Научная статья на тему 'Общество гармонии А. Платонова'

Общество гармонии А. Платонова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митина Н. Г.

Литературно-философские произведения А. Платонова представляют собой яркий пример исканий в области создания гармоничного общества. Статья рассматривает утопический проект общественного переустройства, созданный им в первый период его творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество гармонии А. Платонова»

Такой, в общих чертах, видится правительственная программа социальных реформ, главной из которых являлась аграрная реформа, представленная деятельностью выдающегося государственного и политического деятеля П.А.Столыпина большинству исследователей конца XX - начала XXI века. Именно Столыпин дал жизнь этой программе, обогатив ее идейным содержанием и наделив статусом национально-государственной программы реформ, в каковом качестве она могла стать реальной исторической альтернативой общественного развития.

Литература

1. Проскурякова, Н. Столыпинская реформа:выход из кризиса / Н. Проскурякова // Отечественные записки. - 2004. - №1. - С.45-52.

2. Рогалина, Н. Л. Реформаторство XX века и крестьянский менталитет / Н. Л. Рогалина // Менталитет и аграрное развитие России (XIX - XX в.в.) : сб. ст. - М.,1996. - С.228-237.

3. Шанин, Т. Столыпин и революция сверху / Т. Шанин // Отечественные записки. - 2002. -№ 4-5. - С.56-64.

4. Шимон, И. Я. История отечества от Владимира до Ельцина: заколдованный круг российского реформаторства [Текст] : учеб. пособие / И.Я. Шимон ; Междунар. ун-т природы, о-ва и человека "Дубна", Каф. социологии и гуманитар. наук. - Дубна : Междунар. ун-т природы, о-ва и человека "Дубна", 2002. - 296 с.

ОБЩЕСТВО ГАРМОНИИ А. ПЛАТОНОВА

Митина Н.Г.,

кандидат философских наук, доцент Тихоокеанский государственный экономический университет г. Владивосток, Россия

Литературно-философские произведения А. Платонова представляют собой яркий пример исканий в области создания гармоничного общества. Статья рассматривает утопический проект общественного переустройства, созданный им в первый период его творчества.

Первый период создания утопических проектов общественного переустройства в философском наследии Платонова отличается идеями рационализма, технократизма и символизма начала ХХ века. Это нашло выражение в «Рассказе о многих интересных вещах». Город Новая Суржа из «Рассказа...» своим строго упорядоченным устройством напоминает классические утопии Т. Кам-панеллы, Т. Мора и других философов Нового времени. В Новой Сурже воплощаются мечты о будущем пролетарском рае, который будет создан в результате коммунистических преобразований. Начальный период в творчестве философа характеризуется стремлением преобразований с помощью разума и отказом от всего чувственного. Достижение идеалов, по его мнению, возможно путем уничтожения плоти. Этот принцип обращен, прежде всего, к мужчинам как к классу. Целомудрие, считает Платонов, позволит сменить плотскую любовь на творческий потенциал мужчины и направить его на созидание нового общества. Проводником в будущее станет духовная невеста, символом которой в «Рассказе» является Каспийская Невеста - «первая сестра и миру всему и человеку в одно время». Именно «через нее мы слушаем мир,. через нее можно со всем побрататься. Будет везде, что видимо и невидимо, братство. Будет братство звезд, зверей, трав и человека.». «Невестой» намерены назвать жители утопический город Новая Суржа, устроенный «новой земной нацией большевиков» [6, 63-65]. Философ показывает рождение царства духа, которое становится возможным только после преодоления плотских чувств и плотской любви между полами, ведущими к гибели самого человека. Невестой Платонов называет и невозможное: «Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души. Невозможное - граница нашего мира с другим» [7, 534]. Таким образом, «невеста» - это утопия, это то, к чему надо стремиться, но чего достичь невозможно.

Идеал аскетизма во взаимоотношениях полов в новом создаваемом обществе присутствуют во многих работах Платонова. В публицистике 20-х годов, в частности в статье «Но одна душа у человека», он заявляет о том, что половой инстинкт должен быть изгнан благодаря сознанию, по-

стигшему «сущность революции духа». Он пишет: «Пол - душа буржуазии. Сознание - душа пролетариата. Буржуазия и пол сделали свое дело жизни - их надо уничтожить... Наша общая задача

- подавить в своей крови древние горячие страсти, освободить себя и родить в себе новую душу -пламенную победившую мысль. Пусть не женщина - пол со своей красотою-обманом, а мысль будет невестой человеку. Ее целомудрие не разрушит наша любовь» [8, 519].

