Научная статья на тему 'Общественное телевидение России как пример неэффективного использования интернет-аудитории (включая анализ деятельности канала на видеохостинге YouTube)'

Общественное телевидение России как пример неэффективного использования интернет-аудитории (включая анализ деятельности канала на видеохостинге YouTube) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
615
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКАНАЛ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ / ОТР / ДОЖДЬ / RUSSIA TODAY / YOUTUBE / ВЫПУСКИ / ПРОСМОТРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Верник А.Г.

Журналистика должна быть независимой и предоставлять объективную информацию. Воздействие бизнес-элит на СМИ привели к желанию общества создавать независимые продукты так возникло общественно-правовое вещание. В России подобное вещание появлялось дважды: в виде ОРТ в 90-х гг. и в виде Общественного телевидения России (ОТР) в 2012 году. В ходе исследования установлено, что ОТР проигрывает современным телеканалам «Дождь», Russia Today в популярности на интернет-площадках (в частности, YouTube). Для подтверждения этого тезиса вычислены показатели среднего количества ежедневно загружаемых выпусков и среднего количества просмотров одного выпуска и проведен сравнительный анализ YouTube-каналов популярных телеканалов. Автор описывает историю ОТР до настоящего времени и констатирует, что без изменения позиции руководства канала относительно назначения собственного продукта, а также без формирования собственной аудитории в Интернете у телеканала нет будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное телевидение России как пример неэффективного использования интернет-аудитории (включая анализ деятельности канала на видеохостинге YouTube)»

Верник А. Г., аспирант Челябинский государственный университет

ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ КАК ПРИМЕР НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ (ВКЛЮЧАЯ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАЛА НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBE)

agvernik@gmail.com

Журналистика должна быть независимой и предоставлять объективную информацию. Воздействие бизнес-элит на СМИ привели к желанию общества создавать независимые продукты - так возникло общественно-правовое вещание. В России подобное вещание появлялось дважды: в виде ОРТ в 90-х гг. и в виде Общественного телевидения России (ОТР) в 2012 году. В ходе исследования установлено, что ОТР проигрывает современным телеканалам - «Дождь», Russia Today - в популярности на интернет-площадках (в частности, YouTube). Для подтверждения этого тезиса вычислены показатели среднего количества ежедневно загружаемых выпусков и среднего количества просмотров одного выпуска и проведен сравнительный анализ YouTube-каналов популярных телеканалов. Автор описывает историю ОТР до настоящего времени и констатирует, что без изменения позиции руководства канала относительно назначения собственного продукта, а также без формирования собственной аудитории в Интернете у телеканала нет будущего.

Ключевые слова: телеканал, общественное вещание, ОТР, Дождь, Russia Today, YouTube, выпуски, просмотры.

В последнее время все чаще общество вспоминает об истинном предназначении журналистики - рассказывать о том, что происходит в мире. При этом материалы должны быть непредвзятыми, а сами журналисты - максимально объективными. В рамках подобных взглядов на журналистику появилось общественно-правовое вещание, которое не принадлежит ни государству, ни частным лицам или компаниям, а находится в общественной собственности, то есть принадлежит своим зрителям [1].

Несмотря на утопичную, по мнению многих, идею полной независимости, в мире подобное телевидение существует и в некоторых странах играет основную роль в информировании граждан. В Великобритании это BBC, в Германии - ARD. В ряде стран Европы также существует общественное телевидение (CT1 и CT2 в Чехии, ZDF в Германии), но оно не составляет конкуренцию крупным игрокам рынка. Общественное телевидение сегодня существует более чем в 50 странах мира. Оно различается формой собственности, способом финансирования, содержанием программ и объемом аудитории [2].

Общественное телевидение в России появилось впервые еще в 90 -ых годах XX века. Канал «ОРТ» (Общественное российское телевидение), возглавляемый Владиславом Листьевым, планировал перейти на общественную модель вещания. Генеральный директор канала 20 февраля 1995 года ввел мораторий на рекламу сроком один месяц. К сожалению, Листьев закончить реформу ОРТ не успел: в марте 1995

года известный журналист был убит [3]. Позже от идеи общественного телевидения отказались, а в 2002 году «ОРТ» переименовали в «Первый канал» [4], полностью отказавшись от общественного участия в управлении этим СМИ.

