Научная статья на тему 'ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЧИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЧИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧИНОВНИК / КИНОПРОИЗВОДСТВО / FILM PRODUCTION / ВЫСЛУГА ЛЕТ / SENIORITY / КЛАССЫ / CLASSES / STATE OFFICIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минеева Ирина Александровна

Статья посвящена историко-правовому анализу производства в чины гражданских служащих, а также об изменениях в принципах и критериях чинопроизводства в российской империи в XIX - начале XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General order chin production in the Russian Empire in the 19th and early 20th centuries

The article deals with historical legal analysis of the proceedings in the ranks of civil servants, as well as changes in the principles and criteria film production in the Russian Empire in the XIX - early XX centuries.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЧИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЧИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

МИНЕЕВА Ирина Александровна,

аспирантка кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия»,

федеральный судья Павловского городского суда Нижегородской области. E-mail: kirill-lena@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена историко-правовому анализу производства в чины гражданских служащих, а также об изменениях в принципах и критериях чинопроизводства в российской империи в XIX - начале XX веков.

Abstract: The article deals with historical legal analysis of the proceedings in the ranks of civil servants, as well as changes in the principles and criteria film production in the Russian Empire in the XIX - early XX centuries.

Ключевые слова: Государственный чиновник, кинопроизводство, выслуга лет, классы. Keywords: State officials, film production, seniority, classes.

По мнению автора статьи, проблема продвижения государственных чиновников по службе не утратила своей актуальности. В последние годы она приобрела особую остроту в связи с необходимостью решения вопроса о повышении эффективности деятельности государственного аппарата. Предпринимаемые меры пока не позволяют сделать вывод, что данная проблема решается в России успешно. Проведенная административная реформа привела только к росту армии чиновников, расходов на их содержание, при этом она ни как не повлияла на качество исполнения законов и подзаконных актов, улучшения качества жизни граждан страны.

Какой алгоритм решения указанной проблемы следует применить, чтобы получить положительный результат? Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку необходимо учитывать большое количество, порой противоречивых факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности государственного аппарата в целом, отдельных его структур и чиновников. Очевидно одно - требуется системный подход и другие методы исследования, в том числе и исторический.

Служба государева еще со времен Алексея Михайловича стала приравниваться к службе государству, а «Табель о рангах» его сына Петра Алексеевича, окончательно установила различные чины и ранги государственных людей.

Служба государству делилась на военную, гражданскую и придворную. С получением нового класса в «Табели о рангах» приобреталось и дополнительное, столь желанное право и обеспечивалась определенная независимость того или иного чина от

непосредственного начальства.

Особо усердствовали в получении чинов гражданские служащие. Получали новые чины и должности благодаря своим связям (или связям родственников, более успешных и продвинувшихся по службе), подкупам, наушничеству. Нередко чины и должности получали лишь благодаря покровительству людей наделенных властью. Так, М.М. Сперанский, несмотря на свою образованность и таланты, получил возможность подняться по служебной лестнице лишь благодаря князю А.Б. Куракину и графу В.П. Кочубею. Нередко происходило и обратное, когда, благодаря покровительству, чиновниками становились и люди необразованные.

Александр I решил положить конец этому хаосу. «Желая, чтоб все места наполняемы были чиновниками самых тех классов, в коих места сии по штатам положены, мы дозволяем, однако ж, - говорилось в указе 1801 г. «О правилах производства в чины и определения чиновников к должностям», - по уважению способностей и в нужных случаях, определять на оные и таких, коих чины и несовершенно классу мест соответствуют; но чтоб изъятие сие из общего правила не простиралось ни выше, ни ниже одного чина; а посему советники надворный и статский могут быть на месте советника коллежского, но не должны быть на оное определены ни коллежский асессор, ни действительный статский советник».[1] Этот указ от 1 августа 1801 г. отменил все прежние правила чинопроизводства и послужил отправной точкой последующих преобразований. Этим указом утвердились обязательные сроки нахождения в каждом чине и без выслуги лет очередной чин получить

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 1(145)

было нельзя. Кроме того, в зависимости от должности ставилось получение нового чина.

Следующим шагом в чинопроизводстве стали указы от 3 апреля 1809 г. и от 6 августа 1809 г., идейным вдохновителем которых был М.М. Сперанский (следует заметить, что эти указы впоследствии стоили Сперанскому М.М. карьеры).

3 апреля 1809 г. Александр I своим указом не считать занятие почетных придворных должностей за действительную гражданскую службу.[2] С этого времени придворные почетные должности стали даваться чиновникам, как правило, гражданским, находящимся на действительной службе. Эти звания стали личной наградой императора особо отличившимся чиновникам из титулованного или древнего дворянства.[3] Император повелел аристократам искать почет в делах, а не в званиях.[4]

Указ от 6 августа 1809 г. усугубил предыдущее постановление, поскольку вводил экзамен для людей желающих продвигаться по гражданской службе. Этот указ так и назывался «О правилах производства в чины по гражданской службе и испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники».

Эти постановления вызвали недовольство аристократов, поскольку своим действием они преграждали путь легкому получению чинов и должностей без заслуг и образования для детей родовой аристократии. Однако эти постановления не удалось полностью реализовать.

