Научная статья на тему 'Общество потребления и экономика, основанная на нравственном выборе'

Общество потребления и экономика, основанная на нравственном выборе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2693
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОЦЕНТ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / CONSUMPTION ECONOMY / ETHIC ECONOMY / INTEREST RATE / SOCIALLY RESPONSIBLE INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крючкова О. М.

В статье доказывается необходимость переориентации общества с модели экономики потребления на модель экономики, основанной на нравственном выборе. Особое внимание уделяется основным составляющим понятия «социально ответственное инвестирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From consumption economy to the economy of moral choice

This article concerns reorientation of society from consumption economic model to the economy based on moral choice. Particular attention is given to fundamental components of the concept of socially responsible investment

Текст научной работы на тему «Общество потребления и экономика, основанная на нравственном выборе»

Общество потребления и экономика, основанная на нравственном выборе

О.М. Крючкова

Потребление как образ жизни

Анализ событий, развернувшихся в мировой экономике на рубеже тысячелетий, заставляет переосмыслить многие базовые принципы функционирования экономических систем, в частности традиционной либерально-рыночной, конкурентной доктрины развития.

Обратимся к опыту США, где еще в начале 20 века были заложены основы общества потребления. Однако в полной мере эта тенденция проявила себя в середине XX, когда была предложена концепция нарастающего потребления, основная линия которой заключалась в том, чтобы создать чрезвычайно продуктивную экономику. Основной целью данного типа экономики становится потребление как образ жизни, а покупка и использование товаров превращается в ритуал, поиск душевного удовлетворения и удовлетворения собственного эго. Необходимо потреблять вещи, сжигать, замещать и отказываться от них со всевозрастающей скоростью1. Таким образом, началось целенаправленное формирование философии потребления, которое успешно реализовывалось на основе двух принципов — «запланированное устаревание» и «вынужденное устаревание». В журналах по промышленному дизайну подробно и открыто обсуждались вопросы запланированного устаревания. Если запланированное устаревание носит технико-технологический характер, то вынужденное устаревание обусловлено господствующей модой и массовой культурой2.

Интересен в данном контексте труд Жана Бодрийяра3, который рассматривает потребление как цепную психологическую реакцию. В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор сегодня исчезает. Его место заполняет выбор, продиктованный структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остается

1 Journal of Retailing, Spring, 1955.

2 Генезис ресурсо-ориентированной экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru. wikipedia. org.

3 Бодрийяр Жан. Общество потребления. М.: Республика. 2006.

неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.

С развитием индустриального общества человечество столкнулось с неспособностью экономической системы адекватно реагировать на новые вызовы экономики потребления. Это напрямую поставило мир перед фактом глобального финансово-экономического кризиса и как следствие — глобальной экологической катастрофы в будущем при отсутствии модернизации существующего социально-экономического развития индустриальных стран мира.

Важно отметить, что в результате развития экономики потребления, основанной на буме кредитования, деньги более не являются механизмом достижения целей, а превратились в самоцель. «Стремящийся к знаниям, к творчеству или к власти, к активности или к покою, к семейному благополучию или к развлечениям — при всем мыслимом разнообразии возможных целей и мотивов сначала должен позаботиться о деньгах. Являясь абсолютным средством, деньги становятся и абсолютной целью, лишая все другие цели их самостоятельной ценности и значимости. Деньги обнаруживают свойство отчуждать собственно социальную и культурную мотивацию, парализуя, таким образом, волю человека»4.

Царствование идеи частного капитала и превращение ее в генеральный критерий развития общества привели к не решаемым в этих рамках общественным проблемам. Одна из них: способна ли такая экономика накормить, обогреть, одеть людей; не только дать надежду на улучшение их материального положения, но и привести к интеллектуальному и духовному расцвету?

О необходимости перехода к нравственной экономике

Оказалось, однако, что, игнорируя законы нравственности, людям не удается защитить так широко продекларированные права отдельного человека5. И сегодня в России появился ряд авторов6, которые в своих работах рассматривают вопрос переориентации общества с модели экономики потребления к экономике, основанной на нравственном выборе.

«Нравственная экономика» — это вызов доминирующей в настоящее время в ведущих странах мира неолиберальной экономической теории. Она является новым типом хозяйствования одухотворенного человека, общества, живущего по духовным (нравственным) законам7. Речь идет не о пересмотре предметного содержания экономической науки, а, напротив, о возращении на новом этапе к утраченным нравственным позициям. Ведь экономическая теория на стадии своего научного формирования рассматривалась в неразрывной связи с нравственностью.

