Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРАМИ В РОССИИ КАК СЕТЬ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА'

ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРАМИ В РОССИИ КАК СЕТЬ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
выборы / общественное наблюдение / общественный контроль / электронное голосование / ДЭГ / легитимность / elections / public observation / public control / electronic voting / i-voting / legitimacy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоров Владислав Иванович

В статье на основе сетевого подхода к изучению политических процессов рассмотрены вопросы организации общественного контроля на выборах в России, обоснована необходимость участия представителей гражданского общества в наблюдении за выборами в целях повышения доверия к их результатам. Российские наблюдатели объединены в фиджитал-сеть, обеспечивающую двухстороннюю коммуникацию между обществом и государством по вопросам контроля законности проведения выборов. Автор формулирует выводы о результатах общественного наблюдения на выборах в период 2018–2024 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ELECTION OBSERVATION IN RUSSIA AS A COMMUNICATION NETWORK BETWEEN THE STATE AND SOCIETY

Based on a network approach to the study of political processes, the article examines the issues of organizing public control over elections in Russia, justifies the need for representatives of civil society to participate in election observation in order to increase confidence in the election results. Russian observers are united in a phygital network that provides two-way communication between society and the state on issues of monitoring the legality of elections. The author draws conclusion on the results of public observation of elections in the period 2018–2024.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРАМИ В РОССИИ КАК СЕТЬ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА»

ФЕДОРОВ Владислав Иванович — кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; vifedorov@fa.ru)

ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРАМИ В РОССИИ КАК СЕТЬ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье на основе сетевого подхода к изучению политических процессов рассмотрены вопросы организации общественного контроля на выборах в России, обоснована необходимость участия представителей гражданского общества в наблюдении за выборами в целях повышения доверия к их результатам. Российские наблюдатели объединены в фиджитал-сеть, обеспечивающую двухстороннюю коммуникацию между обществом и государством по вопросам контроля законности проведения выборов. Автор формулирует выводы о результатах общественного наблюдения на выборах в период 2018-2024 гг.

Ключевые слова: выборы, общественное наблюдение, общественный контроль, электронное голосование, ДЭГ, легитимность

Выборы в демократическом государстве не только должны соответствовать ряду обязательных критериев, обеспечивающих их открытость и соблюдение избирательных прав граждан, но и быть эффективным механизмом разрешения конфликтов различных политических групп общества. Однако ангажированные наблюдатели от политических партий и кандидатов на избирательных участках зачастую оказывали давление на избирателей и организаторов выборов. Для понижения градуса политической борьбы на избирательных участках с 2018 г. начали работать общественные наблюдатели, которые были призваны давать объективную оценку всем событиям.

Целью данной работы является обобщение российского опыта общественного наблюдения на выборах и определение его политического эффекта на основе сетевого подхода к исследованию политических процессов.

Сетевой подход к политике основан на изучении отношений между различными политическими акторами, включая государство, его отдельные институты, гражданское общество, группы интересов и отдельных индивидов. Современное общество является сетевым, его социальная структура выстраивается вокруг сетей, активируемых с помощью переведенной в цифровую форму информации [Федоров 2022: 118]. По мнению автора, принимавшего участие в создании практики наблюдения за выборами в России, общественное наблюдение является новым механизмом политического участия, построенным на базе сетевой структуры организации общества, которая предполагает обмен информацией между индивидами, социальными группами и государством посредством горизонтальных и вертикальных электронных коммуникаций с обратной связью. Наблюдатели в России объединены в фиджитал-сеть, действующую на базе портала ассоциации «Независимый общественный мониторинг»1 на трех уровнях: местном, региональном и федеральном.

1 Независимый общественный мониторинг. Доступ: https://nom24.ru/ (проверено 22.04.2024).

2 0 2 4' 0 3

ВЛАСТЬ

27

С 2018 г. Общественная палата Российской Федерации получила право назначения наблюдателей на выборах, в 2021 г. такие же полномочия получили общественные палаты субъектов. На развитие общественного наблюдения оказали влияние ряд факторов: пандемия COVID-19, внедрение ДЭГ, начало специальной военной операции России на территории Украины, введение антироссийских санкций со стороны США и их союзников. За период 2018-2024 гг. можно выделить пять наиболее важных новаций в общественном наблюдении на выборах в России. Во-первых, после успешного опыта работы общественных наблюдателей на выборах президента России в 2018 г. норма об общественном наблюдении распространилась на уровень регионального и местного законодательства. Во-вторых, возможность проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) и наблюдения за ним закреплена в федеральном законодательстве на всех уровнях выборов; ДЭГ применяется по заявке избирательной комиссии субъекта, одобренной ЦИКом России. В-третьих, наблюдатели получили возможность работать в течение всего периода многодневного голосования (до трех дней). В-четвертых, в связи с пролонгацией сроков голосования возросла нагрузка на наблюдателей, поэтому возникла необходимость увеличения числа наблюдателей на избирательном участке до трех от одного субъекта их направления. В-пятых, субъекты общественного контроля получили право назначать наблюдателей в вышестоящие избирательные комиссии - ТИК, ТИК ДЭГ, ОИК, а также в избирательные комиссии субъектов.

