Научная статья на тему 'ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТУАЛИЗМА СРЕДОВОГО ПОДХОДА'

ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТУАЛИЗМА СРЕДОВОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ПОСТМОДЕРНИЗМ / КОНТЕКСТУАЛИЗМ / СРЕДА / CONTEXT / ENVIRONMENTAL APPROACH / POSTMODERNISM / CONTEXTUALISM / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поповский И.В., Серикова Ж.С.

В конце ХХ - начале ХХI в. в зарубежной и отечественной теории архитектуры начали формироваться такие понятия, как контекстуализм и средовой подход. В статье рассматривается контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре постмодернизма на Западе, а также средовой подход как подход к проектированию в отечественной теории архитектуры. Проанализированы их общие и различные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND VARIOUS FEATURES IN THE THEORY OF CONTEXTUALISM AND ENVIRONMENTAL APPROACH

At the end of the XX - beginning of the XXI centuries in the foreign and domestic theory of architecture began to form concepts such as contextualism and environmental approach. The article considers contextualism as a stylistic trend in the architecture of postmodernism in the West, as well as the environmental approach as an approach to design in the national theory of architecture. Their common and different features are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТУАЛИЗМА СРЕДОВОГО ПОДХОДА»

УДК 72.01

ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТУАЛИЗМА

СРЕДОВОГО ПОДХОДА

Поповский И.В., доцент Серикова Ж.С., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. В конце XX - начале XXI в. в зарубежной и отечественной теории архитектуры начали формироваться такие понятия, как контекстуализм и средовой подход. В статье рассматривается контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре постмодернизма на Западе, а также средовой подход как подход к проектированию в отечественной теории архитектуры. Проанализированы их общие и различные черты.

Ключевые слова: контекст, средовой подход, постмодернизм, контекстуализм, среда.

В современной архитектурной практике сочетания традиций и новаций, старой и новой застройки относятся к одной из важнейших теоретических проблем. В рамках решения этой проблемы находится тема контекстуализма и средового подхода в архитектуре конца ХХ и начала XXI в.

Особенно актуальной в условиях современной комплексной застройки является проблема встраивания нового объекта в культурно-исторический контекст существующего городского пространства. При создании нового архитектурного объекта специалистам необходимо проектировать объект таким образом, чтобы он не нарушал, а только дополнял и гармонично развивал ту среду, в которую внедряется. Проблема встраивания нового объекта в существующую застройку и связанные с ней требования к архитектурному проектированию не новы и имеют определяющее влияние на формирование архитектуры конца XX - начала XXI в. и появление таких ключевых понятий, как средовой подход и архитектурный контекст.

На протяжении последних пятидесяти лет в области архитектуры и дизайна идут обсуждения понятий контекста и средового подхода. За этот период у каждой из теорий появились свои приверженцы, по-разному трактующие данные понятия. Таким образом, в отечественных и зарубежных исследованиях теории архитектуры возникает актуальная проблема, связанная с различным толкованием понятий контекстуализма и средового подхода и необходимостью разграничить эти понятия.

Отсюда цель статьи - выявление общих и различных черт, относящихся к теории контекстуализма и средового подхода.

Вопрос сохранения целостности архитектурно-исторической среды интересовал зарубежных и отечественных исследователей не один десяток лет. В период до XX в. изучением и анализом этого вопроса занимались такие зарубежные архитекторы-теоретики, как Л.Б. Альберти, А. Палладио, М. Витрувий, Дж. Виньола, Ф. Брунелески. В XX в. - Ч. Дженкс, Р. Вентури, Ф. Джонсон, Ле Корбюзье, К. Линч, Ч. Мур, Р. Крие и др. Среди отечественных теоретиков - М.Г. Бархин, И.А. Бондаренко, В.Л. Глазычев, А.В. Иконников, А.И. Каплун, О.И. Пруцын, А.Г. Раппапорт, А.В. Рябушин, В.А. Филин и др.

Вместе с пониманием гармонизирующей роли архитектуры в процессе созидания непрерывного культурно-исторического контекста при проектировании городских пространств в архитектурной теории зародилось понятие «контекстуализм». Этот термин появился как обозначение одного из стилистических течений в архитектуре постмодернизма в 1970-х гг. на Западе. Впервые понятие контекстуализма было введено в работе Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма».