В апреле 2012 года, спустя 17 лет после первой попытки запуска общественного телеканала в России, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал указ о создании Общественного телевидения России [5]. Президент сразу же заявил, что на первом этапе телеканал будет финансироваться государством, а впоследствии бизнес-модель будет скорректирована в пользу сторонних источников финансирования [6]. Руководителем нового СМИ после долгих дискуссий был назначен Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио [7].

Известные отечественные журналисты выступили с критикой запуска канала. Владимир Соловьев в интервью газете «Известия» сказал, что идея канала не сформулирована, поэтому «показать нечего», а целевая аудитория канала ему «непонятна» [8]. Павел Шеремет, работавший в 90-ых годах на ОРТ вместе с Листьевым, предположил: «Второе издание Общественного телевидения имеет все шансы завершиться фарсом» [9]. Владимир Познер воздержался от критики, но заметил, что планируемый к запуску канал общественным телевидением по своей сути не является [10]. Проведенный в конце 2011 года Всероссийским центром изучения общественного мнения опрос «Готовы Вы лично поддержать новый общественный телеканал фи-

нансово, или нет?» показал, что больше половины опрошенных (59%) отказались от оказания финансовой помощи формируемому СМИ [11].

19 мая 2013 года Общественное телевидение России (ОТР) начало вещание. В этот же день Алексей Лысенко призвал не судить о телеканале по первому дню вещания, так как полноценную работу ОТР планировало начать в сентябре [12]. Но уже 23 июля 2013 года, то есть еще до начала полноценного вещания, Лысенко рассказал, что бюджет телеканала пуст [13]. Позже каналу был выделен кредит, который помог продержаться еще полгода [14]. В начале 2014 года финансовое состояние канала не улучшилось, и Лысенко заявил: «сегодня строить федеральный канал на те суммы, которые выделены - анекдотично» [15]. По словам генерального директора, в ближайшее время СМИ может уволить до половины собственных сотрудников, оптимизируя финансовые затраты. Кроме того, канал так и не сумел найти сторонние источники финансирования, а правительство на слушаниях отказало ОТР в предоставлении новых средств [16].

Стоит отметить, что за полгода своего существования ОТР не стало значительным источником новостей. Канал появился в федеральном пакете цифровых общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов цифрового телевидения «Первый муль-типлекс», но смотреть его могут лишь те, чей телевизор оборудован способен принимать телесигнал в формате DVB-T2, а это лишь малая часть присутствующих на рынке устройств.

Одна из причин низкой популярности ОТР, по мнению автора, - низкая популярность телеканала в интернет-пространстве. Для анализа деятельности телеканала был взят YouTube-канал ОТР, располагающийся по адресу: https://www.youtube.com/user/OTVrussia. Этот канал автором статьи был соотнесен со статистикой двух других СМИ, которые сегодня считаются лидерами в своей отрасли: «Дождь» и Russia Today (http://www.youtube.

com/user/tvrainru/ и http://www.youtube.com /user/RussiaToday соответственно). Для анализа популярности телеканала ОТР в Интернете был взят за основу YouTube-канал потому, что именно этот сервис является наиболее используемым видеохостингом в Интернете и телеканалы всего мира используют его для популяризации собственных выпусков.

Для того, чтобы подтвердить тезис о низкой популярности ОТР в Интернете, были вычислены следующие показатели для каждого из анализируемых телеканалов (ОТР, «Дождь» и Russia Today): среднее количество ежедневных

выпусков, выкладываемых на УоиТиЪе-канал (КЕВ - количество ежедневных выпусков), среднее количество просмотров одного выпуска (КПВ - количество просмотров выпуска), а также подсчитать соотношение показателей у рассматриваемых каналов.

Показатель КЕВ будет вычисляться по формуле

ОКВ

КЕВ = -

КА

(1)

ОКВ - общее количество выпусков, выложенных на YouTube-канале анализируемого телеканала, КД - количество дней, прошедших с даты публикации первого видео на канале. Для каждого из анализируемых телеканалов возьмем общую дату публикации первого видео - ей будет соответствовать 31 октября 2012 [17]. Это самая поздняя дата публикации первого видео из всех трех YouTube-каналов. Таким образом, показатель КД будет одинаков для всех и составит 452 (расчеты производятся 26 января 2014) -именно столько дней прошло с 31.10.2012 до 26.01.2014 года.

