УДК 378.147, ББК 74.48 © И.Г. Багно
И.Г. Багно
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
В данной статье рассматриваются общетеоретические основы методики преподавания в вузе. Раскрывается смысл понятий метод, методология, методика. Рассматривается соотношение понятий методика преподавания, методика преподавания в вузе, методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Автор считает, что любая педагогическая теория является продуктом определенной культуры и общества. Одна теория может иметь универсальное значение. Другая теория может быть ограничена условиями места и времени. Это значит, что в изменившихся условиях, ее использование не приведет к ожидаемому эффекту.
Целью написания статьи является выявление общетеоретических основ методики преподавания, обеспечивающих эффективность обучения социально-гуманитарным дисциплинам в вузе.
Автор использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, индуктивно-дедуктивный метод, системный метод и метод сравнения.
Результаты и выводы. Выявлены общие трудности процесса обучения социологии. С ними сталкивается как преподаватель, так и студент. Указаны причины возникновения трудностей.
Названы методики их преодоления, а также методики формирования общекультурных компетенций. Это выполнение творческих заданий в мини-группах по составлению ментальной карты, индивидуальных заданий по контрфактическому моделированию. Это проведение фокус-группы на практических занятиях. Студент на практике изучает конкретный метод эмпирического исследования. Он является непосредственным его участником. Тема фокус-группы должна напрямую отражать интересы студентов. Например, «Адаптация студентов...кучебному процессу в... ».
Область применения полученных результатов: преподавание социальных и гуманитарных дисциплин в
вузе.
Ключевые слова: метод, методика, методология, методика преподавания, социально-гуманитарные дисциплины, контрфактическое моделирование, ментальная карта.
В словарях и энциклопедиях понятие методики определяется как
установленный способ осуществления деятельности. Отмечается, что методики документируются, в связи с чем, получает распространение термин «письменная методика», т.е. метод конкретизирован, доведен до инструкции с четким описанием. Соответственно, деятельность, для которой он предназначен, стала более эффективной.
В других трактовках методика выступает как часть педагогики, как наука о методах преподавания, как методология. Отметим, что в различных трактовках понятие методики употребляется наряду с понятиями метода и методологии.
Так, понятие «метод» по-гречески означает буквально «путь к чему-либо», прием, способ действия, цель которого заключена в рационализации и эффективности человеческой деятельности. Можно сказать по-другому, в интересующем нас контексте это путь к педагогическому мастерству.
Методика подразумевает изучение и обобщение опыта предшественников, реальное воплощение метода в условиях конкретной деятельности, в нашем случае педагогической или научно-педагогической.
Методология учение о методах и их использовании в организации познавательной и практико-преобразующей деятельности. Методология тесно связана с гносеологией, что позволяет ей, отправляясь от всеобщих характеристик познавательной деятельности, не упускать из виду специфику конкретных познавательных ситуаций и
сфер познания, а также социокультурную специфику как фактор, влияющий на методологию, метод и методику.
«Преподавание» второе важное для нашего исследования понятие. Педагогический
терминологический словарь и Российская педагогическая энциклопедия дают следующее определение понятия «преподавание»: 1) управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; 2) один из компонентов процесса обучения.
