Научная статья на тему 'Общие факторы трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма'

Общие факторы трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1137
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGIONAL TOURIST FLOW / TRANSFORMATION / FACTORS OF TRANSFORMATION / COMMON FACTORS / SPECIAL FACTORS / CLASSIFICATION CRITERIA / THE MODEL OF TOURISM / BASIC FACTORS / GROUP OF FACTORS / TOURIST FLOW MANAGEMENT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / ОБЩИЕ ФАКТОРЫ / ОСОБЕННЫЕ ФАКТОРЫ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ / МОДЕЛЬ ТУРИЗМА / БАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ / ГРУППЫ ФАКТОРОВ / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКИМ ПОТОКОМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пустовойтенко С. И.

Статистика по развитию современного отечественного туризмасвидетельствует о том, что величина, направление и динамика туристских потоковдостаточно сильно изменяются с 2014 по 2018 годы. Что является причинойили движущей силой данного процесса, определяющей нестабильный характерформирования, развития и динамики туристских потоков, их географическогоперераспределения по рекреационным территориям страны, а также за пределы России?На основе анализа факторов формирования и развития туристских потоков в условияхотносительно устойчивого развития туризма, воздействия внешних и внутреннихфакторов, вызывающих их нестабильность и трансформацию в современных условиях,с использованием системного подхода и метода структурного анализа, опираясьна модель туризма В. Фрейера, определено 20 классификационных критериев общихфакторов трансформации внутренних, въездных и выездных туристских потоков,систематизированы группы факторов, соответствующих этим критериям.Общими базовыми факторами формирования туристских потоков в условияхотносительно устойчивого развития туризма является группа факторовспроса и предложения туристского продукта, которые определяют приоритетосновного субъекта туристской деятельности туриста.С 2014 года глобальные трансформации оказывают значительное влияниена развитие многих стран, в том числе и Россию, изменяя приоритеты спросана туристском рынке. Большое влияние на формирование и изменение всех видовтуристских потоков в стране оказывают внешние и внутренние причины. В условияхдействия факторов нестабильности значимыми факторами, влияющимина трансформацию туристских потоков, становятся: геополитический фактор,фактор безопасности и наличия потенциальных рисков в туризме, фактор значимостигосударственной политики в сфере туризма, социально-экономический фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General factors of tourist flows transformation in the conditions of modern tourism development

Statistics on the development of modern domestic tourism shows that the size, direction anddynamics of tourist flows vary quite strongly from 2014 to 2018. What is the cause or the driving forceof this process, which determines the unstable nature of the formation, development and dynamicsof tourist flows, their geographical redistribution in the recreational areas of the country, as well asoutside Russia? Based on the analysis of factors of formation and development of tourist flows in relatively sustainable tourism development, the impact of external and internal factors that causetheir instability and transformation in modern conditions, using a systematic approach and method ofstructural analysis based on the model of tourism of Freyer V., 20 defned classifcation criteria of thecommon factors of transformation of domestic, inbound and outbound tourist flows systemized group offactors corresponding to these criteria. The General basic factors of the formation of tourist flows in theconditions of relatively sustainable development of tourism is a group of factors of demand and supplyof the tourist product, which determine the priority of the main subject of tourist activity the tourist.Since 2014, global transformations have influenced the development of many countries,including Russia, changing the priorities of demand in the tourism market. In the contextof the factors of instability signifcant factors affecting the transformation of tourist flowsare: geopolitical factor, security factor and the presence of potential risks in tourism, thefactor of importance of public policy in the feld of tourism, socio-economic factor.

Текст научной работы на тему «Общие факторы трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма»

УДК 379.85

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

С. И. Пустовойтенко

Сочинский научно-исследовательский центр РАН (СНИЦ РАН), Сочи, Россия

Аннотация. Статистика по развитию современного отечественного туризма свидетельствует о том, что величина, направление и динамика туристских потоков достаточно сильно изменяются с 2014 по 2018 годы. Что является причиной или движущей силой данного процесса, определяющей нестабильный характер формирования, развития и динамики туристских потоков, их географического перераспределения по рекреационным территориям страны, а также за пределы России? На основе анализа факторов формирования и развития туристских потоков в условиях относительно устойчивого развития туризма, воздействия внешних и внутренних факторов, вызывающих их нестабильность и трансформацию в современных условиях, с использованием системного подхода и метода структурного анализа, опираясь на модель туризма В. Фрейера, определено 20 классификационных критериев общих факторов трансформации внутренних, въездных и выездных туристских потоков, систематизированы группы факторов, соответствующих этим критериям. Общими базовыми факторами формирования туристских потоков в условиях относительно устойчивого развития туризма является группа факторов спроса и предложения туристского продукта, которые определяют приоритет основного субъекта туристской деятельности — туриста. С 2014 года глобальные трансформации оказывают значительное влияние на развитие многих стран, в том числе и Россию, изменяя приоритеты спроса на туристском рынке. Большое влияние на формирование и изменение всех видов туристских потоков в стране оказывают внешние и внутренние причины. В условиях действия факторов нестабильности значимыми факторами, влияющими на трансформацию туристских потоков, становятся: геополитический фактор, фактор безопасности и наличия потенциальных рисков в туризме, фактор значимости государственной политики в сфере туризма, социально-экономический фактор. Ключевые слова: региональный туристский поток, трансформация, факторы трансформации, общие факторы, особенные факторы, классификационные критерии, модель туризма, базовые факторы, группы факторов, управление туристским потоком.

