ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФРАНЧАЙЗИНГА
Н.В. Макарова, канд. экон. наук, доцент Е.А. Гардт, студент
Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-3-1-73-75
Аннотация. В статье рассмотрена экономическая сущность франчайзинга, проанализированы определения франчайзинга, которые даны в научной литературе разными авторами, определены характеристики франчайзинга как формы договорных отношений. Также в статье рассмотрены разные подходы к франчайзингу со стороны франчайзера и франчайзи. Авторами выявлены проблемы, которые могут возникнуть у сторон франчайзинговой сделки, затронуты вопросы отражения затрат лицензиата, а также возникающие при заключении договора коммерческой концессии риски.
Ключевые слова: коммерческая концессия, франчайзинг, договор, роялти, франчайзи.
В первую очередь в рамках данного исследования необходимо раскрыть категориальный аппарат. Термин франшиза переводится с английского franchise. В настоящее время в России существует примерно два перевода и понимания слова franchise: один переводится как франшиза. Сопоставление франчайзинговых организаций с сетевыми партнерами, бесплатными сетями, кооперативами и т.д., относится к категории партнеров с разной формой собственности. Этот метод перевода совпадает с определением западного маркетинга, и это широко распространенная трактовка [4].
В другом переводе данный термин понимается как франчайзинговая сеть. Считается, что франчайзинговые сети - это организационная форма сетевых партнеров, которые сопоставляются с корпоративными сетями и свободными сетями как три типа сетей.
Хотя разные авторы и страны имеют разные определения франчайзинга, в целом, по мнению В.Н. Белоусова и Ж.Л. Баяновой, данное понятие обладает следующими характеристиками:
1) Во-первых, франчайзинг - это договорные отношения между франчайзи и лицензиатом.
2) Во-вторых, франчайзер разрешает лицензиату использовать свое собственное торговое наименование и/или товарный знак и/или знак обслуживания, бизнес-
ноу-хау, коммерческие и технические методы, непрерывную систему и другие права промышленной и/или интеллектуальной собственности.
3) В-третьих, лицензиат или франчайзи инвестирует в свой собственный бизнес и владеет своим собственным бизнесом.
4) В-четвертых, лицензиат или франчайзи обязан выплачивать сборы лицензиару (франчайзеру) [2].
Авторы определяют под франчайзингом форму бизнеса, при которой франчайзи предоставляет свои собственные товарные знаки, фирменные наименования, продукты, патенты, технические секреты, формулы, модели управления бизнесом и другие нематериальные активы лицензиату в форме договора франчайзинга, занимается предпринимательской деятельностью в соответствии с унифицированную бизнес-модель и взимает плату с лицензиата.
Раскрывая правовую природу и режим франчайзинга, П.Е. Мазепов обращает внимание на то, что коммерческий франчайзинг относится к подписанию контракта, в соответствии с которым франчайзер будет иметь право предоставлять другим лицам использование товарных знаков, фирменных наименований, деловых модели и другие бизнес-ресурсы для использования, и франчайзи должен заниматься предпринимательской деятельностью в рамках единой бизнес-системы в соответ-
ствии с контрактом и выплачивать операционные сборы франчайзеру [4].
В своей работе С.К. Чиназирова и Е.А. Бюллер под договором франчайзинга понимают контракт, связанный с коммерческой деятельностью предприятия, которое владеет зарегистрированными товарными знаками, корпоративными логотипами, патентами, запатентованными технологиями и т.д. и лицензирует операционные ресурсы, которыми оно владеет, другим операторам (франчайзи) в форме контракта.
Немаловажное значение имеют основные проблемы, выявленные в рамках функционирования франчайзинга:
1) Именно благодаря самой франшизе франчайзи получили полную и строгую систему управления. Однако из-за этого франчайзи трудно изменить эту бизнес-модель, чтобы адаптироваться к различным изменениям на рынке и политике. Кроме того, из-за различных потребностей потребителей в разных регионах франчайзингу трудно поддерживать постоянное преимущество где бы то ни было.
2) У потребителей частая смена фран-чайзи вызывает сомнения, что приводит к неясности обязанностей между франчайзером, нынешними и предыдущими фран-чайзи, а также к взаимному уклонению от ответственности.
3) Франчайзинг может быть сосредоточен только на определенной области, и невозможно добиться стратегических побед на всех рынках [1].
В индустрии франчайзинга существуют совершенно особые отношения сотрудничества между владельцем альянса и фран-чайзи. Эти отношения очень тонкие, и не являются отношениями между верхним и нижним уровнями.
В одной из моделей франчайзи должен самостоятельно финансировать все расходы на открытие, доверить компании эксплуатацию и управление, а франчайзер должен нести ответственность за надзор и управление.
