Научная статья на тему 'ОБЩИЙ РЫНОК ГАЗА ЕАЭС: ФАКТОРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ'

ОБЩИЙ РЫНОК ГАЗА ЕАЭС: ФАКТОРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБЩИЙ РЫНОК ГАЗА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / EURASIAN ECONOMIC UNION / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / COMMON GAS MARKET / INTEGRATION PROCESSES / POST-SOVIET SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аллаярова Неля Исмаиловна

В статье выявлены закономерности развития интеграционных процессов в ЕАЭС, идентифицированы предпосылки для углубления данной интеграционной группировки. Рассмотрен характер взаимодействия стран-членов ЕАЭС в газовой сфере. Отношения стран-членов евразийской экономической интеграции в газовой сфере играет важную роль для обеспечения их национальных экономик ресурсами газа. Исторически сложившиеся энергетические связи делают общий рынок газа ЕАЭС естественным направлением развития топливно-энергетических комплексов стран-членов ЕАЭС. Главным в механизме создания единого энергетического пространства стран-членов ЕАЭС является идея взаимовыгодного функционирования систем газоснабжения стран интеграционного объединения. Определены факторы для создания общего газового рынка, а также проблемы, тормозящие процесс реализации мероприятий по формированию общего рынка газа ЕАЭС. Отмечено, что формирование общего рынка газа ЕАЭС имеет важное стратегическое значение для всех стран-членов интеграционного блока, поскольку углубление интеграционных связей повышает эффективность энергоснабжения, энергетическую безопасность, и как следствие, экономическую стабильность стран-членов ЕАЭС. Для решения внутрисоюзных проблем в газовой сфере, необходима разработка стратегии для взаимовыгодного сотрудничества, которая бы учитывала интересы всех стран-членов ЕАЭС и способствовала бы преодолению институциональных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON GAS MARKET OF THE EAEU: FACTORS, PROSPECTS AND RISKS

The article reveals the regularities of the development of integration processes in the EEU, identifies the prerequisites for the deepening of this integration grouping. The nature of interaction of the EEU member States in the gas sector is considered. The relations of the member States of the Eurasian economic integration in the gas sector play an important role in providing their national economies with gas resources. Historically established energy ties make the common gas market of the EEU a natural direction for the development of the fuel and energy complexes of the member States. The EEU. The main thing in the mechanism of creating a single energy space of the EEU member States is the idea of mutually beneficial functioning of gas supply systems of the countries of the integration Association. The factors for the creation of a common gas market, as well as problems hindering the implementation of measures to form a common gas market of the EEU, are identified. It was noted that the formation of a common gas market of the EEU is of great strategic importance for all member countries of the integration bloc, since the deepening of integration ties increases the efficiency of energy supply, energy security, and as a result, the economic stability of the EEU member States. To solve intra-Union problems in the gas sector, it is necessary to develop a strategy for mutually beneficial cooperation that would take into account the interests of all EEU member States and would help overcome institutional differences.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЙ РЫНОК ГАЗА ЕАЭС: ФАКТОРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ»

МИРОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_126

Неля АЛЛАЯРОВА

ОБЩИЙ РЫНОК ГАЗА ЕАЭС: ФАКТОРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ

Дата поступления в редакцию: 15.12.2020.

Для цитирования: Аллаярова Н. И., 2020. Общий рынок газа ЕАЭС: факторы, перспективы и риски. - Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 126-141.

В статье выявлены закономерности развития интеграционных процессов в ЕАЭС, идентифицированы предпосылки для углубления данной интеграционной группировки. Рассмотрен характер взаимодействия стран — членов ЕАЭС в газовой сфере. Отношения стран — членов евразийской экономической интеграции в газовой сфере играет важную роль для обеспечения их национальных экономик ресурсами газа. Исторически сложившиеся энергетические связи делают общий рынок газа ЕАЭС естественным направлением развития топливно-энергетических комплексов стран — членов ЕАЭС. Главным в механизме создания единого энергетического пространства стран — членов ЕАЭС является идея взаимовыгодного функционирования систем газоснабжения стран интеграционного объединения. Определены факторы для создания общего газового рынка, а также проблемы, тормозящие процесс реализации мероприятий по формированию общего рынка газа ЕАЭС. Отмечено, что формирование общего рынка газа ЕАЭС имеет важное стратегическое значение для всех стран — членов интеграционного блока, поскольку углубление интеграционных связей повышает эффективность энергоснабжения, энергетическую безопасность и, как следствие, экономическую стабильность стран — членов ЕАЭС. Для решения внутрисоюзных проблем в газовой сфере необходима разработка стратегии для взаимовыгодного сотрудничества, которая бы учитывала интересы всех стран — членов ЕАЭС и способствовала бы преодолению институциональных различий.