GENERAL FACTORS OF TOURIST FLOWS TRANSFORMATION IN THE CONDITIONS OF MODERN TOURISM DEVELOPMENT

S. I. Pustovoitenko

Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences (SNIC RAS), Sochi, Russia

Аbstract. Statistics on the development of modern domestic tourism shows that the size, direction and dynamics of tourist flows vary quite strongly from 2014 to 2018. What is the cause or the driving force of this process, which determines the unstable nature of the formation, development and dynamics of tourist flows, their geographical redistribution in the recreational areas of the country, as well as outside Russia? Based on the analysis of factors of formation and development of tourist flows in

relatively sustainable tourism development, the impact of external and internal factors that cause

their instability and transformation in modern conditions, using a systematic approach and method of

structural analysis based on the model of tourism of Freyer V., 20 defined classification criteria of the

common factors of transformation of domestic, inbound and outbound tourist flows systemized group of

factors corresponding to these criteria. The General basic factors of the formation of tourist flows in the

conditions of relatively sustainable development of tourism is a group of factors of demand and supply

of the tourist product, which determine the priority of the main subject of tourist activity — the tourist.

Since 2014, global transformations have influenced the development of many countries,

including Russia, changing the priorities of demand in the tourism market. In the context

of the factors of instability significant factors affecting the transformation of tourist flows

are: geopolitical factor, security factor and the presence of potential risks in tourism, the

factor of importance of public policy in the field of tourism, socio-economic factor.

Keywords: regional tourist flow, transformation, factors of transformation,

common factors, special factors, classification criteria, the model of

tourism, basic factors, group of factors, tourist flow management.

Введение

В условиях трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России [18] особую актуальность приобретают вопросы разработки методики управления туристскими потоками — управления процессами формирования, развития и трансформации туристских потоков, привлекаемых на рекреационные территории; вопросы разработки механизма ограничения туристских потоков на те рекреационные территории, экология и социально-экономическая инфраструктура которых испытывает перегрузки от большого количества туристов; исследования процессов трансформации внутренних, въездных и выездных туристских потоков; систематизации множества факторов, влияющих на их трансформацию; вопросы определения и классификации критериев общих факторов формирования, развития и трансформации туристских потоков; определения групп факторов, соответствующих этим критериям; прогнозирования и определения основных тенденций формирования и развития туристских потоков на рекреационных территориях.

Целью исследования является систематизация факторов трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма в России (2014-2018 годы), определение групп факторов, соответствующих этим критериям. Объект исследования — факторы формирования, развития и трансформации туристских потоков. Предмет исследования — особенности трансформации туристских потоков, влияющие на изменение их величины, направления и динамики. Задачи исследования: определение критериев классификации и групп факторов трансформации туристских потоков, соответствующих этим критериям, в условиях современного развития отечественного туризма. Материалы и методы исследования

Теоретической основой написания статьи явились материалы современных исследователей туризма, в работах которых затронуты факторы, влияющие на формирование, развитие и трансформацию туристских потоков, привлекаемых на рекреационные территории.

Результаты исследования, представленные в статье, являются частью Отчета по НИР «Оценка направлений трансформации туристских потоков в рекреационных регионах России. Факторы, влияющие на трансформацию туристских потоков в условиях современного развития туризма» [22].

Терминологической базой написания статьи явилась система толковых и профильных словарей в системе Интернет в режиме онлайн на официальном сайте «Словари на Академике»; материалы Большого Энциклопедического словаря (БЭС). Практическими материалами, использованными в статье, стали статистические данные Ростуризма, доклад о развитии туризма Министерства культуры РФ, статистические данные РСТ, ВЦИОМ, а также проект Концепции федеральной целевой программы, предусматривающей реализацию мероприятий по созданию туристских кластеров в Российской Федерации, начиная с 2019 года.

Факторы, которые влияют на развитие туризма, являются объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых можно назвать: B. C. Преображенского (1970, 1989); И. В. Зорина (1975, 2003); Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебова (1981, 1998, 2006); В. А. Квар-

тальнова (1989, 2003); А. Д. Чудновского, М. А. Жукову, В. С. Сенина (2005); А. С. Кускова, В. Л. Голу-беву, Т. Н. Одинцову (2005); В. С. Новикова (2007, 2014); А. Ю. Александрову (2010, 2017); В. И. Кру-жалина (2006, 2011, 2012, 2014, 2014), Н. С. Мироненко, Н. В. Зигерн-Корн и Н. В. Шабалину (2014); А. А. Саряна (2015); М. А. Морозова (2005); М. М. Романову (2014), П. Мариот (1971), В. Фрейера (2011), Крыстева Вилияна (2015) и других исследователей.

Однако в работах современных исследователей отсутствует единая, общая и комплексная картина факторов, которая могла бы более полно описать механизм влияния на туристские потоки, раскрыть особенности трансформации туристских потоков, влияющие на изменение их величины, направления и динамики. Методы исследования, использованные в статье: системный анализ, метод обзора, методы структурного анализа, метод классификации и систематизации, анализа и синтеза, графический метод, метод аналогии, сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

С развитием туризма и смежных с ним отраслей происходит постоянная трансформация международных туристских потоков. Развитие коммуникационно-информационной сферы, появление новых технологий в туризме, создание новых видов туристского продукта, развитие транспортной инфраструктуры, установление торговых связей между странами во многом способствуют формированию новых и трансформации старых туристских потоков между странами.

Существуют, однако, определенные географические закономерности распределения мировых туристских потоков, основанные на неравномерности распределения современного туристского спроса на глобальном и региональном уровнях, на которые указывают исследователи: внутрирегиональные туристские прибытия преобладают над межрегиональными; туристские обмены совершаются в основном между странами-соседями или странами одного региона, основные туристские потоки возникают в развитых странах мира и одновременно тяготеют к ним; расширяется география современного туризма, появляются новые туристские дестинации [8].

Терминологическая база исследования

Под термином «туристский поток» обычно понимается число туристов, совершающих путешествие в те или иные туристские регионы в течение определенного времени. Туристские потоки рассматриваются исследователями туризма как управляемая категория, предлагаются методы управления туристскими потоками на региональном уровне [7].

Государственная политика в сфере туризма направлена на поддержку развития въездного и внутреннего туризма. На повестке дня стоит вопрос создания такой системы управления сферой турин-дустрии, которая позволит привлекать въездные и формировать внутренние туристские потоки, способствовать их наполняемости и корректировать направление их движения.

