Научная статья на тему 'Общество – Инициатор реформ'

Общество – Инициатор реформ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Strategy of Uzbekistan
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / развитие / действие / стратегия / международная / политическая / экономическая / узбекистан / цивилизация / коммуникационные / технологии / REFORMS / development / Action / Strategy / international / political / economic / uzbekistan / Civilization / communication / technology
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество – Инициатор реформ»

ОБЩЕСТВО - ИНИЦИАТОР РЕФОРМ

Strategy of Uzbekistan №02 (2021) / ISSN 2181-2535

Фаррух АБДУХАМИДОВ, -•

начальник отдела Центра «Стратегия развития»

Принятая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан[1] в 20172021 годах определила процессы обновления на пути к конкретным перспективам развития страны за прошедший период.

Особенно эти процессы ярко проявились в

проводимых реформах по совершенствованию системы

государственного и общественного строительства, направленных на устранение проблем, создающих трудности для населения и препятствующих развитию страны. В частности, за последние пять лет в рамках концепции «От сильного

государства - к сильному гражданскому обществу»

систематически проводятся

кардинальные реформы, направленные на дальнейшее совершенствование системы

государственного управления.

В частности, в их числе работа по усилению механизмов народной

власти, обеспечению независимости ветвей государственной власти и дальнейшему повышению роли парламента в совершенствовании системы

государственного управления. Следует отметить, что впервые введен Институт посланий главы государства в парламент как важный политический процесс, обеспечивающий стратегически эффективное планирование устойчивого развития государства и общества.

Коренным образом реформирована система органов государственной власти и управления, в качестве приоритетных задач определены повышение эффективности их деятельности, внедрение современных рыночных механизмов государственного регулирования, сокращение

несвойственных данному сектору функций в государственных органах, широкое внедрение цифровых технологий в их деятельность.

Проводимые реформы по привлечению частного сектора к реализации государственных функций приобретают важное значение в обеспечении

эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и управления. В частности, в рамках принятой в 2017 году Концепции административной реформы в Республике Узбекистан определены 6 приоритетных направлений коренного реформирования системы

государственного управления и на основе специальной «дорожной карты» запланировано рассмотрение деятельности более 100 органов государственного и хозяйственного управления. Была пересмотрена система материально-технического обеспечения органов местного самоуправления и оплаты труда их работников, достигнуто практическое обеспечение самостоятельности местных органов по формированию местных бюджетов и управлению ими.

Также в 2017 году в целях эффективного решения накопившихся проблем в соответствующих сферах были созданы министерства жилищно-коммунального обслуживания, дошкольного

Шаги реформы

образования и внешней торговли, государственный комитет по развитию туризма, национальное агентство проектного управления. Была пересмотрена и усовершенствована исполнительная структура Аппарата Президента Республики Узбекистан и Государственного управления. Были усовершенствованы функции и задачи 18 министерств и ведомств, реорганизованы 24 органа государственного и хозяйственного управления и другие организации, в 2018 году реформированы 93 органа государственного управления, реорганизованы 77 министерств и ведомств, упразднены 7, вновь созданы 9.

В 2019 году был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по повышению ответственности Кабинета Министров Республики Узбекистан за эффективность реализации стратегических задач социально-экономического развития страны» и Постановление «О внедрении качественно новой системы организации работы Правительства Республики Узбекистан». В соответствии с ними

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ

2017-2021

ОБРАЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНЫЕ И НАРОДНЫЕ ПРИЕМНЫЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ЦЕНТР «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ»

• Количество обращений % Удовлетворенные

1 180 ООО

1196 ООО

1044 ООО

1072 ООО

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

были определены основные направления повышения эффективности деятельности Кабинета Министров. В то же время практика одновременного руководства

заместителями премьер-министра акционерными обществами и компаниями, а также другими организациями с государственной долей участия была упразднена и их число оптимизировано.

Причиной административной реформы в системе управления стало то, что, если количество районов (городов) в 2016 году составляло 193, то в 2021 году их число достигло

207. На сегодняшний день в системе Кабинета Министров функционируют 24 министерства, 9 государственных комитетов, 4 госинспекции, 14 агентств, 5 комитетов, 6 центров, 2 центральных учреждения, 4 инспекции, 9 ассоциаций, 10 банков, 23 компании, 6 объединений, 1 фонд и более 10 других организаций, в структуре которых функционируют более 100 организаций.

