УДК 140
Т.А. КОЗЛОВА, соискатель кафедры философии НГПУ им. К.Минина, e-mail: kozlova-ta@inbox.ru
ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ М.ШЕЛЕРА Т.А. Kozlova
EVALUATION OF MAN AND SOCIETY IN PHILISOPHY OF M.SHELER
В статье рассматриваются основные концепции человека, которые, по мнению М.Шелера, сформировались в обществе к концу девятнадцатого века. Исследуются взгляды М.Шелера на специфику и кризисы эпохи уравнивания. Делается вывод о том, что именно в этот период начинается общая история человечества, для которой наиболее важны дух и воля народа как энергетический и информационный источник этноса. Ключевые слова, всечеловек, эпоха уравнивания, дух народа.
The article deals with the basic concepts of a man who, according to Scheler, formed by the public at the end of the nineteenth century. Scheler investigated the views on the specifics and crisis period adjustment. It is concluded that it is in this period begins general history of mankind, for which the most important are the spirit and will of the people as an energy source and information ethnos. Keywords: all-man, the era of adjustment, the spirit of the people.
Духовно-нравственное состояние современного общества зависит от каждого человека, который всегда являлся средоточием интересов самых разных наук, биологии, генеалогии, лингвистики, культурологии, психологии и других. Многие пытались разработать свою теорию взглядов на проблему места и роли человека в мире, высказать свою точку зрения, из-за чего количество концепций разрослось чрезвычайно. Вот почему, «если и есть философская задача, решения которой наша эпоха требует как никогда срочно, так это задача создания философской антропологии» [3, с.1]. Такими словами М.Шелер начинает одно из своих произведений «Человек и история», тем самым подчёркивая, что до него не существовало единого воззрения на сущность и происхождение человека.
М.Шелер выделяет пять главных идей, характеризующих человека. Первая - идея религиозной веры, констатирующая грехопадение и вину рода человеческого. В христианской традиции весь человеческий род зарождается от пары прародителей — перволюдей, Адама и Евы, которые стали отцом и матерью остальных людей. «Христианство с его учениями о богочеловеке и детях божьих в целом означает опять-таки новое повышение человеческого самосознания» [3, с.1]. Но превыше всего - Бог, человек находится на низшей ступени бытия, поскольку первый человек нарушил волю Господа, тем самым, будучи низвержен из состояния совершенства и наслаждения в состояние страданий и греховности. Вектор развития человека в данной концепции стал резко направлен вниз. Грехопадение лишило человека духовной силы, поэтому человек может полагаться только на благодать Божию. Праведная жизнь способна возродить дух и поставить человека на путь истинный. Согласно христианской традиции, главный соратник и учитель человека -Библия. Она учит, как жить на земле и подчеркивает тесную связь человека со сверхъестественным, с Богом. Библейские представления признают в человеке два начала -материальное и духовное, тело и душу. Человек как существо физическое несовершенен, зависим от природного мира, но духовная природа человека способна открыть после смерти человеку жизнь райскую и блаженную.
По мнению М.Шелера, проблеме грехопадения авторы придают различное значение, но суть данного вопроса - всего лишь миф. И необходимо избавить человечество от страха, рожденного в корнях христианского мира. М.Шелер убежден, что из-за длительной
фиксации данного учения в сознании человека, «у людей Запада отсутствует систематически разработанная техника преодоления страданий изнутри, а также вера в нее и в ее возможный неограниченный прогресс» [4, с.1]. По этой же причине на Западе поздно появилась психотерапия, методики воздействия на душу и разум человека. Поэтому человек редко надеется на собственные силы, а уповает на волю Божью.