В исследованиях акцентируется внимание на том, что туристские потоки формируются стихийно в начальной стадии развития курортов и туристских центров, в новых экономических условиях туристские потоки необходимо рассматривать как управляемую категорию. Определяются факторы, влияющие на стихийное формирование туристских потоков: физико-географическое положение района; наличие туристско-рекреационных ресурсов; степень развития инфраструктуры (коммуникации, дороги, электро- и теплоснабжение).

Выделяются факторы, которые приобретают большое значение при региональном управлении туристскими потоками: геополитическое положение; наличие свободных рекреационных земель; плотность и аттрактивность туристских ресурсов; качественные характеристики субъектов индустрии туризма; их способность удовлетворить потребности различных категорий туристов; уровень профессиональной подготовки кадров, осуществляющих региональное управление. Подчеркивается тот факт, что основная задача региональных, местных органов управления заключается в определении стратегии развития каждого региона в зависимости от геополитического положения и характеристик туристско-рекреационных ресурсов. В задачи регионального управления входит создание специализированных туристских центров, их яркого образа, распределение туристских потоков [7].

Выбору методов управления туристскими потоками должны предшествовать определение и возможная систематизация факторов, влияющих на трансформацию туристских потоков. Среди таких факторов можно выделить комплекс общих и особенных факторов трансформации туристских потоков в условиях современного развития отечественного туризма. Основными ключевыми понятиями

исследуемой области являются термины: «развитие», «трансформация», «фактор», «трансформация региональных туристских потоков», «комплекс общих факторов трансформации туристских потоков», «комплекс особенных факторов трансформации туристских потоков».

Термин «развитие» обозначает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. «Трансформация» — перемена вида, формы чего-нибудь, преобразование, превращение. Термин «фактор» определяется как «момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении» [17], а также «причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [3].

Можно предложить следующие рабочие определения терминам «трансформация региональных туристских потоков», «комплекс общих факторов трансформации туристских потоков», «комплекс особенных факторов трансформации туристских потоков».

Под термином «трансформация региональных туристских потоков» понимается «формирование, развитие и изменение региональных туристских потоков по величине, направлению и динамике за определенный период времени».

Под термином «комплекс общих факторов трансформации туристских потоков» понимаются «факторы формирования, развития и трансформации, оказывающие влияние на все виды туристских потоков: въездной, выездной и внутренний, на изменение их величины, направления и динамики за определенный период времени».

Термин «комплекс особенных факторов трансформации туристских потоков» трактуется как «факторы трансформации, оказывающие влияние на определенный вид туристского потока, на изменение его величины, направления и динамики за определенный период времени».

Таким образом, факторы трансформации оказывают влияние как на определенный вид туристского потока (въездной, выездной или внутренний), так и на все виды туристских потоков, формирующихся и прибывающих на рекреационные территории. Данная систематизация факторов является условной, возможна повторяемость некоторых факторов, факторы взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, влияют на систему и ограничены рамками системы туризма.

В современной теории туризма выделяются следующие группы факторов: статичные и динамичные факторы; генерирующие и лимитирующие факторы; комплекс общих факторов, определяющих формирование относительно стабильных туристских потоков в рекреационные регионы; комплекс факторов, способствующих развитию въездного и внутреннего туризма; комплекс факторов, сдерживающих рост внутреннего и въездного туризма. Систематизированы факторы, внешние и внутренние условия развития туризма; определены основные группы условий развития регионального туризма; условия и факторы формирования территориальных рекреационных систем России, способствующих развитию въездного и внутреннего туризма; выделяются факторы, определяющие в современных условиях содержание и динамику трансформации российского туризма; факторы, влияющие на стихийное формирование туристских потоков; факторы, имеющие большое значение при региональном управлении туристскими потоками; первичные и вторичные факторы, влияющие на формирование туристских потоков (первичные факторы связаны с экономическим состоянием региона, формирующего туристский поток, с регионом спроса; вторичные факторы, связаны с принимающим туристский поток рекреационным регионом, с регионом предложения); факторы спроса и предложения [7; 8; 11; 12; 13; 23; 2].

Данные факторы оказывают влияние на величину, направление и динамику туристских потоков. Множество систематизаций и большой спектр выделенных факторов, которые влияют как на систему туризма, так и непосредственно на формирование, развитие и трансформацию туристских потоков, являющихся частью данной системы, ставит задачу их классификации на основе определенных критериев.

Базовыми факторами формирования туристских потоков являются факторы спроса и предложения. Эти факторы тесно связаны с основным субъектом деятельности в туризме — туристом. Именно от туриста, его интересов, потребностей и возможностей зависит, воспользоваться ли предложением купить готовый туристский продукт рекреационной территории или сформировать его самостоятельно.

Турист — основной субъект туристской деятельности и структурная единица туристского потока, субъект спроса. Именно по отношению к нему должны быть выделены основные факторы, дающие

ему характеристику с точки зрения демографии, и должны быть определены социально-экономические факторы, влияющие на его спрос в туристских услугах. С точки зрения статистики, количество туристов, совершающих путешествие, превращается в туристский поток. Здесь важными становятся демографические характеристики, а также социально-экономические факторы, влияющие на спрос жителей региона, формирующего выездной туристский поток, и региона, принимающего туристский поток. Например, такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, являются одновременно территориями спроса и предложения, они одновременно и принимают туристский поток, и формируют выездной туристский поток. Таким образом, по критерию «субъект туристской деятельности (турист, индивидуум)» выделяются демографические характеристики и социально-экономические факторы спроса на туристские услуги.

