Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / PUBLIC FINANCIAL CONTROL / PUBLIC CONTROL / FINANCIAL-CONTROL POWERS / FINANCIAL LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косян Майрам Арташесовна

В статье рассматривается вопрос о возможности участия граждан в осуществлении общественного финансового контроля с целью выявления и предупреждения коррупционных действий. Приводятся аргументы о необходимости участия общественных объединений в осуществлении финансово-контрольных мероприятий органами государственной власти, как способа антикоррупционного воздействия. Для четкого понимания сущности общественного финансового контроля требуется законодательное закрепление понятия, нормативного определения специальных методов проведения общественного финансового контроля. Необходима разработка регламента антикоррупционного поведения должностных лиц, осуществляющих финансовый контроль, а также инструкции по информированию правоохранительных иных компетентных органов о выявленных фактах коррупционного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косян Майрам Арташесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM OF MEASURES OF ANTI-CORRUPTION POLICY OF THE STATE

In the article considered the issue on the possibility of citizen participation in the implementation of public financial control in order to identify and prevent corruption actions. It given an arguments on the necessity of participation of the public associations in the implementation of financial-control events by state authorities as a method of anti-corruption impact. For a clear understanding of the essence of public financial control requires legislative consolidation of the concept, the normative definition of special methods of public financial control. It is necessary to develop regulations for anti-corruption behavior of officials exercising financial control, as well as instructions for informing law enforcement and other competent authorities about the revealed facts of corrupt behavior.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

17. Prikaz Minfina Rossii ot 01.07.2013 № 65n (red. ot 01.03.2017) «Ob utverzhdenii Ukazaniy o poryadke primeneniya byudzhetnoy klassifikatsii Rossiyskoy Federatsii» // SPS Konsul'tantPlyus).

18. Prikaz Minfina Rossii ot 23.12.2014 N° 163n (red. ot 27.11.2017) «O Poryadke formirovaniya i vedeniya reyestra uchastnikov byudzhetnogo protsessa, a takzhe yuridicheskikh lits, ne yavlyayushchikhsya uchastnikami byudzhetnogo protsessa» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. № 42. 19.10.2009.

19. Prikaz Minfina RF ot 31.12.2008 № 155n «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'nogo kaznacheystva po ispolneniyu gosudarstvennoy funktsii po formirovaniyu byudzhetnoy otchetnosti» // SPS Konsul'tantPlyus.

20. Pis'mo Minfina Rossii ot 31.05.2016 № 02-07-08/31424 // SPS Konsul'tantPlyus.

21. Zakony, kodeksy i normativno-pravovyye akty rossiyskoy federatsii : [Elektronnyy resurs] // URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-osushchestvleniiu-kontrolja-za-polnotoi-i-dostovernostiu/ (data obrashcheniya: 30.05.2019).

22. Pasport prioritetnoy programmy «Reforma kontrol'noy i nadzornoy deyatel'nosti (prilozheniye k protokolu prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proyektam ot 21.12.2016 № 12) (red. ot 30.05.2017); Standart informatsionnogo soprovozhdeniya realizatsii prioritetnoy programmy «Reforma kontrol'noy i nadzornoy deyatel'nosti (utv. protokolom zasedaniya proyektnogo komiteta ot 12.09.2017 № 61(11)) // SPS Konsul'tantPlyus.

23. Kontrol' i nadzor. Reforma kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti: [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.facebook.com/control.rf/ (data obrashcheniya: 30.05.2019).

24. Bochkareva Ye.A. Informatizatsiya i razvitiye obshchestvennoy initsiativy kak mekhanizmy zashchity sub"yektov finansovo-kontrol'nykh otnosheniy // Finansovoye pravo. 2018. № 11.

КОЖУШКО СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (yp-sv@mail.ru).

KOZHUSHKO, SVETLANA V. - Lecturer, Department of Administrative and Financial Law, North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar).

УДК 347.73

КОСЯН М.А.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, общественный финансовый контроль, общественный контроль, финансово-контрольные полномочия, финансовые правоотношения.

В статье рассматривается вопрос о возможности участия граждан в осуществлении общественного финансового контроля с целью выявления и предупреждения коррупционных действий. Приводятся аргументы о необходимости участия общественных объединений в осуществлении финансово-контрольных мероприятий органами государственной власти, как способа антикоррупционного воздействия. Для четкого понимания сущности общественного финансового контроля требуется законодательное закрепление понятия, нормативного определения специальных методов проведения общественного финансового контроля. Необходима разработка регламента антикоррупционного поведения должностных лиц, осуществляющих финансовый контроль, а также инструкции по информированию правоохранительных иных компетентных органов о выявленных фактах коррупционного поведения.

