Научная статья на тему 'Общество, государство и справедливость'

Общество, государство и справедливость Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1593
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество, государство и справедливость»

Общество, государство и справедливость

Г. Н. Якимов*

образием форм воздействия на реальность. Условия общественной жизни, степень их комфортности, возможности самореализации, активность социального процесса и участие в нем индивидов — все это формируется при поддержке государства и создает ситуацию, когда, по словам Д. Ролза, справедливость работает1. Социальный процесс со слабым включением в него систем, подсистем, человеческих

* В нашем журнале публикуется впервые.

Индивидуальное бытие людей в различные эпохи характеризовалось наличием проблемы поиска справедливости. Специфические человеческие свойства обусловили такие результаты деятельности людей, которые повлекли необходимость некой третьей силы — государства.

Система органов государственной власти, встроенная в социальное бытие, располагает много-

индивидов может породить общественную летаргию. Подобный симптом указанной патологии смещает акценты деятельности. Роль государства значительно возрастает. Патернализм, воплощая идею социальности, концентрирует внешние по отношению к человеческим индивидам формы, способы и меры влияния.

Данное утверждение не относится к политическому либерализму, идеолог которого Д. Ролз заостряет внимание на социальной деятельности моральных граждан, заставляющих работать справедливость. За справедливость в таком ее толковании выступают и отвечают все и никто. Ю. Хабермас обоснованно возражает, утверждая, что «если мы интерпретируем справедливость как равное для всех благо, то возведенное в моральную сферу благо образует мост между справедливостью и солидарно-стью»2. Решение проблемы поиска справедливости требует системного подхода.

Достижение блага и, следовательно, справедливости члены индифферентного общества связывают с деятельностью государства. Отсутствие позитивного дискурса между «обществом ожидания» и государственными институтами детерминирует формирование справедливости как ее представляют последние. Сообразуясь с собственными взглядами, государство само определяет формы, способы давления на общество, что в сфере политики называется политическим режимом. В ангажированной философии Гегеля государственная подсистема преподносится как идеал, совершенство. Лишенная свободы мысль философа не может всесторонне, глубоко и предельно критично оценивать сложнейшую социальную картину. Дальнейшие события истории Германии достаточно убедительно показали, что государство способно ввергнуть нацию в мировые войны. Вместо гарантий безопасности и надежной защиты — беспрецедентная в истории трагедия.

Общество, используя преимущества системы, должно «корректировать и модифицировать деятельность государства»3. С этой мыслью следует согласиться, как и с тем, что государство, функционируя в поле взаимодействия различных социальных интересов, должно выражать потребности слоев, классов, групп. В этом взаимодействии государство призвано (и вынуждено) играть роль арбитра, т. е. представлять правила политической игры, более определенно — защищать законные основы политической деятельности. Развивая эту мысль в аспекте справедливости, следует уточнить: недостаточно последовательное соблюдение указанных выше потребностей и интересов государством-арбитром приводит к социальной несправедливости.

Справедливость возникает в тот момент, когда человеческие индивиды испытывают полное удовлетворение от участия в социальном процессе. Сущность происходящего, влияющая на сущность индивида, не отторгается. Гармония сущностей означа-

ет адекватность социального процесса интересам индивидов.

Задача государства состоит в органичном участии по формированию справедливого, рационального уклада жизни. Государство выступает и арбитром, и организатором, и менеджером, и координатором. Степень развития государства выражается в том, какое место в его инструментарии занимает система права — субстанция, несущая в себе справедливость. В этом смысле наибольшее значение приобретает правовое государство, в основе которого верховенство закона. Правовое регулирование — очень сложная форма воздействия государства на общество, олицетворяющее справедливость. Данная подсистема эффективно функционирует в социальном процессе различных обществ. Здесь мы видим справедливость стабильную, формально определенную, систематизированную, равно распределенную, гарантированную государством. Разрабатывая и утверждая конституцию, общество концентрирует справедливость, создает потенциал легитимности социального процесса, стимулирует общественную активность, обеспечивает возможность самореализации индивидов.

Правовая модель справедливости (de jure) влечет за собой проблему реализации (de facto). Обществами в ходе истории выработаны формы государства, включающие форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Социальная справедливость сопряжена с политическим режимом и в значительной степени зависит от него. Справедливость реализуется в условиях социальной активности, где катализатором служит современный демократический политический режим. Тогда члены общества имеют возможность раскрыть в полном объеме свой потенциал. Нежелательная симптоматика в таких обществах не имеет яркого выражения. Социальная проблематика транспарентна. Активность и открытость социальных процессов выражается в интеллектуальной, экономической, культурной свободе. Политическая составляющая характеризуется стремлением человеческих индивидов позитивно повлиять на государство, используя научные категории. В. И. Разумов констатирует: «Политология оказывается сейчас в русле развития общей интеллектуальной ситуации, когда преобладание определенной методологии оказывает возрастающее воздействие на онтологию современной науки»4. Утилитарный и научный аспект взаимоотношений между государственной властью и обществом также актуализируется В. И. Ра-зумовым: «.. .поскольку качественные модели выполняются средствами естественного языка и образами, а кроме того, заключают в себе определенный класс принципов, качественные модели способны выступить инструментом концептуализации, подготавливающим достаточный уровень проработки материалов для лиц, принимающих решения».