Большое значение на современном рынке туристских услуг приобретает психологический аспект, который влияет на выбор туриста. В этой связи важными становятся факторы индивидуализации туристского продукта, составляющие личные предпочтения туриста: уровень предъявляемых требований по качеству туристского продукта, его безопасности и уровню сервиса; предпочтения в покупке комплексного тура или его самостоятельное формирование; предпочтения в выборе вида отдыха; в выборе рекреационной территории; фактор влияния политики и СМИ на выбор туриста; влияние моды на мобильный образ жизни; интересы, личностные особенности и вкусы туриста; собственное понимание и индивидуальная оценка процессов, происходящих в политической, социальной, экономической, экологической и других сферах жизни общества.

Организаторы отдыха нас интересуют с точки зрения результатов их деятельности — туристских продуктов, предлагаемых на рынке туристских услуг. Исходя из этого, определяются факторы качества туристского продукта. Таким образом, основными факторами формирования туристских потоков являются факторы спроса и предложения, уровень качества туристских услуг и продуктов.

Выделенные факторы оказывают влияние на формирование относительно стабильных туристских потоков в рекреационные регионы при наличии благоприятных внешних и внутренних условий развития туризма, в основу которого положен принцип устойчивого развития.

В исследованиях подчеркивается, что «... применительно к географии туризма факторы носят характер предпосылок или ограничений для организации туристской деятельности. Это те причины, которые оказывают содействие или накладывают ограничения на развитие туристской индустрии. Благоприятные факторы означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других региональных проблем. В отличие от туристско-рекреационных ресурсов, факторы имеют управленческий смысл. Создание благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, возникновение нежелательных факторов снижает туристский поток» [8].

Для управления туристскими потоками важным представляется такой критерий, как «место возникновения фактора», внешний это фактор или внутренний. Это поможет определить возможности оказания на него управленческого воздействия. Субъектом такого воздействия являются органы власти в сфере управления туризмом: федеральные, региональные и местные. Политика государства в сфере туризма в целом учитывает факторы формирования, развития и трансформации туристских потоков и определяет на основе их оценки приоритеты развития туризма.

Статистика по развитию туристской индустрии свидетельствует о том, что величина, направление и динамика туристских потоков достаточно сильно изменяются с 2014 по 2018 годы. Что является причиной или движущей силой данного процесса, определяющей нестабильный характер формирования и динамики туристских потоков, их географического перераспределения по рекреационным территориям страны, а также за пределы России?

Большое влияние на формирование и изменение всех видов туристских потоков в стране с 2014 года оказали внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов можно назвать геополитический фактор: «геополитическое противостояние государств» [12], введение социально-экономических санкций, повышение социальной роли и уважения к России в мире, привлекательности страны как значимого туристского направления; процессы глобализации и деглобализации; снижение уровня социально-политической стабильности в Европе и других странах мира, традиционно принимающих российских туристов на отдых. Данные процессы привели к снижению уровня

безопасности в принимающих россиян дестинациях, трансформации туристских рынков и туристских потоков.

Внешние факторы, например, такие как падение цен на нефть; резкие колебания курса рубля по отношению к мировым валютам; сложная социально-экономическая ситуация в мире и стране; сокращение платежеспособного спроса населения; временный запрет продажи туров на самых массовых выездных туристских направлениях в Египет и Турцию; введение международных санкций; современный экономический кризис и другие аспекты, привели к структурным изменениям в географии туристских потоков, способствовали «тектоническому сдвигу» в российском туризме и изменению парадигмы отрасли [1].

Среди внутренних факторов влияния можно назвать социально-экономический фактор. Последствиями введения социально-экономических санкций стали спад в экономике, ухудшение социального и экономического положения россиян, уменьшение их доходов и покупательной способности.

Большое значение имеют также следующие внутренние факторы: фактор государственной политики в сфере туризма; формирование приоритетов развития туризма; развитие международного сотрудничества в сфере туризма со странами СНГ, Азии и другими странами; создание национального маркетингового центра и его офисов во многих странах мира, создание туристско-информаци-онных центров (ТИЦ) в стране; реклама национального туристского продукта на внешних туристских рынках; проведение крупных международных, региональных, местных мероприятий; успешное проведение Олимпийских игр 2014 года в Сочи; успешное проведение Чемпионата мира по футболу в 11 городах России в 2018 году; разработка федеральных и региональных программ развития туризма, а также многие другие аспекты, прямо или косвенно влияющие на развитие отечественного туризма, на формирование и развитие внутренних и въездных туристских потоков.

Таким образом, к факторам спроса и предложения, базовым факторам, влияющим на формирование и развитие туристских потоков, присоединяются внешние и внутренние факторы, оказывающие достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие общества как в регионах спроса, так и в регионах предложения туристского продукта.

Большое количество факторов влияния на формирование, развитие и трансформацию современных туристских потоков требует систематизации, акцентируется проблема выбора критериев их систематизации. Логическим представляется определение данных критериев по структурным элементам системы туризма. В теории туризма присутствует множество моделей системы туризма, однако наиболее подходящей для описания трансформации туристских потоков является, на наш взгляд, модель туризма Вальтера Фрейера, состоящая из шести модулей: экономика, общество, политика, индивидуум, досуг, экология. Они дополняются модулями: право, СМИ, медицина, кризисный менеджмент, терроризм и психология. Каждый модуль является предметом рассмотрения соответствующей науки [28].

Данная модель представляет наиболее полно, на наш взгляд, составные структурные аспекты системы туризма, большая часть из которых способна описать те изменения, которые происходят в туризме, и в дополнение к уже названным факторам формирования и развития поможет дать характеристику процессам трансформации современных туристских потоков.