АЛЛАЯРОВА Неля Исмаиловна, аспирант кафедры международных экономических отношений Российской таможенной академии. Адрес: Российская Федерация, г. Люберцы, 140015, Комсомольский пр-т., д. 4. E-mail: nelia.raimzhanova@gmail.com. SPIN-код: 4561-5264. ORCID: 0000-0002-8518-021X.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, региональная экономическая интеграция, общий рынок газа, интеграционные процессы, постсоветское пространство.

Введение

Процессы интеграции на постсоветском пространстве не прекращаются со времён распада СССР. Определённо наиболее успешным интеграционным объединением является Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз), который отражает экономические интересы всех участников, а также имеет достаточно предпосылок для углубления данного интеграционного проекта. Основным фактором развития интеграционного взаимодействия стран — членов Союза является развёртывание процессов глобализации, в результате чего растёт взаимозависимость составных частей экономики.

Стратегически важным направлением в углублении евразийской интеграции становится формирование общего рынка газа ЕАЭС с точки зрения укрепления позиций Союза на внешних рынках, гармонизации торгово-экономических отношений внутри интеграционного блока, обеспечения стабильности поставок природного газа на постсоветском пространстве [ Ткаченко, Аллаярова, 2019]. Несмотря на утверждённые программные документы по созданию общего рынка газа ЕАЭС, реализация заложенных в этих документах мероприятий идёт достаточно медленно, поскольку современные геоэкономические и геополитические условия оказывают в той или иной степени влияние на процесс формирования общего газового рынка ЕАЭС. Тем не менее процессы интеграции национальных газовых рынков запущены, а успех во многом будет зависеть от решения внутрисоюзных задач экономического развития. Так, высокая роль в экономике стран — членов ЕАЭС отведена энергетике, что говорит о необходимости углубления сотрудничества на евразийском пространстве в данной отрасли.

Целью исследования является проведение анализа развития интеграционных процессов в ЕАЭС, а также выявление факторов для создания общего газового рынка данного интеграционного объединения.

Закономерности развития интеграционных процессов в ЕАЭС

Нынешний период смены мирохозяйственных укладов сопровождается разрушением существующего мирового порядка либеральной глобализации, где на первый план выходит ужесточение конкуренции действующих интеграционных структур в международной торговле. Несмотря на повышенную неопределённость внешней среды и макроэкономической ситуации, происходит последовательное углубление евразийской экономической интеграции, которую можно охарактеризовать как совокупность процессов развития интернационализации экономических отношений ЕАЭС, обусловленное международным разделением труда.

С содержательной точки зрения региональные интеграционные процессы на постсоветском пространстве представляют особый интерес как факторы экономического роста государств — членов интеграционного блока, как способы воздействия на экономическую динамику в различных условиях внешней среды. Современный экономический рост государства предполагает постоянность увеличения валовых количественных макроэкономических показателей национальной экономики, а исторически сложившаяся специализация и кооперация производства способствуют защите внутреннего рынка интеграции [Европейский союз, 2013: 110—119].

В перечень основных факторов экономического роста входят: обеспеченность экономики природными богатствами, капитал, трудовые ресурсы, научно-технологическое обеспечение. Значимой в макроэкономическом регулировании среди указанных факторов становится интеграция, обеспечивающая наиболее полное вовлечение природных богатств государств, а рациональное распределение ресурсов способствует совершенствованию ассортимента выпускаемых товаров и услуг, росту макроэкономических показателей.

Стабильное обеспечение экономического роста государств — членов Союза напрямую зависит от ширины и глубины интеграционных процессов, экономического и энергетического взаимодействия. Структура такого сотрудничества государств (России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) в рамках евразийской интеграции строится на принципах компле-ментарности экономик и экономического прагматизма. Интеграционные процессы и сотрудничество являются вектором достижения экономического роста на всём евразийском экономическом пространстве и рассматриваются как общность экономических интересов государств — членов Союза.

Интеграционный потенциал, экономическое и энергетическое сотрудничество в максимальной степени проявляют свою эффективность путём снятия препятствий во взаимной торговле, отмены ограничительных мер; расширения свободы движения товаров, услуг, рабочей силы; создания общих рынков и единой конкурентной среды. Одной из важнейших черт современных интеграционных процессов стран — членов ЕАЭС является добровольность.

За основу современной трактовки экономической интеграции целесообразно принять процесс сближения и взаимопроникновения отдельных национальных экономик. Во многих случаях именно взаимодействие игроков определяет масштабы реального взаимопереплетения экономик стран интеграционного объединения.

