Научная статья на тему 'Общество «Возвращение»: судьбы и книги'

Общество «Возвращение»: судьбы и книги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество «Возвращение»: судьбы и книги»

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

Т.С. Сергеева

ОБЩЕСТВО «ВОЗВРАЩЕНИЕ»: СУДЬБЫ И КНИГИ

Сергеева Татьяна Сергеевна - доцент

Московского государственного университета культуры и искусств, обозреватель газеты «Московская правда».

В марте 2011 г. в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына отмечалось 20-летие издательской деятельности Московского историко-литературного общества «Возвращение». Масштабы просветительско-издательского проекта, осуществляемого безвозмездными трудами бывших узников ГУЛАГа, самому молодому из которых сегодня за восемьдесят лет, впечатляют. Изданные без государственной поддержки, тома этой коллективной летописи, вобравшей в себя документальные, мемуарные, художественные свидетельства о трагических страницах российской истории ХХ столетия, не позволяют ни «списать» за давностью сроков память о минувшем, ни вычеркнуть из анналов истории слишком неудобное для многих наших сограждан знание. Дело возвращения в историю имен и судеб свидетелей «страшных лет России» (Александр Блок) восходит к отечественной традиции свободного, несущего правду без изъятий и умолчаний слова. На этом пути издателям «Возвращения», выпускающего помимо книг периодический альманах «Воля» (вышло десять номеров), предшествуют Александр Герцен с его «Вольной русской типографией», летописцы освободительного движения в России из дореволюционного журнала «Былое», а также сидевшие еще при царизме политзаключенные, издавшие в первые советские годы серию «Каторга и ссылка».

Как возникло общество? Его созданию предшествовал выход в свет в 1989 г. тиражом 100 тыс. экземпляров (!) (в московском издательстве «Советский писатель») первой книги сборника мемуаров «Доднесь тяготеет» (выражение употребил М.Е. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине»). Самой молодой из 23 мемуаристок, Заяре Артемовне Веселой, было тогда около шестидесяти. А самая старшая, Берта Александровна Бабина-Невская, эсерка,

проведшая на колымской каторге 17 лет, родилась в 1886 г. (умерла в 1983 г.). Презентация книги состоялась 2 февраля 1991 г. в Колонном зале Дома Союзов. На сцену зала, где в 1930-е годы на политических процессах гремели обвинительные речи генерального прокурора Советского Союза Вышинского, вышли те, кто, пережив приговоры, посадки, реабилитации, увидели свои строки напечатанными: Татьяна Лещенко-Сухомлина, Ада Федерольф, Вероника Знаменская, Наталья Запорожец, Надежда Каннель, Зоя Марченко.

К изданию книги «Доднесь тяготеет» были причастны более 100 человек: вернувшиеся из ГУЛАГа и ссылки авторы, родственники и лагерные друзья умерших, сохранившие их рукописи до времен гласности. Часть мемуаристов принадлежала к «Колымскому товариществу», возникшему в 1962 г. в тесном дружеском кругу бывших политзаключенных. Душой и движителем товарищества стал Семен Самуилович Виленский. Его, 20-летнего студента-филолога, арестовали в 1948 г. и заключили в особорежимную Сухановскую тюрьму. Здесь Виленского продержали 100 дней, не миновал узник и карцера. Покрытого фурункулами, измученного галлюцинациями, юношу отправили в Институт Сербского. А затем по приговору Особого совещания - десять лет лагерей - этапировали на Колыму. На свободу Виленский вышел в 1955 г. О пережитом он рассказал в книге «Вопросы есть? Воспоминания узника ГУЛАГа» и в сборнике стихотворений «Широкий день».

После сборника «Доднесь тяготеет» товарищество пополнилось новыми членами, и было преобразовано в Историко-литературное общество «Возвращение» (зарегистрировано Моссоветом в марте 1990 г.), председателем его стал и по сей день остается С.С. Виленский, член Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте Российской Федерации. Он известен в Европе, США, Японии и как издатель, и как организатор четырех Международных конференций «Сопротивление в ГУЛАГе», проведенных в Москве в 1992-2002 гг.

На I конференции, состоявшейся 19 мая 1992 г. в Колонном зале Дома Союзов, впервые встретились бывшие заключенные, принимавшие участие в забастовках и восстаниях, в том числе и те, о ком рассказал Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» в главе «Сорок дней Кенгира». Разыскать и собрать вместе этих людей было непросто, тема сопротивления в лагерях - до сих пор одна из самых малоизученных страниц в истории карательной политики СССР. Организованные «Возвращением» конференции не только положили начало изучению темы, но и пробудили интерес к судьбам участников тех событий. Как было сообщено на II конференции (1993) представителем Генеральной прокуратуры России, все бывшие заключенные, повторно осужденные за участие в Кенгирском и Норильском восстаниях, реабилитированы.