Таблица

Классификация критериев общих факторов формирования, развития и трансформации туристских потоков

№ п/П Критерии общих факторов трансформации туристских потоков

1 По субъекту туристской деятельности (турист, индивидуум)

2 По психологической составляющей

3 По предложению туристского продукта

4 По месту возникновения фактора

5 По роли государственной политики в сфере туризма

6 По уровню безопасности и наличию потенциальных рисков

7 По степени воздействия на величину туристского потока

8 По уровню медицинских ограничений

Окончание таблицы

№ п/П Критерии общих факторов трансформации туристских потоков

9 По уровню развития правовой основы в туризме

10 По уровню развития системы страхования в туризме

11 По природной составляющей

12 По экологической составляющей

13 По финансово-экономической составляющей

14 По уровню конкурентоспособности

15 По уровню развития маркетинга

16 По географическому признаку

17 По транспортной составляющей

18 По уровню развития инфраструктуры

19 По роли средств массовой информации (СМИ)

20 По изменению во времени

Анализ определенных исследователями факторов и модель В. Фрейера позволили выделить 20 критериев систематизации общих факторов формирования, развития и трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма, влияющих на все виды туристских потоков: по субъекту туристской деятельности (турист, индивидуум); по психологической составляющей; по предложению туристского продукта; по месту возникновения фактора; по роли государственной политики в сфере туризма; по уровню безопасности и наличию потенциальных рисков в сфере туристской индустрии и в смежных сферах деятельности; по степени воздействия на величину туристского потока; по уровню медицинских ограничений; по уровню развития правовой основы в туризме; по уровню развития системы страхования в туризме; по природной составляющей; по экологической составляющей; по финансово-экономической составляющей; по уровню конкурентоспособности; по уровню развития маркетинга; по географическому признаку; по транспортной составляющей; по уровню развития инфраструктуры; по роли средств массовой информации (СМИ) в освещении туристской деятельности; по изменению во времени.

Изменение величины, направления и динамики туристских потоков, или более точное определение этого процесса как их «трансформация», тесно связаны с процессами их формирования и развития, выделение которых достаточно условно, поэтому общий комплекс факторов трансформации туристских потоков включает в себя факторы их формирования и развития.

Классификация критериев общих факторов формирования, развития и трансформации туристских потоков представлена в таблице.

Систематизация общих факторов формирования, развития и трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма, влияющих на все виды туристских потоков, на их величину, направление и динамику, представлена на рисунке.

Таким образом, на основе выбранных критериев определяются группы факторов формирования, развития и трансформации всех видов туристских потоков:

1. По субъекту туристской деятельности (турист, индивидуум): факторы спроса, социально-экономические и демографические.

2. По психологической составляющей: факторы, влияющие на выбор туриста, его спрос, определяющие аспект индивидуализации туристского продукта.

3. По предложению туристского продукта: факторы, влияющие на уровень качества туристского продукта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. По месту возникновения фактора: внешние и внутренние факторы.

5. По роли государственной политики в сфере туризма: факторы приоритетов развития туризма.

6. По уровню безопасности и наличию потенциальных рисков: факторы потенциальных и реальных рисков, кризисов, катастроф в сфере туризма и в смежных сферах деятельности.

7. По степени воздействия на величину туристского потока: генерирующие и лимитирующие факторы, способствующие формированию и развитию туристского потока, и факторы, сдерживающие и трансформирующие туристский поток.

8. По уровню медицинских ограничений: общие медицинские риски и риски, обусловленные влиянием окружающей среды, влияющие на состояние здоровья туриста и местного населения.

9. По уровню развития правовой основы в туризме: факторы, включающие сферу туристской индустрии в национальное и международное правовое поле.

10. По уровню развития системы страхования в туризме: факторы, включающие сферу туристской индустрии в национальное и международное поле страхования.

11. По природной составляющей: природные факторы, определяющие спрос туриста в аспекте его отношения к природе; факторы, определяющие уровень развития природоохранного законодательства; факторы, влияющие на формирование реальных и потенциальных рисков природных катаклизмов и катастроф.

12. По экологической составляющей: факторы формирования экологической культуры в обществе, правила экологического поведения местных жителей на рекреационной территории; уровень экологического воспитания туриста; факторы, определяющие экологическое поведение туриста в рекреационном регионе; факторы, влияющие на формирование реальных и потенциальных рисков экологических катаклизмов и катастроф.

Рис. Классификация общих факторов формирования, развития и трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма (2014-2018 годы), влияющих на все виды туристских потоков: въездной, выездной и внутренний, на изменение их величины, направления и динамики

за определенный период времени

13. По финансово-экономической составляющей: факторы, влияющие на эффективность управления финансовыми потоками в туризме — формирование потока инвестиций в сфере туристской индустрии; субсидирование и льготное кредитование туристских проектов; финансово-экономические меры государства по поддержанию общей и развитию специальной туристской инфраструктуры; всех видов транспорта в туризме, в том числе специализированных (канатных дорог, всех видов фуникулеров, в том числе трамваев-фуникулеров, горнолыжных подъемников, развитие инфраструктуры туризма с учетом категории отечественных и зарубежных туристов с ограниченными возможностями, передвигающихся на специализированных колясках).

14. По уровню конкурентоспособности: факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности туристского продукта.

15. По уровню маркетинга: факторы, влияющие на развитие туристского рынка.

16. По географическому признаку: факторы, влияющие на пространственное распределение туристских потоков в регионе.

17. По транспортной составляющей: факторы доступности туристского продукта страны и регионов, в том числе отечественным и зарубежным туристам с ограниченными возможностями, передвигающимся на специализированных колясках; виды и комфортность транспорта, тарифная политика.

18. По уровню развития инфраструктуры: факторы, влияющие на наличие, уровень развития и качество общей и специальной туристской инфраструктуры; наличие региональных программ развития общей и специальной туристской инфраструктуры, источников их финансирования.

19. По роли средств массовой информации (СМИ): факторы влияния СМИ в сфере туризма. Главная задача СМИ в сфере туризма — формирование положительного (уникального) имиджа страны и рекреационного региона. Все проблемы рекреационного региона автоматически становятся проблемами и сдерживающими факторами развития туристской индустрии, поэтому закономерно повышается уровень спроса по результатам и эффективности работы как административного муниципального аппарата управления рекреационными регионами, так и органов управления туристской сферой.

20. По изменению во времени: статические и динамические факторы.