Необходимость перехода к нравственным основам экономической жизни общества обозначает и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, указывая,

4 Зарубина Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности. Социологические исследования. 2007. № 10. С. 51-61.

5 Чему подчиняются экономические теории // http://econom. genmir.ru/.

6 С.С. Сулакшин, В.А. Ефимов, В.М. Симчера, Д.С. Львов, А.М. Миняйло, С.Ю. Глазьев и др.

7 Миняйло А. Духовно-нравственная экономика - новый тип хозяйствования одухотворенного православием человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. delorus. com.

что невозможно построить эффективную экономику без нравственного измерения. Нравственность — это синоним выживания8.

Важность выработки нового типа экономической теории провозглашает также известный предприниматель, крупный исследователь финансовых рынков Джордж Сорос, который доказывает, что масштаб влияния экономической теории вышел за рамки, ограниченные постулатами аксиоматической системы. Теория перестала быть просто теорией. Рыночные фундаменталисты трансформировали аксиоматическую, нейтральную по отношению к человеческим ценностям теорию в идеологию, которая оказывала и продолжает оказывать мощное и опасное влияние на поведение людей в политике и бизнесе9.

Наполняемость термина «Нравственная экономика» определяется следующими позициями:

1. Экономика — только один аспект, одно измерение человеческой деятельности, и ее развитие является не целью, а средством достижения социальных целей общества на основе социальной практики, воспроизводства и взаимодействия хозяйствующих субъектов. Она связана с другими сферами человеческой жизни — религией, культурой, этикой.

2. Произошедшие кризисные явления в экономически развитых странах и, казалось бы, устойчивых экономиках показали, что создать социальноэффективную экономику в преобладающем большинстве стран мира не удастся на основе прежнего типа хозяйствования.

3. Возникает необходимость пересмотра базовых экономических категорий, присущих ныне существующей рыночной экономике.

Основная цель современной экономики, построенной на приоритетах экономической эффективности и целесообразности рынка, собственности и личной заинтересованности хозяйствующих субъектов, — максимизация прибыли. Но в стратегической перспективе развития российского общества именно формирование нравственной экономики необходимо сделать определяющим вектором модернизации, ибо, как верно отметил Эрих Фромм в труде «Иметь или быть», индустриальный век не сумел выполнить свои Великие Обещания. Поэтому общество приходит к осознанию следующих аспектов:

1. Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.

2. Мечте о том, чтобы быть независимым «хозяином собственной жизни», пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.

3. Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается10.

8 http://www. taday.ru/text/211775.html.

9 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма // Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. XXVI, 262 с.

10 Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда // Классики зарубежной психологии. М.: Издательство ACT, 2000. 448 с.

Роль банковского процента в современной банковской системе

Фундаментальными проблемами мирового финансово-экономического кризиса являются проблема фетишизма, проблема денег, проблема капитала. В этой связи хотелось бы остановиться на рассмотрении такого важнейшего в экономике понятия, как банковский процент.

Отрицательное отношение к ростовщичеству11 наблюдается еще в эпоху античности. Так известнейшим противником ростовщичества был Аристотель12, который утверждал, что оно «с полным основанием вызывает ненависть... т.к. делает сами денежные знаки предметом собственности, и которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе»13.

Важно понимать, что процентный механизм — это даже более эффективная форма эксплуатации, чем та, которую пытался устранить К. Маркс. Он был, безусловно, прав, указывая на наличие в сфере производства источника прибавочной стоимости. Распределение прибавочной стоимости, однако, происходит в значительной доле в сфере циркуляции денег.

Сегодня это видится значительно более ясно, чем во времена Маркса: все большие суммы денег концентрируются в руках все меньшего числа индивидуумов и фирм. С 1980 г. прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более чем удвоилась. По оценкам Международного банка реконструкции и развития, сумма денежных операций в мире в 15-20 раз превышает ту сумму, которая практически необходима для ведения торговли, т.е. для товаро-

обмена14.

И здесь уместно употребить термин, родившийся в последней четверти XX века — «финансиализация» экономики. Суть его в том, что финансовая система начала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики (что подтверждается фактом начала кризисных явлений). В процессе «финансиализации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначала преобразовалась в формулу торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась в чисто финансовую — Д-Д'.

