The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-201-204
Health and society
© Касимовский К.К., 2016 УДК 614.2:34
Касимовский К.К.
общие вопросы политики здравоохранения россии в отношении частной системы
Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, г. Москва, Россия
В статье описаны основные принципы политики страны, указанные в Конституции РФ и других законодательных актах относительно охраны здоровья населения и развития частного здравоохранения России. Государственная политика предполагает целостность и единство национальной системы здравоохранения, а также государственный контроль за ее функционированием. Все официальные документы и нормативные законодательные акты касаются всех секторов национального здравоохранения, включая частный сектор, что подтверждает единство государственной политики. Важный акцент в современной политике сделан на развитие участия частного сектора в работе по программам ОМС и реализации различных форм государственно-частного партнерства в области здравоохранения. Указываются повсеместное отставание федерального законодательства от законодательной базы регионов, его нечеткость и неполнота. Описан принцип саморегулирования, который все шире реализуется в частном здравоохранении.
Ключевые слова: политика здравоохранения, частное здравоохранение, государственно-частное
партнерство, саморегулирование. Для цитирования: Касимовский К.К. Общие вопросы политики здравоохранения России в отношении частной системы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 201—204. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-201-204
Для корреспонденции: Касимовский Кирилл Константинович, канд. мед. наук, старший научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко, [email protected]
Kasimovskii K.K.
THE COMMON ISSUES OF HEALTH POLICY IN RUSSIA CONCERNING PRIVATE SYSTEM The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The article considers main principles of national policy specified in the constitution of the Russian Federation and other legislative acts concerning health care of population and development of private health care of Russia. The public policy intends wholeness and unity of national health care system and also state control of its functioning. All official documents and normative legislative acts relate to all sectors of national health care that substantiates unity of public policy. The important emphasis in actual policy is made on development of involvement of private sector in activities related to mandatory health insurance programs and implementation of various forms ofpublic-private partnership in health care. It is pointed out that omnipresent is delay of federal legislation from legislative base of regions, including its vagueness and incompleteness. The principle of self-regulation is described that is more and more implemented in private health care.
Keywords: health care policy; private health care; public-private partnership; .self-regulation
For citation: Kasimovskii K.K. The common issues of health policy in Russia concerning private system. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 201—204. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-201-204
For correspondence: Kasimovskii K.K., candidate of medical sciences, senior researcher of department of studies of lifestyle and health protection of population. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Financing. The study had no sponsor support.
Received 16.05.2016 Accepted 25.05.2016
Основные принципы политики страны, в том числе имеющие отношение к здравоохранению, закреплены в Конституции Российской Федерации, которая наряду с федеральными законами имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4) [1]. В ст. 7 Конституции провозглашается, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», в ней «охраняются труд и здоровье людей» [1]. В соответствии с этим ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
Важное место среди защищаемых государством прав человека занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая «в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (ст. 41). В пункте 2 ст. 41 Конституции постановляется, что в стране «принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения» [1]. Таким образом, утверждается, что политика российского государства направлена на развитие не только государственной и муниципальной, но и частной системы здравоохранения.
Принципиальным юридическим основанием для этого служат положения Конституции о том, что «право частной собственности охраняется законом» (ст. 35) и что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34) [1]. Кон-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-201-204
ституция обеспечивает единство главных принципов государственной политики, осуществляемой на всей территории страны в практической деятельности по всем направлениям и секторам ее социально-экономического развития.
В отношении системы здравоохранения страны политика государства также придерживается принципов целостности и единства. В соответствии с положениями пункта 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения» входит в сферу полномочий федерального органа исполнительной власти [2].
В целях укрепления единства системы здравоохранения страны на федеральном уровне Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводится единый термин «медицинская организация», которым обозначается «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [2]. Указывается, что положения данного закона распространяются на все медицинские организации и на приравниваемых к ним индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.