В конференциях принимали участие бывшие узники ГУЛАГа из европейских стран. Трижды приезжали в Москву Арман Малумян и Жак Росси. 244

Первый - уроженец Франции, участник французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. В 1947 г. Малумян репатриировался в советскую Армению, в 1948 г. его арестовали, 14 месяцев провел он в одиночной камере, смертный приговор ему заменили 25 годами лагерей. Вернувшись во Францию, организовал и возглавил Интернационал сопротивления тоталитаризму. Француз Жак Росси, член польской компартии, связной Коминтерна, участник войны против франкистов в Испании, реалии ГУЛАГа изучал в тюрьмах и лагерях в 1937-1958 гг., а потом еще три года в среднеазиатской ссылке. Последующие два с лишним десятилетия своей жизни лингвист-полиглот отдал подвижнической работе над фундаментальным двухтомным «Справочником по ГУЛАГу» (М., 1991).

Исследовательница из Нидерландов Нэнси Адлер в своей книге «Трудное возвращение. Судьбы советских политзаключенных в 1950-1990-е годы» (М.: Общество «Мемориал» - издательство «Звенья», 2005) рассматривает многогранную деятельность общества «Возвращение» как пример удачной социальной адаптации людей, вернувшихся из гулаговского ада. Автор книги особо подчеркивает, сколь важно было для бывших узников «запроволочной страны» реализовать свои творческие устремления.

Ведь там стихи были для них жизнью, их «писали, прятали, садились в карцер, из благополучия больницы или придурочной должности слетали на общие работы и все равно - писали», - вспоминал писатель, историк Владимир Брониславович Муравьев, составитель альманаха «Китеж» («Возвращение», 2006). Помог лагерным стихам обрести читателей не имеющий аналогов проект - Малая серия «Поэты - узники ГУЛАГа». 33 раритетных сборничка стихов, написанных в тюремных камерах, пересыльных тюрьмах, на этапах, в лагерях, ссылках, создавались З.А. Веселой - составителем, редактором и оформителем в одном лице, - буквально вручную, множились на ксероксе. Тема для Заяры Артемовны была, что называется, кровной. Ее отца, русского советского писателя Артема Веселого (1899-1938), автора романа о Гражданской войне «Россия, кровью умытая», расстреляли. В конце 1940-х годов на десять лет лагерей осудили жену писателя, а затем двух его дочерей -студенток Гайру и Заяру - на пять лет отправили в ссылку. О своем путешествии за казенный счет в Новосибирскую область Заяра Артемовна рассказала в записках «7-35. Воспоминания о тюрьме и ссылке» (вышли отдельной книжечкой в «Возвращении»).

Выпуск 16-й серии, куда вошли стихи Анастасии Цветаевой, для составительницы был особым. Ведь с этой изумительной женщиной она встречалась, не будучи с ней знакомой: в 1949 г. обе отбывали ссылку в сибирском селе Пихтовка. «Это - первый мой, маленький сборничек стихов, связанный с годами заключения, - написала Анастасия Ивановна в предисловии - «От автора». - Преддверие моего большого сборника - около 100 стихотворений

русских и 2-х поэм + 7 посвящений на английском языке. Привет читателям! Анастасия Цветаева, на 98 году. 9 сентября 1992 г.»

Лукаш Бабка, директор Славянской библиотеки при Национальной библиотеке Чешской Республики, получив 31 книжку из серии «Поэты - узники ГУЛАГа», писал: «Вклад авторов в мировую культуру неоценим. Читатели открывают для себя совершенно неизвестные поэтические таланты. Учитывая этот факт, а также сами жизненные судьбы этих поэтов, можно сказать, что эта серия представляет собой совершенно уникальное явление».

Из книжек форматом в четверть писчего листа, где были опубликованы стихи Елены Ильзен-Грин, Анны Барковой, Елены Тагер, Лазаря Шершев-ского, Платона Набокова, Юрия Фидельгольца, Василя Стуса, ученого-энциклопедиста Александра Чижевского и многих других, вырос фолиант «Поэзия узников ГУЛАГа» (2008).