«Методика преподавания» является вузовской дисциплиной, имеет теоретический статус, является наукой, имеющей практическую направленность. Она изучает систему образования, приемы, средства и методы педагогической деятельности, имеет сложную структуру [1]. Опустив детальное рассмотрение структуры методики в целом и методики преподавания, выделим в структуре методического знания два основных блока: методики общего и частного плана. Их общетеоретическую основу составляют, в первую очередь, философия и логика. Непосредственно теоретической основой для методики преподавания является педагогика и психология. Современная педагогика охватывает все звенья системы образования, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая курсами профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Активно развиваются такие отрасли педагогики как коррекционная педагогика, андрагогика педагогика для взрослых, история педагогики, сравнительная педагогика и т.д. Данная статья посвящена педагогике
высшей школы и конкретизация излагаемого материала по методике преподавания будет направлена на частные методики преподавания социологии и др. тесно связанных с ней социально-гуманитарных наук. Вместе с тем, следует отметить, что саму педагогику можно рассматривать и как элемент культуры, и как гуманитарную отрасль в системе человекознания. Это означает, что любая педагогическая теория, включая практические рекомендации и конкретные методические разработки, рождается в определенных социокультурных условиях для решения конкретных задач и может иметь как универсальную значимость, так и чисто локальные возможности эффективного применения. В этой связи вызывает удивление, когда в искаженном, урезанном варианте продвигаются под вывеской передовых зарубежные методики, имеющие в своем первозданном виде отечественное происхождение. Особенно удивительно, что этими методиками с Россией делится Сингапур, страна в которой, несмотря на тот рывок, который ей удалось осуществить в сфере социально-экономического развития, нет ни своих научных школ, ни педагогов, получивших мировую известность.
Поскольку в нашей статье речь идет об общетеоретических основах методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин, постольку есть смысл отдать дань уважения и обратиться к основным идеям Я.А. Коменского (1592-1670), создавшего законченную теорию обучения, изложенную в «Великой дидактике». Уместно также вспомнить теоретические положения О. Конта, В. Виндельбада, Г. Риккерта и В. Дильтея. В них впервые дано обоснование специфики науки о «духе», о «культуре» и т.п. (в настоящее время употребляют общий термин «социально-гуманитарные науки»), особенностей ее метода, а также необходимости и возможности использования методов других наук в получении нового знания.
Значение вклада Я.А. Коменского в развитие педагогики сравнивают с вкладом Н. Коперника и И. Ньютона в развитие научного знания, Ф. Бэкона и Р. Декарта - в развитие философии. С одной, стороны деятельность и достижения Я.А. Коменского далеко выходят за национально-культурные рамки, с другой стороны, его педагогический труд был посвящен достижению независимости и процветания Чехии. Его жизнь пришлась на переломный этап европейской и мировой истории: начало эпохи Нового времени, становление новоевропейской науки и начало Просвещения с исключительным интересом к воспитанию и образованию нового человека. Великому дидакту удалось обобщить достижения передовых исследователей своего времени, занимающихся обоснованием научного метода познания на основе идей рационализма и сенсуализма, проблемами обучения и воспитания. Он впервые сформулировал «универсальную теорию учить всех всему» и научно обосновывал возможность и необходимость органически совмещать универсальные методы преподавания с методиками отдельных
предметов. Кратко охарактеризуем составляющие этой теории.
Идея Я.А. Коменского учить всех подразумевает всеобщее обучение «по всем общинам, городам и селам» каждого государства, всех лиц без ограничений по половому признаку, не исключая детей бедняков и тех, у кого имеются иные трудности в обучении.
Идея учить всему подразумевает, что учить нужно «кратко, приятно, основательно». Обучающий должен выступать не в качестве господина, а в качестве помощника природы. А.Я. Коменский называет это принципом природосообразности. А воплотить его призвана единая система образования, построенная в соответствии с возрастом и преемственно расположенными ступенями обучения, когда на каждой ступени происходит расширение и углубление полученного ранее знания. Последняя четвертая ступень обучения - академия -предназначена для возраста «возмужалости» от 18 до 24 лет. С некоторыми оговорками по ряду аспектов она соотносима с современной системой высшего образования. Я.А. Коменский не дает ей подробного описания, в отличие от первых трех, особенно первой - «Материнской школы». Он не распространяет на нее свой универсальный метод, но высказывает ряд пожеланий [4, 285-290]. Он настаивает на том, что академия должна быть в каждом государстве, в каждой наиболее значимой провинции [там же, 264], указывает на необходимость публичного испытания способностей тех, кто переходит на четвертую «академическую» ступень, и подчеркивает, что далеко не все, а только «высокодаровитые натуры» направляются по результатам испытаний и в соответствии со своими естественными склонностями и потребностями государства для дальнейшего обучения в академию. Высшая ступень призвана дать основательную ученость, чтобы по окончании обучения «вверить управление человеческими делами» наиболее достойным. Те лжестуденты, которые не понимают этого и не проявляют должного рвения в обучении, без сожаления должны быть отчислены. Дисциплинарная часть - важнейшая составляющая универсального метода обучения. Школьной дисциплине посвящена отдельная глава «Великой дидактики», также как и пожеланиям по поводу академии. Полезным для проведения академических занятий Я.А. Коменский считает общие собеседования после прослушивания студентами лекции и прочтения трудов рекомендуемых авторов, когда высказаться должен каждый студент. Спорные и непонятные вопросы обсуждаются под руководством профессора до полного прояснения. Система Я.А. Коменского предполагает обязательный внешний контроль со стороны государства за всеми ступенями обучения. Контроль за обучением в академии Я.А. Коменский рекомендует в форме ее ежегодного посещения королевскими или государственными депутатами.