Context - латинское слово образованное сочетанием корней textus, что значит «ткань» и con - приставка «с». Таким образом, context означает ткань, состоящую из переплетающихся частей, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом.

Контекст - совокупность различных факторов; базовый элемент, ориентируясь на который нужно выстраивать диалог между участниками (элементами композиции) пространственного взаимодействия [1].

Контекстуализм выступает как стилистическое течение в новейшей архитектуре, которое базируется на контекстуальном методе при проектировании в исторической городской среде и использует приемы средовой адаптации при выборе объемно-планировочного решения здания, строительных материалов и конструкций, а также типичных форм, мотивов художественной отделки фасадов проектируемого объекта с учетом существующих характеристик среды для максимально тактичного вписывания нового объекта в это окружение [2].

Развитие контекстуализма можно проследить в работах таких архитекторов, как Ч. Дженкс, Р. Вентури, Ф.Л. Райт, Б. Чуми, Ф. Гери, Дж. Мадзанти, Ф. Герцог, Е.Л. Герасимов, Ю.И. Земцов, М.А. Мамошин, А.Д. Меерсон и др.

Актуальность и важность проблемы контекста в архитектуре отмечал еще в 1976 г. А.Ф. Лосев: «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков, понимая под контекстом широчайший принцип». Уже в наши дни в том же духе высказывается архитектор Бернар Чуми: «Последние пять лет смысл моей работы заключается в том, чтобы прояснить отношения между архитекторским концептом и контекстом. Контекст - то есть история земли, та, которая в недрах, и та, которая в

человеческой памяти, - способен связать воедино замысел архитектора и восприятие «простого» зрителя. <...> Я осознал, как невероятно важен контекст» [3].

Другое понятие, оказавшее влияние на формообразование архитектуры конца ХХ - начала XXI в., получило название «средовой подход». Понятие впервые было введено теоретиком архитектуры А.Э. Гутновым в конце 1970-х гг. Появление средового подхода в отечественной архитектурной теории стало ответом на тотальную утилитарность и однообразность форм модернистской архитектуры, принижающих значимость исторической застройки.

Средовым подходом к проектированию называется подход, в рамках которого большое внимание уделяется факторам пространственного окружения, его формообразующим и культурно-историческим характеристикам.

В исследованиях теории архитектуры нет однозначного понимания термина «средовой подход». Можно выделить две основные точки зрения трактовки этого понятия.

Исследователи, придерживающиеся первой точки зрения, относят средовой подход к работе с формой. Понятие средового подхода существовало как осознание необходимости учета визуального и эмоционального взаимовлияния вновь возводимых в исторической части города объектов с окружающей их застройкой [4]. С этой точки зрения рассматривали средовой подход такие ученые, как А.Э. Гутнов, А. Раппапорт, А.В. Иконников, С.М. Михайлов, А.В. Рябушин, В.Л. Хайт и др.

Трактуя понятие средового подхода с этой точки зрения, исследователи приравнивали его к контекстуализму, предполагая, что средовой подход - это глобальное культурное явление и проявление постмодернизма в отечественной архитектуре. Это понимание близко к трактовкам Ч. Дженкса и российского теоретика архитектуры А. Раппапорта, описавшего наиболее характерные черты нового в отечественной практике подхода к формированию предметно-пространственной среды в архитектурном проектировании. В своих исследованиях архитектор уделяет большое внимание роли реконструктивных работ в условиях историко-культурного контекста. Подчеркивая такие важные аспекты проектной деятельности, как внимательное отношение к потребностям и вкусам горожан, А. Раппапорт одновременно призывает к активному вовлечению потребителей в процесс создания объекта, тем самым расширяя рамки творческого взаимодействия архитектора и конечного потребителя. Одним из наиболее характерных аспектов средового подхода А. Раппапорт видит в постепенном отходе от жестких функциональных доктрин.

