Научная статья на тему 'Общественное обсуждение закупок: правовая основа и порядок осуществления'

Общественное обсуждение закупок: правовая основа и порядок осуществления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1353
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладких Виктор Иванович, Старовойтов Владимир Гаврилович

Рассматриваются организационно-правовые основы общественного обсуждения закупок, вносятся предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DISCUSSION OF PROCUREMENT: THE LEGAL FRAMEWORK AND PROCEDURES FOR

Considered institutional framework of public procurement discussions, proposals are being made to improve them.

Текст научной работы на тему «Общественное обсуждение закупок: правовая основа и порядок осуществления»

УДК 343

В.И. Гладких В.Г. Старовойтов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКУПОК: ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Viktor Gladkikh

Vladimir Starovoytov LEGAL FRAMEWORK AND PROCEDURES FOR

C целью повышения гласности, снижения коррупционных рисков в сфере закупок проводятся их общественные обсуждения [1, с. 34-37]. Это помогает в достижении основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок, таких как открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральным законом) предусматривается закрепление участия общественности в процессе планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами могут быть выделены следующие формы участия общественности в планировании и осуществлении закупок:

• участие в обязательном общественном обсуждении закупок;

• осуществление общественного контроля планирования закупок;

• участие в публичной защите планов закупок, планов-графиков закупок, участие в общественном обсуждении планов закупок (планов-графиков закупок), если такая защита (обсуждение) предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими формирование, утверждение и ведения плана закупок (плана-графика закупок);

• участие в общественном обсуждении закупок, проводимом по инициативе заказчика («необязательное» обсуждение);

• участие в общественном обсуждении (экспертизе) обоснования закупки (начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта), если проведение такого обсуждения будет предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим обоснование закупок;

• участие в общественном обсуждении (экспертизе) проектов актов о нормировании в сфере закупок, требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, если проведение такого обсуждения будет предусмотрено соответствующим порядком, принимаемым в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

• иных формах в соответствии с нормативными правовыми актами.

• Федеральным законом впервые урегулированы вопросы общественного контроля в сфере закупок.

Общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставлены существенные права, позволяющие выявлять и предупреждать нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также влиять на развитие контрактной системы.

© Гладких В.И., Старовойтов В.Г., 2014

Abstract. Considered institutional framework of public procurement discussions, proposals are being made to improve them.

Keywords: Procurement, contract system, social control, providing state and municipal needs.

Порядок участия граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании и осуществлении закупок позволяет обеспечить баланс интересов гражданского общества и заказчиков.

Вместе с тем, основной упор в регулировании процедур общественного участия в процессе планирования и осуществления закупок должен быть сделан на защиту и гарантии прав представителей общества.

Открытость и прозрачность планирования закупок обеспечивается, в том числе, путем размещения документов и информации о планировании и осуществлении закупок в единой информационной системе, а также путем предоставления информации по запросам субъектов общественного контроля. Причем, доступ является свободным и безвозмездным, а информация должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона до ввода единой информационной системы информация, которая подлежит размещению в ней, должна размещаться на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru).

Обсуждение закупок является одной из форм общественного контроля, предусмотренной статьей 102 Федерального закона №44-ФЗ, в широком смысле понимаемый как любые действия, содействующие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, включая в т.ч. предупреждение и/или выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в п. 5 ч. 3 ст. 112 установлены случаи и основные требования к порядку обязательных общественных обсуждений закупок для государственных и муниципальных нужд.

На период 2014-2015 гг. порядок обсуждения устанавливается приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №578 от 10 октября 2013 г. и применяется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей.

Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи и порядок проведения обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд.

Следует отметить, что в «пилотном» режиме система общественного обсуждения крупных контрактов действует с августа 2012 года. В пилотном проекте участвуют госкорпорация «Росатом», и ряд российских регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан.

С августа 2012 года в России было размещено 577 извещений стоимостью свыше 1 млрд. рублей на сумму более 1,7 трлн. рублей. В тоже время, в первом полугодии 2013 года только 78% федеральных органов исполнительной власти, которые должны были проводить общественное обсуждение, его осуществляли. Во втором полугодии ситуация была исправлена. Отмечено повышение интереса общественности к закупкам, так количество посещений специализированного форума на сайте госзакупок за 2013 год возросло в три раза. По результатам общественных обсуждений было отменено 20 закупок, а в 30% случаев заказчики внесли изменения.