Универсальность метода природосообразности находит свое выражение в организации и планировании учебного процесса, в содержании и
круге изучаемых предметов, в требованиях, предъявляемых к тому, кто и как обучает, к учебникам и т.д. Так, например, метод природосообразности обучения, реализуемый от ступени к ступени означает общее духовное развитие и продвижение от наглядного созерцания к пониманию изучаемого, от понимания к запоминанию, к проговариванию того, что запомнил и закреплению полученного знания в практических упражнениях. Движение осуществляется в направлении от легкого к трудному, от близкого к далекому, от общего к частному. Система Коменского в целом была встречена доброжелательно современниками. Она намного опередила свое время и в некоторых аспектах сохраняет свою актуальность.
Безусловно, теория обучения и воспитания не ограничивается наследием Я.А. Коменского, тем более отечественная педагогика, в которой немало авторов, получивших мировое признание. В данном исследовании идеи Коменского - своеобразная точка отсчета кардинальных перемен в педагогической теории и практике. Возвращаясь к вопросам общей методики преподавания в вузе, отметим, что они связаны со спецификой организации учебного процесса, в них содержатся общие принципы, закономерности, формы, методы и приемы вузовского обучения.
К принципам дидактики высшей школы, определяющим эффективность процесса обучения, относятся: научность, системность и
последовательность, сознательность и активность, доступность и усвояемость, прочность знания, связь теории с практикой, наглядность, учет индивидуальных различий учащихся.
Специфическими формами вузовского обучения являются производственная, педагогическая, дипломная и др. практики, курсовые и дипломные работы и т.д.
Специфика методов и приемов вузовского обучения обусловлена выделением в учебном плане часов (их объемом) для самостоятельной работы студентов, что не всегда адекватно ими воспринимается. Ситуацию корректирует указание срока выполнения того или иного вида работы и критерии ее оценки. Наличие базовой и вариативной части учебного плана, того к какой части плана относится дисциплина также влияет на методику ее преподавания уже в том, что чаще всего формой промежуточного контроля для дисциплин вариативной части плана выступает зачет.
Методика преподавания социально-
гуманитарных дисциплин в вузе раскрывает специфику преподавания социально-гуманитарных дисциплин относительно естественно-научных и технических. Существуют также специальные методики преподавания отдельных социально-гуманитарных дисциплин: истории, философии, социологии и т.д., которые могут рассматриваться в привязке к формам обучения в вузе (лекции, практические занятия и т.д.).
Особенность социально-гуманитарных
дисциплин, в отличие от технических и естественных состоит, в многообразии точек зрения, имеющих одинаково научный характер. И в первую очередь это относится к социологии, которая изначально обосновывала свой научный статус использованием общенаучных методов познания (наблюдение и эксперимент) и математического аппарата для определения количественных характеристик социальных явлений и процессов. Социология, с одной стороны, дистанцировалась от гуманитарных дисциплин, с другой самоопределялась в качестве дисциплины, интегрирующей передовые достижений всех дисциплин, включая и гуманитарные. Развитие социологии стимулировали дискуссии о ее предмете, методе и связанных с ним междисциплинарных границах. Собственно социологические эмпирические методы активно осваивались другими социальными и гуманитарными науками, в том числе и педагогикой.