Сложной задачей было общественное наблюдение за избирательными кампаниями в 2023-2024 гг. В ходе единого дня голосования в сентябре 2023 г. состоялись дополнительные выборы 4 депутатов Государственной думы, 22 кампании по выборам губернатора, 20 кампаний по выборам в региональные законодательные собрания, а также выборы органов власти в 4 новых субъектах России. В ДЭГ приняли участие 3,77 млн избирателей из 25 регионов, среди них 2,7 млн - на московской платформе ДЭГ и 1,07 млн избирателей - на федеральной платформе. На избирательных участках в 2023 г. работали более 100 тыс. общественных наблюдателей.

На выборах президента России 15-17 марта 2024 г. на всех избирательных участках внутри России было задействовано около 200 тыс. общественных наблюдателей. В каждом из 89 субъектов созданы общественные штабы по наблюдению за выборами, которые являются центрами координации действий наблюдателей. Качественные обучающие и аналитические материалы для подготовки наблюдателей разработаны в РЦОИТ при ЦИКе России и ассоциацией «Независимый общественный мониторинг», являющейся крупнейшей российской организацией по общественному контролю выборов.

Большое внимание уделяется общественному контролю за ДЭГ, который призван стать имиджевым донором, показывающим возможности проверки неизменяемости и сохранности электронных голосов. На выборах президента России в 2024 г. наблюдение за ДЭГ было реализовано на портале наблюдения программно-технического комплекса ДЭГ, в помещении ТИКа ДЭГ, а также в Общественной палате Российской Федерации. Платформа ДЭГ демонстрирует четыре группы данных: число участников ДЭГ с привязкой к избирательным участкам; число выданных электронных бюллетеней; число действительных электронных бюллетеней; доля участников ДЭГ, получивших доступ к электронному бюллетеню от числа включенных в список участников ДЭГ. Индивидуальное наблюдение за ДЭГ реализовано при помощи самопроверки

корректности учета голоса электронным избирателем, который после голосования получает код транзакции.

Анализ практики общественного наблюдения показывает, что политически не ангажированное общественное наблюдение за региональными и федеральными выборами, включая выборы президента России в 2024 г., является приоритетом для российского гражданского общества. По мнению известного электорального юриста Г.Н. Митина, нарушения избирательного законодательства наносят вред доверию к выборам. Из-за этого нарушения пытаются минимизировать, и хотя нарушения всегда встречаются, однако их тяжесть сильно различается [Митин 2023: 50]. В связи с этим ключевой задачей общественных наблюдателей на президентских выборах в России является предотвращение нарушений избирательного законодательства.

В завершение следует отметить, что на сегодняшний день российские наблюдатели объединены в фиджитал-сеть, обеспечивающую двухстороннюю коммуникацию между обществом и государством по вопросам контроля законности проведения выборов.

Приведенный в настоящей работе краткий обзор российского опыта общественного наблюдения на выборах демонстрирует, что в России обеспечивается возможность эффективного общественного контроля за голосованием на избирательных участках и за ДЭГ.

Список литературы

Митин Г.Н. 2023. Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов. — Конституционное и муниципальное право. № 12. С. 50-54. DOI: 10.18572/1812-3767-2023-12-50-54.

Федоров В.И. 2022. Электронное голосование как сеть коммуникаций между государством и обществом. — Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. 2022. № 4. Доступ: https://www. evestnik-mgou.ru/jour/article/view/1208/1150 (проверено 22.04.2024). https:// doi.org/10.18384/2224-0209-2022-4-1208.

FEDOROV Vladislav Ivanovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Assistant of the Chair of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; vifedorov@fa.ru)

PUBLIC ELECTION OBSERVATION IN RUSSIA AS A COMMUNICATION NETWORK BETWEEN THE STATE AND SOCIETY

Abstract. Based on a network approach to the study of political processes, the article examines the issues of organizing public control over elections in Russia, justifies the need for representatives of civil society to participate in election observation in order to increase confidence in the election results. Russian observers are united in a phygital network that provides two-way communication between society and the state on issues of monitoring the legality of elections. The author draws conclusion on the results of public observation of elections in the period 2018-2024. Keywords: elections, public observation, public control, electronic voting, i-voting, legitimacy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.