doi 10.47576/2712-7559_2021_5_5_464 удк 338.48:571.53
Полищук Елена Анатольевна,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента предпринимательской деятельности, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Россия, е-mail: pea.znu@mail.ru
Суранова Оксана Александровна,
старший преподаватель кафедры менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, е-maiL■ suranovaisu@mail.ru
В исследовании определено место и описана роль общественных организаций и объединений как субъектов регионального управления средствами размещения (на примере Иркутской области). Выделены направления дальнейшего вовлечения общественных организаций и объединений в систему управления современными средствами размещения.
Ключевые слова: общественная организация; объединение; средство размещения; субъект регионального управления; бизнес-среда; сфера туризма.
udc 338.48:571.53
Polishchuk Elena Anatolyevna
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Business Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Russia, e-mail: pea.znu@mail.ru
Suranova Oksana Alexandrovna,
Senior Lecturer, Department of Management and Service, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: suranovaisu@mail.ru
The study identifies the place and describes the role of public organizations and associations as subjects of regional management of accommodation facilities (on the example of the Irkutsk region). The directions of further involvement of public organizations and associations in the management system of modern accommodation facilities are highlighted.
Keywords: public organization; an association; accommodation facility; subject of regional government; business environment; the sphere of tourism.
общественные организации и объединения как субъекты регионального управления средствами размещения (на примере иркутской области)
public organizations and associations as regional accommodation management
subjects (on the example of the irkutsk region)
В современных условиях развития внутреннего туризма в целом и средств размещения в частности в Российской Федерации актуальным является процесс изучения диалога общественных организаций и объединений, представляющих интересы бизнес-сообщества и государства. Такой диалог оказывает существенное влияние на бизнес-среду, экономические показатели развития туризма, затрагиваемых деятельностью входящих в общественные организации и объединения средств размещения.
В этой связи объективной необходимостью представляется исследование значимости «интеграции ресурсов профессиональных объединений туризма и гостеприимства отдельных субъектов Российской Федерации в процесс реализации национальных проектов, сопряженных с отраслью туризма и необходимости государственной' поддержки их деятельности», что подтверждено резолюцией проведенного в 2020 году Первого Всероссийского конгресса общественных объединений туризма, гостеприимства и спорта [7].
В настоящее время в отечественной научной среде наблюдается значительный интерес со стороны исследователей к изучению предпосылок управления сферой туризма и гостеприимства.
Так, например, М.В. Фролова уделила внимание основам регионального управления туризмом в целом и средствами размещения в частности [11]. В свою очередь отдельные исследователи изучили особенности деятельности общественных организаций, объ-
единений и средств размещения в сфере туризма [5; 6; 10], описали развитие рынка средств размещения на примере отдельного региона [2; 8; 9].
Отдавая должное значимости научных ре -зультатов в данной области экономической науки, остается в недостаточной степени исследовано определение места и роли общественных организаций и объединений как субъектов регионального управления средствами размещения, в нашем случае Иркутской области.
В процессе определения места общественных организаций и объединений в структуре регионального управления средствами размещения установлено, что в Иркутской области сформировалась система управления средствами размещения, состоящая из базовых уровней, представленных на рис. 1.
Первый (высший) уровень, отображенный на рисунке, представлен органами региональной и местной власти; второй уровень - общественными организациями и объединениями, которые выражены в виде объединений в сфере туризма, объединений средств размещения и объединений предпринимателей туристской, курортно-ре-креационной и гостиничной сферы; третий уровень представлен отдельными бизнес-объединениями, сетевыми и независимыми средствами размещения.
В табл. 1 представлена характеристика основных органов регионального и муниципального управления сферой туризма Иркутской области.
Наименование органа управления/сайт Характеристика
Агентство по туризму Иркутской области / https:// irkobl.ru/sites/tour/ Исполнительный орган государственной власти Иркутской области, осуществляющий функции по созданию благоприятных условий для развития туризма в Иркутской области
Координационный совет при губернаторе Иркутской области по развитию туризма на территории Иркутской области / https:// irkobl.ru/ Координационный орган при Губернаторе Иркутской области, созданный в целях взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, и средств массовой информации по вопросам поддержки и развития туризма на территории Иркутской области
Центр кластерного развития Иркутской области / https://irkobl.ru/sites/ economy/small_business/ organization /center_of_cluster_ development/ Туристско-рекреационный кластер «Байкальское созвездие» представляет собой сконцентрированную группу организаций, предоставляющих востребованный на рынке по цене и качеству комплекс взаимодополняющих и усиливающих друг друга услуг, ориентированный на несколько видов туризма: экологический, этнографический, сельский, водный и круизный, культурно-познавательный, рекреационный (лечебно-рекреационный), событийный, образовательный, деловой, промышленный и др.