На постсоветском пространстве весьма активно развивается разноуровневая и разноскоростная международная региональная интеграция — Евразийский экономический союз, основной целью которого является создание единого экономического пространства (ЕЭП) как важнейшего

фактора обеспечения экономической безопасности [Мельников, Маркевич, Фалина, 2020]. Следует отметить, что формирование ЕЭП предусматривает поэтапность, начиная с зоны свободной торговли; требует постоянного решения возникающих социально-экономических проблем для поддержания устойчивого экономического роста всех подсистем экономики Союза, а также постоянного повышения благосостояния всех граждан. Объективно формирование ЕЭП в большей степени зависит от формирования общего рынка энергоносителей, вследствие чего проведение согласованной политики в сфере добычи, транспортировки и реализации энергоресурсов как внутри Союза, так и за его пределами становится важным инструментом для стабилизации экономики и обеспечения экономического роста стран — членов Союза.

Обобщая выявленные основные тенденции интеграционных процессов на постсоветском экономическом пространстве, можно сказать, что существуют объективные социально-экономические, политические и культурные предпосылки для развития и углубления интеграции стран ЕАЭС, в числе которых:

• перспективы восстановления сотрудничества стран ЕАЭС в топливно-энергетической сфере, сферах транспорта и электроэнергетики;

• достижение странами ЕАЭС коллективной экономической безопасности и конкурентоспособности;

• завершение переходного периода к рыночному регулированию экономики;

• сокращение спроса на сырьевой экспорт стран ЕАЭС;

• кооперационные связи между предприятиями промышленности стран ЕАЭС, выстроенные за время существования СССР;

• взаимодополняемость экономик стран ЕАЭС;

• гармонизация интересов и взаимовыгодное сотрудничество стран ЕАЭС;

• отлаженный механизм наднациональных органов управления и регулирования интеграционных процессов;

• ключевая роль России в качестве главного донора экономической интеграции;

• экономическая и географическая близость стран ЕАЭС;

• строгое соблюдение добровольности и взаимное уважение культурного своеобразия стран ЕАЭС;

• политическая воля руководства стран ЕАЭС;

• общее историческое прошлое и схожие направления ведения хозяйственной деятельности [Европейский союз, 2013: 110—119].

Безусловно, наличие указанных предпосылок свидетельствует о том, что Союз может и должен стать полновесным игроком на всём евразийском пространстве. Однако для укрепления имеющихся условий ЕАЭС

и достижения максимального макроэкономического эффекта евразийской интеграции необходима дальнейшая гармонизация законодательства, устранение барьеров в сфере таможенного регулирования, во взаимной торговле; устранение препятствий в сфере энергетики (ограничения и изъятия на формирующихся рынках энергоносителей); обеспечение реализации основных целей социально-экономического развития, проведение скоординированной работы по либерализации торговых отношений внутри интеграционного блока, совместная выработка направлений взаимовыгодного и равноправного сотрудничества со странами СНГ, а также с другими региональными интеграционными блоками и международными организациями.

Закономерности развития интеграционных процессов на евразийском пространстве отражают условия протекающей углубляющейся интернационализации хозяйственных связей, которые выражаются в структуре, институтах, этапах и механизмах евразийской экономической интеграции. Следует отметить, что ЕАЭС в своём формировании исходит из опыта развития экономической интеграции Европейского союза (ЕС) [Европейский союз, 2013: 110—119], который ставит перед собой такие цели, как последовательное устранение всех препятствий в торговле между странами-членами; применение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение ограничений для свободного передвижения рабочей силы, капиталов, услуг; унификация законодательства и др. Учитывая теоретические и организационные элементы развития интеграции в Европе, ЕАЭС вносит свои изменения в базовую модель экономической интеграции ЕС, связанные с экономическим и политическим состоянием в государствах — членах ЕАЭС.

В контексте закономерностей развития интеграционного сотрудничества в формате ЕАЭС необходимо выделить следующие составляющие:

• постепенное углубление экономической интеграции;

• концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции;

• модель интеграции «сверху вниз»;

• торговля с третьими странами;

• сокращение значения внутриотраслевой торговли;

• положение доноров топливно-энергетических ресурсов;

• интеграция между странами с различным уровнем экономического развития.

В соответствии с вышеуказанными закономерностями региональной интеграции первостепенным процессом является реализация разноскорост-ной и разноуровневой интеграции, которая предполагает опцию для каждого государства самостоятельно определять своё участие в том или ином направлении развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях, а также объём этого участия [Европейский союз, 2013: 110—119].

