Научная статья на тему 'Общественное мнение населения республики Северная Осетия-Алания о психологической помощи после теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года'

Общественное мнение населения республики Северная Осетия-Алания о психологической помощи после теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПОТРЯСАЮЩЕЕ НЕВЕЖЕСТВО / ЧУВСТВО САМОУВАЖЕНИЯ / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДОВЕРИЕ / СОБСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СИЛА СТРАДАНИЙ ЖЕРТВЫ / ТРАВМА / ОСЛАБЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / СПЕКУЛЯЦИЯ СВОЕЙ ОСОБЕННОСТИ / ДОЗА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СТРАХ / ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ / ОБРЕСТИ РАВНОВЕСИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гадиева А.Н., Дзуцев Х.В.

Статья написана на основе массового опроса «Беслан после 13 сентября 2004 года», проведенного Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований РАН в мае-июне 2005 г. Всего были опрошены 680 человек, в том числе 23 эксперта: политологи, врачи, юристы, работники социальных служб, госчиновники, журналисты, психологи, деятели общественно-политических организаций. Летом 2016 г. был проведен повторный опрос, в котором приняли участие 15 экспертов. Первая часть посвящена работе СМИ сразу же после трагедии 13 сентября 2004 г., вторая основана на экспертном опросе, проведенном спустя 12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гадиева А.Н., Дзуцев Х.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение населения республики Северная Осетия-Алания о психологической помощи после теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года»

Эмпирические

ИССЛЕДОВАНИЯ

Общественное мнение населения Республики Северная Осетия-Алания о психологической помощи после теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 г.1

Гадиева А.Н., Дзуцев Х.В.

Статья написана на основе массового опроса «Беслан2 после 1-3 сентября 2004 года», проведенного Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований РАН в мае-июне 2005 г. Всего были опрошены 680 человек, в том числе 23 эксперта: политологи, врачи, юристы, работники социальных служб, госчиновники, журналисты, психологи, деятели общественно-политических организаций. Летом 2016 г. был проведен повторный опрос, в котором приняли участие 15 экспертов. Первая часть посвящена работе СМИ сразу же после трагедии 1-3 сентября 2004 г., вторая основана на экспертном опросе, проведенном спустя 12 лет.

Ключевые слова: потрясающее невежество, чувство самоуважения, доброжелательность окружающего мира, справедливость, доверие, собственная значимость, базисные убеждения, личностное значение, сила страданий жертвы, травма, ослабление внутреннего контроля, спекуляция своей особенности, доза социальной поддержки, страх, панические атаки, обрести равновесие.

Gadieva A.N., Dzutsev H.V.

Public opinion of the population of the Republic of North Ossetia-Alania on psychological assistance after the terrorist attack in Beslan on September 1-3, 2004

The article was written on the basis of the mass survey «Beslan after September 1-3, 2004», conducted by the North Ossetian Department of Social Studies of the Institute for Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences in May-June 2005. A total of 680 people were interviewed, including 23 experts: political scientists , physicians, lawyers, social workers, state officials, journalists, psychologists, public figures, and a second survey in the summer of 2016. 15 experts took part in the first part of the work, immediately after the tragedy 1-3 September 2004, the second is based on an expert survey conducted after 12 years. Key words: tremendous ignorance, self-esteem, goodwill of the outside world, justice, trust, own significance, basic beliefs, personal significance, victim's suffering power, trauma, weakening of internal control, speculation of its own peculiarity, dose of social support, fear, panic attacks, find equilibrium.

Значительную часть граждан России в течение продолжительного периода истории страны мало волновали общественные интересы, а, как известно, если человека не волнуют общественные интересы, то он неспособен на проявление общественной солидарности.3

Социально-психологический климат в республике является ключевым, поскольку в нем речь идет о социуме в прямом понимании: психика - индивид, помощь - общество. Первое есть понимание человеком себя, второе - отношение к нему других.

Что касается психики, как уже было отмечено «по причинам, далеким от понимания, люди отличаются ненасытным аппетитом на рассказы» о чужих травмах, и в еще большей степени непонимания потрясающим невежеством в том, что составляет фундамент существования - в психике. Хотя вернее будет отметить абсолютную уверенность, сродни невежеству, каждого: «уж что-что, а с психикой у меня все нормально».

