Научная статья на тему 'Общество и дети: борьба с детской безнадзорностью, беспризорностью и девиантностью в Татарстане в период Великой Отечественной войны'

Общество и дети: борьба с детской безнадзорностью, беспризорностью и девиантностью в Татарстане в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
683
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ДЕВИАНТНОСТЬ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПАТРОНАТ / GREAT PATRIOTIC WAR (WORLD WAR II) / CHILDREN'S HOMELESSNESS / REPUBLIC OF TATARSTAN / SOCIAL PROTECTION OF CHILDREN / OR-PHANAGES / NEGLECT / DEVIANCE / ADOPTION / GUARDIANSHIP / PATRONAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кабирова Айслу Шарипзяновна

В статье рассматриваются проблемы жизни детей и подростков в Татарстане в военный период 1941-1945 гг., исследуются причины детской беспризорности, безнадзорности и преступности, анализируется деятельность государственных органов по преодолению этих явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIETY AND

The author of the article deals with the problems of children's and teenagers' life in Tatarstan during the war period in 1941-1945. She examines the reasons of children's homelessness, neglect and criminality, and analyses activity of the government in the struggle against them.

Текст научной работы на тему «Общество и дети: борьба с детской безнадзорностью, беспризорностью и девиантностью в Татарстане в период Великой Отечественной войны»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)

УДК 947.0 (470.41) "1941/1945"

ОБЩЕСТВО И ДЕТИ: БОРЬБА С ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ, БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И ДЕВИАНТНОСТЬЮ В ТАТАРСТАНЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© А.Ш.Кабирова

В статье рассматриваются проблемы жизни детей и подростков в Татарстане в военный период 1941-1945 гг., исследуются причины детской беспризорности, безнадзорности и преступности, анализируется деятельность государственных органов по преодолению этих явлений.

Ключевые слова: Великая Отечественная война (Вторая мировая война), Республика Татарстан, социальная защита детей, детские дома, детская беспризорность, безнадзорность и девиантность,

усыновление, опека, патронат.

Дети в любом государстве являются объектом повышенного внимания и заботы общества, так как они, несомненно, определяют будущее развитие страны. В настоящее время в России проблемой детства начали заниматься особенно пристально: создаются различные благотворительные организации и негосударственные фонды, оказывающие помощь детям-сиротам; впервые поставлен вопрос о необходимости социальной адаптации и психологической реабилитации подростков; принимаются специальные постановления по улучшению воспитания, обучения и материального положения детдомовцев; разрабатываются программы по активизации работы органов власти с приемными семьями. В этих условиях безусловную теоретическую и главное -практическую значимость приобретает уникальный опыт, накопленный в сфере социальной политики в отношении детей в годы Великой Отечественной войны.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть состояние и пути решения вопросов борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и девиантностью в военный период на материалах Татарстана с привлечением не публиковавшихся ранее по идеологическим соображениям архивных документов.

В социальной педагогике понятие "беспризорные" обычно относят к детям, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, систематического обучения и развивающего воспитания. В качестве "безнадзорных" определяют детей, лишенных присмотра, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. "Девиантностью" называют нарушение принятых в обществе норм и правил [1: 3-4].

В годы Великой Отечественной войны Татарстан, как известно, превратился в важный тыловой регион страны. Сюда уже к середине авгу-

ста 1941 г. прибыло 163 тыс. человек [2], а к весне 1942 г. число эвакуированных достигло 266 тыс. человек [3: 160]. Вместе со взрослыми эвакуировались и дети. Их число среди прибывших составляло 101432 человека [4: 211]. 70% приехавших были в возрасте до 12 лет. Они эвакуировались как с родителями, так и с детскими учреждениями - детскими домами, садами, пионерскими лагерями и т.п. Всех их надо было разместить, обогреть, накормить, одеть. Решение этих сложнейших задач требовало от местных органов власти огромного напряжения сил. Большинство трудностей было связано с общими для всей страны обстоятельствами военного времени: тотальным обнищанием населения и дефицитом потребительских товаров.