Товар в обычном смысле выпал, его заменил финансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги» окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сфера стала как бы самодостаточной — она черпает ресурсы для своего роста в себе самой15.

11 Здесь слово «ростовщичество» употребляется в своем изначальном значении — как взимание и предоставление любого ссудного процента.

12 Ростовщичество также осуждали Платон, Катон Младший, Сенека и другие древние мыслители.

13 Аристотель. Политика / Пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. М„ 2002. С. 41.

14 Дмитрий Голубовский. У края финансовой бездны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kf-news.ru.

15 Мовсесян Александр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. bdm.ru.

Социально ответственные финансы как часть нравственной экономики: принципы исламской модели

В связи с обсуждаемой темой построения нравственной экономики представляется интересным рассмотреть исламскую экономическую модель как пример социально ориентированной финансоой системы, в основе которой лежат общие нравственные принципы.

За последние 10 лет исламская модель перестала быть явлением, характерным преимущественно для мусульманских стран. Рынок исламских финансов не ограничивается лишь исламским миром, и в период финансового кризиса он стал все более привлекательным источником финансирования проектов за пределами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в том числе в Европе и России, т.к. за период мирового финансово-экономического кризиса показал устойчивый рост 10-15% в год, объем рынка достигает 1 трлн долл. Кроме того, данная модель адекватна традиционным российским ценностям и соответствует сегодняшним задачам социально ориентированного развития и может рассматриваться как альтернатива «рыночному фундаментализму».

Основу исламской экономической модели составляет понятие собственности как богатства, которое даровано Всевышним, а люди — лишь его временные управители.

В отличие от современного западного капитала — с его акцентом на частном предпринимательстве и получении максимальной прибыли — в данной экономической модели приоритет отдается чистой производительности капитала.

В соответствии с основой данной экономической модели сформулированы основные задачи социально ориентированных финансов:

1. Удовлетворение основных потребностей общества в пище, одежде, крове, медицинском обслуживании и т.д.

2. Обеспечение равенства возможностей для всех.

3. Предотвращение концентрации богатства и снижение неравенства в распределении.

4. Обеспечение стабильности и экономического роста для реализации целей.

Согласно данной экономической модели, основанной на справедливости, деньги не могут прирастать сами по себе, когда они ссужаются под процент. Деньги могут рассматриваться как потенциальный капитал, за которым обязательно стоит какой-либо актив. Однако получение владельцем капитала прибыли требует активного его участия в проекте наравне с заемщиками. Сами по себе деньги не есть товар, который можно продать и получить выгоду.

Для прироста капитала необходим доход от применения других факторов производства — труда, предпринимательского таланта, земли. То есть деньги — это средство для создания новой стоимости, а не товар, из которого можно извлечь выгоду.

На практике основным элементом данной экономической модели является исламский банкинг, принципиальным отличием деятельности которого является запрет на взимание ссудного процента в долговых отношениях:

- запрет на ростовщичество, под определение которого подпадает широкий спектр современных финансовых операций;

- запрет на неопределенность в транзакциях, куда включаются спекулятивные операции на финансовых и товарных рынках;

- запрет на производство алкогольной продукции, табачных изделий. В этом отношении исламские банки имеют много общего с западной концепцией социально этичного инвестирования.

В качестве альтернативы финансированию, основанному на принципе взимания ссудного процента, исламские банки используют следующие формы финансовых отношений:

- участие в капитале, предполагающее разделение прибылей и убытков в зависимости от результатов деятельности объекта финансовых вложений;

- торговое финансирование означает торгово-финансовое посредничество финансового института для приобретения базового актива клиентом.

Представленная экономическая модель является альтернативным социально ориентированным источником приложения капитала.

Социально ответственное инвестирование

В 2009 г. инвестиционный портфель ценных бумаг компаний, деятельность которых связана с устойчивым социально-экономическим развитием, увеличился на 68% по сравнению с 2008 годом. Эти данные говорят о том, что в настоящее время активно формируется новая принципиально отличная по содержанию группа инвесторов, для которых все более важным критерием при размещении денег являются принципы устойчивого развития общества и экономики. Такое инвестирование — социально ответственное инвестирование — представляет собой часть нравственной экономики.

