Научная статья на тему 'Общие вопросы разработки программы развития и ее роль в реализации деятельности образовательной организации'

Общие вопросы разработки программы развития и ее роль в реализации деятельности образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа развития образовательной организации / разработка программы развития / проект / нормативно-правовое обеспечение / этапы разработки / структурные элементы / командная работа. / a development program of an educational organization / elaboration of a development program / a project / regulatory framework / stages of elaboration / structural elements / teamwork.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова А. М.

В статье обоснована актуальность разработки программы развития образовательной организации в условиях современного российского образования, претерпевающего значительные изменения благодаря глобальным государственным проектам. Рассмотрено понятие программы развития образовательной организации как стратегического документа, являющегося ориентиром для принятия оперативных управленческих решений. Приведены актуальные нормативно-правовые основы для составления данной программы. Представлены основные моменты, касающиеся процесса ее разработки как в части описания отдельных структурных элементов и этапов разработки, так и в отношении рекомендаций по организации командной работы. Перечислены компоненты, составляющие ресурсное обеспечение реализации программы. Подчеркивается роль данного документа и его важность в осуществлении деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General issues of elaboration of the development program and its role in the functioning of the educational organization

The article states the relevance of elaboration of a development program of an educational organization in the context of modern Russian education, which is undergoing significant changes thanks to global government projects. The concept of a development program of an educational organization as a strategic document, which is a guideline for making operational management decisions, was considered. The current regulatory framework for this program is provided. The main points regarding the process of its elaboration are presented both in terms of describing individual structural elements and stages of elaboration, and in relation to recommendations for organizing teamwork. The components that make up the resource support for the implementation of the program are listed. The role of this document and its importance in the functioning of the educational organization are emphasized.

Текст научной работы на тему «Общие вопросы разработки программы развития и ее роль в реализации деятельности образовательной организации»

2024, №3, часть 1 |Ц ISSN 2078-9661

УДК 371.11

Петрова А.М.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институтразвития образования Иркутской области», Иркутск, Россия

Общие вопросы разработки программы развития и ее роль в реализации деятельности образовательной организации

Аннотация. В статье обоснована актуальность разработки программы развития образовательной организации в условиях современного российского образования, претерпевающего значительные изменения благодаря глобальным государственным проектам. Рассмотрено понятие программы развития образовательной организации как стратегического документа, являющегося ориентиром для принятия оперативных управленческих решений. Приведены актуальные нормативно-правовые основы для составления данной программы. Представлены основные моменты, касающиеся процесса ее разработки как в части описания отдельных структурных элементов и этапов разработки, так и в отношении рекомендаций по организации командной работы. Перечислены компоненты, составляющие ресурсное обеспечение реализации программы. Подчеркивается роль данного документа и его важность в осуществлении деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: программа развития образовательной организации, разработка программы развития, проект, нормативно-правовое обеспечение, этапы разработки, структурные элементы, командная работа.

Petrova A.M.

General issues of elaboration of the development program and its role in the functioning of the educational organization

Abstract. The article states the relevance of elaboration of a development program of an educational organization in the context of modern Russian education, which is undergoing significant changes thanks to global government projects. The concept of a development program of an educational organization as a strategic document, which is a guideline for making operational management decisions, was considered. The current regulatory framework for this program is provided. The main points regarding the process of its elaboration are presented both in terms of describing individual structural elements and stages of elaboration, and in relation to recommendations for organizing teamwork. The components that make up the resource support for the implementation of the program are listed. The role of this document and its importance in the functioning of the educational organization are emphasized.

Keywords: a development program of an educational organization, elaboration of a development program, a project, regulatory framework, stages of elaboration, structural elements, teamwork.

В настоящее время современное российское образование переживает значительные позитивные изменения. Реализуются глобальные государственные проекты: национальный проект «Образование», федеральные проекты «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», проекты «Школа Минпросвещения

России», «Билет в будущее», «Шоу профессий» [2]. Общей идеей всех проектов является развитие и модернизация не только инфраструктуры образовательной среды, но и ее качественное изменение изнутри. Идет процесс профессионального развития управленческих кадров и педагогических работников посредством реализации программ повышения квалификации, методической поддержки, обучения педагогов. Развивается инфраструктура образования путем строительства новых школ, обновления материально-технической базы образовательных организаций, их оснащения современным оборудованием. Совершенствуется содержательная сторона образования и воспитания через обновление нормативных и методических документов, внедрение новых методик и технологий преподавания, формирование системы управления качеством образования, развитие программ воспитания в образовательных организациях, обеспечение условий для участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности, детских общественных движениях и творческих конкурсах. Качественное современное образование становится все более доступным для детей независимо от региона проживания. У ребят появляется возможность применять на занятиях технологии цифровой образовательной среды, знакомиться с миром профессий с самого раннего возраста и проходить профессиональное самоопределение на профориентационных мероприятиях, получать поддержку в развитии своих способностей и талантов.