В настоящее время на постсоветском пространстве сформировано интеграционное «ядро» в рамках государств — членов ЕАЭС, к которому также принадлежат страны — члены СНГ. Интеграционное взаимодействие между «ядром» ЕАЭС и остальными участниками основывается на режиме свободной торговли с середины 2011 г.

Согласно научным исследованиям, принцип интеграции «сверху» (соглашения и институты на межгосударственном уровне) является более проблематичным для постсоветского пространства в силу разнородности участников и различия приоритетов, которые они расставляют [Винокуров, Либман, 2012]. Вместе с этим логика перераспределения (распределение ренты: разногласия по вопросу ценообразования на газ), которая вроде бы содействует интеграции «сверху», препятствует процессу углубления интеграции (формированию общих рынков энергоносителей). Выходом из ситуации может быть схема сочетания большого числа «перекрывающихся» проектов для отдельных стран, которые будут иметь опцию подключаться к тем проблемам, в решении которых наиболее заинтересованы эти страны. Подобная схема свойственна «открытому регионализму», нежели традиционным моделям интеграции [Винокуров, Либман, 2012].

Для интеграции «снизу» (спонтанное взаимодействие экономических игроков, межгосударственное взаимодействие, обусловленные действиями объективных экономических законов) в ЕАЭС процессы идут куда лучше: степень интегрированности евразийской региональной группировки с каждым годом выше. Кроме того, способствующими элементами для интеграции «снизу» является интегрированное биржевое пространство или транспортные коридоры. Хорошим примером интеграции «снизу» на постсоветском пространстве стали биржевые структуры (в 2000—2001 гг. — соглашение о сотрудничестве с казахстанской KASE). Традиционно к такому формату интеграции относят три компонента: 1) взаимная торговля и инвестиции, 2) миграция трудовых ресурсов, 3) трансграничное сотрудничество [Либман, 2009].

На сегодняшний день в странах евразийской региональной экономической интеграции достаточно позитивные тенденции во взаимной и внешней торговле товарами и услугами, несмотря на некоторое снижение в 2016 г., которое было обусловлено общим экономическим спадом [Евразийская экономическая интеграция, 2019]. Преимущественно сырьевая направленность воспроизводственных структур стран евразийской интеграции стимулирует взаимную торговлю продуктами различных отраслей хозяйственного комплекса.

По совокупности макроэкономических показателей евразийский интеграционный блок занимает вторую позицию в мире после ЕС [ Телегина, Халова, 2017]. Кроме того, высокий потенциал ЕАЭС подтверждается социально-экономическими показателями стран объединения. В настоящее

время ЕАЭС занимает 14% мировой территории, на которой проживает 184,3 млн человек. На долю ЕАЭС приходится примерно 20,2% мировых запасов природного газа (1-е место в мире), 14,5% мировых запасов нефти (1-е место в мире), 6,5% мировых запасов угля (4-е место в мире), 4,9% мирового производства электроэнергии (4-е место в мире), 4,7% мирового производства чугуна (4-е место в мире), 5% мирового производства стали (5- е место в мире), 2,2% мирового промышленного производства (8-е место в мире). В 2018 г. в ЕАЭС было произведено 2,3% мирового ВВП (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств — участников ЕАЭС составил 2,4% мирового экспорта [Евразийский экономический союз, 2018]. Вместе с тем необходимо отметить, что на Россию приходится почти 87 % всего экономического потенциала стран — участниц ЕАЭС [Андронова, 2016].

Среди базовых отличий евразийской интеграции от СНГ можно выделить, что ЕАЭС характеризуется большой координацией власти [Андронова, 2016]. В настоящее время взаимодействие стран ЕАЭС происходит через Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Евразийскую экономическую комиссию. Для дальнейшего продвижения интеграционных инициатив первостепенным должно стать: проведение эффективных реформ в ведущих странах ЕАЭС, решение внутренних задач для повышения качества их экономического порядка [Либман, 2006]. Залогом успеха углубления интеграционных процессов ЕАЭС является эффект навёрстывания темпов роста, отражающий общность вызовов глобальной экономики для стран — членов ЕАЭС. Несомненно, определяющую роль в экономике стран — членов ЕАЭС играет энергетика, соответственно инвестирование крупных энергетических проектов должно стать ядром интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Характер сотрудничества стран - членов ЕАЭС в газовой сфере

На текущем уровне интегрированности ЕАЭС основное место в сотрудничестве стран — членов Союза занимает взаимодействие в рамках создания общего энергетического плацдарма. Так, в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС от 6 декабря 2018 г. [Декларация, 2018] основным направлением является «ускоренное формирование общих энергетических рынков как одного из элементов для развития промышленной, сельскохозяйственной и транспортной политик государств — членов ЕАЭС». По мнению С. Ю. Глазьева, страны с меньшим весом их научно-производственного потенциала в рамках ЕАЭС больше всего заинтересованы в разработке и скорейшем принятии таких единых политик, на основании которых эти страны могли бы повысить свою кон-

курентоспособность в определённых подсистемах, где они имеют потенциально высокую эффективность [Глазьев, 2020].

