Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА'

ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1801
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ / АНАЛИЗ / СОЦИОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКОЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлева А. В.

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В данной статье приводится анализ общества с позиции философии, рассматриваются понятия, основные подходы к определению общества и общество как саморазвивающаяся система: его источники, направления, противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIETY AS OBJECT OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Society is a set of historically developed forms of people's joint activity. This article analyzes society from the standpoint of philosophy, concepts, basic approaches to the definition of society and society as a self-developing system are considered: its sources, directions, contradictions.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА»

процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Важно отметить, что человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого - по аналогии с собой. В процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожегона меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Самосознание имеет явные и неявные формы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят в круг предметов его сознательного опыта - это неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Непосредственно же сознание человека нацелено на внешние предметы. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии.

Использованные источники:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.URL: http://iph.ras.ru/elib/2637.html

2. Сознание человека. Сущность и уровни сознания личности. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/soznanie.html

3. Учебные материалы по философии. Сознание и самосознание. URL:http://studfilosed.ru/uchebnye-materialy-po-filosofii/271-soznanie-i-samosoznanie.html

4. Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е. 2-е изд., испр. и доп. - М.: МИЭМП, 2010.

УДК 001

Журавлева А. В. студент

Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация:

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В данной статье приводится анализ общества с позиции философии, рассматриваются понятия, основные подходы к определению общества и общество как саморазвивающаяся система: его источники, направления, противоречия. Ключевые слова:

общество, философия, анализ, социология, философское, взаимодействие.

Zhuravleva A. V. student, Ulyanovsk State Technical University

Russia, Ulyanovsk SOCIETY AS OBJECT OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Abstract:

Society is a set of historically developed forms ofpeople's joint activity. This article analyzes society from the standpoint of philosophy, concepts, basic approaches to the definition of society and society as a self-developing system are considered: its sources, directions, contradictions.

Key words:

society, philosophy, analysis, sociology, philosophical, interaction.

Человек всегда являлся основным объектом изучения ученых и философов, нам интересны как отдельные проявления жизнедеятельности человека, его сознание, так и его взаимодействия с окружающей средой и другими индивидами. Из этого можно сделать вывод, что человек - это биосоциальное существо, которое стремится находиться в контакте или каких-либо отношениях с другими людьми, ведь человек-это составная часть огромной системы - общества, в которой он и проявляет себя и свои особенности. Нормальное существование и взаимодействие людей в этой системе требует создания необходимых условий не только естественно-природного, но и социально-гуманитарного свойства. Невозможно представить себе человека вне всякого социума, так как, родившись в семье, человек уже автоматически становится частичкой иерархичного микрообщества. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия функционирования и развития экономическую, политическую и духовную жизнь.

Совместная жизнь людей - сложное системное образование. Общество относится к числу саморазвивающихся, динамичных систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояние. Общество представляет собой совместное бытие людей, объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности - развивающейся Вселенной. Благодаря деятельности людей, предметы становятся частью социального мира.

Один из наиболее системных объектов философского анализа -общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся условиях.

Осмысливая внешний мир, люди издавна стремились понять и

объяснить общественные явления, смысл общественной организации. Так, в буддизме - одной из древнейших мировых религий - утверждалось, будто после второго "золотого века'' наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми. Древнегреческий философ Платон создал учение об идеальном государстве.

В эпоху Нового Времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо (17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре. В этот же период А. Смит сформулировал идею "трудового общества", где труд выступает главным источником общественного богатства. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель разработал учение о "государственном обществе", которое определял как "систему всеобщей зависимости". В первой половине XIX века французский философ О. Конт (1798-1875) ввел понятие "социология" - учение об обществе как целостной системе.

Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского философа и социолога Г, Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции общества, как целостного организма.

В середине XIX века в марксизме выделены главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.

Однако марксизм отбросил как "ненаучные", "вредные" и "реакционные" все другие учения об обществе, в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими теориями (учение о "смешанном обществе" Дж. Гилберта, "теория стадий экономического роста" У. Ростоу, "теория исторического круговорота" А. Тойнби, идея О. Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила широкое распространение.