Наибольшей заботы требовали к себе дети, эвакуировавшиеся без родителей в составе детских учреждений. За время войны количество детских домов в ТАССР заметно возросло, преимущественно за счет детдомов и интернатов, прибывших из других регионов. Сразу по несколько детских учреждений были размещены на территории Бондюжского (4 детдома), Набереж-ночелнинского (4), Елабужского (3), Верхне-Услонского (3), Красноборского (3) и других районов республики. В целом, количество детских домов в Татарстане увеличилось на 96 единиц. Если в 1940 году в республике было всего 17 детских домов с численностью 2250 детей, то к 1945 году количество детдомов возросло до 113, контингент воспитанников в них составил 11686 человек [5: 18]. Детские дома постоянно находились в поле зрения руководящих инстанций. Но, несмотря на немалые усилия, которые прилагались для организации необходимых для проживания детей материально-бытовых условий, проблемы решались довольно медленно. Финансирование было мизерным. Не хватало одежды, обуви, учебников. Детские дома не

обеспечивались в достаточном количестве столами, стульями, одеялами, постельными принадлежностями, кроватями. Нередки были случаи, когда дети спали по двое на койке или даже на полу. Отсутствовали бани, прачечные, умывальники. В помещениях царил холод. Скученность, антисанитария, плохое питание приводили к вспышкам заболеваний [6]. Часто из-за голода и отсутствия внимания к ним со стороны воспитателей дети убегали из детдомов.

Однако не стоит абсолютизировать только вышеуказанные причины. Следует подчеркнуть, что во время таких масштабных трагических потрясений, как войны или революции, масштабы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних значительно возрастают, в немалой степени дестабилизируя обстановку в обществе. История нашей страны - яркое тому подтверждение. Среди каузальности детской безнадзорности, беспризорности, преступности в годы Великой Отечественной войны специалисты выделяют несколько групп факторов, которые условно можно дифференцировать следующим образом:

1. Демографические. Оккупация значительной территории советского государства, эвакуация, нередко проходившая в условиях бомбежек и обстрелов, существенно увеличили смертность взрослого населения. Следствием данного демографического процесса явился рост численности осиротевших детей, многие из которых пополняли ряды беспризорников.

2. Социально-экономические. Среди них следует выделить в первую очередь трудовую мобилизацию взрослых в общественное производство. Многие родители были заняты большую часть суток, а их дети, оставаясь без должного внимания, зачастую становились безнадзорными. Сюда же можно отнести ослабление внешкольной деятельности учителей, которые помимо своей основной работы много сил и времени уделяли участию в общественно-политических мероприятиях.

3. Социально-политические. Несмотря на политику советского государства, направленную на охрану жизни, здоровья и прав подрастающего поколения, существующие обстоятельства не позволяли реализовать поставленные задачи в полном объеме. Неудовлетворительное состояние детских домов толкало детей на побеги. Особое место среди причин социально-политического характера занимают также репрессии, являвшиеся неотъемлемой частью советского режима тех лет.

4. Психологические. Дети, потерявшиеся в ходе долгих переездов, разлученные с родными во время эвакуации, отправлялись на поиски

близких. Более всего такого рода побеги учащались после освобождения наших территорий от фашистских захватчиков [7: 208-209].

Изучение различных факторов причин детской безнадзорности и беспризорности в годы Великой Отечественной войны позволили выявить особенности этих негативных социальных явлений и определить комплекс задач по их преодолению. В военный период был принят целый ряд нормативно-правовых документов, которые ставили своей целью поиск путей решения так называемой детской проблемы. Среди них: расширение сети домов ребенка, яслей, детских домов, восстановление работы больниц, поликлиник, организация соответствующей системы детского питания, образования и т. п. Кроме того, на основе постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б)

1942 и 1943 гг. начали функционировать специальные органы, созданные для устройства детей, оставшихся без родителей. Комиссии, состоявшие из представителей органов здравоохранения, народного образования, милиции и общественных организаций, должны были принимать меры по устройству выявленных беспризорных и ост-ронуждающихся безнадзорных детей в детдома, в ремесленные училища и т.д.

Для беспризорных детей были организованы приемники-распределители, непосредственно

подчиненные органам НКВД. В детприемниках специалисты оценивали физиологическое и морально-психологическое состояние детей, и далее в соответствии с их заключениями, несовершеннолетние направлялись в больницы, детские дома, определялись на патронирование, трудоустраивались. Согласно архивным документам, в 1944 году в Татарстане имелось два таких приемника-распределителя: один - в Казани на 285 человек, другой - в Бугульме на 50 человек. Но фактическое количество детей, временно в них размещаемых, доходило в Казани до 400, в Бугульме - до 200 человек [8].

Состояние дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в республике характеризовалось следующими данными: в первом полугодии 1942 году органами милиции было задержано 1224 ребенка, за тот же период 1943 году

- 1532, за 1944 году - 8756 человек, из них беспризорных - 1061 и безнадзорных - 7695 [9].