KOSYAN, M.A.

PUBLIC FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM OF MEASURES OF ANTI-CORRUPTION POLICY OF

THE STATE

Keywords: corruption, anti-corruption policy, public financial control, public control, financial-control powers, financial legal relations.

In the article considered the issue on the possibility of citizen participation in the implementation of public financial control in order to identify and prevent corruption actions. It given an arguments on the necessity of participation of the public associations in the implementation of financial-control events by state authorities as a method of anti-corruption impact. For a clear understanding of the essence of public financial control requires legislative consolidation of the concept, the normative definition of special methods of public financial control. It is necessary to develop regulations for anti-corruption behavior of officials exercising financial control, as well as instructions for informing law enforcement and other competent authorities about the revealed facts of corrupt behavior.

Борьба с коррупцией - одна из важнейших и основных целей любого государства. Для выполнения этой задачи в Российской Федерации разработаны соответствующие правовые основы осуществления единой государственной антикоррупционной политики, реализация которой невозможна без взаимодействия всех органов государственной власти, а также общественных объединений, иных некоммерческих организаций.

Действующее национальное законодательство, на наш взгляд, не содержит четкого легального определения понятия «коррупция». В актах международного значения, например, в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г. Документ вступил в силу 1 ноября 2003 года. Россия в Конвенции не участвует) дается следующая формулировка: «коррупция означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или

обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового» [1]. Полагаем возможным согласиться с такой дефиницией, которая, в сравнении с предусмотренной российским законодательством, отличается большей лаконичностью и содержательностью.

Правовое регулирование национальной антикоррупционной политики представлено, в первую очередь, Федеральным законом от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-273), который определяет, в том числе, и организационные основы противодействия коррупции (ст. 5), включающие перечень субъектов, обладающих антикоррупционными полномочиями. К таковым относятся осуществляющие антикоррупционную деятельность органы государственной власти и их должностные лица [2].

Представляется, что субъектный состав отношений в сфере противодействия коррупции существенно шире нормативно определенного и должен включать в себя общественные и иные объединения. Отметим, что в науке финансового права к причинам коррупции в финансовых правоотношениях относят не только минимальную степень общедоступности и достоверности информации о финансовой деятельности государства, но и отсутствие надлежащего правового регулирования отношений в сфере общественного финансового контроля [3]. Полагаем, что привлечение общественных организаций как независимых участников антикоррупционных мероприятий, при наличии соответствующих правовых оснований, повысит результативность проводимой антикоррупционной политики государства.

Финансовый контроль, проводимый органами государственной власти, является средством выявления не только нарушений императивных норм финансового законодательства, но и «вычисления» коррупционных преступлений субъектов финансово-контрольных отношений. На наш взгляд, дополнительным (но немаловажным) фактором антикоррупционной политики в области финансово-контрольных отношений может стать как непосредственное участие граждан в проведении контрольных мероприятий совместно с уполномоченными на то органами государственной власти, так и опосредованное, например, через Общественную палату Российской Федерации. Последняя, в соответствии с законодательством, обеспечивает взаимодействие и непосредственное участие граждан в деятельности государственных органов [4], тем самым подтверждая, что Российская Федерация является демократическим государством с развивающимся гражданским обществом и растущей правовой грамотностью населения.

Привлечение членов общественных палат к осуществлению финансово-контрольных функций способно увеличить доверие граждан к деятельности органов финансового контроля и усилит добросовестное выполнение уполномоченными лицами своих обязанностей. Будет ли в таком случае финансовый контроль общественной палаты общественным финансовым контролем? На наш взгляд - будет, хотя нормативной дефиниции в действующем законодательстве нет, как нет и специальных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление данного вида контроля. Некоторые ученые полагают, что понятие общественного финансового контроля должно раскрываться при совокупном определении признаков общественного контроля и финансового контроля [5].

Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определяет общественный контроль как «...деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [6]. При этом финансовый контроль доктринально дефинируется как «...регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.» [7].