Вторая идея представляет человека как «homo sapiens», существо разумное, способное познавать себя, Бога, мир вокруг него, благоразумно относиться к своим собратьям. С точки зрения М.Шелера, эта идея воспета Анаксагором, Платоном, Аристотелем. Человек разумный развил материальную культуру, обладает речью, владеет абстрактным мышлением. Человек может планировать, прогнозировать результаты своих действий, моделировать свою жизнь, ставить цели, анализировать себя со стороны. «Эта идея проводит различие между человеком и животным в целом» [3, с.3]. Человек обладает самым большим развитым мозгом, возвышаясь над всем природным царством, сложным строением систем человеческого тела, прямохождением. Для человека характерны потребности, отсутствующие у других животных: потребность в любви, дружбе, самореализации. Человек - существо социальное. Он движим не только биологическими инстинктами, но и моральными убеждениями, традициями, законами. Данные категории встречаются только в человеческом обществе. Эта идея наиболее склонна рассматривать человека не просто как биологический вид, но, скорей, как суперсущество, возвысившееся над животными. Стоит отметить, что рассуждения о духе у М.Шелера упоминаются вскользь, тем не менее, невозможно многосторонне преобразовать окружающий мир, опираясь исключительно на биологические процессы.
В следующей характеристике человек предстаёт как «homo faber», человек производящий. Данный термин создан по аналогии с homo sapiens, и означает, что человек не просто разумен, но способен создавать, строить, контролировать свою судьбу и окружение. Согласно этой идее дух, в человеке - всего лишь последующее развитие психических процессов в коре головного мозга, а сами эти процессы можно найти не только у человека, но и у человекообразных обезьян. Человек, согласно данной концепции, есть: 1) животное, использующее знаки (языки); 2) животное, использующее орудия; 3) существо, наделенное мозгом, т.е. существо, у которого мозг, в особенности, кора головного мозга, потребляет значительно больше энергии, чем у животного [3, с.6]. Начало этой идее, по мнению М.Шелера, было положено Демокритом и Эпикуром, продолжили и развили данное учение Бэкон, Юм, Конт, Спенсер, Дарвин, Ламарк. Человек производящий есть прототип человека труда, работника, ремесленника. Развитие общества всегда было обусловлено развитием орудий труда, рождением технологий усовершенствования труда, производственных отношений. Именно благодаря человеку цивилизация шагает вперед.
В рамках данной концепции все влечения, которые обуревают человека, преобразуются в три вида: 1. Влечения к продолжению рода и все их дериваты (libido или половое влечение, забота о потомстве); 2. Влечения к карьерному росту и влечения к власти; 3. Влечения, служащие питанию в самом широком смысле слова [3, с.6]. Поскольку человек развивается в рамках исторического процесса, М.Шелер предполагает, что из трех влечений можно вывести три основных формы понимания истории: натуралистическое, властно-политическое, экономическое. Согласно экономическому подходу, история - «борьба за кормовые места», питание, а собственно движущее влечение человека, духовная культура -это всего лишь сублимат, который стараются погасить в сложные времена. Натуралистический подход базируется на влечении к продолжению рода, обзаведению потомством, смешению кровей. Властно-политический подход видит смысл истории не только в борьбе за власть, но и предполагает развитие экономического и духовно-культурного бытия. Но это есть довольно узкое и схематичное представление системы бытия человека.
О четвертой идее М.Шелер пишет: «Эта идея противоестественная, странная, но все-таки подготовленная длинным историческим развитием и - если хотите - ужасная для всего
существующего до сих пор на Западе способа чувствовать и мыслить» [3, с.8]. Но, тем не менее, системный подход рассмотрения взглядов на природу человека требует анализа и данной идеи. Человек здесь есть дезертир жизни, который способен лишь к развитию суррогатов и прожиганию основных ценностей жизни, ее законов, священного космического смысла. Данную идею М.Шелер никак не называет, тем не менее, констатирует невозможность создания сверхчеловека. «Вот закон твоего бытия как бытия человека!» [3, с.9]. Дух и жизнь, согласно данной идее, - это силы, противоположные друг другу, действующие разрозненно. Согласно М.Шелеру бытие имеет два атрибута - дух и порыв. Дух - сама внутренняя сущность человека, порыв задает необходимый стимул к действию. Но в этом случае предстаёт как «некий метафизический паразит, который внедряется в жизнь и душу, чтобы подорвать их» [3, с.9]. Данная идея явно противоречит многочисленным одухотворённо-созидательным процессам, обеспечившим устройство человеческого бытия, и к тому же уничтожает воззрения о человеке как существе разумном. Человек при такой трактовке становится просто «рабом коры головного мозга», и все многочисленные процессы, обуславливающие его деятельность, его существование вполне достаточно объяснить несложными биологическими и физическими формулами. Индивид рассматривался, с точки зрения натуралистической медицины, как система органов и клеток. Здесь М.Шелер явно пренебрегает мыслью о том, что человек имеет какое-то пока неразгаданное предназначение во Вселенной, и что порой им движут силы, которые невозможно втиснуть в абстрактные знаки или в достаточно грубые физиологические процессы.