Первым необходимым элементом социальной деятельности общества являются человеческие индивидуумы-субъекты деятельности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмы. Человек представляет собой цельный и целостный "микрокосмос". Он является также элементом деятельности, т.е. ее простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

- Вещи, "орудия", с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир, С помощью этих вещей люди осуществляют

адаптивную деятельность, приспосабливаются к среде путем ее преобразования.

- Символы, знаки (книги, картины, иконы и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, наши стремления, цели, и через них, опосредованно на отличную от сознания

реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут, выполнить эту функцию лишь в том случае, если обретут некоторую "телесную оболочку", становясь материальными проводниками, "передатчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Итак, Общество - это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к её изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. Для осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Трудно назвать такое философское направление, представители которого не пытались бы раскрыть тайны общества.

Античность. Платон разрабатывал учение об обществе в связи с теорией идей. Средневековье. Августин осмысливает общество, как «град земной» в оппозиции с «градом Божьим», что отражает основную направленность философии Средних веков. В Новое время Т. Гоббс и Д. Локк разрабатывают концепцию общественного договора и соответствующую ему теорию государства. Позитивизм (О. Конт, Г. Сленсер), ориентированный на научное знание, вычленяет из философии специальную науку об обществе - Социологию. Основное направление исследований - преобразования в социальной и природной среде под влиянием научно-технического прогресса и радикальное изменение в связи с этими новациями, места человека в мире. Активно обсуждаются темы: специфика социальных связей и общественных институтов индустриального общества, отношение индивида к общественным ролям (освобождение -отчуждение), необоснованность смысложизненных установок и отношение к религии (секуляризация), содержание социального времени (будущее) и другие.

Подход «от природы к обществу» лежит в основе натуралистических концепций общества. В этих взглядах выделяется особая, обусловливающая специфику общества роль географических (климата, ресурсов полезных

ископаемых, флоры, фауны) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. Вопрос о влиянии географических условий был поставлен еще в трудах античных авторов - Гиппократа, Геродота, Полибия. Впоследствии в XVIII-XIX вв. в трудах Ш.Монтескье, Г.Боккля, Э.Реклю возникла и получила свое завершение концепция географического детерминизма. Непосредственное влияние космоса через солнечное излучение и космическое излучение развивали в своих трудах А.Чижевский, Л.Гумилев. Сторонники социобиологии (Э.Уильсон, Р.Докинс и другие) связывали многообразие исторического процесса с генетическими, расовыми, половыми особенностями. Представители натуралистического направления связывали перспективу развития человечества с освоением космических «окрестностей» Земли, а затем и более далеких пространств Вселенной (К. Э. Циолковский и другие «космисты».)

Этим концепции в большинстве представляют ныне лишь исторический интерес. Вместе с тем, среди них есть концепции, например, социобиология, которые сохранили свою актуальность. В ней доказывается, что гены и культура эволюционируют вместе, т.е. происходит генно-культурная эволюция. Социобиологи пытаются увидеть в социальном биологическое. Но социальное не является биологическим.

Натуралистические концепции исследуют важные аспекты взаимосвязи природы и общества. Но они недооценивают специфику общественного. Поэтому многие исследователи рассматривают социальное во взаимосвязи с более сложными, психологическими явлениями.

В основе психологизма в социологии, социопсихологии лежит тезис, сформированный, в частности Дж. С. Миллем : «...В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены».

Издавна многие ученые пытались выяснить подходы к определению, функции и назначение общества как целого, и каким образом возможно управлять его отдельными частями, философы античности, средневековья, нового времени и современности пытались и пытаются раскрыть сущность общества и найти его источники и в ходе своих рассуждений.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы, общественные отношения которой рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций.

Использованные источники:

1. Канке В.А Философия: Исторический и Систематический курс - М.: Логос 2010 - 370с.

2. Шаповалов В.Ф. Основы философии: От классики к современности - М.: Фаир-пресс, 2011-418с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.