УДК 94(478 "1924-1926"
общественные организации молдавской автономии в 1924-1926 гг. (этнический АСПЕКТ)
В.В. Иченко, Е.А. Матвейчук
Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко (Приднестровье, Молдова) e-mail: [email protected]
Авторское резюме
Статья посвящена этническому составу общественных организаций на начальном этапе формирования Молдавской автономии. В частности, уделяется внимание таким организациям, как комитет советской молодежи, комитет незаможных селян, профсоюзным, женским и детским союзам. В работе приводится этнический и социальный состав по отдельным населенным пунктам и районам, при этом указывается преобладание того или иного этноса в регионе.
Ключевые слова: комсомольцы, профсоюзы, комитет незаможных селян, женские отделы, русские, молдаване, украинцы, евреи, Молдавская автономия, сионисты.
The social organizations of the Moldavian autonomy in 1924-1926 years (the ethnic aspect)
VV. Ichenko, E.A. Matveychuk
Taras Shevchenko State University of Transnistria (Transnistria, Moldova) e-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the problem of ethnic staff of the social organizations on the initial stage of the Moldavian autonomy forming. In particular the attention is paid to such organizations, as The Committee of the Soviet youth, the Committee of the landless peasants, Trade, Women's and Child units. The work describes the ethnic and social staff in different localities and regions. It indicates the predomination of the one or the other ethnos in the region.
Keywords: komsomol members, trade units, the Committee of the landless peasants, Women's units, Russians, Moldavians, Ukrainians, Jews, The Moldavian autonomy, Zionists.
Вопрос об этническом составе Молдавской автономии возникает фактически сразу же после ее образования. Эта идея принадлежала группе эмигрантов - бессарабцев, проживавших в Москве. Все же они не обладали реальной политической силой, в связи с чем проект мог быть реализован только при наличии таковой. Тогда в работу включились видные военачальники М.В. Фрунзе и Г.И. Ко-товский. Именно после этого была образована инициативная группа для подготовки обращения в ЦК партии о создании республики. Ее фактическим руководителем стал Ион Дическу-Дик. В записке говорилось: «Молдавская республика служила бы объективом привлечения внимания и симпатии бессарабского населения и дала бы еще большой повод претендовать на воссоединение Заднестровья. С этой точки зрения напрашивается необходимость создания именно социалистической республики, а не автономной области в пределах УССР. Объединение Приднестровья и Заднестровья служило бы стратегическим клином СССР по отношению и к Балканам (через Добруджу) и к Центральной Европе (через Буковину и Галицию), который СССР мог бы использовать в качестве плацдарма в военных и политических целях»1.
Однако в контексте темы публикации интересен другой аспект докладной записки - состав населения: «На левом берегу Днестра в бывшей Херсонской и Каменец-Подольской губерниях живут компактной массой не менее 500-800 тыс. (а по утверждению румын
- до 2 млн) молдаван, обладающих своим особым национальным бытом и говорящих на румынском диалекте, молдавском языке»2. Это подчеркивает тот факт, что состав населения будущей МАССР отличался своей спецификой.
По результатам Всесоюзной переписи населения 1926 г. всего в МАССР проживали 572,3 тыс. человек, из них украинцев - 48,5 %, молдаван - 30,1 %, русских - 8,5 %, евреев - 8,5 %, прочих - 4,4 %3. Украинцы населяли в основном семь районов, в пяти из которых они преобладали. Молдаване составляли большинство в трех районах и в двух из них доминировали. В Тираспольском районе значительную часть населения представляли русские, украинцы преимущественно проживали в городах Бирзула и Ананьев, евреи - в Балте и Рыбнице4.
Остановимся на пионерских и комсомольских организациях. Так, например, на начальном этапе существования молдавская пионер-
ская организация насчитывала в своих рядах 6 230 пионеров, городских - 2 116, сельских - 4 1145. По социальному составу: дети рабочих - 1 780, крестьян - 3 200, служащих - 686, прочих - 564. По национальному составу: молдаване - 1 506, украинцы - 2 570, русские - 1 180, евреи - 974. Позже наблюдается динамика снижения численности пионерских организаций. Так, к ноябрю 1925 г. насчитывалось 4 103 человека на 140 отрядов, из них молдавских детей - 532, т. е. всего 11 %6.
Достаточно интересными представляются сведения об этническом и социальном составе комсомольской организации к концу 1925 г. Они свидетельствуют о том, что внутри нее создано уже 30 молдавских ячеек. Тем не менее по сравнению с численностью всей организации в них не хватало коренного населения: молдаван -19,5 %, евреев - 20 % Девушек в организации было 13%, из них молдаванок - 30 чел., т. е. всего 1 %7.
Обратим внимание на этнический состав женских организаций Молдавской автономии. К примеру, на заседании первой женской конференции Рыбницкого района АМССР (28.12.1924 г.) было четыре основных докладчика. Один (Этчин) выступал на молдавском языке, другой (Гольфельд) - на еврейском8. В Каменском районе в тот же период насчитывалось 70 делегаток-селянок и 20 делега-ток-работниц, все они были членами Комитета незаможных селян (КНС) и профсоюзов. Из них представительницы молдавской национальности составляли только 30 %, остальные, как говорится в документе, - украинки, еврейки и прочие9. В селе Рашков на заседании женского отдела не только протокол, но и все выступления велись на украинском языке. В Тирасполе на одном из заседаний женотделов говорилось о том, что среди комсомольцев наблюдается малое число представителей молдавского этноса и слабое знание молдавского языка, в связи с чем принимается решение прикрепить 15 молдавских делегаток от женотдела к трем ячейкам КСМ10.