Одним из сложных и в то же время наиболее перспективных направлений развития интеграционного сотрудничества стран — участниц ЕАЭС является формирование общего рынка газа, на котором доминируют могущественные естественные монополии, сформированные как составные части энергоснабжения СССР.

С содержательной точки зрения общий рынок газа как форма углубления евразийской экономической интеграции отражает объективные потребности стран — членов ЕАЭС, связанные с усилением их позиций в мировом хозяйстве, а также унификацией экономических отношений с сфере энергетики на внешних рынках [Аллаярова, 2019], охватывая не только таможенно-тарифную либерализацию, но и унификацию норм, стандартов на газ и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, гармонизацию законодательства стран-участниц в сфере транспортировки и поставки газа между странами-участницами [Правовой портал ЕЭК, 2020]. Другими словами, преодоление законодательных и экономических барьеров между национальными рынками государств — партнёров по интеграционному блоку является одним из основных требований в части формирования общего рынка газа.

Главным результатом усилий Евразийской экономической комиссии по углублению евразийской интеграции является разработка и принятие двух концептуальных документов:

1) Концепции формирования общего рынка газа ЕАЭС (решение № 7 от 31.05.2016);

2) Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС (решение № 18 от 06.12.2018) [Аллаярова, 2020].

Согласно Программе формирования общего рынка газа следует назвать основных участников общего рынка газа: поставщики и потребители газа; механизмы его функционирования: транспортировка, поставка, взаимная торговля по прямым договорам на поставку газа, взаимная торговля на биржевых торгах, унификация норм и стандартов на газ; сферы регулирования: регулирование деятельности субъектов естественных монополий, таможенно-тарифное регулирование, техническое регулирование и др. В качестве основных задач программы ставятся:

• переход к рыночным механизмам ценообразования, повышение их прозрачности;

• обеспечение добросовестной конкуренции и недискриминационного доступа на рынки друг друга на основе единых правил доступа к ГТС;

• прозрачное и недискриминационное распределение свободных мощностей ГТС;

• обеспечение функционирования товарных бирж, включая доступ нерезидентов к торгам;

• формирование биржевых индикаторов и регистрации внебиржевых сделок и др.) [Правовой портал ЕЭК, 2020].

Конечным мероприятием реализации Программы формирования общего рынка газа будет принятие международного договора о формировании общего рынка газа ЕАЭС странами-членами, на основании которого будет определён формат интеграции — регулируемая или либеральная [Еремин, 2018].

Следует отметить, что ЕАЭС — это неоднородная энергетическая совокупность: особое положение в интеграционном блоке занимают Россия и Казахстан. Благодаря наличию солидных запасов энергетических ресурсов в этих странах ЕАЭС становится пространством притяжения мощных геополитических игроков и представляет огромный потенциал на мировом энергетическом рынке (табл.).

Взаимная торговля природным газом в ЕАЭС представляет собой в основном поставки российского газа в Белоруссию и Армению, а также в Казахстан на основании двустороннего сотрудничества по переработке давальческого сырья, поступающего с Карачаганакского месторождения Казахстана в Россию для переработки.

Вместе с тем наряду с активным сотрудничеством России и Казахстана в газовой отрасли страны конкурируют между собой в осуществлении поставок в Китай [Аллаярова, 2019]; чтобы усилить свои позиции, Казахстан активно ведёт переговоры с соседними странами с целью взять нефтяной транзит под свой контроль.

Основные показатели газовой отрасли ЕАЭС в 2018 г.

Показатель Страна

Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС

Запасы газа — 3 1500 6 32600 34109

Добыча газа — 0,2 55,5 0,03 725 781,1

Внутреннее потребление 2,5 20,5 14,3 0,3 480,5 518,1

Поставка в третьи страны — — 7,4 — 204,1 211,5

Потребление газа на душу населения 900 2070 740 50 3200

Источник: составлено автором по материалам ЕЭК

К проблемам создания общего рынка газа ЕАЭС можно отнести:

1. Неоднородность развития рынков газа стран ЕАЭС: газовые рынки Армении и Киргизии полностью импортозависимы, рынок газа Белоруссии функционирует в рамках системы государственного управления и планирования. Рынок газа Казахстана развивается в системе «главного покупателя», поскольку страна является как добывающей, так и экспортирующей энергоресурсы. Кроме того, на казахстанском рынке достаточно высокий уровень конкуренции, который обусловлен в основном иностранными инвестициями в секторе добычи, где представлены международные нефтегазовые компании (CNPC, British Gas, ENI, Chevron и др.).