Общественное обсуждение стало фактором, который дисциплинирует заказчиков. Количество нарушений во втором полугодии 2013 года сократилось в 2 раза [2].

С 1 января 2014 года общественное обсуждение закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей является обязательным. Минэкономразвития ведет постоянный мониторинг таких закупок. К общественному обсуждению закупок активно подключились эксперты ряда общественных организаций. Мониторинг показал, что во II квартале 2014 года были проведены процедуры обязательного общественного обсуждения по 155 закупкам на сумму более 1,5 трлн. рублей. Полностью завершено обсуждение по 55 закупкам на сумму более 1,1 трлн. рублей. На первом этапе обязательного общественного обсуждения находится 41

закупка на сумму более 200 млрд. рублей. На втором этапе обсуждения находятся 2 закупки с суммарной ценой контрактов более 4,5 млрд. рублей.

По 57 закупкам на сумму более 181 млрд. рублей полностью завершен первый этап. В 16 случаях заказчиком внесены изменения в планы-графики закупок по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения.

Важным нововведением контрактной системы после вступления в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является обсуждение крупных закупок на этапе размещения планов-графиков закупок.

Ранее проведение данной процедуры осуществлялось только на этапе размещения заказа и заключалось в обсуждении документации о торгах. Это не позволяло заблаговременно оценить целесообразность самой закупки и отменить ее проведение с возможностью перераспределения доведенных лимитов бюджетных обязательств на другие цели.

Законом о контрактной системе установлено, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Установленный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №578 от 10 октября 2013 г. порядок обязательного общественного обсуждения крупных закупок предусматривает два этапа проведения.

Обсуждение начинается с даты размещения на официальном сайте планов закупок (а с 2014 года - планов-графиков) и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Закона.

При общественном обсуждении закупок в первую очередь проводится анализ опубликованных планов-графиков и планов закупок. Именно в них можно на самой ранней стадии увидеть запланированные закупки с избыточными свойствами («золотые кровати»). Необходимо проанализировать такие закупки на предмет их обоснованности.

Сначала проверяется указание в самом плане-графике на необходимость обсуждения закупки - оно должно содержаться в столбце 6, со ссылкой на «дату и номер протокола» (требование совместного приказа Минэкономразвития РФ и Федерального Казначейства от 20 сентября 2013 №544/18н).

Затем по формальному основанию проверяется срок обсуждения на официальном сайте - в рамках первого этапа обсуждения (определенному согласно Порядку общественного обсуждения, установленному Приказом Минэкономразвития РФ от 10 октября 2013 г. №578, далее - Порядок) должен составлять не менее 20 дней, а случае проведения запроса котировок в соответствии с частью 14 статьи 112 Закона - не менее 10 дней.

Первый этап заключается в обсуждении на официальном сайте и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план-график, и начинается с даты размещения заказчиком на официальном сайте такого плана-графика.

Срок обсуждения на официальном сайте в рамках первого этапа не может составлять менее 20 дней.

Все заинтересованные лица в течение указанного срока могут оставить в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта замечания и предложения по указанной в плане-графике информации о закупке, подлежащей обязательному общественному обсуждению.

Заказчик в течение двух дней с даты размещения замечания или предложения на официальном сайте обязан дать ответ на такое замечание или предложение. При этом с помощью средств программно-аппаратного комплекса официального сайта данный ответ направляется автору замечания или предложения на адрес электронной почты.

В рамках данного этапа заказчик также обязан провести очные публичные слушания, информация о дате, времени и месте проведения которых размещается заказчиком на официальном сайте.

Очные публичные слушания являются открытыми, заказчик не имеет права ограничить доступ к участию в них всех заинтересованных лиц, представителей государственных органов, органов местного самоуправления.

В ходе проведения очных публичных слушаний представители заказчика дают ответы на все поступившие от участников таких слушаний вопросы или высказанные ими замечания, предложения.

По итогам первого этапа обязательного обсуждения заказчиком с помощью функционала официального сайта формируется протокол, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного сайта, а также принятое заказчиком решение.

Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении на официальном сайте извещения и документации о закупке, начиная с даты их размещения на официальном сайте.