Социально-гуманитарные науки формируют у студентов представление о сложности, многогранности, взаимозависимости общественных явлений и процессов, проявлений человеческой натуры, личности и социальной группы. Общество изменяется, изменяются представления о нем и о сути этих изменений, разрабатываются новые логические схемы и понятийный аппарат для описания и изучения общества и изменений в нем. Историко-теоретический блок, показывающий эволюцию научной мысли, должен присутствовать в содержании любой дисциплины. Для социологии он особенно важен потому, что позволяет студенту увидеть достоинства и ограниченность того или иного теоретического подхода к анализу социальных явлений, процессов, структур и институтов, формирует способность видения многовариантности решений
профессиональных проблем и необходимости обосновывать выбор каждого конкретного решения.
Способности видеть альтернативу, выстраивать причинно-следственные связи, необходимые практически в любой профессиональной деятельности и, наконец, гражданскую позицию студента формирует контрфактическое моделирование в процессе обучения истории, а также в изучении исторических разделов или блоков в философии, социологии и политологии [5, 102-120]. Рассуждения, «что было бы если» могут быть смоделированы в связи с влиянием отдельной великой личности на исторический процесс либо в связи с крупным историческим событием или процессом.
С точки зрения методики преподавания имеет значение в какой последовательности и в связке с какими учебными дисциплинами нужно изучать социологию. В 90-е годы, когда социология вернулась в российские вузы, она изучалась независимо от специальности на третьем и даже на четвертом курсе, что представляется вполне логичным, так как социология опирается на историю, философию и экономику. Но в 2000-е гг. изучение социологии перемещается на второй и даже на первый курс, как
принято в вузах на западе. Это привело к трудностям, связанным с усвоением дисциплины. В лучшем случае, социология изучается параллельно с философией и экономикой. Встречаются варианты, когда студенты изучают социологию раньше, чем экономику. Круг дисциплин, на которые студенты и преподаватель могли опереться, при изучении социологии сократился: «история», как вариант, «история» и «психология». Но гораздо большую озабоченность вызывает то, что социология выводится из учебных планов. «Отцы-основатели» науки социологии отводили ей особую роль в управленческой практике, высоко оценивали ее критический и прогностический потенциал. Именно потому социология и получила вузовскую «прописку», что выпускник вуза - потенциальный руководитель. Кроме того, социология как управленческая дисциплина легко встраивается в учебный план практически любого направления подготовки: в плане содержания дисциплины разделы общей социологии могут быть дополнены разделами отраслевой социологии или отдельными обзорными лекциями. Например, для педагогов - социологией образования, для экономистов и менеджеров - экономической социологией, социологией организации и управления. Для медицинских специалистов и социальных работников это может быть «социология тела, здоровье, болезнь и старение», для военных -«военная социология» и т.д.
Разработку методики преподавания любой дисциплины задают компетенции. Для социально-гуманитарных дисциплин это, прежде всего, общекультурные компетенции [6, 7]. Применительно к социологии: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций студент должен знать основные вехи становления и развития социологической науки, основные социологические концепции и теории (общества, культуры, социального поведения и социального взаимодействия, личности, социальной структуры, социальной стратификации и социальной мобильности, социальной организации, социального конфликта, социальных изменений), основные требования к проведению и эмпирические методы социологических исследований. Студент должен уметь анализировать социальные явления и процессы, уметь осуществлять количественный и качественный анализ собранной информации, владеть культурой социального взаимодействия, культурой мышления и навыками анализа социальных проблем.