Исходя из того, что общественный финансовый контроль обладает признаками общественного и финансового контроля, предположим, что общественный финансовый контроль

- это деятельность общественных объединений, трудовых коллективов, профессиональных союзов и иных некоммерческих организаций, направленная на осуществление контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц уполномоченных в сфере финансового контроля. И общественный контроль, и финансовый осуществляются посредством разнообразных способов - проверок, ревизий, экспертиз, анализа документов, и т.д., однако специальные приемы финансово-контрольных мероприятий, которые могли бы предупредить и выявить коррупционные преступления в сфере финансовых правоотношений, методологически должным образом не обеспечены. Думается, что в целях воспрепятствования злоупотреблению должностными полномочиями и извлечению материальной выгоды в процессе финансовых проверок, к их осуществлению можно было бы привлекать представителей общественности. Например - членов общественных палат, общественных объединений, трудовых коллективов, профессиональных союзов и иных некоммерческих организаций, установив при этом запрет на вмешательство в деятельность соответствующих органов финансового контроля. Как вариант -могут быть образованы отраслевые подразделения при Общественной палате соответствующего субъекта Российской Федерации, которые будут сопровождать органы финансового контроля во время контрольных мероприятий.

Обратимся к советскому и зарубежному опыту участия общественных объединений в государственной деятельности.

Первые общественные объединения в области финансового контроля были созданы в США. Например, Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров, который учредил комитет для «выработки правил проведения аудита», а также разработал Кодекс профессиональной этики, «который содержал формальные признаки поведения, дискредитирующие бухгалтерскую профессию» [8]. В США также действовал общественный надзор за аудиторской деятельностью, который осуществлялся Общественным наблюдательным советом. В течение всего XX века общественный финансовый контроль совершенствовался, повышая свою значимость и получая все большую самостоятельность.

Первым нормативным правовым актом, закрепившим полномочия общественного контроля в Советской России, было Положение о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года. Далее был принят Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О народном контроле в СССР» [9] и в 1965 году был издан Закон «Об органах народного контроля в СССР» [10]. В.Г. Сушенцова и А.В. Хакимова в статье «Сравнительно-правовое исследование института общественного контроля советского периода и современной России» приходят к обоснованному выводу о том, что в советское время народный контроль имел властный характер, а в современной России общественный контроль носит лишь рекомендательную природу [11].

На наш взгляд, значимость и результативность общественного финансового контроля на современном этапе осуществления антикоррупционной политики повысятся, если закрепить обязательность участия общественных объединений в финансово-контрольных мероприятиях с возможностью составления обязательных для рассмотрения итоговых документов, пояснительных записок, рекомендаций антикоррупционного характера. Развитие правового регулирования общественного финансового контроля, прежде всего, должно быть направлено на совершенствование механизмов взаимодействия органов финансового контроля и общественных объединений в сфере противодействия коррупции, отвечающих принципам народовластия и укрепляющих доверие граждан к публичной власти. Этой цели будет способствовать уточнение нормативного определения понятия «коррупция», в котором следует раскрыть действия коррупционного характера, указать конкретные объекты коррупции и участников соответствующих правоотношений.

Итак, общественный финансовый контроль имеет большой потенциал в системе мер антикоррупционной государственной политики. Продуктивная реализация этого потенциала возможна при надлежащем правовом обеспечении деятельности федеральной и региональных общественных палат, общественных объединений и иных некоммерческих организаций как органов негосударственного финансового контроля. Для четкого понимания сущности общественного финансового контроля требуется законодательное закрепление понятия, нормативного определения специальных методов проведения общественного финансового контроля. Необходима разработка регламента антикоррупционного поведения должностных лиц,

осуществляющих финансовый контроль, а также инструкции по информированию правоохранительных иных компетентных органов о выявленных фактах коррупционного поведения. Полагаем, что антикоррупционная политика государства станет эффективной, а разнообразие видов деятельности субъектов общественного финансового контроля дополнит систему мер борьбы с коррупцией в сфере финансов, если функции общественного финансового контроля приобретут универсальный характер.

Литература и источники

1. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS N 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.) // Документ вступил в силу 1 ноября 2003 года. Россия не участвует.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N° 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008.M 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3. Бочкарева E.A., Вороненко Е.В. О совершенствовании правовых основ общественного финансового контроля в Российской Федерации // Лктуальные проблемы административного и финансового права. Сборник статей / Отв. ред. E.A. Бочкарева, Л.В. Бутько. Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2018. С. 68-73.

4. Федеральный закон от 04.04.2005 M 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2005. M15. Ст. 1277.

5. Перхурова М.Д. Значение и проблемы осуществление общественного финансового контроля в современном гражданском обществе // Право: история, теория, практика Сборник материалов III международной очно-заочной научно-практической конференции. М.: Научно-издательский центр «Империя», 2018. С. 79.