Подсчитаем показатель ОКВ для каждого из анализируемых телеканалов. Для ОТР этот показатель равен 876, для «Дождя» - 684, для Russia Today - 1046. Данные были получены с помощью ручного подсчета контента YouTube-каналов анализируемых телеканалов по состоянию на 26.01.2014 года.

Далее произведем расчет показателя КЕВ по указанной выше формуле. Полученные данные: КЕВ ОТР равен 1,9, КЕВ «Дождя» равен 1,5, КЕВ Russia Today равен 2,3.

На первый взгляд может показаться, что если ОТР выкладывает собственные видео чаще «Дождя» (показатель КЕВ у ОТР выше), то показатель КПВ YouTube-канала ОТР должен быть выше. Проверим это утверждение.

Показатель КПВ будет вычисляться по формуле

□ □

(2)

ОКП - общее количество просмотров выпусков, КВ - количество выпусков, выбранных для анализа. Для каждого из анализируемых телеканалов возьмем показатель КВ равным 680 - это количество выпусков, выложенных до 31.10.2012 на YouTube-канале «Дождь». У YouTube-каналов ОТР и Russia Today количество выпусков, выложенных до 31.10.2012, выше, поэтому будет взят минимальный показатель.

Подсчитаем показатель ОКП для каждого из анализируемых телеканалов. Для ОТР этот показатель равен 328 464, для «Дождя» - 4 905 938, для Russia Today - 14 131 640. Данные были

получены с помощью ручного подсчета количества просмотров контента YouTube-каналов анализируемых телеканалов по состоянию на 26.01.2014 года.

Произведем расчет показателя КПВ по указанной выше формуле. Полученные данные: КПВ ОТР равен 483, КПВ «Дождя» равен 7 214, КПВ Russia Today равен 20 781.

Как мы видим, среднее количество просмотров выпусков (показатель КПВ) ОТР на YouTube проигрывает выпускам «Дождя» в 15 раз, а выпускам Russia Today - в 43 раза.

Полученные данные подтверждают тезис автора о низкой популярности ОТР в Интернете. Несмотря на более высокое количество выпусков против YouTube-канала СМИ «Дождь» (1,9 против 1,5), среднее количество просмотров выпуска ОТР проигрывает показателю телеканала «Дождь» в 15 раз. Можно смело утверждать, что подобные показатели не способствуют увеличению аудитории ОТР. Показатель КПВ напрямую влияет на рост аудитории телеканала: чем больше аудитория, тем больше среднее количество просмотров одного выпуска. Полученные показатели говорят о том, что коллектив ОТР работает на количество, но не на качество. На YouTube-канале ОТР больше выпусков, чем у «Дождя», но при этом общее количество их просмотров - ниже.

Низкая популярность в Интернете сегодня может привести к отрицательным результатам в оффлайн-эфире. Первыми это поняли телеканалы «Дождь» и Russia Today. В то время как первый решил монетизировать онлайн-вещание [18] (как правило, на такой шаг идут после получения стабильной аудитории), второй заявил об установлении рекорда среди всех СМИ на YouTube - 1 млрд просмотров всех выпусков [19].

После появления новости о грядущих увольнениях половины коллектива ОТР, российский телеведущий Владимир Познер дал интервью «Русской службе новостей», в котором заявил о невозможности спасения ОТР и заявил, что закрытие канала станет наиболее благоприятным исходом из сложившейся ситуации. Познер также отметил, что назначение Лысенко с самого начала было противоречивым решением: «Нынешний гендиректор выступал категорически против его создания. Он говорил, что не нужно в России никакое общественное телевидение. Я удивился, узнав, что назначили именно его» [20].