8

Научный вестник Омской академии МВД России № 1 (25), 2007

Проявления несправедливости встречаются обществом адекватно. Возникающие конфликтные ситуации разрешаются дискурсивно с участием всех заинтересованных субъектов социального процесса.

Общество имеет обширный, предусмотренный законодательством инструментарий, позволяющий эффективно участвовать в социальном процессе. Противоречия между государством и обществом не антагонистические и в общей картине социальной жизни выглядят как гармоничное сочетание двух феноменов. Общество как система и государство как подсистема синхронно осуществляют деятельность, направленную на достижение справедливости: государство адекватно отвечает на протестные мероприятия.

Социальная картина дополняется стремлением обществ с разными политическими режимами к прозрачным отношениям. Констатация данного социального явления позволила К. Попперу применить новый философский термин — «открытое общество»5. Обилие возможностей к достижению человеческими индивидами благ составляет сущность демократического политического режима. Именно в его условиях справедливость формируется, раскрывается и сосуществует как один из результатов эффективного социального процесса.

Авторитарный режим возникает в условиях социальной патологии, когда выпускает из-под контроля отдельные подсистемы, группы, человеческие индивиды, обладающие псевдохаризмой, в ущерб другим. Самореализация человеческой личности становится проблематичной. Социальный процесс слабеет, сокращается число социально значимых акций и их участников. Наблюдается повышенная активность авторитарных группировок, что приводит к деформации, дегармонизации и эксцентричности социального процесса. Нарастает потенциал культа личности вождя — человека, магнетизирующего сознание масс и таким образом исключающего альтернативу. Разбалансирован-ность социальной жизни, атрофия одних подсистем, гипертрофия других детерминируют процесс, в котором справедливость не работает, активность гражданского общества фрагментарна либо вообще отсутствует. В результате рассекаются каналы, позволяющие человеческим индивидам влиять на государство. Персонификация государственной подсистемы ставит общество в зависимость от ограниченных возможностей личности. Сущность справедливости адекватна сущности такой социальной системы, каждый элемент которой способствует достижению благ, созданию комфорта. Авторитаризм вносит, отторгает справедливость. Государство склоняется к экстремизму, постепенно переходит к насилию как основному средству управления.

Тоталитарный политический режим опирается на насилие, свой главный метод управления обществом. Последнее живет в условиях всеобъемлющего и жесткого контроля со стороны государства. Крайней степени достигает демагогия и популизм. Единственная партия провозглашает себя выразителем интересов всего народа. Власть максимально сосредоточивается в руках псевдохаризматической личности, безудержно восхваляемой, находящейся вне сферы критики. Деятельность правящей элиты проходит в обстановке помпезности, пиетета и сервилизма. Социальная летаргия сковывает все слои общества, инакомыслие жестоко подавляется. Апогей борьбы с инакомыслием — массовые репрессии. Вскрываются наиболее латентные симптомы социальной патологии: шпиономания, ксенофобия, кве-рулянтство и т. д. Справедливость работает избирательно. Государство разрабатывает законы, предусматривающие льготы и привилегии элитарным слоям (parteigenosse, номенклатура). В целом правящая верхушка вне сферы правового регулирования. Возможность контроля за деятельностью государства отсутствует вследствие атрофии гражданского общества. Лишь отдельные институты демократии (точнее, их атавизмы) имитируют социальную активность (профсоюзы). Деятельность государственных институтов лишена транспарентности. Господствует государственная цензура, media-источники ангажированы. Общества подобного типа не коммуникабельны и характеризуются К. Поппером как «закрытые». Отношения к другим обществам не индифферентны, чаще всего враждебны ввиду господства экстремистской идеологии. Идеологизиро-ванность приводит к конфронтации в разных сферах и даже военным конфликтам.

Острые и многочисленные симптомы социальной патологии приводят к падению тоталитарных режимов. Демагогия и насилие окончательно теряют эффективность. Что может быть сложнее гармонизации социального процесса? Как оптимизировать социальный процесс, чтобы он был подведен под общий знаменатель справедливости? Ответ должен исходить от общества — первоисточника справедливости. Оптимизация социального процесса осуществляется в отдельных обществах адекватно особенностям их систем. Именно в таких обществах существует справедливости.

1 См.: Ролз Д. Теория справедливости. — Новосибирск, 2001.— С. 187-189.

2 См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. — М., 2001. — С. 92.

3 Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. — М., 2001. — С. 192.

4 Разумов В. И. Качественные модели в политологических исследованиях. — Омск, 2005.

5 См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. — Т. I, II .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.