Пятая идея, имеющая место быть в обществе, поднимает человека на головокружительную высоту. «Этот новый тип антропологии воспринял идею сверхчеловека Ницше и подвел под нее новый рациональный фундамент» [3, с.11]. Такой сверхчеловек способен максимально реализовать весь потенциал, заложенный в человеке, он находится на самом высоком духовном и физическом уровне развития. Одновременно, данной идеей Шелер отрицает существование Бога, ставя во главу угла сверхчеловека, и свято верит, что современный человек обязательно достигнет этих высот, поскольку именно к рождению сверхчеловека направлен весь исторический процесс. «Ту полноту благочестия, любви, поклонения, какую люди посвящали Богам, достойны снискать личности такого рода» [3, с.12]. Получается, будущее мировой истории связано именно с сверхчеловеком.
Рассмотрев выбранные им точки зрения, М.Шелер отмечает, что взгляды на природу человека, существовавшие ранее в обществе, разрознены, различны, противоречивы. Но самое главное - все они рассматривают только какую-нибудь одну грань человеческого бытия, охватить человека целиком ни одна из этих концепций не может. Дело в том, что образ человека был невероятно пластичен в ходе своего развития, и поэтому существовала опасность довольно узкого рассмотрения идеи о человеке. Но именно М. Шелер, как ему представляется, делает шаг к подведению всех идей под единый знаменатель, к необходимости создания целостной науки о природе и сущности человека. «Главный посыл шелеровской философии - своеобразная реабилитация человеческого Я, восстановление Я в правах на целостность, уникальность, восстановление личностного начала, которое М.Шелер производит с помощью феноменологического инструментария» [1].
Рассуждения Шелера приводят его к новой концепции - «всечеловек». «Но если и должно быть имя у идеала, то идеал для человека - это «всечеловек», а не «сверхчеловек», задуманный уже с самого начала отдаленным от массы и всякой демократии» [4, с.5]. Бытие человека, согласно М.Шелеру, представляет собой непринятое решение, чем оно хочет быть и стать. Человек нуждается в ориентире построения своей жизни, в маяке, которого ищет его душа. «Всечеловек» для М.Шелера - это человек, полностью реализовавший потенциал, которым наделила его Вселенная. И хотя идея всечеловека далека от нас, М.Шелер предлагает выбрать за идеал именно ее. «Таким образом, стремясь создать целостное философское учение о человеке как неповторимом и уникальном личностном существе, М.Шелер фактически разработал экзистенциальную антропологию» [2]. Однако учитывая,
что сам М.Шелер создал о человеке и его истории весьма схематичную картину, далёкую от гармоничной законченности, допустив одновременно существенные упрощения при оценке духовно-творческих возможностей человека, концепцию, представленную им нельзя признать завершённой.
