Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИИ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИИ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР / МАСШТАБЫ / ПАНДЕМИЯ / ТЕОРИИ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылов Кирилл Анатольевич, Белокрылова Ольга Спиридоновна

Наукометрия исследований общественного сектора показывает их растущую актуальность в контексте удовлетворения производственных потребностей его субъектов через публичные закупки, повышение эффективности которых не обеспечило завершение их электронизации. Цель работы: оценить влияние электронизации на эффективность госзакупок и предложить программные продукты, обеспечивающие автоматизацию операций заказчиков. Для этого построена модель множественной регрессии на базе данных Всемирного Банка «Global Public Procurement Database», доказавшая наибольшее влияние на экономию наличия информационных систем контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SECTOR: CHALLENGES OF DIGITALIZATION AND TRANSFORMATION TRENDS

The scientometrics of studies of the public sector shows their growing relevance in the context of meeting the production needs of its subjects through public procurement, the increase in the efficiency of which has not insured the completion of their electronicization. The purpose of this study is to assess the impact of electronization on the efficiency of public procurement and to offer software products that provide automation of customer operations. For this reason, a multiple regression model was built based on the World Bank's Global Public Procurement Database, which has proven the greatest impact of the availability of information control systemson the economy.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИИ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ

PUBLIC SECTOR: CHALLENGES OF DIGITALIZATION AND

TRANSFORMATION TRENDS

DOI: 10.38197/2072 -2060-2021- 230-4-447-453

БЕЛОКРЫЛОВ Кирилл Анатольевич

Доцент кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета, к.э.н.

Kirill A. BELOKRYLOV

Associate Professor, Department of Economic Theory, Southern Federal University, PhD in Economics

БЕЛОКРЫЛОВА Ольга Спиридоновна

Профессор кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н.

Ol'ga S. BELOKRYLOVA

Professor, Department of Economic Theory, Southern Federal University, Honored Scientist of Russia, Doctor of Economic Sciences

Наукометрия исследований общественного сектора показывает их растущую акту -альность в контексте удовлетворения производственных потребностей его субъектов через публичные закупки, повышение эффективности которых не обеспечило завершение их электронизации. Цель работы: оценить влияние электронизации на эффективность госзакупок и предложить программные продукты, обеспечива -ющие автоматизацию операций заказчиков. Для этого построена модель множе -ственной регрессии на базе данных Всемирного банка «Global Public Procurement Database», доказавшая наибольшее влияние на экономию наличия информацион -ных систем контроля.

The scientometrics of studies of the public sector shows their growing relevance in the context of meeting the production needs of its subjects through public procurement, the increase in the efficiency of which has not insured the completion of their electronicization. The purpose of this study is to assess the impact of electronization on the efficiency of public procurement and to offer software products that provide automation of customer operations. For this reason, a multiple regression model was

Аннотация

Abstract

built based on the World Bank's Global Public Procurement Database, which has proven the greatest impact of the availability of information control systemson the economy.

Ключевые слова Общественный сектор, масштабы, пандемия, теории трансформации, электрониза -ция, цифровизация, публичные закупки, эффективность, экономия, автоматизация.

Keywords Public sector, scale, pandemic, transformation theories, electronization, digitalization,

public procurement, efficiency, economy, automation.

Рисунок 1.

Наукометрия исследований публичного сектора, 20152019 гг. [3].

Введение

Пандемия нового коронавируса в 2020 г. затронула практически все отрасли нацио -нальных экономик1, в том числе и такую масштабную сферу, как общественный сектор, ускорив перевод его сфер, прежде всего образования, на дистанционный режим с использованием цифровых платформ. Это обусловило активизацию иссле -дований общественного сектора [2. С. 235], о чем свидетельствуют данные науко -метрии распространенности нарративов по проблематике общественного сектора в базе Google Ngram, English (2019), отражающие увеличение числа публикаций уже в 2019 г. на 20% (рис. 1).