Александр I создал комитет по составлению общих правил при производстве в чины, но работа этого комитета в связи с Отечественной войной 1812 г. затянулась и правила до 1825 г. так и не были регламентированы. Только с вступлением на престол Николая I начинается упорядочивание государственной службы.

Николай I 14 октября 1827 г. определил порядок поступления на службу, а последующим законом от 25 июня 1834 г. - регламентировал условия продвижения по чиновничьей лестнице. Изданный в 1835 г. «Устав о службе гражданкой» установил примерное соответствие между чинами и должностями. В основу были положены принципы выслуги, а также «усердия и похвального отправления службы».[5] Исключалось производство через чин строго выдерживалось постепенность прохождения службы, однако профессиональные достоинства или квалификация мало учитывались.[6] Вместе с тем, следует от-

метить, что чиновники, имеющие низший ранг, но обладающие высшим образованием, имели небольшие привилегии и относились к первому разряду, а, значит, переводились из XIV до X класса через 3 года, а уже начиная с X до V - 4 года.

Начиная с IX класса, порядок производства в чины усложняется за счет того, что кроме образования требовалась еще и принадлежность к дворянству. Так потомственным дворянам при переходе их IX в VIII класс требовалась выслуга в 4 года, а не дворянам при всех равных условиях - 6 лет. Для достижения IV, III, II и I классов сроки были не установлены и получение этих классов целиком зависело от императора.

Кроме основного порядка получения чинов, возможно было производство в чины за отличия, что сокращало время установленное для прохождения того или иного чина в некоторых случаях вдвое. Для получения VIII класса потомственное дворянство за отличия по службе сокращало сроки нахождения в чине с 4 до 2 лет, а не дворянам с 6 лет до 4 лет.

Следует отметить, что имелись исключения из правила постепенного произведения касающиеся лиц судейского звания, а также губернские и уездные предводители дворянства.[7]

Кроме того, благодаря образованию в гражданских ведомствах военных корпусов, возникает новый вид чиновников - военно-граждаские, они были в корпусах инженеров путей сообщения, корпусе горных инженеров, корпусе лесничих, межевом корпусе. Назначение этих чиновников было тоже своеобразное - общевойсковое, хотя присутствовали и гражданские чины. Сделано это было с целью введения жесткой субординации. Однако уже в 1864 г. Д.А. Милютин, будучи военным министром, высказался против военных чиновников в путейском ведомстве и в августе1867 г. всех чиновников лесного, межевого, телеграфного и корпуса путей сообщения перевели в гражданские по своему классу.[8]

Со вступлением на престол Александра II начинаются преобразования в правовой структуре общества, эти изменения коснулись и чиновников. Были отменены различия в сроках выслуги в зависимости от происхождения и образования. Срок выслуги сокращался вполовину при чинопроизводстве за отличия. Но получение потомственного дворянства при получении определенного в «Табели о рангах» класса стало затруднено. Если по закону от 11 июня 1845 г. потомственное дворянство можно было получить достигнув V класса, то указом от 9 декабря 1856 г. оно давалось

только тем, кто достиг IV класса.[9] А уже с 1 августа 1898 г. IV классный чин можно было получить только после 5 лет пребывания в предыдущем чине. В 1900 г. добавилось еще одно ограничение, которое заключалось в том, что общий срок службы в классных чинах должен был составлять не менее 20 лет.[10]

Такие ограничения, с одной стороны, создавали препятствия для получения чиновниками не дворянского звания титула потомственного дворянина, а с другой - открывали дорогу по службе способным людям.

Николай II не стал нарушать традиции предыдущих царствований и также создал комиссию, решавшую вопросы о судьбах чиновников. Комиссия, проработав 6 лет, в 1901 г. представила императору доклад, в котором предлагалось заменить принцип выслуги лет принципом поощрения за заслуги, а также предлагалось восстановить образовательный ценз для чиновников.

Только в 1906 г. был принят закон об отмене сословного принципа получения чинов и замене его

Библиография:

критерием образования.

Таким образом, можно сделать следующие

выводы:

- сословный принцип получения чинов показал свою несостоятельность. Его реализация на практике приводила к тому, что государственные должности занимались не по способностям и заслугам претендентов, а благодаря происхождению, протекции, прямому подкупу или доносам;

- в течении XIX - начале XX вв. предпринимались неоднократные попытки упорядочить прохождение государственной службы, повысить ее эффективность. Однако многие из них не увенчались успехом по различным причинам, в первую очередь потому, что они вызвали недовольство аристократов, поскольку преграждали путь к легкому получению чинов и должностей без заслуг и образования для детей родовой аристократии;

- отмене сословного принципа получения чинов и замене его критерием образования послужил закон, принятый в 1906 г.

1. ПСЗ I. Т. 26. № 19961.

2. ПСЗ I. Т. 30. № 23559.

3. Карнович Е.П. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1807. С. 85-87.

4. ПСЗ I. Т. 30. № 23559.

5. ПСЗ II. Т. IX. № 7224.

6. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 183.

7. СЗ РИ. Т. 3. Кн. 1. Ст. 250; Судебный устав 1864 г; Учреждение Судебных Установлений. М., 1870. Ст. 241.

8. ПСЗ II. Т. 9. Отд. 1. № 44897.

9. ПСЗ II. Т. 21. Отд. 1. № 31236.

10. ПЗС III. Т. 18.1. № 15871; Т. 20. № 19131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.