Едиными для медицинских организаций любой формы собственности являются нормы проектирования и строительства зданий для медицинских служб, стандарты оказания медицинской помощи как обязательные для соблюдения минимальные требования, которые могут подлежать только улучшению (повышению).
Политика Российской Федерации предусматривает осуществление государственного контроля за функционированием системы здравоохранения страны и «координацию деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения» (ст. 14, часть 2, пункт 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [2].
Функционирование частной системы здравоохранения в Российской Федерации соответствует основным общим целям политики государства в области здравоохранения, направленной на соблюдение прав человека на здоровье и на качественную и доступную медицинскую помощь, в том числе на выбор медицинской организации и врача. Частное здравоохранение расширяет такой выбор за счет возможности обращения пациента к частным поставщикам медицинской помощи за теми ее видами и методами, которые недостаточно представлены в государствен-
Здоровье и общество
ном секторе, а также за любой платной помощью и за гарантированной бесплатной помощью по полису ОМС (ее бесплатно для пациентов предоставляют только частные клиники, включившиеся в работу по программе ОМС) при более качественном обслуживании в комфортных условиях и при отсутствии длительного ожидания приема у врача и очереди. Таким образом частное здравоохранение способствует более полному удовлетворению медицинских потребностей населения и реализации прав пациентов.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 76 предоставляет медицинским и фармацевтическим работникам право создавать на добровольной основе некоммерческие профессиональные организации в целях реализации и защиты своих прав, развития и совершенствования деятельности, ее научных основ и других вопросов, связанных с профессией [2].
Работники частной системы здравоохранения активно пользуются этим правом. Они участвуют в общественных организациях, объединяющих в своих рядах медиков из различных секторов здравоохранения и создают на региональном и федеральном уровнях профессиональные объединения по системному признаку — ассоциации частных врачей. Следуя единой политике в отношении всех составляющих общей системы здравоохранения, представители федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти принимают участие в работе съездов и конференций во всех видах названных профессиональных объединений, в том числе в работе ассоциаций врачей частной практики, и учитывают их рекомендации и пожелания при внесении изменений и корректировок в политику в области здравоохранения и при пересмотре отдельных положений законодательства, включая те, что относятся к функционированию частной системы здравоохранения в Российской Федерации.
Активные деятели объединений и форумов частной системы здравоохранения участвуют в работе различных государственных органов России. Некоторые из них имеют статус официальных экспертов Министерства юстиции РФ по антикоррупционной экспертизе законодательных актов. Осуществление деятельности в этом направлении имеет большое значение для эффективного проведения борьбы с коррупцией. Это подтверждает хотя бы тот факт, что, по данным сайта Министерства юстиции РФ, экспертизой нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере здравоохранения, в 120 нормативных правовых актах выявлены положения, способствующие коррупции [3]. Их исправление и недопущение на будущее имеют первостепенное значение для борьбы с коррупцией в здравоохранении и ее профилактики.
Практически единство государственной политики в области здравоохранения подтверждается также тем, что отношение к частной системе здравоохранения в ней не выделяется, все основные официальные документы и нормативные законодательные акты в области здравоохранения в равной мере относятся
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-201-204
Health and society
ко всем трем системам — государственной, муниципальной и частной, образующим целостную систему здравоохранения страны. Это единство общей политики поддерживается на протяжении всех лет, несмотря на постоянные жалобы со стороны деятелей частной системы здравоохранения на ущемление их прав в законодательных актах по некоторым направлениям медицинской деятельности и на попытки частной системы здравоохранения поставить себя в особое положение путем создания своих системных профессиональных ассоциаций и разработки собственных концепций развития.
В настоящее время, когда политика нашей страны направлена на поддержку частной системы здравоохранения и на усиление ее роли в охране и укреплении здоровья населения, было бы уместно активнее распространять через СМИ объективную информацию о достижениях и передовом опыте частной медицины, о том, как уважительно и внимательно она относится к пациенту и какие комфортные условия стремится создать для него. При этом целесообразно было бы напоминать о том, что права пациента были впервые сформулированы именно в сфере частной медицины и она положила начало их соблюдению и защите. О правах пациента первыми подняли вопрос больницы США, их инициатива была одобрена и поддержана Американской ассоциацией больниц. Впервые эти материалы опубликованы в 1973 г. как Билль о правах пациентов.
