаждение. В очерке передаются портрет, поведение, характер, психология героя. Так же как и в других произведениях, характер индивидуализируется, ставится и решается конфликт. Еще одна особенность очерка -оперативность. Поднимая актуальные вопросы определенного времени, в основном пишется для газет и журналов, нельзя сказать, что «время прочтения» очерка проходит [4, с. 110].
Очерк - это жанр, который как и рассказ, новелла, эссе, повесть, роман, является видом эпического повествования. Очерк находится между исследованием и рассказом, так как находится наряду с образностью и публицистикой, в рассказе писатель собирает, изучает, обобщает жизненные явления и создает типичный образ, основа очерка строится на фактах, но факт, цифра не искажается и при его написании, не ограничиваясь только фактами, раскрывая сущность фактов, необходимо создать представляемый образ. Основная особенность очерка - документальность, так как автор из исследуемых им событий выбирает в основу произведения наиболее характерные, вот поэтому в очерке полное проявление жизни не описывается художественно, описываются только некоторые проявления жизни и полностью охватываются явления жизни, это признак универсальности [1, с. 87].
Очерк - многогранный жанр эпического рода. Нет единого мнения, определящего его жанровую специфику. Некоторые исследователи признаки очерка видят в его документальности (фактический), другие - в острой публицистичности. В действительности оба эти признака встречаются в очерковых произведениях... Очерк отличается от других эпических родов универсальностью изложения [2, с. 139].
Очерк - значимый жанр художественной публицистики. Он богат художественными средствами и возможностью отображения. Очерк - пограничный жанр между исследованием и рассказом (пересказ). Очерк, в отличие от рассказа, отображает реальные события, время, место происходящих фактов, четко указывая имя, фамилию реальных людей. Основа очерка - жизненный факт. В очерке человек находится на первом плане, передается как носитель событий [6, с. 28].
Очерк - боевой, оперативный жанр. С другой стороны - гибкий. И, действительно, кажется, это его качество возникло не просто. Его проблематическая неограниченность:
быстрота возможности погружения в любую сферу жизни своей деятельной компактностью (действенность); чутко чувствующий каждое новое социальное явление, т.е. легко возникающий вместе с новым; обуславливающий его и оперативность, и энергичность быстро исследовать только что зарождающиеся жизненные проблемы [3, с. 132].
Следовательно, в очерке мысль передается свободно, подбираются необходимые компоненты для раскрытия содержания, в итоге объем изложения развивается на основе авторского плана. Не только характер какой-либо личности, но и через его образ включает нравственные обстоятельства и патриотические проблемы «общественной среды». Для данного жанра характерна образность характеров, определенные стадии типизации. Если писатель в рассказе создает типичный образ, собрав, изучив, подытожив жизненные явления, то основу очерка составляют факты, но факты передаются без каких-либо искажений, полная картина жизни художественно не излагается, некоторые явления жизни или жизненные явления излагаются, доводятся до высшего пафоса, создавая выразительные образы. Очерк обладает возможностью обратиться ко всем явлениям жизни, создает нравственное, политическое, экономическое, социальное состояние, природные явления, историю страны и портреты людей. Этот эпический жанр, как один из литературных форм, имеющий возможность оперативно отражать прогрессивные явления, события жизни, обращать внимание общественности на текущие важные вопросы, и организовать общественное мнение, связанное с конкретными историческими условиями, интересует не только писателей, журналистов, но его способность своими художественными и публицистическими качествами своевременно, по горячим следам, в малом объеме отображать «великолепное как поэма, впечатляющее как драма, глубокое как роман» (Леонид Соболев) содержание [5, 143], возлагает на него большую ответственность.
В заключение подытожим особенность жанра очерк, художественность, и сочетающий художественность с публицистикой, в следующем порядке:
• Один из основных жанров эпического вида;
• Художественное прозаическое произведение;
• Тематически масштабное;
• Проблематическая неограниченность;
• Без искажений указывать факты, цифры;
• Универсальность, конкретность;
• Прогрессивное проявление жизни;
• Участие образности и публицистики;
• Достоверность;
• Невыдуманный;
• Авторский вымысел.