Традиционно в экономической теории общественный сектор рассматривается как особая подсистема национальной экономики, формируемая государством в целях компенсации такого «провала» рынка, как производство общественных благ. Поскольку масштабы этого производства в процессе исторического развития непрерывно расширяются, то соответствующий рост государственный расходов обосновали еще Д. Рикардо, А. Шефле, А. Вагнер. Кривая Арми - Рана2 определяет оптимальный размер общественного сектора (государства) середины 1990-х годов в США на уровне 23% ВВП [4. С. 71].

В настоящее время масштабы общественного сектора (госрасходы) в большин -стве стран составляют 35-60% ВВП [5]. Следовательно, он занимает лидирующие

1 Исключая, однако, структуру и объемы рынков зерновых культур, вследствие чего в пандемических условиях 2020 г. экспорт зерновых РФ вырос на 20% и составил 57,5 млн т [1].

2 Представляет собой перевернутую и-образную кривую, отражающую взаимосвязь, с одной стороны, размеров государства, оцениваемых долей его расходов в ВВП, а с другой - темпов динамики ВВП.

позиции в экономической системе, а поэтому его институционально -цифровая трансформация - самая крупная трансформация, которая радикально преобразует как процесс производства общественных благ, так и механизм обеспечения потребностей субъектов общественного сектора в необходимых товарах, работах, услугах для его осуществления (публичные закупки).

Постановка проблемы

Осуществляемая институционально -цифровая трансформация общественного сектора включает институционально - правовую (изменения формальных институтов) и экономическую (структурные, технологические изменения по повышению глобальной конкурентоспособности экономики) и обеспечивает изменение правил и норм поведения экономических акторов, формализованных в законах, стратегиях, концепциях и дополненных неформальными нормами, изменение которых требует более долгосрочного периода их хабитулизации.

В настоящее время в общественном секторе в целом и, в частности, в системе образования России реализуется «акторная» модель институциональной трансформации, осуществляемая Министерством образования и науки РФ как инициативным актором, институциональным инноватором. Согласно акторной модели возможность субъектного воздействия особенно актуализируется в периоды радикальных институциональных трансформаций. В качестве основных императивов (вызовов) циф-ровизации в общественном секторе нами выделяются:

1. Ускорение цифровой трансформации вследствие необходимости подключения к общемировому тренду, осуществляемой цифровизации бизнеса, государства и гражданского общества, пандемии, стремительно формируемых на уровне хабитулизации цифровых компетенций населения, платформенной организации цифрового пространства.

2. Необходимость осуществления масштабных инвестиций в человеческий капитал, какэто показывает опыт таких стран - лидеров в сфере цифровизации, какФинляндия, Китай, Южная Корея. Поэтому цифровизация общественного сектора - не только технологическое, но и социотехническое явление, процесс с использованием цифровых технологий [6]. Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить приоритетность его развития через увеличение в ближайшие 5 лет доли расходов госбюджета на производство общественных благ (образование, здравоохранение, наука и культура) с 9 до 21%, а также предотвратить «утечку умов», которая выросла с 14 тыс. уехавших за рубеж ученых в 2012 г. до 70 тыс. чел. в 2019 г. [7].

3. Расширение использования дистанционных технологий в вузах на основе формирования модели цифрового университета, обеспечивающей, например, в ЮФУ взаимодействие всех субъектов образовательного процесса через личные кабинеты абитуриента, студента, выпускника, профиль научно педагогического работника.

4. Оптимизация соотношения онлайн - и офлайн -обучения через реализацию смешанной модели образовательного процесса, поскольку цифровые технологии социально не нейтральны и хотя предлагают новые возможности, но в то же время являются источником серьезных социальных, психофизиологических и других рисков.

5. Разработка отечественных образовательных платформ, поскольку до сих пор вузы работают на зарубежных Teams, Zoom, Moodle, но недавно американский сервис видеоконференций Zoom запретил дистрибьюторам сотрудничать с госсектором РФ, а летом 2020 г. Microsoft отказался продавать софт МГТУ им. Баумана