Как у мужчин целомудрие, так у женщин особую роль в уничтожении полового инстинкта играет девственность. Этому вопросу философ уделяет значительное внимание, особенно в начале своего творчества. В «Эфирном тракте» Платонов, рисуя картину будущего, говорит о девственности как о социальной норме. Чтобы подчеркнуть особую ее ценность в антиутопии «Чевенгур», Платонов, сторонник технократизма, использует образное сравнение машины и женщины. М. Желнина отмечает эту особенность философии А. Платонова: «Паровоз и женщина уравниваются функционально - паровоз, как и женская утроба дают новую жизнь, но женщина рождает биологическую смертную особь, а паровоз, езда в паровозе, катастрофа есть перерождение духовное, рождение сознательного человека» [3, 3]. Паровоз, как символ прогресса и одна из ценностей утопического проекта, сравнивается с барышней, так как «женщина уж не годится» [10, 35]. Противопоставление женщины и машины является принципиально важным для философа. С помощью такого странного сравнения Платонов обосновывает необходимость преодоления личностного во имя общего дела - коммунизма. Главным препятствием для индивида на этом пути является семья, пол, а символом духовного перерождения становится паровоз.

Создаваемая цивилизация у Платонова, отличающаяся аскетизмом и целомудрием, предполагает формирование нового, бесполого человека. Современные биотехнологии позволяют решить проблему «непорочного зачатия», к которому стремится в своей концепции Платонов и на что указывает в утопии «Путь в Высшее общество» А. Аверкин [1, 6-7]. Любовь в таком обществе «была редким чувством, но считалась признаком высокого интеллекта» и «времена полового порока угасли в круге человечества, занятого устроением общества и природы» [11, 217]. Соответственно, душа человека проявится не в отношении к женщине и любви к ней, а в работе (не только физической, но и мыслительной), которая закончится перестройкой вселенной, где не будет самого понятия работы. «Человеку уже нечего будет тут делать, для него наступит вечное воскресенье» [9, 521-522]. Эти мысли предвосхищают антиутопию «Чевенгура».

Философ пытается решить проблему целомудренного индивида путем создания сверхчеловека с помощью новой науки - антропотехники: «Теперь наступило время совершенно целомудренного человека, и он создает великую цивилизацию, он обретает землю и все остальные звезды, он соединит с собой и сделает человеком все видимое и невидимое, он, наконец, время, вечность превратит в силу и переживет и землю, и само время. Для этого - для прививки человеку целомудрия и развития, отмычки в нем таланта изобретения - я основал науку Антропотехнику. Основатели новой цивилизации, работники Коммунизма, борцы с капитализмом и со стихиями Вселенной, объединяйтесь вместе и перед борьбой. - испейте из живого родника вечной силы и юности

- целомудрия. Иначе вы не победите. Силою целомудрия перестройте и усилите сначала себя, чтобы перестроить затем мир» [6, 68].

Урегулировать сферу пола, а вместе с ней и сферу духа, может Antisexus, особый аппарат, созданный воображением философа в рассказе «Антисексус». Благодаря техническому прогрессу появилась возможность уничтожить «сексуальную дикость человека и призвать его натуру к высшей культуре покоя и к ровному, спокойному и плановому темпу развития». Когда будет устранен элемент пола из человеческих отношений и освобождена дорога «чистой душевной дружбе», появится возможность решить «мировую проблему пола и души человека», превратить половое чувство в благородный механизм и дать миру нравственное поведение [4, 3-4]. Таким образом, будет осуществлена победа разума над природой, духа над плотью. Как подчеркивает С.Г. Семенова, Платонов обличает «решительную утопичность попыток гармонизировать природу человека, построить «рай на земле» на непреображенной натурально-природной основе» [12, 16]. А это в итоге приведет к уничтожению самого человека.