Таблица 1 - Характеристика органов регионального и муниципального управления сферой туризма Иркутской области
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 5, 2021 465
Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска / Отдел досуга, творческих проектов и туризма / https:// admirk.ru/pages/Komitet-po-sotcialnoi-politike-i-kulture. аБрж_
Отдел досуга, творческих проектов и туризма является структурным подразделением управления культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, не наделенным правами юридического лица, создающий условия для развития туризма на территории города Иркутска; обеспечивающий проведение информационной политики в целях формирования имиджа города как туристского центра; анализирующий существующее состояние и тенденции развития туризма на территории города; разрабатывающий предложения, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма города Иркутска; содействующий разработке и внедрению на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания
Органы регионального и местного управления туризмом
Региональный уровень
5
Местный уровень
т
Агентство по туризму Иркутской области
Координационный совет при губернаторе Иркутской области по развитию туризма на территории Иркутской области
Центр кластерного развития Иркутской области
1__
Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации
г. Иркутска, органы муниципальной власти
Общественные организации и объединения в сфере туризма в Иркутской области
Объединения в сфере туризма
Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма (СБАТ)
Ассоциация Предпринимателей Туристического Бизнеса Байкальского Региона (АПТББР)
Иркутская Региональная Ассоциация Турбизнеса (ИРАТ)
Объединения средств размещения
Объединения предпринимателей
г----------------
Российская гостиничная
I
ассоциация (РГА), Иркутский филиал
Ассоциация гостиничной
индустрии (АГИ «5 звезд»)
Байкальская ассоциация
рестораторов и отельеров (БАРО)
________^_______
Комитет по предпринимательству в
сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири»
Средства размещения
______1__________________■ ■____________________.
1 Бизнес-объединения средств размещения (компания «Гранд Байкал», компания «Истлэнд», ассоциация «Байкальская Виза») 1_ Сетевые средства размещения («Ибис Иркутск Центр», «Марриотт Кортярд Иркутск Сити Центр») Независимые 1 средства размещения |_ J
Рисунок 1 - Базовые уровни управления средствами размещения Иркутской области
Анализ данных, представленных в таблице, позволил заключить, что органы региональной и муниципальной власти создают благоприятные условия, поддерживают и развивают сферу туризма на территории Иркутской области, в то время как общественные организации и объединения формируют эффективные коммуникации между органами власти и частным сектором (средствами размещения). При этом ассоциации осуществляют коммуникационные функции как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальные коммуникации определяются потребностью консолидированного представительства интересов отрасли при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, а также
в выработке единых правил взаимодействия с инфраструктурой кластера (аренда, требования к услугам смежных отраслей и др.), в свою очередь, горизонтальные - обеспечивают координацию и взаимодействие с внешней средой, способность выступать консолидировано при освоении новых рынков [4].
В процессе исследования выявлено, что на территории Иркутской области функционируют 7 формальных, общественных организаций и объединений в сфере туризма и средств размещения, осуществляющих деятельность в форме ассоциаций и комитетов, общая информация о которых (наименование, год создания, официальный сайт, количество членов) представлена в табл. 2.
Таблица 2 - Общественные организации и объединения средств размещения и с участием средств размещения в Иркутской области
Наименование объединения Год создания сайт/страницы в социальных сетях Количество членов всего/средств размещения, ед.
Объединения в сфере туризма
Сибирская байкальская ассоциация туризма (СБАТ) - крупнейшее профессиональное объединение в сфере туризма в Сибири 2002 https://www.sbat.info/ 41/12
Иркутская региональная ассоциация турбизне-са(ИРАТ) 2012 http://irat38.ru (не функционирует) Информация отсутствует
Ассоциация предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона (АПТББР) 2018 https://www.facebook. сот/аЬШог2018/ Информация отсутствует
Объединения средств размещения
Иркутский филиал Российской гостиничной ассоциации (РГА) 1997 https://rha.ru 7/5
Байкальская ассоциация рестораторов и от-ельеров (БАРО) 2012 отсутствует Информация отсутствует
Ассоциация гостиничной индустрии 5 звезд (АГИ 5 звезд) 2018 https://agi5zvezd.ru/ 23/23
Объединения предпринимателей
Комитет по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» 2016 https://vs.tpprf.ru/ru/ Информация отсутствует
Туристские компании в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов создают объединения (ассоциации) в порядке, установленном действующим законодательством [1].