Государственная политика, а также высокая самообеспеченность ресурсами газа в отдельных крупных месторождениях и структура выданных лицензий на их разработку — всё это говорит о высокой степени монополизации российского рынка газа. Вместе с тем рынок продолжает своё развитие, приобретая черты монополистической конкуренции, то есть на отраслевом рынке функционируют два сегмента — монопольный и конкурентный, где независимым организациям предоставлена возможность поставок газа до конечного потребителя.

Структурные различия национальных рынков обусловлены спецификой ресурсной базы. При этом рынки между собой отличаются степенью развития, что усложняет процесс газовой интеграции и требует от стран — членов серьёзных усилий и политической воли.

2. Экспортная проблема считается ключевой, поскольку невысокая доля взаимной торговли газом, превалирующие поставки газа в третьи страны, дополнительные нормы регулирования взаимодействия России и Казахстана — всё это вызывает серьёзные трудности в координации экспортных позиций Союза. Очевидно, каждое из государств — членов имеет свои национальные интересы, не всегда совместимые друг с другом; так, Россия и Казахстан как главные экспортёры природного газа среди стран — членов ЕАЭС выбрали бы более выгодные для них форматы взаимодействия, способствующие устранению конкуренции между российским и казахстанским газом на мировых рынках [Еремин, 2016].

3. Наличие долгосрочных действующих двусторонних договоров между странами в отношении транзита газа, реэкспорта и других направлений сотрудничества между контрагентами. В случае продвижения данного формата сотрудничества на законодательной основе достижение ожидаемого экономического эффекта и поставленных целей интеграции станет труднодостижимым.

Следует подчеркнуть, что в условиях глобализации как наивысшего класса сложности трансформации экономики энергоресурсов развитие и углубление евразийской интеграции становится важнейшим инструментом нейтрализации проявления внешней агрессии по отношению к союзным

государствам, защиты национальных экономических интересов, преодоления экономических кризисов, обеспечения экономической и энергетической безопасности и нейтрализации явлений, которые негативно сказываются на социально-экономической динамике в странах ЕАЭС.

Кроме того, нельзя не согласиться с С. В. Ереминым, что успех создания общего рынка газа ЕАЭС зависит от достижения двух условий:

• преодоления странами ЕАЭС институциональных столкновений в моделях национальных рынков природного газа, в то время как без унификации законодательств и стандартов торгово-экономических отношений сложно обеспечивать устойчивость экономики стран — членов Союза, а также выстраивать крепкие, на взаимовыгодной основе отношения в любой отрасли, в том числе газовой;

• достигнутые положительные эффекты стран — членов ЕАЭС от интеграции их газовых рынков превысят трансакционные издержки [Еремин, 2018].

Объективно смена дезинтеграционных процессов интеграционными на постсоветском пространстве связана не только экономическими, но и политическими факторами. Любое интеграционное объединение ставит перед собой цель создания необходимых условий для стабильного, эффективного развития экономик вовлечённых стран и повышения уровня жизни их населения. В этом смысле региональная евразийская экономическая интеграция не является исключением. Кроме того, необходимо учитывать исторически сложившуюся общность, сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, этнической истории, которые создают объективные возможности для дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Вопрос состоит в том, смогут ли страны — партнёры по интеграционному блоку найти компромиссы в виде общих экономических интересов и определения векторов дальнейшего развития, учитывая готовность вступления других стран СНГ.

Итак, ЕАЭС обладает мощным экономическим потенциалом, значительной сферой международного влияния и реальными перспективами развития как один из важнейших субъектов мировой экономики, а в случае, если интеграционный блок достигнет положительного экономического эффекта и обеспечит свою экономическую безопасность, может стать региональным лидером.