Особо в документах того времени отмечены сионистские организации. Например, Главное бюро еврейской секции представляло следующие данные об их структуре по Украине:
основные группы:
1. Сионисты-социалисты;
2. СТП (Сионистская трудовая партия);
3. ССФ (Сионистско-социалистическая федерация «Дройр») (Л. 6);
юношеские:
1. Сионистско-социалистическая Югент Фербанд;
2. Организация сионистской молодежи - Гистатруд;
3. Гашомер;
и детские:
1. Гашомер и Гацоир;
2. Нацмол;
3. Цойфим11.
Сионисты имели влияние на местечковую бедняцкую и трудовую молодежь и на еврейских детей, посещавших русские и украинские школы. В меньшей степени, но все же имело место их влияние на студенчество и советских служащих. В документе говорится и о том, что в отдельных местах сионистские организации количественно в несколько раз превышали комсомольские и пионерские. Ими издавались газеты, журналы, сборники и почти во всех городах - листовки12. В отдельных местах отмечались случаи проникновения сионистской молодежи в комсомольские ячейки и пионеротряды. На тот период основными требованиями синоистов были:
- национально -персональная автономия для евреев;
- свободные еврейские советы в местных, республиканских и всесоюзных масштабах;
- создание еврейских отделений профсоюзов13.
О большой их активности говорят и такие данные: «Сионисты стремятся своим влиянием охватить молодежь. Недавно ими в г. Балта был созван съезд, на котором были представители организаций: Рыбницкой, Каменской и Крутнянской. Руководителями съезда были розданы материалы для руководства по привлечению КСМ в сионистские организации. В м. Дубоссарах имеется организация, в которую вошла молодежь кустарей. Такая же организация имеется и в г. Тирасполе - на 160 чел.»14.
Достаточно органично этнический состав МАССР представлен на примере КНС. По состоянию на 1926 г. всего членами КНС были 33 656 человек, из них мужчин - 27 954, женщин - 5 702; по национальному составу: украинцев - 21 521, молдаван - 8 116, русских
- 2 020, евреев - 1 245, поляков - 406, прочих - 34815. Как мы видим, больший процент представлен украинским населением. Примерно та же картина наблюдается и в организации профсоюзов. В тот же период их членами были: украинцы - 51,8 %, евреи - 18, 7 %, молдаване - 7,7 %. Заметим, что в данной организации процент молдаван был высок. Кроме того, необходимо указать и этнический состав тех работников профсоюзов, которые трудились по найму: всего 9 286 чел. (украинцев - 4 179, русских -1 633, евреев - 2 313, молдаван -492, поляков - 219, белорусов - 107, болгар - 39)16.
Прослеживается некоторая закономерность в том, что разнообразный этнический состав Молдавской автономии на начальном этапе становления республики нашел свое отражение на примере
состава некоторых общественных организаций МАССР, в чем убеждают нас факты, приведенные в статье.
литература
1. МораруА. Судьба документа // Cugetul. 1992. № 5-6. С. 59.
2. Там же. С. 58.
3. Галущенко О.С. Население Молдавской АССР (1924-1940 гг.). Кишинев, 2011. С. 13.
4. Там же. С. 14.
5. Архив общественно-политических организаций Республики Молдова (АСПОРМ). Ф. 49. Оп. 1. Д. 986. Л. 23.
6. Там же. Л. 23.
7. Там же. Ф. 49. Оп. 1. Д. 44. Л. 3.
8. Там же. Л. 2.
9. Там же. Ф. 49. Оп. 1 Д. 58. Л. 8.
10. Там же. Л. 21.
11. Там же. Ф. 49. Оп. 1. Д. 62. Л. 6.
12. Там же. Л. 8.
13. Там же. Л. 9.
14. Там же. Ф. 49. Оп. 1. Д. 80. Л. 15.
15. Там же. Ф. 49. Оп. 1. Д. 653. Л. 1.
16. Там же. Л. 3.
Referents
1. MoraruА. Destiny dokument // Cugetul. 1992. № 5-6.S. 59.
2. Tam zhe. S. 58.
3. Galuscenko O.S. Population Мoldavian ASSR (1924-1940 гг.). Kishinev, 2011. S. 13.
4. Tam zhe. S. 14
5. The Social-political organizations archieve of the Moldavian republic (ASPORM). F. 49. Ор.1. D. 986. L. 23.
6. Tam zhe. L. 23.
7. Tam zhe. F. 49. Ор. 1. D. 44. L. 3.
8. Tam zhe. L. 2.
9. Tam zhe. F. 49. Ор. 1. D. 58. L. 8.
10. Tam zhe. L. 21.
11. Tam zhe. F. 49. Ор. 1. D. 62. L. 6.
12. Tam zhe. L. 8.
13. Tam zhe. L. 9.
14. Tam zhe. F. 49. Ор. 1. D. 80. L. 15.
15. Tam zhe. F. 49. Ор. 1. D. 653. L. 1.
16. Tam zhe. L. 3.