Еще одной фундаментальной реформой, проведенной в отрасли, является создание 12 декабря 2017 года Агентства государственных услуг

при Министерстве юстиции и его территориальных подразделений . В каждом районе, по всей стране функционируют 205 центров Государственных услуг[3], в отдаленных регионах были созданы более 100 их филиалов. При этом была создана возможность получения 157 видов государственных услуг независимо от места жительства по экстерриториальному принципу, значительно было сокращено количество документов, предоставляемых гражданами, и срок, необходимый для их предоставления, повышено качество и

эффективность[4].

В частности, если в 2017 году предпринимателям было оказано более 120 тысяч государственных услуг, то на сегодняшний день принято более 26 миллионов обращений физических и юридических лиц по оказанию государственных услуг. Разработано более 110 законодательных актов в сфере оказания государственных услуг, упрощено более 70 услуг. Также было принято около 80 административных регламентов, касающихся оказания государственных услуг. В результате количество требуемых документов сократилось со 167 до 79, а срок оказания услуги - с 499 до 271 дня. Создана возможность пользоваться 254 государственными услугами через портал my.gov.uz

Вместе с тем оптимизирован ряд обстоятельств, таких как порядок регистрации субъектов предпринимательства, их уставный фонд, требования к уставному капиталу предприятий с иностранными инвестициями[5].

В результате этих усилий Узбекистан занял 8-е место среди 190 государств в индикаторе «регистрация бизнеса»

рейтинга «Ведение бизнеса» Всемирного банка[6].

Подготовка и набор кадров на государственную службу вышли на новый уровень. В частности, в целях отказа от совмещения функций Государственного управления и хозяйствования, а также повышения эффективности государственной службы Указом Президента[7] от 3 октября 2019 года создано Агентство по развитию государственной службы при Президенте Республики Узбекистан[8].

Важное место в построении свободного гражданского общества в сфере государственного управления занимают Президентские Народные и виртуальные приемные, институты гражданского общества, негосударственные некоммерческие организации, институты общественного контроля и общественные советы при государственных органах как средство налаживания эффективного сотрудничества между государственными и общественными организациями.

Действующие с 2017 года Народные приемные и виртуальные приемные Президента

Шаги реформы •-

Республики Узбекистан во всех регионах обелечивают прямой диалог с населением, способствуют оперативному решению возникающих на местах проблем, устранение недостатков, реализацию прав и интересов физических и юридических лиц.

К примеру, только за 2017 год в виртуальные и Народные приемные поступило более 1,4 миллиона обращений от физических и юридических лиц. А с 2019 года Народные приемные Президента перешли на активную систему выявления и решения проблем посредством подворного обхода. В 2020 году в Виртуальную приемную Президента и Народные приемные поступило около 1,2 млн обращений[9]. В результате информации и заслушанных отчетов, внесенных Президентскими Народными приемными, к ответственности привлечены 752 ответственных работника, не работавших с обращениями на должном уровне[10]. Народные приемные наделены полномочиями изучать деятельность государственных органов, вносить им представления, предложения о привлечении к

Шаги реформы m

дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона, вплоть до освобождения их от должности.

В рамках Стратегии действий в Узбекистане осуществляется последовательная работа по обеспечению свободы слова и информации, формированию институционально-правовых основ развития информационной сферы и массовых коммуникаций.

В частности, на должном уровне налажено взаимодействие пресс-служб государственных органов и других организаций с общественностью и средствами массовой информации, усовершенствована система государственной поддержки информационной сферы, обеспечено ускоренное развитие медиа-рынка страны, открытости деятельности государственных органов и других организаций.

В результате того, что в Послании Президента Олий Мажлису от 24 января 2020 года была выдвинута идея «Общество -инициатор реформ»,[11] правительство стало

рассматривать институты гражданского общества как союзников в осуществлении реформ. Это проявилось в законодательных изменениях и инициативах по созданию в стране еще больших возможностей для свободного функционирования ННО[12].

