Научная статья на тему 'Общественные отношения в государственном и муниципальном управлении'

Общественные отношения в государственном и муниципальном управлении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4600
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / COMMUNICATION / INFORMATION / COMMUNITY / PUBLIC OPINION / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болокова Мариэтта Аскарбиевна

Органы государственной власти в России, являясь координатором социальной и политической жизни, несут на себе ответственность за соблюдение не только государственных, но и общественных интересов. Поэтому государственное строительство не может проходить успешно без привлечения общественности на основе постоянного механизма взаимодействия государства и общества. Обеспечить согласование интересов – задача связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public relations in state and municipal management

Public authorities in Russia, being the coordinator of social and political life, bear the responsibility for compliance with not only the state, but also the public interest. Therefore, nation-building can not take place successfully without the involvement of the public on the basis of a permanent mechanism of interaction between state and society. The harmonization of interests is a problem of public relations.

Текст научной работы на тему «Общественные отношения в государственном и муниципальном управлении»

УДК 35.072:316.3 ББК 67.99(2)061.2 Б-79

Болокова Мариэтта Аскарбиевна, кандидат философских наук, доцент кафед-ры конституционного строительства и государственного и муниципального управления факультета управления Майкопского государственного технологического университета, т.:(8772)522443.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

(рецензирована)

Органы государственной власти в России, являясь координатором социальной и политической жизни, несут на себе ответственность за соблюдение не только государственных, но и общественных интересов. Поэтому государственное строительство не может проходить успешно без привлечения общественности на основе постоянного механизма взаимодействия государства и общества. Обеспечить согласование интересов - задача связей с общественностью.

Ключевые слова: коммуникация, информация, общественность, общественное мнение, связи с общественностью

Bolokova Marietta Askarbievna, Candidate of Philosophy, assistant professor of the Department of Constitutional Development and Public Administration of the Faculty of Management of Maikop State Technological University, tel.: (8772) 522.

PUBLIC RELATIONS IN STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

(reviewed)

Public authorities in Russia, being the coordinator of social and political life, bear the responsibility for compliance with not only the state, but also the public interest. Therefore, nation-building can not take place successfully without the involvement of the public on the basis of a permanent mechanism of interaction between state and society. The harmonization of interests is a problem ofpublic relations.

Key words: communication, information, community, public opinion, public relations.

Одной из основных проблем в государственном и муниципальном управлении являются прямые и обратные связи между населением и органами власти. Этому вопросу в последнее время уделяется большое внимание, как впрочем, и многим другим проблемам государственного и муниципального управления в России.

Общественные отношения в системе государственного и муниципального управ-ления - это целенаправленное взаимодействие структур аппарата управления с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения, соответствующих мер [1].

Рассмотрим основные элементы в системе общественных отношений.

Отношение в философском смысле истолковывается как «взаимозависимость элементов определенной системы» [2]. Каждая вещь и явление существуют благодаря многообразным отношениям и друг с другом, и со всем громадным в своем единстве и упорядоченности миром. Различают пространственные и временные отношения, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего воплощения сущности и пр.

Общественность - это та или иная среда, круг либо группа людей, объединенных общностью положения и целей в определенных видах деятельности, сознающих присущие им интересы, нужды, потребности, запросы, порождаемые, создаваемые и осуществляемые обществом и в силу этого выражающие общественное мнение по вопросам общественной жизни.

Общественные отношения, многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности [3].

Общественное мнение - тип массового общественного сознания, состояние которого выражается в совокупности представлений и оценочных суждений по общезначимым проблемам. Оно возникает и изменяется как стихийно, так и организованно, будучи целенаправленно сформированным. Оно заключает в себе как скрытое, так и явное отношение к общественным событиям, различным социальным группам, организациям, отдельным личностям и может выражать позицию одобрения или осуждения по тем или иным вопросам, регулирует поведение индивида, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые пробуждают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью [4].

Органы государственной власти - это не только средство информирования общества, но и воспитания основных слоев населения с целью стимулирования к деятельному и продуктивному участию в решении проблем

локального и общенационального масштаба. В основе взаимодействия общественности и органов власти лежит принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранниками и органами исполнительной власти. Главная цель этого взаимодействия - развитие гражданского сознания и создание благоприятного общественно-политического климата.

Субъекты и органы государственной и муниципальной власти существуют для удовлетворения потребностей граждан, поэтому при принятии стратегических решений они должны принимать во внимание мнение, по крайней мере, большинства граждан. В силу этого реализация масштабных государственных и локальных муниципальных программ во многом зависит от уровня их поддержки широкой общественностью, общественно-политическими организациями, группами интересов и средствами массовой информации. Обеспечение этой поддержки - стратегическая коммуникативная цель органов власти (government relations, GR), которые являются акторами политической коммуникации [5].

Миссия любого органа власти - разработка и реализация стратегии управления для регулирования социально-экономических и социально-политических процессов на подведомственной территории. Важнейший компонент этой стратегии - социальная политика.

Эффективная социальная политика создает условия для обеспечения материальных и культурных потребностей населения, для согласования интересов разных социальных групп, для регулирования социальной дифференциации, а также облегчает разрешение противоречий между текущими и перспективными интересами административно-территориальной общности в целом. Поскольку вопросы социальной справедливости и социальной защиты находятся в фокусе общественного внимания, то социальная политика разрабатывается и осуществляется органами власти с учетом общественного мнения и во взаимодействии с активными социальными и политическими субъектами.