Завершается второй этап за три дня до даты, не позднее которой закупка может быть отменена.

По окончании второго этапа обязательного общественного обсуждения в течение 2 дней заказчик размещает на официальном сайте протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое заказчиком решение.

Информационное обеспечение процедур общественного обсуждения крупных закупок осуществляется в настоящее время посредством новых технических возможностей официального сайта.

Так, на официальном сайте создан специальный раздел обязательного общественного обсуждения крупных закупок. Данный раздел находится в открытом доступе и любой пользователь, зарегистрированный на сайте может оставлять свои замечания и предложения. Регистрация предусматривает только указание электронной почты, без указания каких-либо иных персональных данных.

Функционал официального сайта автоматически обеспечивает:

• уведомление заказчиков о необходимости проведения процедур общественного обсуждения закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. рублей при размещении планов-графиков в структурированном виде;

• направление на адреса электронной почты участников обсуждения ответов заказчиков на их вопросы;

• рассылку приглашений на участие в очном этапе общественного обсуждения всем участникам, оставившим свои замечания и предложения в отношении конкретной закупки;

• формирование в структурированном виде протоколов по результатам первого и второго этапов и их автоматическое направление в личный кабинет ФАС России;

• формирование статистических данных по итогам проведенных процедур общественного обсуждения;

С 1 июля 2014 г. на официальном сайте госзакупок обеспечен блокирующий контроль. Он исключает возможность проведения закупки, если заказчик нарушил установленный порядок обязательного общественного обсуждения крупной закупки.

Также согласно законодательству субъектов России, регионы могут устанавливать собственные порядки обсуждения крупных закупок. К 30 июня 2014 г. шесть субъектов России и два муниципалитета снизили порог начальной (максимальной) цены контракта для такого обсуждения до 500 млн. рублей и до 50 млн. рублей соответственно [3].

На территории «пилотного» региона Вологодской области, принято постановление областного правительства от 22 апреля 2013 г. №444 «Об утверждении Порядка общественного обсуждения размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области и нужд бюджетных учреждений области». В соответствии с ним снижен ценовой порог закупки: организовано обязательное общественное обсуждение государственных закупок на сумму от 100 млн. до 1 млрд. руб. (включительно) на официальном сайте правительства области (www.vologda-oblast.ru), на сумму свыше 1 млрд руб. - на официальном сайте РФ (www.zakupki.gov.ru).

С целью регулирования процесса закупок Научно-исследовательский университет Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) подготовил «Методические рекомендации по обеспечению участия граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании закупок».

В соответствии с ними предполагается возможность общественного обсуждения закупок на муниципальном уровне на сумму от 5 млн. руб. и выше.

В то же время, опыт проведения общественного обсуждения закупок на территории Вологодской области показал, что сегодня общественные организации не готовы к такой форме открытого диалога, как публичные обсуждения и слушания. Поэтому предстоит большая работа по информированию общественности и граждан о формах и способах их участия в общественном контроле.

В обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления.

Вместе с тем, в ст. 102 Федерального закона выделены специальные субъекты общественного контроля - граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Из них общественные объединения и объединения юридических лиц наделяются специальными правами направления заказчикам запросов, обращения с заявлениями о проведении мероприятий по контролю и др.

Со 2 августа 2014 года начал действовать Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Новый закон более полно раскрывает понятие общественного контроля, а также формы, в которых он может осуществляться. Детально прописаны такие термины как общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания, общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, а также определены принципы взаимодействия общественников с муниципальными и федеральными властями. Закон описывает функции, права и обязанности общественного инспектора, детализирует формы и сроки общественных проверок.

В статье 24 Федерального закона №212-ФЗ под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.

Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.

По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В статье 25 Федерального закона №212 ФЗ под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного

контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С принятием нового закона появилась правовая база для более широкой работы общественных организаций.

По данным специально проведенного исследования, россияне готовы лично активно участвовать в контроле за госзаказом, если получат соответствующие знания о своих полномочиях в данной области.

С целью обучения общественных контролеров Экспертный совет при Правительстве РФ открывает Школу общественного контролера госзакупок. Идея школы заключается в консолидации представителей общественных объединений и граждан, осуществляющих контроль госзакупок, особенно на уровне регионов.