Выводы

На основе анализа факторов формирования и развития туристских потоков в условиях относительно устойчивого развития туризма и воздействия внешних и внутренних факторов, вызывающих их нестабильность и трансформацию в современных условиях (2014-2018 годы), с использованием системного подхода и методов структурного анализа, опираясь на модель туризма В. Фрейера, определено 20 классификационных критериев общих факторов трансформации туристских потоков, систематизированы группы факторов, соответствующих этим критериям. Данные факторы влияют на все виды туристских потоков: въездной, выездной и внутренний, на изменение их величины, направления и динамики.

Проведенный анализ общих факторов, влияющих на трансформацию туристских потоков в условиях современного развития отечественного туризма, позволяет сделать следующие выводы и предложить определенные рекомендации. Общими базовыми факторами формирования туристских потоков в условиях относительно устойчивого развития туризма является группа факторов спроса и предложения туристского продукта, которые определяют приоритет основного субъекта туристской деятельности — туриста.

В условиях действия факторов нестабильности значимыми факторами, влияющими на трансформацию туристских потоков, становятся: геополитический фактор, фактор безопасности и наличия потенциальных рисков в туризме, фактор значимости государственной политики в сфере туризма, социально-экономический фактор.

Постепенная экономическая и финансовая стабилизация в стране, реализация отложенного спроса россиян приведет к наполнению как внутренних, так выездных и въездных туристских потоков, приоритет которых должен сохраняться за развитием внутреннего и въездного туризма. Развитию внутреннего туризма могут способствовать проведение всевозможных государственных маркетинговых мероприятий и акций для популяризации отдыха на отечественных рекреационных территориях, разработка программ отдыха для российских туристов в низкий сезон, связанных прежде всего с развитием социального туризма и финансовой поддержкой отдыха. Например:

• разработка специальных программ — пакетных туров для отдыха жителей севера страны на южных рекреационных территориях, а для отдыха жителей юга — на рекреационных территориях Севера (Мурманская область: сбор коллекций минералов и горных пород; рекреационный лов ценных пород рыб; сбор ягод и грибов; посещение заповедников: Кандалакшский заповедник; Лапландский заповедник, где организована экологическая почта русского Деда Мороза; заповедник «Пасвик» с организацией познавательных экскурсий для учащихся школ, студентов и преподавателей [19]; Республика Карелия: знакомство с музеем-заповедником «Кижи», с островами Валаамского архипелага, множеством других достопримечательностей и гастрономией Карелии [4]);

• оплата пенсионерам проезда в санатории для оздоровления в низкий сезон;

• бесплатное проживание детей при размещении их вместе с родителями в санаториях или других средствах размещения на отдыхе;

• оплата отдыха в санаториях детям после перенесенных операций и лечения в стационарах, людям с инвалидностью в низкий сезон;

• для категории работающих — оплата реабилитации в санаториях и профилакториях в рамках долечивания после проведенных операций и прохождения лечения в больницах;

• оплата экскурсий школьникам и студентам, связанных с духовным и патриотическим воспитанием молодежи;

• формирование реестра недорогого частного жилья на рекреационной территории, сдаваемого внаем туристам местными жителями. Разработка классификации частного жилья, введение заявительного характера присвоения определенной категории частного жилья, которую будут оценивать сами проживающие туристы. Отказ туриста от проживания будет являться признаком несоответствия жилья заявленной категории.

Повышению уровня безопасности россиян в рамках выездного туризма может служить пример работы немецкого туристского концерна TUI, а именно: создание в зарубежном регионе отдыха волонтерской сети русскоязычных добровольных туристских помощников из числа бывших соотечественников, которые в случае непредвиденных обстоятельств с российскими туристами будут всегда на связи, при необходимости смогут оперативно выезжать к месту происшествия и помогать разрешить возникшую проблему.

Определение и классификация критериев общих факторов трансформации туристских потоков, систематизация групп факторов, соответствующих этим критериям, подробное описание данных факторов в иерархической соподчиненности, определение приоритета их влияния на развитие туризма на рекреационной территории, оценка фактора и определение уровня влияния (федеральный, региональный, местный) на определенный фактор могут внести свой вклад в совершенствование системы управления туристскими потоками (их увеличение или сдерживание, перенаправление на другие рекреационные территории в случае перегрузки экологии и социально-экономической инфраструктуры курорта), будут способствовать повышению обоснованности принимаемых управленческих решений в условиях современного развития туризма в России.

Задача привлечения въездных и формирования внутренних туристских потоков тесно связана с проблемой создания положительного имиджа рекреационных регионов, регионов, обладающих туристскими ресурсами, имиджа страны как обобщенной дестинации, благоприятной для развития туризма и сотрудничества во всех сферах деятельности.

Для решения данной задачи необходимы согласованные совместные действия федеральных, региональных и местных органов власти как в сфере туризма, так и в сфере административного управления рекреационными территориями, их совместной, комплексной, системной и планомерной работы по решению экологических и социально-экономических проблем на рекреационных территориях, задач развития сферы туристской индустрии.

Библиографический список

1. Александрова А. Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика, тренды, проблемы // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/geografiya-turistskih-potokov-v-rossiyskoy-federatsii-statistika-trendy-problemy.

2. Асанова И. М., Трофимова Р. В., Семухина Е. В. Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. С. 131-135 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/95586.htm.

3. Большой Энциклопедический словарь (БЭС) [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299. ru/word.php?id=34028&sl=oj.

4. Бурова Д. В., Боголюбов В. С., Боголюбова С. А. Новые возможности рекреационных территорий Карелии для организации полноценного отдыха. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/novye-vozmozhnosti-rekreatsionnyh-territoriy-karelii-dlya-organizatsii-polnotsennogo-otdyha.

5. Въездной туризм в РФ: понятие, проблемы, перспективы. Сайт: FB.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/320693/vyezdnoy-turizm-v-rf-ponyatie-problemyi-perspektivyi.

6. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2014 году. М., 2015. С. 27. [Электронный ресурс]. URL: http://turizmrm.ru/assets/19-04-2016-08-tourism- (1).pdf.

7. Карташевская И. Ф. Туристские потоки как управляемая категория базисной модели рекреационной системы // Культура народов Причерноморья. 2005. № 63. С. 53-57 [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/35858/13-Kartashevskaya. pdf?sequence=1.

8. Кружалин В. И. Мироненко Н. С., Зигерн-Корн Н. В., Шабалина Н. В. География туризма. М., 2014. 336 с. [Электронный ресурс]. URL: http:///www.russiatourism.ru/.../kruzhalin_Geografia.pdf.

9. Крыстев Вилиян. Геополитика туризма: концентрация влияния и зависимости в Болгарии // Псковский регионологический журнал. 2015. № 24 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/geopolitika-turizma-kontsentratsiya-vliyaniya-i-zavisimosti-v-bolgarii.

10. Кульгачёв И. П. О направлениях деятельности по преодолению проблем выездного туризма / материалы II Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы и технологии в современном мире. Сборник трудов конференции». Уфа, 2014. С. 173-179 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22716749.

11. Кусков А. С., Голубева В. Л. Одинцова Т. Н. Рекреационная география. М., 2005. С. 341-343. URL: http://www.asu.ru/files/documents/00005786.pdf.

12. Мусалитина М. С., Шмарков М. С., Губарева Л. И. Новейшая история геополитики туризма // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71). С. 33-36 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/noveyshaya-istoriya-geopolitiki-turizma.

13. Некрасова М. Л. Условия и факторы формирования территориальных рекреационных систем России // Известия ДГПУ. Естественные и точные науки. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-faktory-formirovaniya-territorialnyh-rekreatsionnyh-sistem-rossii.

14. Общие показатели рынка туризма РФ. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www. scandicregatta.com/analytics-ru.

15. Падение выездного турпотока из России в 2015 году стало рекордным за 18 лет РСТ [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/03/09/632808-padenie-viezdnogo-turpotoka-stalo-rekordnim.

16. Проект Концепции федеральной целевой программы, предусматривающей реализацию мероприятий по созданию туристских кластеров в Российской Федерации, начиная с 2019 года [Электронный ресурс]. URL: www.rostourunion.ru/.../Proekt%20ko... i%20FCP.docx.

17. Развитие. Трансформация. Политическая стабильность. Энциклопедии и словари на Академике [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/.

18. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2015 г. № 2217-р. Изменения, которые вносятся в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 20132020 гг. п. 173. Разработка стратегии трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России. С. 201-204 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/ scientificactivity/2013-2020plan.aspx.

19. Рекреационные ресурсы. Кольский Север. Государственный комитет по охране окружающей среды Мурманской области. Годовой отчет (1998) [Электронный ресурс]. URL: https://www.murman. ru/ecology/comitet/report 98/chapter 1-7.html.

20. РСТ: въездной турпоток в РФ в 2016 году вырос более чем на 11% [Электронный ресурс]. URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/40295.

21. Российский рынок туризма сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-vesti.ru/ru/ tourism-2015/ (дата обращения: 08.11.2017).

22. Ростуризм. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/.

23. Сарян А. А., Пустовойтенко С. И., Амирханова О. В. Факторы, влияющие на трансформацию туристских потоков в условиях современного развития туризма. Ч. 2. Раздел 2.1-2.2. Отчет по НИР: Оценка направлений трансформации туристских потоков в рекреационных регионах России. Анализ процессов трансформации туристских потоков в регионах России с рекреационно-туристской специализацией (промежуточный). № гос. рег. АААА-А17-117021310240-8. Сочи, 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosrid.ru/ikrbs/BEEARDNNXGDE5UBFSTYLRC7L; https://rosrid.ru/nioktr/ DVPYYFZDH9G0205VP010YKH0.

24. Сарян А. А., Раганян Г. М., Пустовойтенко С. И., Сарян С. А. Системный анализ структуры, содержания и динамики факторов и условий внешней и внутренней среды региональных туристско-ре-креационных комплексов. СНИЦ РАН. Отчет по НИР, регистрационный номер НИОКТР 114100740111. Сочи, 2015.

25. Смирнова А. ВЦИОМ об отпускных предпочтениях россиян. 23.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.trn-news.ru/news/57417.

26. Стенли Соммерсби. ВТО и туристический бизнес в России. Архив. 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.djoen.ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html.

27. Туристические итоги 2016 года [Электронный ресурс]. URL: https://travel.rambler.ru/ article/3091/.

28. Soelter Marc. Einfuehrung in die Tourismuswirtschaft. Ganzheitliches Tourismusmodell von Freyer. 1997. S. 104 [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.org/2312643-Einfuehrung-in-die-tourismuswirtschaft.html.

References

1. Aleksandrova A. Iu. (2017). Geography oftourist flows in the Russian Federation: statistics, trends, problems. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii. 2017. № 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/geografiya-turistskih-potokov-v-rossiyskoy-federatsii-statistika-trendy-problemy. (In Russ.)

2. Asanova I. M., Trofimova R. V., Semukhina EV. (2015). Factors contributing to the development of domestic and inbound tourism in Russia // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept". 2015. Vol. 33. P. 131-135. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95586.htm. (In Russ.)

3. Bolshoi Entsiklopedicheskii slovar (BES). Available at: http://slovari.299.ru / word. php?id=34028&sl=oj. (In Russ.)

4. Burova D. V., Bogoliubov V. S., Bogoliubova S. A. (2015) New opportunities for recreational areas of Karelia for the organization of recreation. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/novye-vozmozhnosti-rekreatsionnyh-territoriy-karelii-dlya-organizatsii-polnotsennogo-otdyha. (In Russ.)

5. Inbound tourism in Russia: concept, problems, prospects. Site: FB. ru. Available at: http://fb.ru/article/320693/vyezdnoy-turizm-v-rf-ponyatie-problemyi-perspektivyi. (In Russ.)