На сегодняшний день в Узбекистане действуют более 9 200 ННО[13]. В частности, в результате созданной правовой базы в стране еще более ускорилось свободное и устойчивое развитие ННО. В частности, если на 1 января 1991 года в республике действовало 95 ННО, то на 1 января 2000 года их число составило 2585, в 2016 году - 8417, а на сегодняшний день их насчитывается около 9200.

На тенденцию роста числа негосударственных организаций оказывает непосредственное влияние выполнение ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности их работы. В частности, в этой сфере принято более 200 нормативно-правовых актов (из них около 20 приняты за последние пять лет), создана необходимая институциональная база для всесторонней поддержки ННО. Это

обусловлено тем, что в стране сформированы все организационно-правовые механизмы расширения

деятельности ННО и этот процесс усиливается. Это видно и в том, что динамика роста негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане из года в год продолжает прогрессировать[14].

Вместе с тем, в результате осуществленных в сфере реформ была создана Общественная палата при Президенте Республики Узбекистан, целью которой является представление интересов негосударственных некоммерческих организаций, выполнение функции моста между ними и государством. Также в целях внедрения новых эффективных инструментов открытого диалога с населением при государственных органах налажена деятельность общественных советов.

В результате ННО берут на себя инициативу по формированию общественного контроля за деятельностью государственных органов в обеспечении открытости и гласности в обществе.

Следует отметить,

-4Î8)

Journal home page: https://journal.strategy.uz

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ^

Ёь ОРГАНИЗАЦИИ

«СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ»

• Государственный грант

• Государственная субсидия

• Государственный социальный заказ

• Всего средств, выделенных из государственного бщджета

Млн. сумах 38 033,9

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

что работа по совершенствованию Государственного управления продолжается, и в Государственной программе 2021 год - «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» также определен ряд приоритетных задач, в этом направлении.

В частности, в первом полугодии 2021 года предусмотрена реализация следующих мер:

- дальнейшее усиление взаимодействия между палатами Олий Мажлиса и органами государственного управления и

государственной власти на местах в сфере законотворческой деятельности и обеспечения исполнения законов;

- проведение международного форума «Глобальное межпарламентское сотрудничество в достижении Целей устойчивого развития» в г. Бухара;

- коренное совершенствование деятельности органов государственного управления;

- коренное совершенствование деятельности органов управления среднего и низшего звена;

- коренное

совершенствование деятельности местных исполнительных и представительных органов;

- внедрение эффективной и открытой системы отбора, кадров на государственную гражданскую

службу повышения квалификации и оценки их деятельности;

- внедрение новой системы контроля

за исполнением документов и поручений Президента Республики Узбекистан;

- создание целостной системы, направленной на дальнейшее повышение статуса женщин в обществе

и государственном

Шаги реформы m

управлении;

- коренное сокращение бюрократических барьеров во взаимодействии населения и субъектов предпринимательства с государственными органами;

- разработка стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

В частности, в 4-ом пункте Государственной программы в целях коренного совершенствования деятельности органов государственного управления был определен ряд задач, предусматривающих сокращение дублирующих ведомств, функций и бюрократических барьеров и заседательской суетнёй в управлении, оптимизацию рабочих процессов за счет широкого внедрения цифровых технологий, оптимизацию численности работников государственного управления в среднем до 15% при строгом соблюдении трудового законодательства и внедрение в министерствах системы планирования деятельности в разрезе районов, городов.

Во исполнение этих задач 3 апреля 2021 года принято Постановление

Президента Республики Узбекистан «Об оптимизации структуры и сокращении численности штатных единиц органов государственной власти и управления».

Постановлением в срок до 1 мая 2021 года принято решение об оптимизации численности управленческого персонала 52 органов государственной власти и управления и их подведомственных и территориальных подразделений до 15%, сокращении 40 должностей из имеющихся 106 заместителей руководителей 26 министерств и ведомств и сокращении не менее одного заместителя на общих собраниях акционеров хозяйственных обществ с 50% и более государственной долей в уставном фонде (капитале), а также в органах управления, запланирована оптимизация численности управленческого персонала в размере 10%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в результате своевременно проведенных реформ был реализован целый ряд пунктов Государственной программы, направленных на совершенствование

государственного управления, исполнение которых было намечено на первое полугодие. В частности, 23 марта 2021 года был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении». Данным указом обеспечено исполнение 10-го пункта Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», определены задачи, связанные с коренным сокращением бюрократических барьеров для взаимодействия населения и субъектов предпринимательства с государственными органами.