При этом площадка школы будет открыта для всех общественных контролеров, новичков и профессионалов общественного контроля госзаказа, желающих поделиться своим опытом. В связи с этим к участию в школьных семинарах приглашаются представители общественных организаций и граждане, осуществляющие или желающие осуществлять общественный контроль за государственными и муниципальными закупками. Обучение будет проводиться бесплатно.

Необходимость открытия такой школы инициаторы идеи связывают с внесенными в законодательство о госзакупках изменениями, существенно расширившими возможности общественного контроля за размещением госзаказа. В частности, речь идет об обязательности общественного обсуждения госконтрактов от 1 млрд. руб. По словам Министра РФ Михаила Абызова, введение этой практики уже заметно снизило число нарушений в сфере госзакупок. При этом с помощью школы общественного контролера госзакупок Экспертный совет при Правительстве РФ намерен решить проблему отсутствия должной квалификации и осведомленности общественных контролеров о возможностях, предоставленных законом о контрактной системе.

В марте 2014 года Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет) с участием привлеченных экспертов (представители Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), ВШЭ, общественных организаций: «Общероссийский народный фронт», «Информационная культура», «Безопасное отечество», компаний с государственным участием и т.д.) и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было проведено открытое совещание по теме «Практика обязательного общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей».

В результате дискуссии экспертами были сформулированы следующие предложения и задачи, направленные на повышение эффективности обязательных общественных обсуждений закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей (далее - крупных закупок).

1. Ключевую роль в обеспечении возможности общественных обсуждений играет официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: в соответствии с действующим законодательством обязательное общественное обсуждение крупных закупок до введения в действие единой информационной системы должно поддерживаться средствами портала zakupki.gov.ru (далее - общероссийский официальный сайт). В этой связи Экспертный Совет полагает необходимым следующее.

• Обеспечить бесперебойную работу общероссийского официального сайта.

• Определить перечень обязательных документов, необходимых к размещению заказчиком при опубликовании на общероссийском официальном сайте плана-графика, для возможности полного и качественного обсуждения крупной закупки, включенной в план-график.

• Разработать и принять технический регламент функционирования общероссийского официального сайта в части размещения и последующего обсуждения крупных закупок, обеспечивающий автоматический контроль за соблюдением сроков и порядка такого обсуждения. В частности, общероссийский официальный сайт должен будет автоматически отслеживать необходимость проведения общественного обсуждения, его сроки, наличие необходимых и обязательных к размещению документов и информации в связи с проведением крупной закупки, взаимосвязь между этапами осуществления закупки, документами и т.п. Несоблюдение порядка и сроков обязательного общественного обсуждения должно стать препятствием для продолжения процедуры крупной закупки.

• Включить в названный технический регламент необходимость обязательной реакции заказчика на опубликованные в ходе обязательных общественных обсуждений комментарии в законодательно предусмотренные сроки. В случае несоблюдения сроков или игнорирования заказчиком комментариев и предложений, опубликованных в ходе обязательного общественного обсуждения, автоматически передавать данную информацию в контролирующие органы.

• Установить полномочия контролирующего органа в сфере закупок, по определению исполнения заказчиком своих обязанностей в части полноты и своевременности учета замечаний (комментариев, предложений), выдвинутых в рамках обязательного общественного обсуждения крупных закупок.

• Восстановить на общероссийском официальном сайте работу форума по обсуждению крупных закупок, связав темы обсуждений на нем ссылками с карточками конкретных закупок и их обсуждений.

2. Экспертами было отмечено, что опыт общественного обсуждения крупных закупок в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ во многом не применим к

отношениям в рамках контрактной системы ввиду изменившегося регулирования и усложнения процедур закупки. Поэтому в данный момент особое значение имеет детальная отладка обновленных процедур общественного обсуждения с выстраиванием полной карты бизнес-процессов, уточнение и внесение дополнений в имеющиеся нормативно-правовые документы. Для решения данных задач Экспертный Совет предлагает следующее.

• Предусмотреть специальные процедуры для крупных закупок, включая расширенный состав конкурсной комиссии (с включением в него представителей контролирующих органов, общественных организаций и др.), а также обязательное продление срока приема заявок не менее чем на 30 дней при любых (кроме продления срока) внесениях изменений в документацию.