Разнообразие вариантов инвестирования позволяет формировать и использовать социальные технологии, способствующие нахождению приемлемого для социума оптимального положения между стремлением бизнеса получать прибыль и социальными, этическими и экологическими требованиями общественной морали. Среди таких технологий можно выделить и социально ответственное инвестирование (socially responsible investing, social investing, socially aware investing, ethical investing, mission-based investing, natural investing) — процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций16.

В основе социально ответственного инвестирования лежат изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих определенным критериям корпоративной ответственности, под которой подразумевается открытая и прозрачная деловая практика, базирующаяся на этических ценностях, уважении к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, а также забота об окружающей среде (таблица 1).

16 Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы // В.Н. Якимец. М.: КомКнига, 2005. 184 с.

Таблица 1

Основные составляющие понятия социально ответственного инвестирования

Целевая установка инвестирования Целью социально ответственного инвестирования является не только достижение инвестиционных задач инвестора, но и реализация его личных взглядов, убеждений и принципов относительно социально значимых вопросов и социокультурных ценностей.

Социальная ответственность инвестора Инвестор при осуществлении социально ответственного инвестирования, анализируя и выбирая объекты инвестирования, к традиционным параметрам «риск-доходность-ликвидность» прибавляет еще один — социальную ответственность.

Внешняя среда инвестирования В рамках социально ответственного инвестирования для инвестора важен не только конечный результат, но и условия, при которых он достигается.

Добровольность социально ответственного инвестирования Социальная ответственность инвестора отражает уровень его добровольного отклика на социальные проблемы общества, лежащие вне определяемых законом или регулирующими органами требований.

В развитии рынка СОИ можно выделить следующие этапы:

1-й этап — зарождение рынка СОИ (до начала 1970-х гг.);

2-й этап — формирования основных элементов рынка СОИ и его становление (начало 1970-х гг. - конец1990-х гг.);

3-й этап — период динамичного развития рынка СОИ (начало XXI в.).

Рассмотрим, что происходило на первом этапе. Современные социально

ответственные инвестиции имеют религиозные корни. Так древние иудейские законы содержали правила, предписывающие, как нужно распоряжаться деньгами, чтоб не нарушать этических норм. Коран и Шариат определяют перечень финансовых операций, дозволенных мусульманам, которые не нарушаются и сегодня. В Америке в XVI в. протестантские секты квакеров и меннонитов исповедовали особое отношение к деньгам, основанное на принципах равенства и неприемлемости насилия. На Руси неправедное приобретение богатства также считалось серьезным преступлением против Божьих заповедей. Однако нестяжательские традиции в полной мере сохранить не удалось. Наиболее последовательными в отношении финансовой этики оказались старообрядцы, которые с людьми, нажившими свой капитал преступным или ростовщическим путем, старались дело не иметь.

Повышенное внимание инвесторов к тому, на что тратятся их деньги, размещенные в банках и инвестиционных компаниях, во второй половине XX в. связано с политическими событиями 1960-х гг.: выступлениями за гражданские свободы и равноправие женщин, антивоенными и экологическими манифестациями. Например, первый в мире этический инвестиционный фонд Pax World Fund, сейчас известный как Pax World Balanced Fund (PAXWX), начал свою деятельность в самый разгар борьбы против войны во Вьетнаме и за

защиту окружающей среды. Активы этого фонда, 30 лет назад составлявшие 101 тыс. долл., сегодня выросли до 1.16 млрд долл.17

В конце 1970-х гг. на волне кампании за отмену расовой дискриминации и режима апартеида в ЮАР концепция социально ответственного инвестирования стала привлекать все больше сторонников. «Социальные» инвесторы оказывали экономическое давление на власти ЮАР, призывая других инвесторов и потребителей бойкотировать компании, ведущие свою деятельность в этой стране. Сегодня наибольшую обеспокоенность у социально ориентированных инвесторов вызывают экологические угрозы: аварии на опасных производствах, глобальное потепление климата, истощение озонового слоя. Таким образом, первые проявления социально ответственного инвестирования — это этические инвестиции, основанные на отказе от вложений в определенные компании с целью реализации индивидуальных нравственных принципов и убеждений.