Штаб-квартира работает от имени неопытных франчайзи, и некоторые из них связаны с методами контроля, принятыми штаб-квартирой для достижения лучшего
контроля над партнерами и обеспечения качество операций.
Такой метод управления подходит для тех сфер бизнеса, где управление относительно сложно, таких как общественное питание, красота, ювелирные изделия и другие сферы услуг, а также для некоторых крупных международных сетевых компаний.
Свободная модель управления в основном отражается в том, что, когда фран-чайзи открывает франчайзинговый партнер, штаб-квартира не слишком вмешивается в его внутреннее управление, и он в основном работает независимо. За своей относительно простой бизнес-модели, штаб-квартира не будет слишком сильно вмешиваться в бизнес-процесс фран-чайзинговых партнеров. Долгосрочная прибыльность штаб-квартиры в основном достигается за счет распределения товаров по франчайзинговым партнерам и продажи товаров для достижения долгосрочной прибыльности [2].
Франчайзи должен действовать в рамках единой бизнес-модели в соответствии с заключенными договором и оплачивать франчайзинговые сборы франчайзи. О.В. Титова обращает внимание на то, что внутренний договор франчайзинга можно грубо разделить на четыре компонента: введение в контракт, толкование ключевых условий в контракте, основная часть контракта и часть приложения к контракту.
Немаловажное значение имеет положение о том, что коммерческий франчайзинг относится к предпринимательской деятельности предприятия с зарегистрированными товарными знаками, корпоративными логотипами, патентами, запатентованными технологиями и другими операционными ресурсами, которое лицензирует свои операционные ресурсы другим операторам (франчайзи) в форме контракта, а франчайзи проводит операции в рамках единой бизнес-модели в соответствии с контрактом и платит средств за франшизу франчайзи.
Лицензиат оплачивает свои расходы от своего имени и осуществляет свою деятельность как отдельный продавец. Следо-
вательно, он должен соблюдать общие юридические требования для всех бизнесменов, особенно правила о квалификации и социальных, финансовых и коммерческих требованиях. Как независимый предприниматель, лицензиат несет все риски и извлекает выгоду из всей прибыли от своей деятельности.
Лицензиат не является агентом, торговым представителем, сотрудником или партнером лицензиара. Лицензиат не выступает в качестве комиссионера концессионера, и лицензиат не имеет права подписывать договор от имени концессионера, так что последний несет какую-либо
или концессионер несет расходы и принимает на себя какие-либо обязательства [3].
Таким образом, франчайзинг подчеркивает устойчивые отношения между франчайзером и франчайзи. В рамках этих отношений договор представляет собой оплачиваемый акт передачи или предоставления материальных и нематериальных активов, таких как услуги, товарные знаки, знаки обслуживания, дизайн изображений или профессиональные навыки. Субъекты договора франчайзинга применяют свои бренды под руководством материнской компании и фактически участвуют в работе предприятия.
ответственность перед третьей стороной,
Библиографический список
1. Анохин, С. А. Сущность франчайзинга и специфика его правового регулирования в России / С. А. Анохин // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 3. -С. 152-154. - Б01 10.24411/2073-0454-2020-10158. - ББК ЮТГСВ.
2. Мазепов, П. Е. Совершенствование правового регулирования франчайзинга в условиях цифровой экономики / П. Е. Мазепов // Право и политика. - 2020. - № 3. - С. 40-55. -Б01 10.7256/2454-0706.2020.3.32430. - ББК С0М1№2Ю.
3. Сенаторов, И. И. Преимущества и недостатки франчайзинга как формы бизнеса / И. И. Сенаторов, А. Н. Кусков // Научные междисциплинарные исследования: Международная научно-практическая конференция, Саратов, 05 мая 2020 года. Том Часть 1. - Саратов: НОО «Цифровая наука», 2020. - С. 168-173. - ББК НОММОА.
4. Табах, Л. Р. Сравнительный анализ особенностей и правового регулирования международного франчайзинга / Л. Р. Табах // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 135-137. - ББК ЮНАКА.
GENERAL APPROACHES TO THE DEFINITION OF FRANCHISING
N.V. Makarova, Candidate of Economy Sciences, Associate Professor
E.A. Gardt, Student
Samara State Technical University
(Russia, Samara)
Abstract. The article considers the economic essence of franchising, analyzes the definition of franchising, which are used in the scientific literature, defines the characteristics of franchising as a form of contractual relations. The article also discusses different approaches to franchising by the franchisor and franchisee. The authors identified problems that may arise for the parties to the transaction, considered the issues of reflecting the costs of the licensee, as well as the risks arising from the conclusion of a commercial concession agreement.
Keywords: commercial concession, franchising, contract, royalty, franchisee.