В подобных условиях непрерывного процесса модернизации всей системы образования и применения нововведений в деятельности отдельно взятой школы поднимается актуальность разработки и реализации программы развития образовательной организации. Как отмечают исследователи, понятие «программа развития» на данный момент не закреплено в нормативно-правовых актах, что может вызывать некоторые трудности при подборе конкретной дефиниции, но вместе с тем обнаруживаются широкие возможности для его трактовки и наполнения. Большинство авторов приводят схожие определения данного понятия и на основе изученного материала сформулирован следующий его вариант: программа развития - это управленческий документ, в котором отражены концепция, логика и стратегия развития образовательной организации, поэтапно с периодизацией описаны необходимые изменения, перечислены доступные ресурсы, описаны показатели эффективности и механизмы контроля, а также представлены планируемые результаты и потенциальные риски.

С административной точки зрения программа развития - это основа для принятия оперативных управленческих решений в текущей деятельности образовательной организации. В процессе ее разработки

руководство определяет свою позицию по отношению к предстоящим изменениям в социальном контексте, оценивает потенциал развития своей организации в новых условиях и берет ответственность за новые цели и способы их достижения [4, с. 6].

Важность этого документа подчеркивается необходимостью его согласования с учредителем образовательной организации [6, с. 15], при этом согласно п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» его разработка и утверждение относятся к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности [1].

Основу нормативно-правового обеспечения разработки программы развития составляют следующие стратегические документы:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»;

- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

- Профессиональные стандарты: «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», «Специалист в области воспитания», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Руководители образовательных организаций также применяют нормативно-правовые акты регионального и муниципального значения, локальные документы.

В работе по составлению программы развития специалисты выделяют конкретные этапы ее разработки такие, как [4, с. 8]:

1. Сбор данных о текущем состоянии образовательной организации с определением ключевых факторов внешней и внутренней среды: федеральных и региональных тенденций, особенностей местности, с детальным описанием состояния школы по ключевым показателям.

2. Оценка потенциала организации и выявление причин возникновения проблем. На данном этапе раскрывают ресурсный, материально-технический, организационный и кадровый потенциалы организации, описывают проблемные ситуации с выяснением их причин.

Возможно проведение SWOT-анализа, который представляет собой эффективный инструмент стратегического планирования. Это глубокое исследование, проводимое для определения сильных и слабых сторон организации, возможностей и всех видов угроз или факторов роста. В переводе с английского языка: S - strength - сильные стороны, W -weakness - слабые стороны, О - opportunities - благоприятные возможности, Т - threats - угрозы) [10].

3. Выстраивание цели организации с уточнением требований к целеполаганию. Возможно построение системы целей с привязкой ко времени их реализации.

4. Определение задач организации с описанием требований к решению и критериями эффективности решений.

5. Структурирование задач на проекты с поиском идей решения по каждой задаче в отдельности.

6. Формулирование показателей эффективности реализации программы развития с приведением прогнозов и плановых значений.

7. Определение механизмов реализации программы развития с детализацией правовых, организационных, информационно-технологических и финансовых механизмов.

Структура программы развития и логика изложения зависят от специфики самой образовательной организации, подходов и методов проектирования и реализации [5, с. 7]. Как правило, предусматривается рассмотрение таких аспектов, как:

- описание текущего состояния и имеющихся проблем;

- концепция развития образовательной организации в течение определенного периода;

- условия и ресурсы, необходимые для развития;

- описание мероприятий программы, которые сопровождают процесс развития;

- проведение контроля и мониторинга для отслеживания и оценки процесса развития.

В качестве конкретных структурных элементов программы развития выделяют следующие блоки:

1. Паспорт программы развития.

2. Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния образовательной организации в предшествующие периоды.

3. Концепция развития образовательной организации.

4. Ресурсное обеспечение учреждения.

5. Описание мероприятий, проектов и процессов развития, включая дорожную карту.

6. Планируемые результаты и мониторинг процесса развития образовательной организации.

Рассмотрим каждый структурный элемент программы развития подробнее.

1. Паспорт предназначается для систематизации и наглядного представления содержательной стороны программы развития и включает в себя:

- наименование программы;

- информацию о ее разработчиках;

- цель и задачи программы;

- критерии для оценивания результатов;

- сроки и периоды реализации мероприятий;

- источники финансирования программы;

- перечень исполнителей и перечень экспертов (при необходимости).

2. Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния и развития образовательной организации в предшествующие периоды позволяет оценить исходное состояние образовательной организации, проанализировать достижения и определить проблемные зоны, ранжировать и систематизировать имеющиеся проблемы.