Социальные, национальные и региональные общности для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с властью и другими социальными группами формируют группы интересов, которые законными (публичными и непубличными) и незаконными способами влияют на принятие властью управленческих решений. Некоторые группы интересов со временем превращаются в политические движения и партии со своими собственными идеологиями.

Главная особенность преобразований в системе государственного и муниципального управления связана с новым прочтением проблем демократии, участия граждан и их объединений в государственном и муниципальном управлении не только на уровне обсуждения уже принятых решений, общего выражения «доверия - недоверия» к структурам власти через систему выборов, референдумов и голосования, но ив повседневной управленческой деятельности, процессах принятия и реализации решений, в которых каждая из сторон использует свои ресурсы и несет свою долю ответственности.

Постоянный диалог, конструктивное сотрудничество между органами власти и гражданами, их объединениями, гражданским обществом становятся в современном мире повседневной реальностью. Разумеется, это сотрудничество - прежде всего, пред-полагает совместный поиск взаимоприемлемых решений, взаимные уступки и не исключает периодические стычки, конфронтации сторон.

Однако информационные процессы оказывают существенное влияние не только на экономическое, социальное, политическое, научно-техническое и культурное развитие общества, но и на изменение мировоззрения людей, морально-психологические и поведенческие аспекты их жизнедеятельности, государственное устройство и функционирование государственного механизма, в целом на инфраструктуру межличностных, общественных, внутри- и межгосударственных отношений.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного и муниципального управления, а ее регулирование в индустриально развитых странах признано не только актуальной, но и приоритетной задачей государственного управления.

В развитом механизме прямой связи (от властных структур к народу) должны быть заинтересованы сами граждане, чтобы быть в курсе дел своей территории. Ведь, в конечном счете, все это прямо или косвенно касается каждого гражданина лично.

Обратная связь (от населения к власти) позволяет населению информировать власть о своих проблемах, проблемах территории, реагировать на действия властей, давать оценку их деятельности и предлагать свои пути решений. Такая связь необходима властным органам для более точной оценки потребностей населения, разработки и принятия более адекватных управленческих решений, полной и успешной их реализации на практике. Хорошо налаженная обратная связь позволяет также вовремя скорректировать политику уже в процессе ее реализации. Кроме того, этот механизм позволяет снизить уровень социального напряжения, избежать многих конфликтов между властью и населением, так как взаимопонимание и взаимоуважение в этом случае находятся на более высоком уровне.

Для того чтобы общество и государство развивались без социальных взрывов и потрясений, необходимо, чтобы общество адекватно реагировало на прямые регулирующие воздействия власти и адаптировалось к условиям и правилам развития, определяемым этими воздействиями.

Для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества система органов власти должна постоянно осуществлять дополнительное информационное взаимодействие с обществом, публично разъясняя свои решения и действия, а общество, его институциональные структуры и отдельные граждане должны иметь возможность открыто выражать свое коллективное и личное отношение к решениям и действиям власти.

Подводя итоги, можно отметить следующее: многоплановая деятельность государственных структур по связям с общественностью включает в себя комплекс функций, необходимых для достижения поставленных целей.

- Информационно-аналитическая функция направлена на выработку информационной политики по конкретным направлениям государственной деятельности, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий по данным в динамике. Она включает тщательное изучение внешних и внутренних контрагентов, анализ конкретных ситуаций при осуществлении государственной политики, оценку общественного мнения, настроений, реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия наиболее эффективных государственных решений.

- Информационно-коммуникативная функция предусматривает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационной работы с населением, а также для поддержания социальнопсихологического климата внутри государственного учреждения, соблюдения служебной этики, фирменного стиля.

- Консультативно-методическая функция заключается в консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью. В том числе и различных структур и подразделений органов государственной власти. Разработка концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и кампаний PR.

- Организационно-правовая предполагает совокупные меры и действия по подготовке проведению и организации активных акций, PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ, аудио- и видеотехники. Правовое обеспечение деятельности службы по связям с общественностью [6].

Таким образом, связи с общественностью в органах государственной власти являются многофункциональной системой по организации и налаживанию отношений с общественностью, включающей в себя два аспекта. Во-первых, деятельность по связям с общественностью - это теоретическая работа с целью выработки рекомендаций для высшего руководящего звена. Во-вторых, деятельность PR включает в себя и практическую работу по оценке двустороннего потока информации с широким использованием финансовых и материально-технических средств, а также специальных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение людей, социальных групп, объединений и институтов.

Литература:

1. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М.: РАГС, 2001. 520 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 470.

3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

4. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М.: Дело, 2008. 618 с.

5. Пономарев Н.Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. 185 с.

6. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 224 с.

References:

1. Komarovsky V.S. Public relations inpolitics andgovernment. M.: RASS, 2001. 520p.

2. Encyclopedic Dictionary of Philosophy. M., 1983. P. 470.

3. Great Soviet Encyclopedia: in 30 vol. M.: Soviet encyclopedia, 1969-1978.

4. Chumikov A.N., Bocharov M.P. Public Relations. Theory and practice. M.: Delo, 2008. 618p.

5. Ponomarev N.F. Information policy of the authority: propaganda, anti-propaganda, counter-propaganda: textbook. Perm: PermSTU Press, 2007. 185 p.

6. Rusakov A. Y. Public relations in the government. SPtb. : Mikhailov V.A. Publishing house, 2006. 224p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.