Начало изучения социологии, знакомство с разнообразием подходов, школ, направлений, выявление их сходства и различий дается студентам достаточно тяжело поскольку, как указывалось выше, основная теоретическая и фактологическая база ограничена. У студентов младших курсов еще недостаточно выработан навык критического
осмысления, структурирования нового материала. Реализовать принципы дидактики высшей школы сознательности и активности, доступности и усвояемости, сделать обучение «кратким, приятным и основательным» позволяет метод составления ментальных карт [2; 3], развивающий образное мышление, самостоятельность и творчество. Студентам предлагается домашнее задание: создать ментальную карту на основе прослушанной лекции и рекомендованной для самостоятельного прочтения литературе и предъявить полученный результат для обсуждения на практике. Другой вариант: студенты составляют карту на занятии, работая в мини-группе. Результаты групповой деятельности также предъявляются для обсуждения.
Реализация метода предполагает его предварительное разъяснение и коллективное составление образца карты. Метод может быть применим также при изучении институциональной экономики и других дисциплин социально-гуманитарного цикла, когда необходимо «упаковать» обширный материал в емкий запоминающийся образ.
Эффективность обучения социально-гуманитарным дисциплинам обеспечивает проведение фокус-группы на практическом занятии, когда идет освоение материала, связанного с изучением конкретного метода эмпирического исследования, а также появляется возможность поговорить о «наболевшем», например, «Адаптация студентов ... к учебному процессу в. ».
Проведение занятий в таком ключе позволяет реализовать дидактические принципы связи теории с практикой и наглядности, а работа в группе сформировать такую важную составляющую указанной выше общекультурной компетенции, как владение культурой социального взаимодействия, культурой мышления и навыками анализа социальных проблем.
В заключение отметим, что в современной науке и образовании, как и во времена Я.А. Коменского происходят фундаментальные изменения: наука завершает движение от узкой специализации к междисциплинарным связям и трансформируется в единую науку с конвергирующими технологиями НБИКС - нано-, био-, инфо-, когно- и социально-гуманитарными технологиями. Это требует соответствующих изменений в образовании, которое также стремится к конвергентности, в принципах подготовки кадров. Применительно к заявленной теме можно утверждать, что среди дисциплин социально-гуманитарного цикла социология изначально была наиболее открыта принципам конвергентности, что позволяет использовать ее методики для преподавания самых различных дисциплин. Таким образом, данное исследование вносит вклад в развитие педагогики высшего образования в аспекте общей методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе.
Библиографический список
1. Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе [Текст] / А.Н. Елсуков. - Учебное пособие. Мн.: Тетра Системс, 2003. - 239 с.
2. Ижденева, И.В. Роль ассоциативных ментальных карт в процессе обучения студентов информатике [Текст] / И.В. Ижденева // Педагогическое образование в России. - 2015. - №4. - С. 29-37.
3. Казагачев, В. Н., Горбань Л. Г., Толочко Я. И. Ментальные карты как средство повышения творческого мышления [Текст] / В. Н. Казагачев, Л. Г.Горбань, Я. И. Толочко // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 766769.
4. Коменский, Я.А. Великая Дидактика [Текст] / Я.А. Коменский. - Т.1.- Смоленск: Гос.Уч.-пед. Изд. Наркомпрос РСФСР, 1939. - 318 с.
5. Нехамкин, В.А. Контрфактические исторические исследования [Текст] / В.А. Нехамкин // Историческая психология и социология истории.- 2011. - №1. - С. 102-120.
6. Уланов А.В., Просвирнина Л.Г. Коммуникативные компетенции в подготовке выпускника направлений бакалавриата [Текст] / А.В. Уланов, Л.Г. Просвирина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016.- № 3 (19). - С. 152-158.
7. Филимонова Е.А., Уланов А.В. Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФГОС ВПО, ФГОС ВО [Текст] / Е.А. Филимонова, А.В. Уланов// Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. № 1 (17). - С. 163-173.
Сведения об авторе:
Багно Ирина Геннадьевна - кандидат философских наук, доцент факультета очного обучения Сибирского института бизнеса и информационных технологий (Омск, 544116, ул. 24-я Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.01.2019 г.