Анализ включает в себя:

- информационную справку, в которой отражено исходное состояние образовательной организации;

- анализ достижений, конкурентных преимуществ, имеющихся проблем и перспектив развития;

- определение проблемных зон, решение которых будет являться ведущим направлением в развитии учреждения.

Выбор направлений анализа обусловлен спецификой самой образовательной организации, возможны следующие варианты:

- ресурсное обеспечение образовательных программ;

- развитие преподавательского состава;

- содержание общего образования и образовательных технологий;

- содержание дополнительного образования;

- воспитательная деятельность;

- социальное партнерство;

- обеспечение доступного и качественного образования.

3. Концепция развития образовательной организации является научно-теоретическим обоснованием развития. Она может включать в себя теоретические основы построения концепции - понятия, подходы, условия, общие положения, показатели эффективности и критерии оценивания.

4. Ресурсное обеспечение развития образовательной организации подразумевает проведение ресурсного анализа, включает в себя описание и характеристику имеющихся ресурсов организации: финансовых, кадровых, материально-технических, информационно-методических и так далее.

5. Описание мероприятий, проектов и процессов развития образовательной организации содержит следующие элементы:

- цель как планируемый результат развития;

- задачи как шаги для достижения цели, сформулированные в зависимости от имеющихся проблем, выявленных при проведении анализа;

- перечень проектов, составляющих программу развития;

- дорожная карта реализации проектов;

- управление процессом реализации программы развития.

6. В блок с планируемыми результатами и мониторингом процесса развития образовательной организации могут входить:

- описание образа выпускника, составленного с учетом федерального государственного стандарта, концепции развития, особенностей самой школы;

- результаты реализации программы развития, спроектированные в соответствии с целью и задачами;

- контроль результатов и мониторинг процессов развития с определением предметов контроля и мониторинга, сроками, субъектами контроля и мониторинга.

Составление программы развития образовательной организации - это прежде всего командная работа и в ней важно участие коллектива, из числа членов которого создается рабочая группа. Состав рабочей группы обычно назначается администрацией школы через издание соответствующего приказа. Количество участников группы может варьироваться от пяти до семи человек, предпочтительно, чтобы в нее вошли сотрудники разного возраста и разных образовательных областей. При ее формировании возможно ориентироваться на описание командных ролей, одно из наиболее известных описаний принадлежит М. Белбину, существуют и другие классификации ролей, например, Д. Крейган [8, с. 3; 9]. Идеально, если будут присутствовать люди, выполняющие различные роли в команде: генератор идей, аналитик, эксперт, исследователь ресурсов, исполнитель и другие.

В процессе изучения практик успешных команд коммерческих и некоммерческих организаций исследователями выявлены следующие их характеристики [3, с. 12]:

- немногочисленность команды во избежание трудностей понимания, встречающихся в больших командах;

- наличие у членов группы взаимодополняющих навыков -лидерских, профессиональных, коммуникативных;

- наличие общей миссии - единое понимание предназначения группы;

- наличие единых конкретных целей как фактор, влияющий на эффективность работы;

- общий подход к работе и согласованность;

- присутствие действенного лидера, умеющего поддерживать командный дух;

- разделение ответственности как важное условие в достижении общей цели.

Планирование мероприятий, входящих в программу развития, всегда сопряжено с планированием ресурсного обеспечения и поиском источников финансирования. На данном этапе можно рассматривать возможность привлечения внебюджетных средств и средств из бюджета вышестоящего уровня. Ресурсную базу определяют совместно с руководителями подразделений и бухгалтерией. Планирование должно быть реалистичным и основанным на результатах деятельности организации за предыдущие годы [4, с. 19-20].

В число ресурсов в широком понимании входят:

1. Нормативно-правовые документы: приказы, положения, внутренние правила и другие документы.

2. Научно-методические наработки и программно-методическое обеспечение: программы, проекты, разработанные методические рекомендации, учебно-методические пособия и другие материалы.

3. Кадровое обеспечение: подбор работников, проведение повышения квалификации, предоставление возможности для участия в семинарах, конференциях, стажировках и других мероприятиях.

4. Организационное обеспечение: составление образовательных программ, расписания, планов работы подразделений и объединений.

5. Мотивационное обеспечение: критерии оценивания результативности профессиональной деятельности учителей, положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

6. Материально-техническое обеспечение: оснащение оргтехникой, установка локальной сети, приобретение программного обеспечения, электронных учебников, типографского, учебного и звукового оборудования, наглядных пособий, словарей, энциклопедий, учебно-методических пособий, учебников.

7. Финансово-экономическое обеспечение: проведение мероприятий по привлечению внебюджетных средств, составление смет.

Подробное и структурированное описание ресурсного обеспечения программы развития делает ее более реалистичной и позволяет трезво оценить потенциал организации.