из - за санкционных рисков. Однако, на наш взгляд, дистанционные технологии могут быть только дополнением к традиционным образовательным технологиям, иначе это приведет к снижению уровня образования, качества человеческого капитала, а появление виртуализированных выпускников, не способных работать в экономике, приведет к снижению экономической безопасности, потере конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Цифровая трансформация стремительно развивается также в системе обеспечения производственных потребностей субъектов общественного сектора, т.е. в контрактной системе закупок государства. Публичные закупки - это, во -первых, система цепочек поставок для приобретения товаров, работ и услуг государством в интересах общества, во -вторых, масштабная составляющая национальной экономики - до 34% ВВП России, в ЕС - 18-20%, в -третьих, драйвер решения важнейших государственных задач, например реализации стратегии импортозамещения через запрет с 2014 г. госзакупок ряда товаров у иностранных поставщиков. Однако вплоть до начала пандемии в 2020 г. эффекты электронизации в системе публичных закупок практически не проявлялись. Между тем их объемы России достаточно масштабны (см. таблицу).

Таблица. Динамика объемов публичных закупок в соотношении с ВВП [8]

Год 2016 2017 2018 2019 2020

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 85616,08 91843,15 103861,65 109241,54 106967,46

Закупки по 44- ФЗ1, млрд руб. 5406,42 6356,83 6955,01 8279,77 8916,02

Закупки по 223- ФЗ2, млрд руб. 23305,80 19424,90 18732,11 21194,17 19994,93

Доля государственных закупок в ВВП, % 33,54 28,07 24,73 26,98 27,03

1 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствен-ныхи муниципальных нужд».

2 Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юриди-ческихлиц» государственных имуниципальных нужд».

Это ставит задачу повышения эффектов электронизации при переходе к цифрови-зации системы госзакупок. Цель работы: на базе раскрытия и обоснования основных характеристик цифровой трансформации национальной системы бюджетных закупок оценить влияние электронизации на эффективность закупочных процедур и определить перспективные программные продукты, обеспечивающие автоматизацию рутинных операций заказчиков.

В качестве доминантных тенденций трансформации системы закупок для нужд общественного сектора в настоящее время выделяются: завершение электронизации всех способов торгов, переход к цифровизации закупочных процедур, формирование нового институционального дизайна контрактной системы закупок. Хотя в большинстве развитых стран, а также в России до пандемии перевод общественного сектора на цифровые треки продвигался довольно медленно, а реальная цифровизации отставала от объявленных графиков, но в системе госзакупок России полная электронизация всех способов торгов завершена в 2019 г. Этот процесс ускорило формирование соответствующего институционального дизайна, определяемого как управляемая трансформация экономических систем разного уровня в научно обоснованном направлении [9].

Современный этап цифровой трансформации публичных закупок предполагает согласованность технологических, экономических и институциональных изменений, формирование готовности к ним. Активная фаза электронизации госзакупок охва-

тывала 4 года: с 2016 (введение Единой информационной системы) по 2019 г. (электронизация всех способов закупок), но подготовка к нему включала: информатизацию и автоматизацию закупок, освоение мирового опыта, тестирование возможных моделей, активную популяризацию электронизации, сетевую организацию докумен -тооборота, гармонизацию централизации и децентрализации [10. Р. 11]. Все эти изменения постепенно накапливались и в настоящее время отражены в современном институционально -цифровом дизайне публичных закупок, целеориентированном на их трансформацию в направлении повышения эффективности использования бюджетных средств на основе использования новационных цифровых технологий.

В большинстве исследований [11, 12] для выработки методологического подхода и оценки эффектов осуществленной электронизации, учитывающих специфику системы удовлетворения потребностей субъектов общественного сектора и целей ее функционирования, используются показатели абсолютного и относительного сокращения бюджетных средств, т.е. полученная экономия; доля закупок у единственного поставщика, удельный вес расторгнутых контрактов и др. Недостатком таких подходов является несогласованность и даже противоречивость используемых показателей, отсутствие единых критериев и механизма преобразования качественных критериев в их количественное значение. В методике оценки закупочных систем стран Организации экономического сотрудничества и развития (MAPS) [13] содержится 15 основных и 55 частных показателей, что осложняет возможность ее практического применения. Анализ методик Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития показывает их неполноту. Поэтому для исследования экономических эффектов электронизации проанализируем ее влияние на относительную экономию бюджетных средств по состоявшимся конкурентным закупкам (%) на основе построения модели множественной регрессии.