Основанный на наблюдениях или исследованиях;
• Оперативный, активный, боевой, гибкий, быстрый, мобильный;
• Разведчик;
• Участвует официальное лицо с типичным образом.
Основная жанровая особенность:
• Реальность, документальность событий, фактов;
• Повествование о реальной личности и указывается официальное место жительство;
• Авторское повествование, размышление;
• Подведение итогов с авторской позиции;
• Использование языковых художественных средств.
Композиция очерковых произведений:
• Построение событий: начало события, развитие, кульминация и решение события;
• Логическое построение: авторский анализ, аргумент, ассоциация контрастов или сходства;
• Художественное построение.
Типы повествования:
• В форме 1 лица (повествование с непосредственным участием автора);
• В форме 3-го лица (повествование как наблюдатель, комментатор).
Из вышеуказанных обобщений скажем, что в жанре очерка:
Во-первых: художественно описывается, излагается жизнь, место, состояние, поведение, цель, муки человека в обществе и окружающей его среде.
Во-вторых: передается портрет героя, его поведение, характер, психология. Как и в любом другом произведении, характер индивидуализируется, конфликт разрешается. Он предназначается для художественного описания фактов жизни, а герои очерка являются официальными лицами.
В-третьих: путевой очерк, в содержании которого есть описание, или репортаж, является очень интересным произведением в жанре очерка, представляющих информацию о других странах, об их легендах, былинах, народных историях.
В-четвертых: в очерке художественные средства слова используются в соответствии с необходимостью темы и идеи произведения.
Подводя итоги, скажем: использование жизненных фактов, по возможности не списывание их как есть, а «пронеся через свою фантазию, дать ей новую жизнь. Иначе, из-за точного описания жизненных событий, появится только слабая неприглядная копия. Жизненные события в жанре очерка раскрываются в соответствии с творческой фантазией творческой личности. Рассмотрев вышеизложенное: Обязательно для очеркиста:
• Выбор реального жизненного героя;
• Затрагивать актуальные, имеющие общественное значение, вопросы;
• Отбор наиболее крупных и точных фактов;
• Последовательное комментирование содержания приведенных цифр, фактов;
• Аналитическая рассудительность;
• Описание живого образа с реальным образным событием;
• Знать обучающие, воспитательные, познавательные свойства. Место и роль жанра очерка в литературе:
• Жанр очерка сформировался совместно с кыргызской профессиональной письменной литературой:
• Публикации очерковых произведений целенаправленно реализованы;
• Общественные вопросы на повестке дня звучали в очерковых произведениях;
• Сформировался с тематической стороны: тема интернационализма, военная тема, тема дружбы, братства, тема труда, тема космоса, вселенной, сельская жизнь, научные открытия и т.д.;
• Изначально журнал «Атака» («Чабуул») оказывал услугу жанру очерка;
• Первыми очеркистами журналистами и писателями были: С. Сасыкбаев, А. Токомбаев, К. Маликов, Ж. Бекенбаев, Ш. Кекенов, Ж. Турусбеков, М. Элебаев, Т. Байжиев, Т. Касымбеков и др.;
• Очерк дифференцированно развивался в видах: путевые очерки, портретный очерк, автобиографические очерки, исторические очерки;
• Активно пропагандировалась производственная тема.
Список литературы / References
1. Асакеева Д.Ж. Теория литературы. Бишкек, 2013.
2. ГуляевН.А. Теория литературы. Москва «Высшая школа», 1985.
3. Касыбеков У. Очерк - художественное исследование. / В книге: На крыльях времени. Сост.: К. Даутов / Ф. Кырг., 1979.
4. Муратов А., Шериев Ж., Исаков К. Кыргызская литература: справочник / Бишкек, 2014. 384 с.
5. СасыкуловМ. Изначальное состояние очерка. Ала-Тоо. № 4, 1976.
6. Станбеков О. Жанры журналистики. 1часть. Жалал-Абад, 2002.
7. ЭркебаевА. Очерк - не малый жанр. Ала-Тоо. № 11, 1972.