Положение дел в сфере защиты детства в Татарстане стало предметом анализа специально организованной и посланной в республику Совнаркомом РСФСР комиссии. Бригада в составе майора Госбезопасности Л.Н.Динес и инспектора Наркомпроса РСФСР Л.В.Анисимовой работала в ТАССР с 12 по 14 сентября 1944 г. Они вместе с ответственными работниками наркоматов рес-

публики лично посетили 2 колонии НКВД, 1 детприемник, школу №24, 5 детдомов и интернатов, 3 ремесленных училища, 2 детских санатория, 3 детских комнаты милиции. На основании изученных данных комиссия пришла к следующим выводам: "1) Совет Народных Комиссаров недостаточно занимался вопросами борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. 2) Беспризорность и безнадзорность в республике имеет тенденцию к росту: в 1944 году в детские комнаты милиции приведено на 5% больше детей, чем во 2 полугодии 1943 году, когда отделениями милиции станции Казань, Юдино и Аг-рыз на улицах было изъято 2616 чел., отделением милиции пристани Казани - 1227 человек, в Казанский детский приемник поступило 3734 человек (итого: 7577 человек, т.е., по нашим подсчетам, увеличение составило даже не 5, а 8%. -А.К.). 3) Существующая сеть детдомов и интернатов перегружена и не в состоянии безотказно принимать детей" [10].

По итогам работы бригады были внесены предложения и рекомендации по улучшению организации работы детских учреждений в республике и необходимости активизировать и планово проводить работу комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей.

Непосредственно с ростом числа беспризорных и безнадзорных детей в военный период были связаны проблемы детской девиации. Преступность среди несовершеннолетних в Татарстане оставалась высокой все годы войны. Так, за четвертый квартал 1942 года и первый квартал

1943 года подростками было совершено 787 преступлений. К уголовной ответственности привлекли 993 человека, в основном в возрасте от 12 до 16 лет [11]. За 7 месяцев 1944 г. по республике было задержано еще 615 подростков.

Наиболее характерными разновидностями преступлений являлись кражи, спекуляции и хулиганства. Например, 7 февраля 1944 г. за кражу носильных вещей из дома был задержан подросток Фильшин (1931 года рождения). После разбирательства он был направлен в детскую трудовую воспитательную колонию. 16 февраля

1944 г. во дворе Татсоюза г.Казани Вадим Липатов (1930 года рождения) с подвод украл 70 кг хозяйственного мыла. Он был привлечен к уголовной ответственности [12].

Много безнадзорных и беспризорных детей задерживалось на городских рынках. За один только день здесь в руки милиции "попадало" около ста учащихся. Но, нередко из-за недостатка времени, даже в случае задержания, нарушителей отпускали. К тому же у многих беспризорников 14-15 лет при себе отсутствовали какие-

либо документы. Правоохранительные органы, не имея специальных помещений, где задержанные несовершеннолетние могли бы содержаться до оформления сопроводительных бумаг, вынуждены были освобождать их. Оставленные без контроля, подростки вновь пополняли ряды беспризорников.

Более всего общественность республики возмущали факты, когда детей на преступления толкали их же собственные родители. Так, в 1944 году к уголовной ответственности были привлечены мать и дочь Комаровы. Девочка, подстрекаемая своей матерью, неоднократно совершала кражу хлебных карточек. Сообща "работали" также мать и сын Нигматуллины. 14-летний подросток под "надзором" матери регулярно занимался "рывками" денег и других ценностей у населения. Мать подростка ежедневно получала от него по 150-200 рублей. Уголовное дело было заведено на них обоих [13].

Громкий резонанс в обществе получило дело группы хулиганов-грабителей, длительное время орудовавших в г.Чистополе. В ее составе числились сыновья руководящих работников города и представителей творческой интеллигенции. Судя по архивным источникам, "эта шайка во время спектаклей и сеансов в кино в зрительном зале на глазах у публики устраивала бойни и дебош. Вмешательство же администрации или посетителей сопровождалось нанесением им телесных повреждений (ранений ножом или бритвой)". Наличие в преступном сообществе детей известных личностей (среди которых был и сын поэта М.В.Исаковского) не позволило прокуратуре и суду города принять оперативные меры по устранению подобных фактов. Лишь вмешательство вышестоящих структур положило конец деяниям хулиганов и предопределило их арест [14].