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества» от 5 марта 2021 года работа по обеспечению прав и интересов женщин была выведена на новый уровень.

В настоящее время

-(20)

Journal home page: https://journal.strategy.uz

в Шаги реформы

создан Республиканский женский общественный совет, целью которого является повышение общественно-политической активности женщин, широкая пропаганда среди населения сути и значения реформ, направленных на их поддержку, всестороннее содействие женщинам в получении образования и профессиональных навыков, поиске достойной работы, поддержка их предпринимательства, выявление талантливых молодых женщин и правильное направление их способностей, повышение качества медико-социальных услуг, оказываемых женщинам в регионах, особенно на селе, основными задачами совета определены повышение эффективности работы по обеспечению здорового образа жизни среди молодежи.

В заключение можно сказать, что в рамках Стратегии действий большая часть важных реформ по совершенствованию системы

государственного и общественного строительства была направлена на усиление механизмов народной власти, обеспечение независимости ветвей государственной власти,

дальнейшее усиление роли парламента, совершенствование системы оказания государственных услуг и обеспечение открытости органов местного самоуправления, правовое обеспечение и стимулирование деятельности негосударственных некоммерческих организаций.

Проводимые в этом направлении реформы способствуют достижению согласия и удовлетворенности нашего народа и широкому признанию нового Узбекистана на международной арене.

Это свидетельствует о том, насколько правильными и эффективными являются проводимые в стране реформы нового этапа, прагматичная внутренняя и внешняя политика.

Список использованной литературы:

[1] Узбекистан Республикасини янада ривожлантириш буйича Харакатлар стратегияси туугрисида. https://lex.uz/docs/3107036

[2] Узбекистан Республикаси Адлия вазирлиги хузуридаги Давлат хизматлари Агентлиги фаолиятини ташкил этиш тугрисида. https://lex.uz/ docs/3454989

[3] Давлат хизматлари Агентлиги https://davxizmat.uz/ (2021 йил 7 май).

[4] Давлат хизматлари Агентлиги https://davxizmat.uz/ (2021 йил 7 май).

[5] ДХА 3 ёшда: ахоли енгиллик сездими? https://davxizmat.uz/uz/releases/ dxa-3-yoshda-aholi-yengillik-sezdimi (2020 йил 10 декабрь).

[6] Жахон Банкининг Бизнес юритиш индекси (The World Bank/Doing Business) https://www.doingbusiness.org/en/data/exploreeconomies/ uzbekistan#DB_sb (2021 йил 7 май).

[7] Узбекистон Республикасида кадрлар сиёсати ва давлат фукаролик хизмати тизимини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари туугрисида. https://lex.uz/docs/4549998

[8] Узбекистон Республикаси Президенти хузуридаги давлат хизматини ривожлантириш агентлиги фаолиятини ташкил этиш чора-тадбирлари туугрисида https://lex.uz/docs/4552053

[9] Узбекистон Республикаси Президентининг Виртуал кабулхонаси https://pm.gov.uz/uz#/stat_app_root (2021 йил 5 май холатига кура).

[10] 2020 йилда Президент Халк кабулхоналарига канча мурожаат келиб тушган https://yuz.uz/news/2020-yilda-prezident-xalq-qabulxonalariga-1-milliondan-ortiq-murojaat-kelib-tushgan (2021 йил 22 январь).

[11] Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг Олий Мажлисга Мурожаатномаси https://uza.uz/uz/posts/zbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyeevning-oliy-25-01-2020 (2020 йил 25 январь).

[12] Entoni Klayv Bouyer. Мирзиёевнинг Узбекистондаги сиёсий ислохотлари: сайловлар, сиёсий партиялар ва фукаролик жамияти https://isdp.eu/publication/political-reform-mirziyoyevs-uzbekistan/ (2018 йил март).

[13] Адлия вазирлигининг нодавлат нотижорат ташкилотлар портали https://e-ngo.uz/ (2021 йил 7 май).

[14] Адлия вазирлигининг нодавлат нотижорат ташкилотлар портали. https://e-ngo.uz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.