Рассматривая вопросы пола в работах Платонова, А.Г. Дугин считает, что революционный большевистский пол обнажил затаенную и противоразумную почву полового вопроса, он не направлен ни на себя, ни на другого, он бестелесен. Не русские погружаются в пол, а пол погружается в Русское, растворяясь в нем. Дугин дает точную характеристику пола у Платонова: «Это особый, бесстыдный и аскетический, децентрированный и вынесенный в вопросительное безумие, не раскладывающийся на составляющие комплексы, пол. Таким полом обладают, видимо, ангелы.

Неопределенным, смазанным, бурно неясным, томительно темным - не имеющим ни ясного объекта, ни ясного субъекта. Пол как процесс вне диалектики, вне подавления или свободы» [2, 2526].

Платонов считает, что начало процесса решения полового вопроса, уничтожающее тендерные различия, а вместе с ними и дискриминационные отношения, положено в Советской России, где социализм создает почву для формирования умственного человека. В работе «Питомник нового человека» он пишет: «Растущее сознание социалистического человека незаметно, так сказать, демобилизует порочные страсти тела. Сила, которая шла на питание этих страстей, всасывается вверх для мозговой деятельности, оставляя внизу пустое место. Таким образом, разрубаются и решаются вопросы пола, быта, искусства, неразрешимые при капитализме. Социалистическое общество открыло шлюзы для потока сознания - этого достаточно для сотворения нового человека». Новый человек - унисекс - это не Святой Дух, а некое фантастическое существо будущего, действующее уже сегодня. Оно отрицает половую любовь как чувство, губительное для разума, для формирования полноценного человека. Что же касается полового влечения, то рациональный человек гасит его искусственно при помощи сексуальных игрушек «для большого человека» [5, 3-4].

Как в «Питомнике нового человека», так и в «Антисексусе» Платонов близок к идее постыдности телесного, что отражает его первоначальную концепцию «женского». Чувственность, природность должна быть подавлена и минимизирована. С этим не согласен А.Г. Дугин. Он приходит к выводу, что решение проблемы пола у философа заключается не в уничтожении, а в возвращении его в исходное место: «Он почти излишен, но, как и всякая вещь, требует не столько уничтожения, сколько искусного обратного ввержения вовнутрь, в исходную матрицу, томительно ожидает засовывания в причинное, цельное, солнечно-антикапиталистическое, обобществленное, вечное время, в центральные закоулки и тупики красной сахарной смерти» [2, 26-27]. Однако логика всех рассуждений Платонова приводит к отождествлению чувственно-природного с женским, а значит, с подавляемым.

Отличительной чертой антиутопии Платонова является своеобразное переплетение идей христианства и диктатуры пролетариата. Общество гармонии - это общество уничтожившее стихию пола, преодолевшее плотские чувства. Основой взаимоотношения полов признается целомудрие и аскетизм, победа духа над плотью. Данный подход сближает его философию с концепциями русских философов. Таким образом, общество гармонии, построенное А. Платоновым на идеях технократизма и символизма, приводит, в конечном счете, к уничтожению всего человеческого в человеке, то есть самого человека.

Литература

1. Аверкин А. О семье и браке // Путь в Высшее общество. - Доступно из URL: http://rusmif.narod.ru/ephir/#9 [Дата обращения: 09.12.2008]. - 10 с.

2. Дугин А.Г. Магический большевизм Андрея Платонова // Русская Вещь. - 1999. - Доступно из URL: http://arctogaia.org.ru/modules.php?name=News&file=article &sid=214 [Дата обращения: 10.06.07]. - 30 с.

3. Желнина (Левченко) М. Паровозы в прозе Андрея Платонова. - Доступно из URL: http://proletcult.narod.ru/platonov.htm [Дата обращения: 1.05.08]. - 8 с.

4. Платонов А. Антисексус. - OCR & spellcheck by HarryFan, 28 July 2000. - Доступно из URL: http://lib.ru/PLATONOW/antisexus.txt [Дата обращения: 17.01.07]. - 10 с.

5. Платонов А. Питомник нового человека. - М.: Im Werden Verlag, 2004. - Доступно из URL: http://www.imwerden.de/pdf/platonov_pitomnik_novogo_cheloveka. pdf [Дата обращения: 17.01.08]. - 4 с.

