Научная статья на тему 'Общество знаний: модернизация высшей школы России глазами студенческой молодежи (опыт социологического анализа Южного федерального университета)'

Общество знаний: модернизация высшей школы России глазами студенческой молодежи (опыт социологического анализа Южного федерального университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / HUMAN CAPITAL / KNOWLEDGE / EDUCATION / SOCIAL PROGRESS / EDUCATIONAL PROGRAMME / BOLOGNA PROCESS / SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Виолетта Владимировна

Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В данной статье указывается, что ведущим фактором социального и экономического прогресса выступает образовательный процесс личности. автор согласен, что присоединение нашей страны в 2003 году к болонскому процессу стало значимым шагом на пути к интеграции в мировое образовательное пространство, открыв большие возможности современному студенчеству. Однако автор подчеркивает, что оценка студентами ЮФУ работы собственного вуза по данному направлению довольно неоднозначна, ввиду ограниченности информации, а также отсутствия полноценного предоставления о возможностях вуза. Поэтому эффективность образовательной реформы должна стать одним из главных исследовательских направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge Society: Modernization of Russian Higher Education through the Eyes of Students (results of a survey at Sothern Federal University)

The article claims that the ability to look for and master knowledge is the most important competence of the modern human being. Such a person is the main value and the basic capital of the modern society. Thus, the main factor of the social and economic progress appears to be education of such a person. The article argues that joining the Bologna Process was significant for Russia’s integration into the world educational space and opened wider opportunities for Russian students. However, the students’ opinion of the reform as realized in Southern Federal University is controversial in a number of aspects due to the lack of information about the reform itself as well as about the abilities of the University. The conclusion is made that the efficiency of educational reform should be the object of considerable amount of research.

Текст научной работы на тему «Общество знаний: модернизация высшей школы России глазами студенческой молодежи (опыт социологического анализа Южного федерального университета)»

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

глазами студенческой молодежи (опыт социологического анализа южного федерального университета)

Виолетта Игнатова*

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, активно внедряются в систему высшего образования. В настоящее время одной из задач российской высшей школы является ее модернизация, способствующая повышению доступности, качества и эффективности образования. Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов, которая является одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство1.

образование, особенно высшее,

рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении общественных кризисов и решении острейших глобальных проблем человечества одна из ведущих ролей должна принадлежать образованию. Во-первых, в XXI в. наиболее значимой движущей силой экономического развития и наращивания конкурентоспособности страны становятся накопление и практическое применение знаний, что приводит к повышению роли высшей школы в строительстве наукоемких экономических систем и демократических обществ. Во-вторых, информационная, коммуникационная и технологическая революция способствовала облегчению и ускорению производства и применению знаний. В-третьих, возникают новые глобальные рынки продвинутых кадров. Их образование сопровождается ростом международной конкуренции за привлечение

* Игнатова Виолетта Владимировна, студентка Факультета социологии и политологии Южного федерального университет;

344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13;

Email: socpol@sfedu.ru

65

Социальные явления №2. 2013

квалифицированного персонала и влечет за собой утечку интеллектуальных ресурсов2.

Современное развитие общества требует новой системы образования -«инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои способности профессионально влиять на это будущее. Будущее образования - это будущее страны и ее конкурентоспособность.

В начале 2000х гг. в России была декларирована основная задача государственной политики, состоящая в переходе от мобилизационного к инновационному типу общественной системы, к обществу с установками на изменение, развитие, расширение возможностей влияния социума на социальные и экономические процессы.

Одним из важнейших шагов нашей страны на пути к прогрессивному обществу стало вступление в Болонский процесс в 2003 году, ставшим основным механизмом реформы высшего образования в Европе и интеграционным начинанием. Переход на двухуровневую систему образования для нашего государства, возможно, инициирует новую волну «утечки мозгов», так как у российских студентов появится, определенного рода, гарантированная возможность работать в иных социо-экономических условиях3.

Международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности Южного федерального университета и направлено на его интеграцию в международное научно-образовательное пространство, обеспечение качества образования и его соответствия международным стандартам. Университет активно сотрудничает с международными фондами, организациями и программами, такими как TEMPUS, Erasmus Mundus, CRDF, DAAD, IREX и др. На сегодняшний день университет имеет партнерские отношения с более чем 500 вузами из 56 стран мира. В течение 2012 года был организован академический обмен 57 студентов ЮФУ в партнерские вузы, проведен конкурс на получение 12 стипендий ЮфУ для обучения магистрантов за рубежом в течение семестра, проведена Ярмарка международных образовательных программ обучения за рубежом4.

Следует отметить, что развитие программ мобильности особенно важно в условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, с целью налаживания социальных, политических, экономических и культурных отношений со странами-партнерами.