Этапным стал выпуск в 2000-2001 гг. хрестоматии для старшеклассников «Есть всюду свет... Человек в тоталитарном обществе» (составитель С. Виленский). Книга издана благодаря финансовой поддержке Фонда Генри М. Джексона (Сиэтл, США) общим тиражом 27 тыс. экземпляров. Из них 20 тыс. - бесплатно направлялись в школьные библиотеки России, распространялись среди учителей и учащихся. В 2003 г. хрестоматии был присвоен гриф: «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве книги для чтения в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений». Составители отобрали для хрестоматии отрывки из таких выдающихся произведений ХХ столетия, как «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Колымские рассказы» В. Шаламова, из мемуаров Ефросиньи Керсновской и Нины Гаген-Торн, устных воспоминаний Ариадны Эфрон. Были представлены в хрестоматии и блистательные образцы поэзии. Все это вкупе со ставшими известными письмами В.Г. Короленко, А.В. Луначарского, вводными статьями, а также справочным материалом и составило книгу, предназначенную подросткам для чтения в школе и дома. Квинтэссенция сборника -обжигающе исповедальные слова Юрия Домбровского из романа «Факультет ненужных вещей»: «Я стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей христианской эры. Как же я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что знаю, то, что передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем. А об ответственности, будьте уверены, я давно уже предупрежден».

Хрестоматию ждали учителя и библиотекари, о чем свидетельствуют письма в адрес «Возвращения» и его председателя. Так, библиотечные работники Северодвинска, комиссия Смоленской области по восстановлению прав реабилитированных жертв репрессий выражали признательность москвичам за переданные в дар книги, которые «будут способствовать возрождению исторической памяти, пробуждению духовности новых поколений». Тираж в 246

20 тыс. экземпляров на целое десятилетие на всю Россию для книги, подобной которой для общеобразовательной школы не существует вовсе, попросту мизерен. Вот почему общество бывших узников ГУЛАГа объявило о сборе средств на переиздание хрестоматии «Есть всюду свет.»

А тем временем в свет выходят новинки. С интересом было встречено исследование Татьяны Шмидт «Дом на набережной. Люди и Судьбы». В насыщенной уникальной информацией книге я нашла имя прошедшей ГУЛАГ Е.А. Лурье-Трифоновой. Оказалось, что Евгения Абрамовна, строгая библиотекарь московской школы № 683, в которой я училась, и мать писателя Юрия Трифонова - одно лицо.

Событием стал выход в серии «58» (58-я - «политическая», по большинству пунктов расстрельная статья тогдашнего УК) - труда Лидии Алексеевны Головковой «Суханская тюрьма. Спецобъект 110». В 2011 г. автор стала одним из призеров литературной премии «НОС (Новая словесность)», учрежденной благотворительным фондом Михаила Прохорова. Головкова знала, что в Подмосковье находится монастырь, на территории которого располагалась особорежимная тюрьма Сухановка. В начале 1990-х годов исследовательница нашла монастырь, он назывался Свято-Екатерининский пустынью. Тюрьма к тому времени была закрыта и следы страшных преступлений, творимых в ней, по большей части уничтожены. Все на тот момент собранные факты и документы были изложены автором в двух небольших книгах -«Свято-Екатерининская пустынь» и «Тихая обитель (Сухановка)». За два последующих десятилетия удалось получить новые сведения об истории монастыря и тюрьмы, хотя архив тюрьмы и недоступен для исследователей. В значительной степени он якобы уничтожен. Установить имена узников было непросто - родственникам отвечали, будто их близкий находится в Бутырской либо в Лефортовской тюрьме. Сухановка, место чудовищных пыток и страшных карцеров, отличалось особой жестокостью: не было прогулок, передач, писем. Права читать книгу приходилось добиваться голодовкой. Сидельцы не знали названия заведения, где их содержат. Чудом выбравшись из Сухановки, они много времени спустя узнавали, что «спецобъект 110» - такой штамп стоял на белье - это и есть жуткая «бериевская дача», получившая свое прозвание потому, что в тюрьме был кабинет Берии, лично принимавшего участие в пытках.

Ныне монастырь возвращен Русской православной церкви. Здесь проведена реставрация, обихожена и превращена в сад монастырская территория. Недавно принято решение, поддержанное церковными властями: создать при монастыре музей, который расскажет об истории монастыря и судьбах тюремных узников (одним из них был С.С. Виленский).

Пушкинское «Все в жертву памяти твоей» можно поставить эпиграфом к вечеру, посвященному 100-летию со дня рождения Михаила Борисовича

Миндлина. Колымский лагерник, автор изданной «Возвращением» мемуарной книги «В фас и в профиль», он одним из первых начал составлять списки людей, расстрелянных в 1930-е годы и захороненных в Донском монастыре, на Ваганьковском кладбище, в Бутове. Передал свой основательный архив на государственное хранение.