Выводы

Стоит ещё раз отметить, что современные внешнеэкономические условия актуализируют повестку углубления региональной евразийской экономической интеграции: построение эффективной современной интеграционной группировки на постсоветском пространстве позволит странам — членам

ЕАЭС занять достойное место на международной арене. Наиболее эффективным способом вхождения ЕАЭС в мировую энергетику является формирование стабильного и свободного общего рынка газа в рамках ЕАЭС, прежде всего путём добровольного и равноправного объединения национальных газовых рынков. Главным в механизме создания общего энергетического пространства стран — членов ЕАЭС является идея взаимовыгодного сотрудничества на базе единой системы газоснабжения. Для преодоления разнородности, выхода на новый уровень сотрудничества странам — членам ЕАЭС необходима совместная выработка стратегии взаимовыгодного сотрудничества, принимая во внимание все имеющиеся для этого предпосылки и факторы.

Список литературы

Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Распоряжение ВЕЭС от 6 декабря 2018 г. № 9 // Шр8://дос8.еаеишоп. ощ/дос8/ги-ги/01420213/ш8_10122018, дата обращения 08.12.2020.

Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия, 2018. // eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/ Brief_Statistics_Yearbook_2020.pdf, дата обращения 10.10.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовой портал Евразийской экономической комиссии // https://docs. eaeunion.org, дата обращения 11.10.2020.

Евразийская экономическая интеграция — 2019. Доклад № 52, 2019. М.: ЦИИ ЕАБР // https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_Centre_Report_52_Eurasian_ Economic_Integration_2019_rus.pdf, дата обращения 10.12.2020.

Аллаярова Н. И., 2020. Эволюция форм евразийской интеграции: механизм взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза на общем рынке газа. Экономические науки. № 3 (184) С. 139—147. DOI: 10.14451/1.184.139.

Мельников А. Б., Маркевич Ю. А., Фалина Н. В., 2020. Состояние и уровень развития интеграционных процессов в ЕАЭС как составляющие экономической безопасности интеграционного объединения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Т. 28. № 1. С. 55—71. DOI: http://dx.doi. org/10.22363/2313-2329-2020-28-1-55-71.

Ткаченко М. Ф, Аллаярова Н. И., 2019. Тенденции и потенциал формирования общего рынка газа в ЕАЭС. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Т. 27. № 4. С. 693-705. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-4693-705.

Аллаярова Н. И., 2019. Вектор развития биржевой торговли в условиях формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза. VI Всероссий-

ская научно-практическая конференция с международным участием: сборник научных трудов. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. С. 30—35.

Аллаярова Н. И., 2019. Ключевые тенденции развития биржевой торговли газом в Евразийском экономическом союзе. Сборник по материалам XIX Международной научно-практической конференции «Экономическая наука — хозяйственной практике» (Школа молодых учёных). С. 247—257.

Андронова И. В., 2016. Евразийский экономический союз: потенциал и ограничения для регионального и глобального лидерства. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 11. № 2. С. 7—23.

Глазьев С. Ю., 2020. О стратегических направлениях развития ЕАЭС. Международная жизнь. № 8. С. 42—73.

Глазьев С. Ю, Чушкин В. И., Ткачук С. П, 2013. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства. М.: ООО «Викор Медиа». С. 110—116.

Еремин С. В., 2018. Рынки природного газа в условиях международной экономической интеграции: направления трансформации, ключевые факторы и вызовы. Дисс. ...д. э. н. М. С. 222—225.

Еремин С. В., 2016. Формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза: концептуальные развилки и альтернативы (Часть 2). Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. № 4. С. 47—52.

Либман А. М, 2009. Модели экономической интеграции: мировой и постсоветский опыт. Дисс. ... д. э. н. М. С. 24—85.

Либман А М, 2006. Роль экономической интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве: количественный анализ. Проблемы прогнозирования. № 5. С. 58-72.

Телегина Е. А., Халова Г. О., 2017. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами Северо-Восточной Азии. Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 4. С. 50-59.

Винокуров Е. Ю., Либман А. М, 2012. Евразийская континентальная интеграция. ЕАБР: Санкт-Петербург // https://vinokurov.info/ru/evrazijskaja-kontinentalnaja-integracija, дата обращения 09.12.2020.

NELIA I. ALLAIAROVA,

post-graduate student of the Department of international economic

relations of the Russian Customs Academy.

Address: 4, Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, 140015, Russian

Federation

E-mail: nelia.raimzhanova@gmail.com

SPIN-code: 4561-5264

ORCID: 0000-0002-8518-021X

COMMON GAS MARKET OF THE EAEU: FACTORS, PROSPECTS AND RISKS

DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_126

Received: 15.12.2020

For citation: Aiiaiarova N., 2020. Prerequisites and Factors of the EEU Common Gas Market Creation for Greater Eurasian Economic Integation. - Geoeconomics of Energetics. № 4 (12). P. 126-141.

Keywords: Eurasian Economic Union, regional economic integration, common gas market, integration processes, post-Soviet space.