• Внести изменения в пункт 2.10 Порядка обязательного общественного обсуждения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. №578 (далее - Порядок), предусмотрев проведение очных слушаний по крупной закупке в населенном пункте по месту исполнения контракта либо в населенном пункте, расположенном в непосредственной близости от места исполнения контракта, а не по месту нахождения заказчика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• внести дополнения в указанный Порядок, обеспечив возможность проведения повторных очных общественных слушаний после размещения извещения о закупке; В данный момент очные общественные слушания предусмотрены исключительно на этапе обсуждения параметров закупки, исходя из сведений плана-графика, а на этапе извещения проводится только заочное обсуждение закупки на общероссийском официальном сайте.

• Регламентировать порядок действий контрольных органов при рассмотрении ими результатов обязательного общественного обсуждения крупной закупки (протоколов общественного обсуждения и иных документов и материалов). В настоящее время в Приказе Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. №578 содержится требование к передаче таких протоколов в соответствующие органы, однако отсутствует описание последовательности дальнейших действий контрольных органов в отношении полученных документов.

• Минэкономразвития России внести редакционные правки в текст Порядка, изменив или дополнив пп. 2.17 и 3.7 Порядка.

• Включить в типовые контракты положения о подтверждении заказчиком факта проведения обязательного общественного обсуждения крупной закупки с отражением в тексте контракта данных протокола состоявшегося обсуждения.

• Поручить Минэкономразвития России совместно с ФАС России подготовить предложения по установлению мер административной ответственности для должностных лиц заказчиков за нарушение процедур обязательного общественного обсуждения крупных закупок.

Реализация высказанных предложений и решение обозначенных задач позволит повысить прозрачность и эффективность использования бюджетных средств.

Результаты уже накопленного опыта показывают, что система общественного обсуждения в российской сфере закупок требует модернизации.

Во-первых, требуется точно определять место проведения очных слушаний. Так, заказчики с разветвленной сетью филиалов иногда устраивают слушания в центральном офисе в Москве, при этом объект строительства находится в другом городе. Кроме этого, однажды общественные слушания были назначены даже на острове Диксон, куда вообще невозможно добраться потенциальным участникам общественных обсуждений.

Такие случаи указывают на то, что место публичных обсуждений должно совпадать с местом реализации контрактов (например - закупки работ по строительству некоторых объектов и др.), где живут и работают представители общественности заинтересованные в строительстве, эксплуатации, а значит и в публичном обсуждении этих объектов.

Во-вторых, необходимо повысить работоспособность единого портала госзакупок. К нему и у контрольных органов, и у экспертов есть претензии. Нет единого регламента размещения информации о закупке и информации ее общественном обсуждении. Поскольку информация размещается в разных местах сайта и в разных форматах, то ее сложно искать и анализировать. Кроме этого, регистрация на сайте занимает более 12 часов. Т.е. ограничен доступ представителей общественности к обсуждению закупок.

В-третьих, необходимо решение вопроса стимулирования общественников и экспертов к обсуждению и анализу закупок. Это позволит повысить содержательность и профессионализацию закупок.

В-четвертых, отдельного внимания в части развития практики обязательного общественного обсуждения крупных закупок заслуживает изучение регионального опыта. В настоящее время в регионах складывается практика собственного нормативного регулирования таких обсуждений. В этой связи представляется целесообразным проведение анализа принятых нормативных документов регионального и муниципального уровня на предмет их соответствия законодательству о контрактной системе и принципам обеспечения открытости закупок.

Вместе с тем, на региональном уровне из 85 субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения обсуждений, были приняты только в нескольких (в том числе в Москве, Республике Адыгее, Калмыкии, Вологодской области).

В связи с этим, необходимо на федеральном уровне подготовить соответствующие нормативно правовые акты, которые были бы образцом для регионального уровня и обеспечили единый подход в Российской Федерации к регулированию процесса общественного обсуждения закупок.

Практическая реализация указанных предложений будет способствовать развитию системы общественного контроля в области закупок для государственных и муниципальных нужд, а также повышению эффективности закупочной деятельности.

Библиографический список

1. Гладких В.И., Старовойтов В.Г. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок: старые и новые подходы // Российская юстиция. - 2013. - №9. - С. 34-37.

2. [Электр. ресурс]: http://goszakupki.bigovernment.ru/news/2962/.

3. [Электр. ресурс]: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/ structure/depfks/201407151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.