К основным задачам таких ассоциаций можно отнести [8]:
- координацию и согласование деятельности участников рынка;
- обобщение практики применения нормативных актов по регулированию туристской деятельности;
- внесение предложений в законодательные органы по вопросам развития туризма в виде различных проектов;
- проведение методических конференций, семинаров по проблемам туризма и туристской деятельности;
- разработку и обсуждение предложений по вопросам повышения качества обслуживания туристов.
Изучение опыта Иркутской области позволило сделать вывод о возможности эффективного участия негосударственных органи-
индустридльндя экономика • № 5, том 5, 2021 467
заций в управлении средствами размещения на региональном уровне.
Учитывая опыт стран-лидеров мирового туризма (Франция, Италия, Великобритания, Германия и др.), а также взгляды отдельных исследователей и коллективов на решение ключевых проблем в развитии анализируемой сферы [2; 3; 4; 6; 8 и др.], можно заключить, что формирование интегрированной системы управления с присущими для нее вертикальными (подчинения) и горизонтальными (согласования) связями между всеми ее элементами позволит сформировать комплексный подход и осуществить управление процессами (функционированием) и непосредственно объектом (структурой объекта, то есть его развитием) управления в целом. При этом интеграция будет способствовать преодолению автономи-зации отдельных элементов структуры управления, более полному использованию их полезных свойств, что является необходимым условием получения положительных синерге-тических эффектов и, следовательно, повысит эффективность управления.
Определение ключевых направлений дальнейшего вовлечения общественных организаций и объединений в систему регионального управления средствами размещения позволило заключить, что, во-первых, в условиях несовершенной деятельности государственных институтов общественные организации и объединения (союзы, ассоциации, комитеты) могут быть инструментом обратной связи, источником информации о прорывах и барьерах на пути продвижения инноваций (в данном случае общественные объединения, союзы, ассоциации выступают в качестве института, поддерживающего инновации); во-вторых, на фоне недостаточно развитой инфраструктуры общественные организации и объединения могут аккумулировать и предоставлять информацию о лучших практиках и наработках, обеспечивать координацию в выработке и поддержании отраслевых стандартов, способствовать выходу на новые образовательные рубежи и рынки, внедрению новых технологий (в этом контексте общественные организации и объединения как выступают в качестве институтов, дополняющих государственные структуры); в-третьих, общественные организации и объединения могут стать исследовательскими центрами и т.п.
Таким образом, для устойчивого развития сферы туризма Иркутской области нужно четкое определение и разграничение функций управления между министерствами, образовательными учреждениями и организациями (предприятиями). Также необходимо создание и развитие саморегулируемых организаций, которые могли бы взять на себя функции органов власти по установлению правил поведения на рынке, разработке внутренних стандартов деятельности, контролю за их соблюдением, лишению права профессии тех, кто не выполняет данные стандарты.
Полученные результаты могут быть использованы субъектами регионального управления для улучшения взаимодействия с общественными организациями и объединениями в целях формирования и развития устойчивой инфраструктуры туризма и регионального туристского продукта.
Список литературы
1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 03.10.2021). - URL: www.consultant.ru/ documents/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 10.10.2021).
2. Даниленко, Н.Н. Разработка универсальных критериев оценки гостеприимства (на примере средств размещения Иркутской области) / Н.Н. Даниленко, И.Ю. Калинина, О.А. Суранова // Вестник Томского государственного университета. Серия: Экономика. -2019. - № 46.
3. Кораблева, ГБ. Институциональные основы формирования профессиональных общностей / ГБ. Кораблева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2006. - № 2(57). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/mstitutsionalnye-osnovy-formirovaniya-professionalnyh-obschnostey (дата обращения: 29.09.2021).
4. Лебединская, Ю.С. Применение метода гомео-статики в разработке организационно-экономического механизма управления туристским кластером Приморского края / Ю.С. Лебединская // Территория новых воз -можностей. - 2017. - № 1(36). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/primenenie-iTietoda-goiTieostatiki-v-razrabotke-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-turistskim-klasterom-primorskogo (дата обращения: 11.10.2021).
5. Майданевич, Ю. П. Управление развитием туристской отрасли: региональный аспект / Ю. П. Майданевич // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - Т. 13. - № 5(87). - С. 125-139.
6. Максимюк, М. Н. Роль ассоциаций в туристическом бизнесе / М.Н. Максимюк //Культура народов Причерноморья. - 2012. - № 235. - С. 51-55.