Что касается основных направлений развития российской государственной политики в области здравоохранения, анализ позволяет отметить наличие следующих тенденций. Главная из них — дальнейшее укрепление единства и координации работы государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения для достижения общих целей охраны и укрепления здоровья населения страны, расширения общедоступности и повышения качества медицинской помощи. Для достижения этой цели намечено еще шире использовать такие пути, как модернизация здравоохранения и увеличение финансирования этой отрасли, в том числе за счет расширения привлечения в нее частных инвестиций.
Большое внимание уделяется дальнейшему развитию участия частных поставщиков медицинской помощи в работе по программам ОМС и реализации различных форм государственно-частного партнерства в области здравоохранения. Улучшению условий для работы частных клиник в сфере ОМС призваны способствовать осуществляемый в настоящее время постепенный переход к одноканальному финансированию и увеличение финансовых средств, находящихся в ведении Федерального фонда ОМС.
В 2013 г. в целях развития государственно-частного партнерства в здравоохранении создан Координационный совет Министерства здравоохранения России по государственно-частному партнерству. Он является постоянно действующим межведомственным совещательным органом и наделен широкими функциями в сфере организации, совершенствования и мониторинга государственно-частного пар-
тнерства в российском здравоохранении. Эти шаги соответствуют положениям, высказанным в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г.
Отставание федерального законодательства от развития законодательной базы здравоохранения в субъектах Федерации и его реального состояния и потребностей становится чуть ли не традиционным явлением, как и его нечеткость и неполнота, связанная с недостатком соответствующей системы подзаконных актов, которые должны сопутствовать каждому принимаемому закону. Приходится признать, что слабость и отставание федеральной законодательной базы в настоящее время являются наиболее актуальными проблемами и оказывают отрицательное действие на развитие здравоохранения, его частной системы и многих из влияющих на нее факторов.
В последние годы в частной системе здравоохранения России утверждается и получает развитие практическая реализация принципа саморегулирования, который уже давно практикуется в западных странах и доказывает свою эффективность. На необходимости внедрения этого принципа в российскую частную медицину всегда настаивали ассоциации частных врачей в регионах России, видя в нем средство умерить чрезмерный и не всегда оправданный государственный контроль и противостоять произволу чиновников, вредящему работе.
В здравоохранении саморегулируемые организации появились совсем недавно, только в 2012 г. Первой из них стало московское Объединение частных медицинских клиник и центров, в настоящее время включающее 65 частных медицинских организаций. Оно было внесено в государственный реестр в январе 2012 г. В декабре 2012 г. получило статус саморегулируемой организации (СРО) Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей Челябинской области "Медсоюз"». В июне 2013 г. статус СРО приобрел самарский «Союз предпринимательства в здравоохранении», а вслед за этим в июле 2013 г. возникло первое СРО на зауральской территории России — некоммерческое партнерство «Ме-дальянс» в Красноярске. В октябре 2013 г. в Российской Федерации насчитывалось уже 10 медицинских СРО. Их численность продолжает увеличиваться [3], хотя и не столь быстро, как представлялось вначале.
В своем Послании В.В. Путин подчеркнул, что конституционный статус Российской Федерации как социального государства требует соблюдения «взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина» [4]. Он высказался за «развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса» [4].
В целом современная политика российского здравоохранения направлена на то, чтобы в перспективе интенсивное взаимодействие государственной и частной систем здравоохранения постепенно привело к формированию эффективной саморегулируемой модели оказания медицинской помощи населению.
Финансовая поддержка не оказывалась.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4)
_DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-204-208
Здоровье и общество
REFERENCES
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. — http://www. constitution.ru от 26.02.2014 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Российская газета. 2011; 23 ноября.