Если говорить о результатах применения программы развития образовательной организации, то для объективного оценивания необходима разработанная система показателей эффективности. Оценку эффективности реализации осуществляют как внешние эксперты в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формате аудита, так и сам педагогический коллектив и администрация образовательной организации в форме самоанализа.

В целом, работа над созданием программы развития образовательной организации позволяет системно оценить результаты деятельности школы, проанализировать возможности для ее модернизации и определить точки роста. Говоря о роли программы развития образовательной организации, в частности, школы, авторы считают, что она способствует [7, с. 10]:

- выполнению организацией своих функций и задач на определенном уровне;

- реализации научно-методического, кадрового, материально-технического и других потенциалов;

- положительной стабильной динамике в процессе развития;

- формированию позитивного восприятия школы обществом и участниками образовательного процесса;

- выполнению гуманистической миссии школы как социокультурного института;

- укреплению связей школы с учреждениями культуры, другими образовательными организациями - дополнительного, профессионального образования и иными организациями;

- высоким достижениям школы, педагогов и обучающихся в различных конкурсах;

- хорошей подготовке и конкурентоспособности выпускников;

- развитию школы как социальной системы;

- совершенствованию технологий, подходов и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

Управление образовательной организацией посредством программы развития позволяет гибко с достаточным опережением реагировать на происходящие внешние изменения, что обеспечивает достижение успеха в долгосрочной перспективе.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что в настоящее время программа развития образовательной организации как управленческий документ, который отражает концепцию, логику и стратегию развития с поэтапным описанием изменений, перечислением ресурсов, выделением показателей эффективности и механизмов контроля, планированием результатов и оцениванием рисков, является основой для принятия административных решений.

Процесс работы над составлением программы развития позволяет, с одной стороны, провести глубинный анализ результатов деятельности организации за предыдущие годы, оценить имеющиеся ресурсы и потенциал, выстроить цель и задачи на определенный период времени, а, с другой стороны, дает возможность административным и педагогическим работникам объединить усилия, сплотиться в командной работе и проявить

свои профессиональные и личные качества, вместе с тем привнося творческую составляющую в рабочий процесс.

Значение программы развития образовательной организации, заключается в том, что благодаря ее разработке снижается степень неопределенности в принятии стратегических решений, эффективнее используются имеющиеся ресурсы, реализуется потенциал организации, совершенствуются технологии, подходы и процедуры обеспечения качества образовательного процесса и его результатов, функции и задачи выполняются на определенном уровне, что в совокупности способствует стабильной положительной динамике в процессе развития.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_140174/?ysdid=m0ow4t6j1z269 819584 (дата обращения: 06.08.2024).

2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс]. -URL: http://static.govemment.ru/media/flles/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4. pdf (дата обращения: 06.08.2024).

3. Лазарева М.В. Управленческая команда современной образовательной организации: новые роли и характеристики / М.В. Лазарева, Е.В. Губанова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. -2018. - №4 (64). - С. 10-15.

4. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации [Электронный ресурс] URL: https://kem-edu.ucoz.ru/Document2/2021-2022/metodicheskie_rekomendacii_k_programme_razvitija_o.pdf (дата обращения: 13.08.2024).

5. Методические рекомендации по разработке (модернизации) программы развития образовательной организации [Электронный ресурс]. - URL: https://vgapkro.ru/wp-content/uploads/2020/08/1.-metod-Volgograd.pdf (дата обращения: 13.08.2024).

6. Молчанов С.Г. Теоретические и нормативные основания феномена «Программа развития» / С.Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2017. - №4(16). - С. 15-21.

7. Мордвинова Е.А. О роли программы развития образовательного учреждения в развивающей и развивающейся школе / Е.А. Мордвинова [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2021/07/25/o-roli-programmy-razvitiya-obrazovatelnogo (дата обращения: 13.08.2024).

8. Федорова А.В. Индивидуально-психологические детерминанты командных ролей / А.В. Федорова, О.О. Гофман, Ю.Н. Романенко // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №3. - С. 1-9. [Электронный ресурс]. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/78PSMN320.pdf (дата обращения: 20.08.2024).

9. Флоровский С.Ю. Ценности личности и ролевые предпочтения в командной работе: опыт эмпирического исследования / С.Ю. Флоровский, Л.Н. Гусева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2019. - №1 - С. 49-58.

2024, №3, часть 1

ISSN 2078-9661

10. SWOT-анализ: что такое SWOT-анализ, какие виды существуют, как правильно проводить СВОТ-анализ [Электронный ресурс]. - URL: https://craftum.com/blog/swot-analiz/ (дата обращения: 27.08.2024).

Информация об авторе:

Петрова Александра Максимовна, старший методист лаборатории развития управленческих кадров кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» Information about the author:

Petrova Aleksandra Maksimovna, Senior Methodologist of the Laboratory of management personnel development, Department of Pedagogy, Psychology and Educational Management, Education Development Institute of Irkutsk region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.