Беспризорность, безнадзорность и детская преступность, а также борьба с ними оставались серьезными проблемами в течение всего рассматриваемого периода. В Национальном архиве Республики Татарстан хранится большое количество документов, доказывающих, что эти вопросы постоянно включались в повестку дня как советских, так и партийных органов. Одной из самых эффективных форм предотвращения детской преступности и предупреждения беспризорности и безнадзорности детей в военные годы было признано возрождение института патронирования (передача детей на воспитание в семьи). Сотни детей-сирот в Татарстане обрели душевный покой и кров в приемных семьях. При исполкомах Советов создавались соответствующие комиссии. Комсомольские организации проводили беседы с детьми. Благодаря таким мерам в

1943 году в Татарстане было усыновлено 200 сирот, в 1944 году - 245 детей и охвачено опекунством 507 человек [15].

Передача детей на патронирование проводилась в городах и рабочих поселках городскими (районными) отделами народного образования и отделами здравоохранения, в сельской местности

- председателями сельских Советов. При этом ребенку единовременно выдавались одежда и обувь; семье, принявшего ребенка на патронат, выплачивались средства из местного бюджета в виде ежемесячного пособия. При наличии у передаваемого на воспитание ребенка какого-либо имущества, оставшегося от родителей, устанавливалась опека по месту нахождения имущества. Во время усыновления детей-сирот в обязательном порядке должны были проверяться социально-бытовые условия усыновителя. К сожалению, изучение архивных документов показывает, что последний пункт при передаче детей-сирот в семьи практически не выполнялся. Были зафиксированы случаи, когда несовершеннолетние передавались на опеку в семьи, где имелись больные туберкулезом, психические больные, или когда детей брали на воспитание исключительно ради возможности воспользоваться их жилплощадью [16]. В том числе и по этим причинам многие дети не спешили уходить в новые семьи, предпочитая оставаться в детских домах. К тому же большинство из них не верили в гибель родителей и продолжали их ждать.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны социальная защита детей выдвинулась в разряд первоочередных задач государства. Партийные и советские органы большое внимание уделяли борьбе с такими социальными явлениями, как детская беспризорность и безнадзорность. Постоянно в поле зрения общественных организаций и высших руководителей находились и вопросы предотвращения разного рода детских девиаций, хотя, следует признать, что не все из намеченного в этом направлении, в силу

объективных обстоятельств, удалось осуществить. Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, применение опыта советского государства по преодолению беспризорного и безнадзорного образа жизни несовершеннолетних в военный период, сопоставление его с аналогичными процессами современности чрезвычайно актуально, так как они позволяют сформировать наиболее эффективную стратегию недопущения указанных антиобщественных явлений в настоящем и будущем.

1. Романович С.В. Борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2006. - 26 с.

2. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). - Ф.Р-128. - Оп.1. - Д.3635. - Л.26.

3. Народное хозяйство ТАССР: сб.ст. - Казань: Тат-госиздат, 1957. - 258 с.

4. Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Казань: Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров РТ, 2009. - 447 с.

5. НА РТ. - Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.323. - Л.18.

6. НА РТ. - Ф.Р-3959. - Оп.1. - Д.641. - Л.106 об.

7. Рокутова О.А. О причинах беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в СССР в 1940е гг. // СССР во Второй мировой войне. Третьи Всероссийские историко-краеведческие чтения памяти профессора П.Е.Матвиевского: сб. статей.

- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - С.208-210.

8. НА РТ. - Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.425. - Л.28 об.

9. См.: НА РТ. - Ф.Р-128. - Оп.2. - Д.60. - Л.54; -Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.425. - Л.25 об.

10. НА РТ. - Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.425. - Л.42-43.

11. НА РТ. - Ф.Р-128. - Оп.2. - Д.60. - Л.55.

12. НА РТ. - Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.425. - Л.26.

13. НА РТ. - Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.425. - Л.26-26 об.

14. НА РТ. - Ф.Р-128. - Оп.2. - Д.60. - Л.55-56.

15. НА РТ. - Ф.Р-3610. - Оп.1. - Д.323. - Л.18.

16. НА РТ. - Ф.Р-128. - Оп.2. - - Д.60. - Л.21-24.

SOCIETY AND CTILDREN: STRUGGLE AGAINST CTILDREN’S NEGLECT, HOMELESSNESS AND DEVIANCE IN TATARSTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

A.Sh.Kabirova

The author of the article deals with the problems of children’s and teenagers’ life in Tatarstan during the war period in 1941-1945. She examines the reasons of children’s homelessness, neglect and criminality, and analyses activity of the government in the struggle against them.

Key words: Great Patriotic War (World War II), Republic of Tatarstan, social protection of children, orphanages, children’s homelessness, neglect, deviance, adoption, guardianship, patronage.

Кабирова Айслу Шарипзяновна - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 06.02.20ІІ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.