7. Первый Всероссийский конгресс общественных объединений туризма, гостеприимства и спорта // Ту-
ризм. Нацпроекты 2020. - URL: https://kongress.tourism-union.ru (дата обращения: 07.10.2021).
8. Ржепка, Э.А. Актуальные тенденции развития гостиничного бизнеса Иркутской области / Э.А. Ржепка, Т.П. Головченко, А.В. Андреев // Актуальные тенденции развития мировой экономики: материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 15-16 марта 2016 года: в 2 частях - Иркутск : Байкальский государственный университет, 2016. - С. 37-44.
9. Ржепка, Э.А. О развитии туристско-гостиничного бизнеса в Иркутской области / Э. А. Ржепка // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 10.
10. Тхагапсов, А.В. Основные принципы построения взаимодействия между субъектами управления в туристской отрасли / А.В. Тхагапсов // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 6(53). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-postroeniya-vzaimodeystviya-mezhdu-subektairii-upravleniya-v-turistskoy-otrasli (дата обращения: 09.10.2021).
11. Фролова, М.В. Региональное управление в сфере туризма / М.В. Фролова // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - № 14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-upravlenie-v-sfere-turizma (дата обращения: 09.10.2021).
References
1. O nekommercheskix organizaciyax: Federal'ny'j zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 03.10.2021). URL: www.consultant.ru/ documents/cons_doc_LAW_8824/ (data obrashheniya: 10.10.2021).
2. Danilenko, N.N. Razrabotka universal'ny'x kriteriev ocenki gostepriimstva (na primere sredstv razmeshheniya Irkutskoj oblasti) / N.N. Danilenko, I.Yu. Kalinina, O.A. Suranova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E'konomika. 2019. № 46.
3. Korableva, G.B. Institucional'ny'e osnovy' formirovaniyaprofessional'ny'xobshhnostej/G.B.Korableva // Vestnik YuUrGU. Seriya: Social'no-gumanitarny'e nauki. 2006. № 2(57). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/institutsionalnye-osnovy-formirovaniya-
professionalnyh-obschnostey (data obrashheniya: 29.09. 2021).
4.Lebedinskaya,Yu.S.Primeneniemetodagomeostatikiv razrabotke organizacionno-e'konomicheskogo mexanizma upravleniya turistskim klasterom Primorskogo kraya / Yu.S. Lebedinskaya // Territoriya novyx vozmozhnostej. 2017. № 1(36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-gomeostatiki-v-razrabotke-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-turistskim-klasterom-primorskogo (data obrashheniya: 11.10.2021).
5. Majdanevich, Yu. P. Upravlenie razvitiem turistskoj otrasli: regional'ny'j aspekt / Yu. P. Majdanevich // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. T. 13. № 5(87). S. 125-139.
6. Maksimyuk, M. N. Rol' associacij v turisticheskom biznese / M.N. Maksimyuk // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2012. № 235. S. 51-55.
7. Pervy'j Vserossijskij kongress obshhestvenny'x ob''edinenij turizma, gostepriimstva i sporta // Turizm. Naczproekty 2020. URL: https://kongress.tourism-union. ru (data obrashheniya: 07.10.2021).
8. Rzhepka, E'.A. Aktual'ny'e tendencii razvitiya gostinichnogo biznesa Irkutskoj oblasti / E'.A. Rzhepka, T.P. Golovchenko, A.V. Andreev // Aktual'ny'e tendencii razvitiya mirovoj e'konomiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 15-16 marta 2016 goda: v 2 chastyax Irkutsk : Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2016. S. 37-44.
9. Rzhepka, E'.A. O razvitii turistsko-gostinichnogo biznesa v Irkutskoj oblasti / E'. A. Rzhepka // Baikal Research Journal. 2017. T. 8. № 1. S. 10.
10. Txagapsov, A.V. Osnovny'e principy' postroeniya vzaimodejstviya mezhdu sub''ektami upravleniya v turistskoj otrasli / A.V. Txagapsov // Servis v Rossii i za rubezhom. 2014. № 6(53). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-printsipy-postroeniya-vzaimodeystviya-mezhdu-subektami-upravleniya-v-turistskoy-otrasli (data obrashheniya: 09.10.2021).
11. Frolova, M.V. Regional'noe upravlenie v sfere turizma / M.V. Frolova // Strategiya ustojchivogo razvitiya regionov Rossii. 2013. № 14. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/regionalnoe-upravlenie-v-sfere-turizma (data obrashheniya: 09.10.2021).
индустриальная экономика • № 5, том 5, 2021 469