Анализ проводился с использованием базы данных проекта Всемирного банка «Global Public Procurement Database» [14] по 98 странам мира, использующим электронные технологии в сфере публичных закупок за 2019 г. Анализ тесноты связи между переменными и основных показателей множественной регрессии показывает, что коэффициент множественной корреляции R = 0,646 свидетельствует о том, что между зависимой переменной и всеми регрессорами, включенными в модель, существует средняя теснота связи. Коэффициент множественной детерминации R2 = 0,417. Это значит, что 41,7% вариации экономии от закупок зависят от включенных в модель переменных. Естественно, на экономию влияет множество других показателей, не включенных в модель, но полученная величина коэффициента множественной детерминации показывает, что почти половина экономического эффекта объясняется электронизацией национальных закупочных систем. Однако скорректированный коэффициент детерминации adjusted R2 = 0,372 свидетельствует о недостаточно адекватном описании в построенной регрессии зависимости между объясняемой и объясняющими переменными. Но при этом критерий Стьюдента показывает статистическую значимость коэффициентов регрессии, а критерий Фишера, равный 11,697, что больше табличного 2,03 для этой модели, качество модели оценивает достаточно высоко. Следовательно, модель является корректной и в целом статистически значимой.

Заключение

Таким образом, на основе тестирования разработанной модели многофакторной корреляции выявлено, что наибольшее влияние на экономию среди всех факто-

ров, включенных в модель, оказывает наличие информационных систем контроля; выдвинутая гипотеза о высокой значимости степени электронизации закупок для повышения их эффективности (экономии) доказана; значительная доля вариации экономии (41,7%) объясняется вариацией включенных в модель факторов; между зависимой переменной и всеми регрессорами, включенными в модель, существует достаточно тесная связь.

Проведенное исследование позволяет обосновать в качестве направлений дальнейшей цифровизации публичных закупок внедрение технологии блокчейн, использование смарт-контрактов, предиктивной (прогнозной) аналитики, сокращающих затраты, время на сбор и обработку и в целом, снижающих барьеры доступа бизнеса к информации и коррупцию, повышающих конкуренцию на рынке госзакупок и экономию бюджетных средств. Хотя электронизация контрактной системы влияет на экономию, но для ее повышения необходимо применять новые интеллектуальные системы, которые позволят усилить контроль за закупочной деятельностью, проводить постоянный мониторинг закупок с целью поиска поставщиков, а также решение автоматизировать рутинные ручные операции специалистов, сопровождающиеся ошибками. Эту проблему частично решает программа «робот- закупщик» на платформе UiPath, а система на базе 1С обеспечивает автоматизацию закупок, формирование пакета документации, ее согласование, публикацию заявки на сайте госучреждения и контрактацию по условиям договора. Проведенный нами сравнительный анализ эффектов этих программных продуктов показал, что затраты на обе системы окупаются в первый год, но эффект от внедрения системы «1С автоматизация закупок» выше.

Библиографический список

1. Белокрылова О.С., Ситухо А.Н. Региональный рынок зерновых и масличных культур в условиях пандемии коронавируса (на примере Ростовской области) //Научные труды Вольного экономического общества России. - Т. 224. - № 4. - С. 167-180.

2. Белокрылов К.А. Постпандемическая стратегия цифровизации общественного сектора региона// Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 224. - № 4. - С. 235-249.

3. Google Books Ngram Viewer, Public Sector, 2015-2019. URL: https://books.google.com/ngrams.

4. Scully G. The «Growth Tax» in the United States // Public Choice. - 1995. - Vol. 85. - № 1-2.

5. Герсонская И.В. Анализ показателей социально-экономической системы российского государственного сектора //Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 3. - С. 267-286. DOI: 10.18334/ce. 14.3.100679.

6. Legner C., Eymann T., Hess T., Matt C. Digitalization: Opportunity and Challenge for the Business and Information Systems Engineering Community // Business & Information Systems Engineering. - 2017. -№ 59 (4). - Р. 301-308. DOI: 10.1007/s12599-017-0484-2.

7. Бегство ученых из России ускорилось в 5 раз. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/begstvo-uchenykh-iz-rossii-uskorilos-v-5-raz-1030325000.

8. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2020 года. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/44-FZ.pdf/.

9. Klijn E.H., Koppenjan J. Public Management and Policy Networks: Foundations of a Network Approach to Governance // Public Management. - 2000. - № 2 (2). - Р. 135-15.

10. Dunleavy P., Hood C. From Old Public Administration to New Public Management // Public Money and Management. - 1994. - № 14. P. 9-16. URL: http://dx.doi.org/10.1080/09540969409387823.

11. Креповая Н.Л. Оценка эффективности закупок в контрактной системе //Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2019. - №4. - С. 108-112.

12. Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. - 2019. - Т. 24. - № 3. - С. 505-521.

13. Методология оценки закупочных систем (MAPS). URL: http://www.oecd.org/governance/ethics.

14. Global Public Procurement Database. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/governance/brief/global-public-procurement-database.

References

1. Belokrylova O.S., Situho A.N. Regional'nyj rynok zernovyh i maslichnyh kultur v uslovijah pandemii koronavirusa (na primere Rostovskoj oblasti) // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - T 224. - № 4. - S. 167-180.

2. Belokrylov K.A. Postpandemicheskaja strategija cifrovizacii obshhestvennogo sektora regiona//Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2020. - T. 224. - № 4. - S. 235-249.

3. Google Books Ngram Viewer, Public Sector, 2015-2019. URL: https://books.google.com/ngrams.

4. Scully G. The «Growth Tax» in the United States // Public Choice. - 1995. - Vol. 85. - № 1-2.

5. Gersonskaja I. V. Analiz pokazatelej social'no-jekonomicheskoj sistemy rossijskogo gosudarstvennogo sektora // Kreativnaja jekonomika. - 2020. - Tom 14. - № 3. - S. 267-286. DOI: 10.18334/ce. 14.3.100679.

6. Legner C., Eymann T., Hess T., Matt C. Digitalization: Opportunity and Challenge for the Business and Information Systems Engineering Community // Business & Information Systems Engineering. - 2017. -№ 59 (4). - P. 301-308. DOI: 10.1007/s12599-017-0484-2.

7. Begstvo uchenyh iz Rossii uskorilos' v 5 raz. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/begstvo-uchenykh-iz-rossii-uskorilos-v-5-raz-1030325000.

8. Svodnyj analiticheskij otchet po rezul'tatam osushhestvlenija monitoringa zakupok tovarov, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipalnyh nuzhd v sootvetstvii s 44-FZ«0 kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipalnyh nuzhd» po itogam 2020 goda. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/44-FZ.pdf/.

9. Klijn E.H., Koppenjan J. Public Management and Policy Networks: Foundations of a Network Approach to Governance // Public Management. - 2000. - № 2 (2). - P. 135-15.

10. Dunleavy P., Hood C. From Old Public Administration to New Public Management // Public Money and Management. - 1994. - № 14. P. 9-16. URL: http://dx.doi.org/10.1080/09540969409387823.

11. Krepovaja N.L. Ocenka jeffektivnosti zakupok v kontraktnoj sisteme // Nauchnyj vestnik: Finansy, banki, investicii. - 2019. - № 4. - S. 108-112.

12. Matveeva N.S. Ocenka jeffektivnosti i rezul'tativnosti gosudarstvennyh (municipalnyh) zakupok // Finansy i kredit. - 2019. - T. 24. - № 3. - S. 505-521.

13. Metodologija ocenki zakupochnyh sistem (MAPS). URL: http://www.oecd.org/governance/ethics.

14. Global Public Procurement Database. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/governance/brief/global-public-procurement-database.

Контактная информация / Contact information

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

344002, РФ, Ростов -на -Дону, улица М. Горького, д. 88.

Southern Federal University

88 M. Gorkiy str., 344002, Rostov- on -Don, Russia.

Белокрылов Кирилл Анатольевич / Kirill А. Belokrylov

+7 (863) 201-98 - 13, k.belokrylov@yandex.ru

Белокрылова Ольга Спиридоновна / Olga S. Belokrylova

+7 (863) 201-98 - 13, belokrylova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.