ОТР еще может стать успешным. Главное, что следует изменить - позицию руководства канала относительно назначения собственного продукта. В одном из первых интервью, связан-

ных с ОТР, Анатолий Лысенко заявил: «На нашем телеканале не будет слова «рейтинг»: зрителя надо перевоспитывать» [21]. Перевоспитание зрителя - задача очень масштабная, и не под силу телеканалу, у которого отсутствует постоянный источник финансирования. Важная составляющая рейтинга в его современном понимании - успешность в онлайн-пространстве, но руководство канала подобной цели перед собой не ставило. Возможно, не последнюю роль в подобном состоянии дел сыграло государственное финансирование, которое должно было продолжаться в течение неограниченного периода времени. К сожалению, ставка на формирование имиджа страны за рубежом [22] и создание нового информационного агентства «Россия сегодня» [23] привела к отказу от дальнейшего масштабного выделения денег на производство контента телеканалом ОТР. Без изменения стратегии в онлайн-пространстве у канала нет будущего.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Общественно-правовое вещание [Электронный ресурс]. URL: Шр://т.-тк1реШа.о^М1к1/Общественно-правовое_вещание (дата обращения: 20.01.2014).

2. Курская А. Общественное ТВ в мире: как это работает [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/analytics/20120417/628500133.html (дата обращения: 20.01.2014).

3. Убийство Владислава Листьева [Электронный ресурс]. URL: Шр://ги.-тк1реШа.о^М1к1/Убийство_Владислава _Листьева (дата обращения: 20.01.2014).

4. Первый канал (Россия) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_канал_(Росси я) (дата обращения: 20.01.2014).

5. Общественное ТВ заработает в России с 1 января 2013 года - Медведев [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/media/20120417/628401390.html (дата обращения: 20.01.2014).

6. Общественное ТВ на первом этапе будет финансироваться государством [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/media/20120417/628410854.html (дата обращения: 20.01.2014).

7. Деменик С. Гендиректором Общественного телевидения назначен Анатолий Лысенко [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/society/562949984350908 (дата обращения: 20.01.2014).

8. Позина А. Владимир Соловьев не понимает, кому нужно Общественное телевидение России [Электронный ресурс]. URL:

http://izvestia.ru/news/535715 (дата обращения: 20.01.2014).

9. Второе издание Общественного телевидения имеет все шансы завершиться фарсом [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2192728 (дата обращения: 20.01.2014).

10. Мослакова В. Общественное мнение о будущем общественного телевидения лишено оптимизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/politics/2013-05-29/183130-otr-nachinaet-i.html (дата обращения: 20.01.2014).

11. Готовы ли россияне финансово поддержать новый общественный канал [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/go_info/20120202/554689090.html (дата обращения: 20.01.2014).

12. Общественное ТВ России начало вещание [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20130519/938154621 .html (дата обращения: 20.01.2014).

13. Общественное телевидение России потратило все деньги [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/07/13072 3_russian_public_tv_broke. shtml (дата обращения: 20.01.2014).

14. Внешэкономбанк выделит Общественному телевидению России 250 млн руб [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/media/20130918/964075840.html (дата обращения: 20.01.2014).

15. Общественное телевидение заявляет о финансовых проблемах и ждет помощи [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20140121/990380449.html (дата обращения: 20.01.2014).

16. Общественное телевидение России сократят наполовину [Электронный ресурс]. URL:

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/01/14012 1_public_tv_cuts. shtml (дата обращения: 20.01.2014).

17. Вести Недели об Общественном ТВ [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=V5m-SobpNoQ (дата обращения: 20.01.2014).

18. Китаева К. Телеканал «Дождь» вводит плату за доступ к своему вещанию в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/media/562949988949873 (дата обращения: 20.01.2014).

19. Канал Russia Today бьет в Интернете мировые рекорды посещаемости [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/video/565664/ (дата обращения: 20.01.2014).

20. Гончарова Н., Меркури И. Познер: Нынешний гендиректор ОТР говорил, что не нужно в России никакое общественное телевидение. Я удивился, узнав, что назначили именно его [Электронный ресурс]. URL: http://rusnovosti.ru/guests/interviews/42618/300581 / (дата обращения: 20.01.2014).

21. Альперина С. Не будет слова «рейтинг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/10/18/otv-site.html (дата обращения: 20.01.2014).

22. Путин запретил Минфину урезать финансирование ВГТРК, «Российской газете» и Russia Today [Электронный ресурс]. URL: http : //www.gazeta.ru/business/news/2012/10/29/n_ 2593217.shtml (дата обращения: 20.01.2014).

23. Путин ликвидировал РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2013/12/09/ria/ (дата обращения: 20.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.