Abstract:

The article reveals the regularities of the development of integration processes in the EEU, identifies the prerequisites for the deepening of this integration grouping. The nature of interaction of the EEU member States in the gas sector is considered. The relations of the member States of the Eurasian economic integration in the gas sector play an important role in providing their national economies with gas resources. Historically established energy ties make the common gas market of the EEU a natural direction for the development of the fuel and energy complexes of the member States. The EEU. The main thing in the mechanism of creating a single energy space of the EEU member States is the idea of mutually beneficial functioning of gas supply systems of the countries of the integration Association. The factors for the creation of a common gas market, as well as problems hindering the implementation of measures to form a common gas market of the EEU, are identified. It was noted that the formation of a common gas market of the EEU is of great strategic importance for all member countries of the integration bloc, since the deepening of integration ties increases the efficiency of energy supply, energy security, and as a result, the economic stability of the EEU member States. To solve intra-Union problems in the gas sector, it is necessary to develop a strategy for mutually beneficial cooperation that would take into account the interests of all EEU member States and would help overcome institutional differences.

References

Declaration on the further development of integration processes within the EEU. Order of the SEEC of December 6, 2018. № 9 // https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01420213/ms_10122018, accessed 08.12.2020. (In Russ.)

The Eurasian economic Union in numbers: a brief statistical collection; Eurasian economic Commission, 2018 // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2020.pdf, accessed 10.12.2020. (In Russ.)

Legal portal of the Eurasian Economic Commission // https://docs.eaeunion.org, accessed 11.10.2020. (In Russ.)

Eurasian economic integration-2019. Report № 52, 2019. M.: EDB research Institutes // https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_Centre_Report_52_Eurasian_ Economic_Integration_2019_rus.pdf, accessed 10.12.2020. (In Russ.)

Allayarova N. I., 2020. Evolution of forms of Eurasian integration: the mechanism of interaction of the member States of the Eurasian economic Union in the common gas market. Economic Sciences. № 3 (184). P. 139-147. DOI: 10.14451/1.184.139. (In Russ.)

Melnikov A. B., Markevich Yu. A, Falina N. V, 2020. State and level of development of integration processes in the EEU as components of economic security of the integration Association — RUDN Journal of Economics. Vol. 28. № 1. P. 55-71. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-1-55-71. (In Russ.)

Tkachenko M. F., Allaiarova N. I., 2019. Trends and potential of forming a common gas market in the EEU. RUDN Journal of Economics. Vol. 27. № 4. P. 693 —705. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-4-693-705. (In Russ.)

Allayarova N. I., 2019. Vector of development of exchange trade in the conditions of formation of the common gas market of the Eurasian economic Union. VI all-Russian scientific and practical conference with international participation: collection of scientific papers. M.: Lomonosov Moscow state University. P. 30—35. (In Russ.)

Allayarova N. I., 2019. Key trends in the development of gas exchange trading in the Eurasian economic Union. Collection of materials of the XIX International scientific and practical conference "Economic science — economic practice" (School of young scientists). P. 247—257. (In Russ.)

Andronova I. V., 2016. Eurasian economic Union: potential and limitations for regional and global leadership. RUDN Journal of Economics. Vol. 11. № 2. P. 7—23. (In Russ.)

Glazyev S. Yu., 2020. On the strategic directions of the EEU development. International Life. № 8. P. 42—73. (In Russ.)

Glazyev S. Yu., Chushkin V. I., Tkachuk S. P., 2013. The European Union and the Eurasian economic community: similarities and differences in integration construction processes. M.: Vikor Media LLC. P. 110—116. (In Russ.)

Eremin S. V, 2018. Natural gas markets in the context of international economic integration: directions of transformation, key factors and challenges. Diss. ... doctor of Economics, P. 222—225. (In Russ.)

Eremin S. V, 2016. Formation of the common gas market of the Eurasian economic Union: conceptual forks and alternatives (Part 2). Problems of economy and management of the oil and gas complex. № 4. P. 47— 52. (In Russ.)

Libman A. M, 2009. Models of economic integration: world and post-Soviet experience. Diss. ... doctor of Economics. P. 24—85. (In Russ.)

Telegina E. A., Halova G. O., 2017. Prospects for energy cooperation between the EAEU and the countries of North-East Asia. World economy and international relations. Vol. 61. № 4. P. 50-59. (In Russ.)

Vinokurov E. Yu., Libman A. M, 2012. Eurasian continental integration. EDB: Saint Petersburg // https://vinokurov.info/ru/evrazijskaja-kontinentalnaja-integracija, accessed 09.12.2020. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.