6. Федеральный закон от 21.07.2014 M 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 23.07.2014. M 163.

7. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. Л.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. 592 с.

8. Васильев A.A., Фольк Е., Мискарян В. Евразийская интеграция: Материалы II Международной научно-практической конференции (31 марта 2016 года, г. Aрмавир, Россия) / науч. ред. Л. Н. Горобец; отв. ред.: A. A. Васильев, A. A. Шматько, И. И. Тарасова. Aрмавир: РИО Amy, 2016. 184 с.

9. Закон СССР от 30.11.1979 M 1159-X «О народном контроле в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1979. M 49. Ст. 840.

10. Закон СССР от 09.12.1965 N 4224-VI «Об органах Народного контроля в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1965. M49. Ст. 718.

11. Сушенцова В.Г., Хакимова AB. Сравнительно-правовое исследование института общественного контроля советского периода и современной России // Марийский юридический вестник. 2017. M 2 (21). С. 88-91.

References and Sources

1. Konventsiya o grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti za korruptsiyu ETS N 174 (Strasburg, 4 noyabrya 1999 g.) ^ Dokument vstupil v silu 1 noyabrya 2003 goda. Rossiya ne uchastvuyet.

2. Federal'nyy zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 29.12.2008.M 52 (ch. 1). St. 6228.

3. Bochkareva Ye.A., Voronenko Ye.V. O sovershenstvovanii pravovykh osnov obshchestvennogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii ^ Aktual'nyye problemy administrativnogo i finansovogo prava (Posvyashchayetsya 20-letiyu obrazovaniya Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya). Sbornik statey I Otv. red. Ye.A. Bochkareva, L.V. But'ko; SKF FGBOUVO «Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet pravosudiya». - Krasnodar : Izdatel'skiy Dom - Yug, 2018. S. 68-73.

4. Federal'nyy zakon ot 04.04.2005 M 32-FZ «Ob Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii» //Sobraniye zakonodatel'stva RF. 11.04.2005.N^ 15. St. 1277.

5. Perkhurova M.D. Znacheniye i problemy osushchestvleniye obshchestvennogo finansovogo kontrolya v sovremennom grazhdanskom obshchestve ^ PRAVO: ISTORIYA, TEORIYA, PRAKTIKA Sbornik materialov III mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2018 Izdatel'stvo: Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Imperiya» (Moskva). 2018. S. 79.

6. Federal'nyy zakon ot 21.07.2014 M 212-FZ «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. M 163. 23.07.2014.

7. Finansovoye pravo: uchebnik I pod obshch. red. E.D. Sokolovoy; otv. red. A.YU. Il'in. M.: Prospekt, 2019. 592 s.

8. Vasil'yev A.A., Fol'k Ye., Miskaryan V. Yevraziyskaya integratsiya : Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (31 marta 2016 goda, g. Armavir, Rossiya) I nauch. red. L. N. Gorobets; otv. red.: A. A. Vasil'yev, A. A. Shmat'ko, I. I. Tarasova. - Armavir : RIO AGPU, 2016. - 184 s.

9. Zakon SSSR ot 30.11.1979 M 1159-X «O narodnom kontrole v SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1979. M 49. St. 840.

10. Zakon SSSR ot 09.12.1965 N 4224-VI «Ob organakh Narodnogo kontrolya v SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1965. M 49. St. 718.

11. Sushentsova V.G., Khakimova A.V. Sravnitel'no-pravovoye issledovaniye instituta obshchestvennogo kontrolya sovetskogo perioda i sovremennoy Rossii ^ Mariyskiy yuridicheskiy vestnik. 2017. M 2 (21). S. 88-91.

КОСЯН МЛИРЛМ APTAШEСOBHA - преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (mayram.kosyan@mail.ru). KOSYAN, MAIRAM A. - Lecturer of the Department of the Administrative and Financial Law of the North-Caucasus branch of the Russian State University of Justice.

УДК 347.752

МАТВЕЕВА Е.С., ЯРЕМЧУК Н.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ

Ключевые слова: криптовалюта, электронная валюта, блокчейн, майнинг, биткойн, правовое регулирование, процесс глобализации.

В статье авторами анализируется понятие «крипровалюта», а также рассматриваются актуальные проблемные вопросы их правового регулирования. В настоящее время в законодательстве ряда стран нет такого термина и, соответственно, правового обоснования этих отношений, что приводит к возникновению многих спорных ситуаций относительно правовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.