В связи с этим возникает ряд вопросов - какое влияние окажут реформы международного уровня, в частности принятие Россией Болонской декларации, на состояние современной российской науки и востребованности наших выпускников как на родине, так и за границей, а также как сами студенты оценивают переход нашего образования на качественно новую образовательную ступень.

66

Виолетта Игнатова

В августе 2012 года, опираясь на мнения студентов Южного Федерального Университета было проведено экспериментальное исследование, целью которого было изучение и оценка отношения студентов к модернизационным процессам российского образования в связи со вступлением в Болонский процесс. Ввиду того, что принятие нашей страной болонской декларации открыло российской молодежи возможность получать высшее образование и ученые степени в

зарубежных одним из исследования необходимость готовности карьеры за

университетах, направлений стала определения продолжения рубежом при

“Важно понимать, как сами студенты оценивают переход российского образования на качественно новую образовательную ступень..."

получении степени магистра.

Выборка составила 200 человек, из которых 75% студентов, получающих и получивших образовательную степень бакалавра и 25%, получающих образовательную степень магистра. Инструментарий исследования представлял собой полуформализованные анкеты для студентов с использованием открытых и закрытых типов вопросов.

Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что опрошенные студенты, в целом положительно относятся к вступлению России в болонский процесс (69%), считая, данный процесс важным шагом к созданию единого европейского профессиональнообразовательного языка. Однако, по мнению студентов, образовательная политика ВУза, на сегодняшний день не в полной мере соответствует европейским образовательным стандартам (72%).

Несмотря на то что желающих обучаться за рубежом оказалось порядка 60%, половина из них предпочли бы вернуться после обучения на родину. Чем привлекают российского

студента зарубежные вузы? Каждым уезжающим учиться за границу движут свои мотивы. прежде всего, это желание получить диплом, котирующийся не только в одной стране (локально), но во многих государствах. Наиболее предпочтительной целью учебы за рубежом для каждого второго опрошенного студента является получение докторской степени. Желание учиться за рубежом обусловливается не столько материальным достатком семьи, сколько набором личностных характеристик самого студента (успехи в области образования, информированность, инициативность и т.п.), которые позволяют ему привлекать различные источники финансирования своего обучения.

Оценивая эффективность реализации программ болонского процесса в России, студенты отмечают положительные стороны реформирования образовательной системы. к ним относятся новые возможности в расширении мобильности студентов и преподавателей за счет единой европейской системы обучения и получаемого европейского диплома. болонский процесс направлен на разрешение проблемы стыковки

“Несмотря на то что желающих обучаться за рубежом оказалось порядка 60%, половина из них предпочли бы вернуться после обучения на родину..."

67

Социальные явления №2. 2013

существующих систем высшего образования в соответствии с новыми реалиями общества, развивающимися в мире. Реформа и принятие более удобной и упорядоченной в плане сравнимости системы четких и сопоставимых степеней направлена на то, чтобы содействовать не только потенциальному трудоустройству студентов, но и международной конкурентоспособности российского высшего образования. Однако стоит заметить, что по результатам оценки студентами мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся к учебному процессу и качества образования, можно сделать вывод, что реализация Южным федеральным Университетом данных мероприятий находится на среднем уровне, несмотря на то что подавляющее большинство учащихся, в целом, согласно, что образовательная политика вуза соответствует общепринятому европейскому стандарту.

Уровень информированности студентов об основных направлениях Болонского процесса находится на среднем уровне.

Опрошенные, в своем большинстве, обладают либо поверхностной или неполной информацией, либо вообще не осведомлены о сути и принципах основных направлений европейского стандарта образования (32%). полученные данные, в целом, не противоречат результатам за 2008 год в общероссийском масштабе - из сравнительного анализа данных, полученных по Южному федеральному Университету с данными исследования Государственного Университета - Высшей школы экономики «Внешняя оценка участия вузов РФ в Болонском процессе в 2008 году5, следует, что в университетах России не проводилось специальных семинаров, лекций и т.п. по вопросам и положению Болонской декларации. В связи с этим объясним средний уровень информированности студентов ЮфУ об основных направлениях реализации Болонского процесса.

Отметим, что главным препятствием «вхождения» в совершенно иную образовательную среду, для студентов стало отсутствие языковой профессиональной практики (64%), что, прежде всего, скажется на эффективности усвоения знаний, а также поставит под сомнение возможность принять участие большинству студентов в процессе образовательной мобильности как таковой.

Таким образом, образовательное пространство, нацеленное на предоставление возможности студентам интеграции в зарубежную среду, сталкивается с проблемой несоответствия «информированность - желание - возможность». Во-первых, информированность студентов по вопросу условий и обеспечения организации образовательной мобильности вуза неполная, в связи с чем оценка происходила исходя из субъективных суждений. Отсюда следует проблема обеспечения доступа студентов к информации о международных учебных и научных программах. Во - вторых, языковой барьер становится преградой на пути к обеспечению гарантии качества полноценного усвоения знаний,

“По мнению студентов реализация Южным Федеральным Университетом мероприятий по расширению академической мобильности находится на среднем уровне...”