6. Report on the state and development of tourism in the Russian Federation in 2014. M.: Ministerstvo kultury Rossiiskoi Federatsii. 2015. S. 27. Available at: http://turizmrm.ru/assets/19-04-2016-08-touris m- (1).pdf. (In Russ.)

7. Kartashevskaia I. F. (2005). Tourist flows as a managed category of the basic model of the recreational system. Kultura narodov Prichernomoria. 2005. № 63. S. 53-57. Available at: http://dspace.nbuv.gov.ua/b itstream/handle/123456789/35858/13-Kartashevskaya.pdf?sequence=1. (In Russ.)

8. Kruzhalin V. I. (2014) Geography of tourism/V. I. Kruzhalin, N. S. Mironenko N. V., Zigern — Korn N. V., S. Habalina. M.: Federalnoe agentstvo po turizmu. 2014. 336 р. Available at: http:/// www.russiatourism.ru/.../kruzhalin_Geografia.pdf. (InRuss.)

9. Krystev Viliian. (2015) Geopolitics of tourism: concentration of influence and dependence in Bulgaria. Pskovskii regionologicheskii zhurnal. 2015. № 24. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/geopolitika-turizma-kontsentratsiya-vliyaniya-i-zavisimosti-v-bolgarii. (In Russ.)

10. Kulgachev I. P. (2014) On the directions of activities to overcome the problems of outbound tourism. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Innovative processes and technologies in the modern world. Sbornik trudov konferentsii. 2014. S. 173-179. Publishing: Avtonomnaia nekommercheskaia organizatsiia Issledovatelskii tsentr informatsionno-pravovykh tekhnologii (Ufa). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22716749. (In Russ.)

11. Kuskov A. S., Golubeva V. L., Odintsova T. N. (2005) Recreational geography. M.: MPSI, Flinta. 2005. S. 341-343. Available at: http://www.asu.ru/files/documents/00005786.pdf. (In Russ.)

12. Musalitina M. S., SHmarkov M. S., Gubareva L. I. (2016) Recent history of tourism geopolitics. Uchenye zapiski. OGU. Seriia: Humanities and social Sciences. 2016. № 2 (71). P. 33-36. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/noveyshaya-istoriya-geopolitiki-turizma. (In Russ.)

13. Nekrasova M. L. (2012) Conditions and factors of formation of territorial recreational systems of Russia. Izvestiia DGPU. Estestvennye i tochnye nauki. 2012. № 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-faktory-formirovaniya-territorialnyh-rekreatsionnyh-sistem-rossii. (In Russ.)

14. General indicators of the Russian tourism market. 2016. Available at: https:// www.scandicregatta.com/analytics-ru. (In Russ.)

15. The drop in outbound tourist flow from Russia in 2015 was a record for 18 years. RUT (PCT). Available at: https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/03/09/632808-padenie-viezdnogo-turpotoka-stalo-rekordnim. (In Russ.)

16. The draft Concept of the Federal target program, providing for the implementation of measures to create tourist clusters in the Russian Federation, starting from 2019. Available at: www.rostourunion.ru/.../Proekt%20ko... i%20FCP.docx. (In Russ.)

17. Development. Transformation. Political stability. Entsiklopedii i slovari na Akademike. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/. (In Russ.)

18. Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 31. 10. 2015. g. № 2217-r. Izmeneniia kotorye vnosiatsia v Programmu fundamentalnykh nauchnykh issledovanii gosudarstvennykh akademii nauk na 2013-2020 gg. P. 173. Development of a strategy for the transformation of socio — economic space and territorial development of Russia, Pp. 201-204. Available at: http://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx. (In Russ.)

19. Recreation resources. Kola North. State Committee for environmental protection of the Murmansk region. Godovoi otchet. 1998. Available at: https://www.murman.ru/ecology/comitet/report 98/chapter 1-7.html. (In Russ.)

20. RUT (RST): the inbound tourist flow to Russia in 2016 increased by more than 11%. Available at: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/40295. (In Russ.)

21. Russian tourism market today. Available at: http://www.e-vesti.ru/ru/tourism-2015/. (In Russ.)

22. Rostourism. Statistics. Available at: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/. (In Russ.)

23. Sarian A. A., Pustovoitenko S. I., Amirkhanova O. V. (2017) Factors influencing the transformation of tourist flows in the conditions of modern tourism development. Part 2. Section 2.1-2.2. Otchet po NIR. Assessment of the directions of transformation of tourist flows in the recreational regions of Russia. Analysis of the processes of transformation of tourist flows in the regions of Russia with recreational and tourist specialization (intermediate). № AAAA-A17-117021310240-8. Sochi. 2017. Available at: https://rosrid.ru /ikrbs/BEEARDNNXGDE5UBFSTYLRC7L; https://rosrid.ru/nioktr/DVPYYFZDH9GO205VP01OYKHO/ (In Russ.)

24. Sarian A. A., Raganian G. M., Pustovoitenko S. I., Sarian S. A. (2015) System analysis of structure, content and dynamics of factors and conditions of external and internal environment of regional tourist and recreational complexes. SNIC RAS. Otchet po NIR. № 114100740111. Sochi. 2015. (In Russ.)

25. Smirnova A. (2017) VTSIOM on the vacation preferences of Russians. 23.05.2017. Available at: https://www.trn-news.ru/news/57417. (In Russ.)

26. Stenli Sommersbi. (2007) WTO and tourism business in Russia. Archive. 2007. Available at: http://www.djoen.ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html. (In Russ.)

27. The tourist overall results of 2016. Available at: https://travel.rambler.ru/article/3091/. (In Russ.)

28. Soelter Marc. (1997) Einfuehrung in die Tourismuswirtschaft. Ganzheitliches Tourismusmodell von Freyer. 1997. S. 104. Available at: Google. URL: https://docplayer.org/2312643-Einfuehrung-in-die-tourismuswirtschaft.html. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.