Публичные мероприятия «Возвращения» включают также музыкальные и чтецкие вечера, где демонстрируются слайды, видео- и аудиозаписи. Так, на презентации книги «Сухановская тюрьма. Спецобъект 110» были показаны фрагменты телефильма «Ангел трубящий» (режиссер Владимир Меле-тин). Большой успех имел литературно-музыкальный вечер «Музыка в ГУЛАГе». По мысли он был связан с грандиозным художественным событием, которым завершилась IV Международная конференция «Сопротивление в ГУЛАГе». 29 мая 2002 г. в Большом зале консерватории впервые был исполнен «Реквием» Александра Локшина (1920-1987) для смешанного хора и Большого симфонического оркестра на полный латинский текст «Dies irae». Выдающийся музыкант Рудольф Баршай специально приехал в Москву из Лондона, чтобы встать за дирижерский пульт. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Еще один художественный проект общества «Возвращение» - театр. Когда две молодые актрисы Ольга Непахарева и Елена Токмакова-Горбушина создали спектакль «Дороги, которые мы не выбирали» по книге «Путь» Ольги Адамовой-Слиозберг с включением в композицию прозы Евгении Гинзбург, Галины Воронцовой, Елены Владимировой, Светланы Шиповой, Юлии Панышевой, был учрежден театр «Возвращение». С большим успехом спектакль прошел в Москве и других городах России. Очень хорошо постановку восприняли за рубежом.

Вершиной деятельности общества «Возвращение» стало издание трехтомного собрания сочинений Георгия Георгиевича Демидова (1908-1987), вышедшее в новой серии «Memoria». Восстановление исторической справедливости по отношению к писателю редкой духовной силы и огромного литературного дарования началось в 2008 г., когда к 100-летию Георгия Демидова «Возвращение» выпустило в свет его первую книгу под названием «Чудная планета» (так с ударением на первом слоге в первом слове в лагерном фольклоре означена Колыма). Затем последовал «Оранжевый абажур» с подзаголовком «Три повести о тридцать седьмом годе», а теперь к читателю пришла книга третья «Любовь за колючей проволокой».

Демидовский шедевр - рассказ «Дубарь» появился в перестроечном «Огоньке». Можно забыть его название и имя автора, но рассказанная там история поистине библейской мощи впечатывается в память навсегда. Как 248

пишет М.О. Чудакова, чьи статьи сопровождают все три демидовских тома, -«Писателей такой силы, было едва ли не четверо - Домбровский, Солженицын, Шаламов и Демидов. Из всех четверых в самых суровых, несовместимых с жизнью условиях отбывал каторгу Демидов. Именно у него при этом -поразительная вереница светлых личностей, невиданной душевной красоты и силы духа персонажей.

Демидов не думал стать писателем. Он был талантливым инженером, вытолкнутым после 14 лет советской каторги в литературу и занявшим в ней единственное в своем роде место». Родился в Петербурге, прошел путь от рабочего до ученого-физика-теоретика, ученика Л. Ландау. 28 февраля 1938 г. доцента Харьковского электротехнического института арестовали. Ночью взяли и его жену с пятимесячной дочкой. Надсадный крик девочки, не утихающий ни днем, ни ночью, так надоел тюремной охране, что через две недели их выпустили, взяв с матери подписку «докормить до года», а потом похоже «потеряли».

Четырнадцать лет отбывал Демидов колымскую каторгу, четыре раза находился там на краю гибели, затем был в ссылке. Отнято 20 самых лучших, полноценных и продуктивных лет. Но в тех адских пропастях Демидов поклялся выжить во что бы то ни стало, чтобы их описать, дать отчет современникам о виденном и пережитом, «обеспечить проклятую память» своим мучителям. Его повести и рассказы: «Амок», «Люди гибнут за металл», «Классики литературы и лагерная самодеятельность», «Декабристка», «Убей немца!» - проза высокого философского накала. К этому стоило бы добавить, что сам Георгий Георгиевич стал прообразом героя рассказа Варлама Шала-мова «Житие инженера Кипреева».

На презентации трехтомника, собравшей друзей, читателей и почитателей «Возвращения» шла речь о том, как не давали писателю осуществить задуманное. В августе 1980 г. по всем адресам, где хранились машинописные копии его произведений, прошли обыски, все рукописи были изъяты. Одновременно сгорел садовый домик под Калугой, где хранились оригиналы. Не оставалось никакой надежды.

Демидов умер в 1987 г. А в 1988 г. при содействии секретаря ЦК партии А.Н. Яковлева архив был возвращен его дочери - В.Г. Демидовой. С огромным вниманием слушала аудитория ее воспоминания. На презентацию каждого тома Валентина Георгиевна прилетает из Америки, где сейчас живет.

А «Возвращение объявило, что серия «Memoria» будет продолжена, в портфеле издательства есть интересные рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.