На втором этапе развития социально ответственного инвестирования целью являлось достижение максимального соответствия инвестиций убеждениям и взглядам инвестора. Основными инвесторами являлись частные лица и взаимные фонды (обслуживающие частных инвесторов и небольшие организации), а также общественные и религиозные организации. В 1980-е гг. число этических фондов растет в Великобритании, США, Канаде, Австралии. Объем активов этических фондов Великобритании за период с 1989 по 2000 г. увеличился более чем в 15 раз, в США — более чем в 11 раз (с 1994 по 2000 г.). В это же время формируются инфраструктурные организации, специализирующиеся на исследованиях и консультациях в области СОИ (US Social Investment Forum, EIRIS, UKSIF и др.). В этот период происходит постепенный переход от понятия «этические инвестиции» к понятию «социально ответственное инвестирование», появляются новые методы СОИ, расширяются критерии инвестирования.

Важным событием на рынке СОИ стало появление в 1990 г. индекса Domini 400 Social Index, первого фондового индекса на рынке СОИ, ставшего впоследствии бенчмарком для большинства портфелей СОИ. Индекс Domini 400 Social Index был создан на основе индекса S&P 500, из которого были исключены 250 компаний, не соответствующих социальным и экологическим критериям, а также добавлены 150 компаний.

В этот же период бурное развитие СОИ подтолкнуло практиков к исследованию того, как СОИ воздействует на финансовые результаты инвестиций. Вывод, полученный большинством исследователей, показывал, что статистически значимые различия между доходностью фондов СОИ и традиционных фондов отсутствуют, особенно в долгосрочном периоде. Данные выводы, а также все дальнейшее распространение идей СОИ способствовали развитию интереса институциональных инвесторов к рынку СОИ.

Принято считать, что понятие социальной ответственности бизнеса в его современном понимании родилось в 1992 г. на всемирном саммите в Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний объединились под именем Всемирный деловой Совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development) и предложили программу саморегулирования.

17 Социально ответственные инвестиции: веяние моды или результат эволюции капитализма? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rb.ru/.

С 1992 г. на Западе стала широко распространяться точка зрения, согласно которой корпорации должны вести бизнес с учетом интересов различных «заинтересованных сторон», чтобы сообща достигать заявленной цели «устойчивого развития»18. У понятия «устойчивое развитие» есть три аспекта: экономический, социальный и экологический. В этой связи и на рынке социально ответственных инвестиций выделяют следующие условия инвестирования:

1. Социальное направление — включает вопросы соблюдения прав человека, предотвращения конфликтов, запрещения детского труда, здоровья и безопасности населения и др.

2. Экологическое направление — включает вопросы сохранения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, изменения климата, сохранения энергии и др.

3. Этическое направление — включает вопросы ограничения производства и продажи алкогольной, табачной, порнографической продукции, оружия, генетической инженерии, предотвращения военных действий и др.

Следовательно, участники бизнеса должны ставить перед собой соответствующие экономические, социальные и природоохранные цели (концепция триединства «triple bottom line»).

С началом XXI в. начинается третий этап в развитии СОИ, связанный с изменением состава участников: СОИ становится массовым явлением, международной тенденцией, важными участниками рынка СОИ являются пенсионные фонды. Кроме того, введение рекомендаций и требований международных некоммерческих организаций по раскрытию участниками финансовых рынков информации о своей деятельности способствовало разитию саморегулирования на рынке социально ответственных инвестиций.

Изменились и составляющие СОИ: западные экономисты к социальному, этическому и экологическому напрвлениям добавили четвертое, связанное с практикой корпоративного управления. Сюда включают такие вопросы, как прозрачность деятельности совета директоров, менеджеров, права акционеров и пр. Ведь всем известно, какие скандалы и недовольство масс во всем мире вызвала информация об огромных зарплатах и премиальных руководства банков, различных фондов и компаний в конце 2008 и в течение 2009 г.

Этическому фактору перестали уделять большое внимание, и появилась концепция учета ESG-факторов — экологических, социальных критериев и корпоративного управления. В начале 2009 г. 360 организаций, чьи активы, которыми они управляют, составляют более 14 трлн долл., присоединились к Принципам ответственного инвестирования (PRI), определяющим порядок учета критериев ESG при осуществлении инвестиций19.

Таким образом, можно сказать, что наряду с процессом превращения потребления в единственный принцип существования, в обществе идет и встречное движение, направленное на построение нравственной экономики, основанной на принципах духовности, взаимопомощи, взаимопонимания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Социально ответственные инвестиции в мире и в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. soc-otvet.ru/.

19 Бахтараева К.Б. Социально ответственное инвестирование на рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fa.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.