68

Виолетта Игнатова

получаемых в зарубежном вузе. Данная проблема может быть решена путём увеличения объёма языковой подготовки студентов в рамках программы обучения и создания платных курсов для студентов, нуждающихся в повышении своего уровня владения иностранными языками, вопрос в том, имеются ли сейчас возможности для таких действий у вузов на данный момент? В-третьих, невозможно не принять во внимание тот факт, что желание большинства студентов пройти обучение за рубежом, может быть обусловлено не столько продвижением по карьерной лестнице,

сколько интересом,

основанным на желании посетить заграницу.

Интенсификация процессов образовательно-профессиональной интеграции, ускорение темпов научно-технического прогресса, усложнение технологий и производственных отношений на новом этапе экономического развития общества требуют образовательной подготовки специалистов, способных к достижению успехов в выбранной профессии и эффективному труду на уровне мировых стандартов, обладающих высоким уровнем мобильности уже в период вузовского обучения. Однако, не обладая достаточным количеством информации о направлениях Болонского процесса, можно сделать вывод, что студенты не имеют четких представлений о перспективах и возможных проблемах своего образовательного процесса в целом, а следовательно, и представлений об образовательной судьбе своего будущего.

В связи с подписанием Россией болонской декларации в региональных образовательных подсистемах началось осмысление возможных позитивных и негативных последствий интеграции России в реформируемое образовательное пространство Европы. Многие эксперты не раз отмечали несостоятельность и неподготовленность нашей страны к такой реформе. таким образом, на лицо проблематика диалога «студент - эксперт/преподаватель» - информирование студенчества - ответственность экспертов - руководства вуза и преподавателей. Недостаточность знаний студентов о должных направлениях реализации положений Болонской декларации, влечет за собой несостоятельность представлений о своих возможностях и полноте реализации трудового потенциала.

В рейтинге классических, федеральных и национальных исследовательских университетов по уровню развития международной деятельност (интернационализации) по результатам исследования в 2011 году Южный федеральный университет занимает 10 место6, поэтому развитие в ЮФУ системы информирования и вовлечения студентов, преподавателей и сотрудников вузов, как потенциальных участников, должно стать одной из основных мер по поддержке и развитию мобильности.

Необходимо создание постоянно действующей многоуровневой специализированной информационной сети, служащей интегратором и

“Предоставление возможности студентам интеграции затруднено несоответствием информированности, желания и

возможностей... ’’

69

Социальные явления №2. 2013

распространителем для всех участников процесса достоверной и полной информации. Управление академической мобильностью должно включать следующие направления:

• информирование об условиях и возможностях академической мобильности;

•содействие в адаптации участников мобильности;

• нормативно-методическое обеспечение мобильности;

• материально-техническое обеспечение мобильности;

•обеспечение возможностей языковой подготовки;

•фандрайзинг - поиск и анонсирование грантов, оказание помощи студентам и преподавателям в участии в грантовой деятельности7. В связи с этим, целью стратегии вуза, в данном случае, должно стать повышение качества образования, путем создания межкультурного диалога в студенческой среде, воспитание нового поколения, которое, будучи подготовленным к жизни и работе в международном информационном сообществе, станет надежным показателем конкурентоспособности нашей страны на мировой арене развития.

Примечания

1 Судакова Г.Г. Роль и место академической мобильности в международной деятельности вуза психолого-социального профиля URL: http://socionom.ru (дата обращения: 01.02.2013)

2 Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. - Washington D.C.: TheWorldBank, 2002. С.36

3 Болонский процесс и его значение для России // Интеграция высшего образования в Европе. Под ред. С. А. Медведева и К. Пурсиайнена. М.:РЕЦЭП, 2005.

4 Отчет ректора ЮФУ М.А. Боровской за 2012 год. URL: http://dbs.sfedu.rU/pls/rsu/docs/u/U3779/Folders/file/otchet.pdf (дата обращения: 01.02.2013)

5 Отчет о проведении исследования «Внешняя оценка участия вузов Российской Федерации в Болонском процессе». Федеральное агентство по образованию РФ. Национальный фонд подготовки кадров Государственный университет - Высшая школа экономики. - М.,2008.

6 Частные рейтинги 2011 - критерий "Международная деятельность (интернационализация)". Национальный рейтинг университетов URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=37 (дата обращения: 01.02.2013)

7 Документы международного семинара «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» URL: http://www.bologna.spbu.ru (дата обращения: 01.02.2013)

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.