6. Платонов А. Рассказ о многих интересных вещах // Собр. рассказов: в 8 т. -М.: Im Werden Verlag, 2004. - Доступно из URL: http://imwerden.de/pdf/platonov _rasskazy_tom6.pdf [Дата обращения: 17.01.08]. - Т.6. - С. 50 - 79.

7. Платонов А.П. Из писем к жене // Собр. соч.: в 3-х т.- М.: Советская Россия, 1985. - Т.3. -С. 531 - 540.

8. Платонов А.П. Но одна душа у человека // Собр. соч.: в 3-х т.- М.: Советская Россия, 1985. - Т.3. - С. 519 - 520.

9. Платонов А.П. О культуре запряженного света и познанного электричества // Собр. соч.: в 3-х т.- М.: Советская Россия, 1985. - Т.3. - С. 521 - 522.

10. Платонов А.П. Чевенгур: Роман. - М.: Сов. Россия, 1989. - 384 с.

11. Платонов А.П. Эфирный тракт // Собр. соч.: в 3-х т.- М.: Советская Россия, 1984. - Т.1. -С. 151 - 220.

12. Семенова С.Г. «Тайное тайных» Андрея Платонова (смерть, эрос, пол). - Доступно из URL: http://lib.userline.ru/1310?page=16 [Дата обращения: 1.05.09]. - 36 с.

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мусалова З.М.,

старший преподаватель

Дагестанский государственный университет г. Махачкала, Россия

В статье освещаются проблемы налогообложения, конституционного регулирования налоговых отношений в Российской Федерации. Определены особенности конституционного закрепления аналогичных норм в других странах. Даются рекомендации по совершенствованию налогового законодательства.

С древнейших времен налоговые поступления являются одним из основных элементов экономической основы выполнения государством своих функций. Но публичные интересы в этой сфере сталкиваются с частными интересами налогоплательщиков. В мировой истории проблемы налогообложения часто выступали в качестве «яблока раздора», перемещая чащу весов то в одну, то в другую сторону. В современных условиях перед правоведами встала проблема создания баланса интересов в сфере налогового регулирования. Сама история налогового права тесно связана с демократизацией общества.

До XVШ в. устанавливая или отменяя налоги, государство не задавалось вопросом, что и как облагать. Научно сформулированных принципов налогообложения не существовало, а следовательно, они не находили своего отражения и в юридических актах, не воплощались на практике [1]. Сейчас налоги не только являются источником пополнения доходной части бюджета, но и выполняют регулятивную функцию.

Основная задача современного налогового права, по мнению С.Г. Пепеляева, - «защита права собственности от безграничных в принципе притязаний чиновничьего аппарата, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества (государства)» [2]. Конституции практически всех стран содержат в своих текстах нормы, поддерживающие баланс интересов. Во-первых, наряду с закреплением обязанности платить законно установленные налоги, узаконивается право государства взимать налоги для реализации своих функций. Конституция США гласит: «Конгресс США имеет право устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединенных Штатов». Во-вторых, традиционно закрепляется положение, согласно которому введение, изменение и отмена налогов могут осуществляться только законом. Конституция Португалии устанавливает, что «никто не может быть принужден к выплате налогов расчет и взимание которых осуществлены не по закону». В-третьих, устанавливается единство налоговой системы на территории страны. Это положение особенно актуально для федеративных государств, где его реализация тесно связана с развитием федерализма на принципе равноправия. Кроме того, конституции закрепляют, что налоговым законам не может придаваться обратная сила.

Конституция РФ содержит аналогичные нормы, в частности ст.57 устанавливает обязанности налогоплательщика, ст.ст.72 и 75 определяют полномочия государства по установлению налогов и сборов, кроме того на конституционном уровне конституционном уровне определены принятия законов, устанавливающих налоги и сборы, например обязательное рассмотрение их Советом Федерации ФС РФ.

Одним из проблемных моментов конституционного регулирования налоговых отношений в РФ можно назвать положения статей 72 и 75 Конституции РФ. Согласно первой установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ относится к предметам совместного ведения. Отнесение того или иного предмета регулирования к совместному ведению Федерации и ее субъектов предполагает возможность правотворчества как на федеральном, так и на региональном уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.