Не только бытие каждого отдельного человека волновало М.Шелера, но и то, какие черты приобретает все общество в целом, каковы особенности эпохи. «Если бы на вратах грядущей эпохи мировой истории я должен был написать название, которое бы передавало всеохватывающую тенденцию этой эпохи, то, как мне кажется, ей подходило бы только одно — «уравнивание» [4, с.6]. В первую очередь такая эпоха несет изменение самого человека, его внутреннего и внешнего облика, «уравнивание» меняет не только текущее бытие человека, но и принципы его устройства, происходит подмена ряда понятий и ценностей. Уравниваются идеи о человеке: «аполлонический» и «дионисийский» человек, начало разумное, мудрое, ограниченное от всяких порывов и инстинктивное, восторженное, полное опьянения и экстаза. На чаши весов также попадают западный идеал разрешения проблем человечества в лице активного «героя», полного решимости и сил, и восточный идеал -образ терпящего «мудреца», способного все перенести, от всего отрешиться, с достоинством встретить любые страдания и зло.
Такая эпоха является наиболее опасной, она несет войны, смерти, слезы, кровь. Уравниваются мужской и женский тип духа, капитализм и социализм, высшие и низшие классы, хотя М.Шелер отмечает, что высшими и низшими слоями общества человек понимается по-разному. Первые, сторонники натуралистического воззрения на человека, отмечают его близость к лону природы, гармоничное развитее человека, по их мнению, возможно только в согласии с природой. Другие же полностью верят в дух и волю, «вместо того, чтобы верить только в «руководящую и направляющую» роль духовной воли в человеке и в его истории и сделать эту веру основой своих политическо-социальных устремлений» [4, с.17]. Интересен заявленный М.Шелером факт, что Советская республика, несмотря на громогласные заявления о постройке социализма, будет все больше вбирать в себя капиталистических установок, а «капиталистические» государства вберут в себя установки «социализма» в огромном количестве. Происходит смещение и подмена понятий, две разных реалии взаимопроникают друг в друга под гнетом уравнивающего мироздания.
Самое страшное, что в эпоху уравнивания человек попадает под процесс де-сублимации, ограничивающий поступление энергии к интеллекту, тем самым сужающий простор постижения идей. Духовные ценности угасают в этот момент для человека, для общества, нависает эпоха господства овеществленных сил, материального начала. «Но человек — не вещь, он есть направление движения самого универсума, самой его основы» [4, с.5]. Только в его силах обратить это движение в нужное русло. М.Шелер предполагает, что основная политическая задача в этой связи - управлять выравниваем так, чтобы оно принесло минимум разрушений. На чьи же плечи ложится важная задача управления уравниванием?
Именно в эпоху уравнивания начинается общая история человечества. В этот момент как никогда важны для всечеловеческого бытия дух и воля. Именно они способны «управлять этим выравниванием групповых свойств и сил и так направлять их, чтобы оно соответствовало ценностному росту вида "человек"» [4, с.6]. Из недр общественного бытия появляется, по мнению М.Шелера, Дух народа - уникальный и своеобразный для каждого общества, это своего рода энергетический и информационный источник этноса. Именно он направляет и созидает, сеет ценности и проращивает ростки новой ступени развития общества. Дух народа вырывает общество с наименьшими потерями из эпохи уравнивания, соединяет со всеединой жизнью, прививает солидарность к мировому процессу развития человечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гагарин, А.С. Философская антропология Макса Шелера: проблема интенциональности / А.С.Гагарин // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии: коллективная монография. - Екатеринбург, 2005. - Ч.3. - URL: http://hpsy.ru/public/x3265.html (дата обращения: 15.01.2013).
2. Кротикова, Т.И. Философская антропология Иммануила Канта и Макса Шелера / Т.И. Кротикова. - М., 2005. - URL: http://iph.ras.ru/page50379379.html (дата обращения: 15.01.2013).
3. Шелер, М. Человек и история / М.Шелер // Шелер, М. Избранные произведения / М.Шелер. - М., 1994. - URL:http://www.max-scheler.spb.ru/content (дата обращения 01.02.2013).
4. Шелер, М. Человек в эпоху уравнивания / М. Шелер // Шелер, М. Избранные произведения / М.Шелер. - М., 1994. - URL:http://www.max-scheler.spb.ru/content18-37 (дата обращения: 02.02.2013).
©Козлова Т А., 2013