Вторая точка зрения принадлежит исследователям, считающим приравнивание средового подхода к контектстуализму поверхностным. Среда для них является многослойной системой, состоящей из архитектурного, социального, физического окружения, появляющегося в результате освоения места. Исследования, которые отвечают данным представлениям о средовом

подходе, работают с пониманием чувства места и раскрывают суть понятия «место» в повседневной жизни через феноменологию [5]. Феноменологический подход, как и средовой, противопоставляется идеям функционализма и стремится утвердить в архитектуре гуманистические ценности. По сути, феноменология связана с концепциями духа места, духа времени. Этой точки зрения придерживаются такие исследователи как К. Александер, К. Линч, Э. Релф, Э. Баттимер, Кантор, Г. Башляр, Норбер-Шульц, Д. Джекобс, А. Высоковский, Г. Каганов.

В 1980-е гг. американский архитектор К. Александер посвятил серию книг средовому подходу, среди них «Вечный способ строительства» (Timeless way of building), Язык паттернов (The Pattern Language), «Новая теория градостроительного проектирования».

В своих работах К. Александер открывает оригинальный подход к средовой проблематике. В отличие от многих исследователей, которые обычно рассматривают среду как исторически сложившуюся городскую ткань, К. Александер видит в ней предмет не столько исторический, сколько принадлежащий к сферам психологии и культуры повседневности. Он настаивает на особой феноменологии этой среды.

Приверженцы обеих точек зрения сходятся во взглядах на приоритеты средового подхода:

1. Стремление к пониманию потребностей и запросов человека, в том числе эстетических.

2. Поиск понятности формального языка для художественно неподготовленного потребителя.

3. Изменение отношения к потребителю. Видение горожанина не просто как пользователя, а как создателя собственного окружающего пространства.

4. Понимание объекта проектирования как части окружающей действительности, основанной на представлении о взаимосвязанности предметного мира.

5. Отход от проектирования по прототипам. В процессе проектирования разрабатывается оригинальная концепция, основанная на поиске визуального кода конкретного места.

В заключение отметим, что анализ понятий контекстуализма, развивающегося в западной теории архитектуры, и отечественного средового подхода показал, что эти понятия имеют как общие, так и различные черты. К общим чертам относятся: сходство цели, суть которой заключается в создании гармоничной среды, связанной с необходимостью встраивания новых архитектурных объектов в сложившуюся городскую среду; сходство приоритетной задачи, направленной на улучшение и разнообразие проектных решений. К отличиям относятся: ретроспективный характер средового подхода, разность философских концепций, лежащих в основе контекстуализма и средового подхода. Еще одно отличие этих понятий проявилось в широком диапазоне «архитектурных доктрин» средового подхода: от свободного участия

потребителя в проектировании до административно-командного управления всеми процессами в рамках единой методологии и идеологической концепции.

Таким образом, анализ понятий средового подхода и контекстуализма показал, что у данных явлений больше сходств, чем различий.

Библиографический список

1. Финк Д., Селиванов Р.А. Влияние контекста на формообразование современной застройки // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2017. - Т. 7. - № 3. - С. 156-166.

2. Зайцев А.А. Контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре конца XX - начала XXI в.: автореф. дис. ... канд. рхитектуры. -Н. Новгород, 2013. - 25 с.

3. Попова Ю. Диалоги красного домика: интервью с Бернаром Чуми // Эксперт-Вещь. - 2004. - № 7. - С. 25-26.

4. Ефимов Д.Д. Средовой подход в региональной архитектуре советского модернизма 1970-1980 гг. в проектировании Выставочного зала Союза Художников ТАССР в г. Казани, архитекторы: Г.А. Бакулин (руководитель авторского коллектива), Р.Х. Галеев, В.П. Мулюкин // Известия КГАСУ. -2017. - № 4 (42) - С. 59-67.

5. Багрова Н.В., Кущенкова М.А. Особенности современной интерпретации средового подхода в архитектуре // Ползуновский вестник. - 2014. - № 1. -

а 22-26.

GENERAL AND VARIOUS FEATURES IN THE THEORY OF CONTEXTUALISM AND ENVIRONMENTAL APPROACH

Popovsky I.V., Associate Professor Serikova Z.S., MA Student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Annotation. At the end of the XX - beginning of the XXI centuries in the foreign and domestic theory of architecture began to form concepts such as contextualism and environmental approach. The article considers contextualism as a stylistic trend in the architecture of postmodernism in the West, as well as the environmental approach as an approach to design in the national theory of architecture. Their common and different features are analyzed.

Keywords: context, environmental approach, postmodernism, contextualism, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.