3. Обзор нормотворчества субъектов Федерации. Сайт Министерства юстиции — http://minjust.ru/ru/node/2516 от 26.02.2014 г.
4. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. — http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646 от 03.03.2014 г.
Поступила 16.05.2016 Принята в печать 25.06.2016
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.253.83
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii 1993 g. — http://www. constitution.ru ot 26.02.2014 g. (in Russian)
2. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21.11.2011 g. N° 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii". Rossiyskaya gazeta. 2011; 23 noyabrya. (in Russian)
3. Obzor normotvorchestva sub"ektov Federatsii. Sayt Ministerstva yustitsii — http://minjust.ru/ru/node/2516 ot 26.02.2014 g. (in Russian)
4. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina Federal'nomu sobraniyu ot 12 dekabrya 2013 g. — http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_155646 ot 03.03.2014 g. (in Russian)
Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В.
сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях
ОАО «Медицина», 125047, г. Москва, Россия
На базе клиники «Медицина» проведены исследование культуры безопасности в 2014—2015 гг. на основании 465 заполненных опросников HSPSC и сравнительная оценка полученных данных. Для сравнения выбраны МУЗ «Зубовская участковая больница», не имеющая аккредитации по стандартам безопасности, и группа клиник США, работающих в системе поддержания безопасности пациента в течение многих лет. Проведены оценка динамики культуры безопасности в организации при внедрении стратегий безопасности пациентов в течение 5 лет и сравнение полученных результатов с клиниками США. Результаты исследования показали, что в условиях отсутствия внедрения стандартов безопасности в медицинской организации общая оценка безопасности остается крайне низкой. Исследование культуры безопасности с использованием опросника HSPSC является эффективным инструментом оценки внедрения различных стратегий безопасности пациента.
Работа в системе международных стандартов качества, в первую очередь стандартов JCI, позволяет в течение нескольких лет достичь высоких показателей культуры безопасности.
Ключевые слова: безопасность пациента; культура безопасности; методы оценки культуры безопасности.
Для цитирования: Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 204—208. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-204-208
Для корреспонденции: Кондратова Наталья Владимировна, канд. мед. наук, зав. стационаром клиники ОАО «Медицина», [email protected]
Roitberg G.E., Kondratova N. V, Galanina E. V
THE COMPARATIVE EVALUATION OF LEVEL OF SECURITY CULTURE IN MEDICAL
ORGANIZATIONS
The clinic «Medicine», 125047 Moscow, Russia
The study was carried out on the basis of clinic "Medicine" in 2014—2015 concerning security culture. The sampling included 465 filled HSPSC questionnaires. The comparative analysis of received was implemented. The "Zubovskaia district hospital" Having no accreditation according security standards and group of clinics from USA functioning for many years in the system of patient security support were selected as objects for comparison. The evaluation was implemented concerning dynamics of security culture in organization at implementation of strategies of security of patients during 5 years and comparison of obtained results with USA clinics was made. The study results demonstrated that in conditions of absence of implemented standards of security in medical organization total evaluation of security remains extremely low. The study of security culture using HSPSC questionnaire is an effective tool for evaluating implementation of various strategies of security ofpatient.
The functioning in the system of international standards of quality, primarily JCI standards, permits during several years to achieve high indices of security culture.
Keywords: security ofpatient; security culture; techniques of evaluation of security culture For citation: Roitberg G.E., Kondratova N.V., Galanina E.V. The comparative evaluation of level of security culture in medical organizations. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 204—208. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-204-208
For correspondence: Kondratova N.V., candidate of medical sciences, head of hospital. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 11.04.2016 Accepted 25.05.2016
Всемирная организация здравоохранения рас- ного здоровья. С целью улучшения безопасности сматривает безопасность пациента в медицинской пациента медицинская организация может внедрять организации как приоритетную задачу обществен- различные стратегии, направленные на разработку