На что же опирается всеобщая убежденность в «нормальной психике»? И что имеют в виду на бытовом уровне под словами «психологическая помощь»? По одной из существующих теорий психической травмы, о которой и идет речь, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР)4 есть результат разрушения центральных (базисных) потребностей личности.

Проанализировав работы известных теоретиков психологии личности, можно выделить

четыре вида базисных потребностей, стремление к удовлетворению которых детерминирует человеческое поведение. Индивид стремится, во-первых, максимизировать удовольствие и минимизировать боль; во-вторых, обрести связную и стабильную концепцию окружающего мира; в-третьих, обрести объект привязанности; в-четвертых, повысить чувство самоуважения. Удовлетворение данных потребностей производится с помощью как практической, так и сознательной стратегии поведения. В соответствии с основными потребностями личности выделяются четыре базисных убеждения, составляющие личностную теорию реальности: 1) о доброжелательности окружающего мира; 2) о его справедливости; 3) о том, что окружающим людям можно доверять; 4) о собственной значимости.

Психологическая помощь и состоит в процессе «совладания с травмой - восстановления базисных убеждений. Сложный процесс восстановления происходит между двумя полюсами: на одном находятся старые, комфортные для индивида представления, оказавшиеся необоснованными, на другом - страшный опыт жертвы, содержащий в себе ужас и бессмысленность. Совладание с травмой означает наведение мостов между этими двумя полюсами, которое происходит в несколько этапов.

И здесь нет и не может быть чуда избавления. Только время, помощь профессионалов и работа над собой с целью (которая и придает смысл существованию) возврата ощущения силы и уверенности в себе, в своей способности успешно выходить из тяжелых обстоятельств.

И второе ключевое понятие - «помощь», в трактовке которого также немало крайностей.

«Личностное значение травматического переживания для индивида обусловлено социальным содержанием. Между тем пострадавшие и их окружение могут иметь различные оценки как самого произошедшего, так и силы страданий жертвы. В результате у потерпевшего и его окружения могут сложиться прямо противоположные мнения о впечатлении, восстановлении, забвении и мести... Эти конфликты между оценками значения травмы в некоторых случаях становятся ступенью увековечения травмы в более широком социальном механизме. В результате вскоре после травматического события центральным вопросом может стать не травма как

таковая, а распределение вины и ответственности».5

С учетом вышеизложенных подходов профессионалов психотерапевтического сообщества рассмотрим оценки работы их коллег в восприятии как пациентов-пострадавших, так и представителей окружающей их социальной среды.

Из табл. 1 видно, что помощь психологическая, под которой подразумевались организационные проблемы, и психолога - это уже индивидуальный уровень, оценены весьма положительно обеими группами. И также понятно негативное отношение практически одинакового числа пострадавших - 18,5% по психологической, 17,0% по психологу - это неизбежный процент недоработок. О чем говорит в два раза меньший процент недовольных среди непострадавших - 18,5 и 9,8%; 17,0 и 7,6%. А также более трети «затруднились ответить» на вопрос о психологе - 35,9%, поскольку им помощь практически не оказывалась. Если среди пострадавших и членов их семей к психологу обращались 61,5%, то у непострадавших - 8,1%, или каждый двенадцатый, что с большой натяжкой можно принять за уровень фона, если бы не масштаб травмы.

Отношение к телефону доверия «зеркальное в негатив» к предыдущему виду помощи. Практически она не только не была востребована населением - 47,8% «скорее, нет» среди основной и 42,2% в контрольной группах, но и активно ими отрицается: «безусловно, нет» -18,4 и 32,3%. Это уже явная недоработка соответствующих служб. Тем более с учетом возраста основной массы пострадавших - это молодежь, которой гораздо легче идти на анонимный контакт.

И вновь мнение психологов, которые непосредственно работали с травмированными жителями и их окружением в самом Беслане (табл. 2):

«За помощью обращались те дети и взрослые, которые, во-первых, могли выходить из дома, а во-вторых, были осведомлены о существовании такой возможности. Посттравматическое стрессовое расстройство наблюдалось у всех жителей этого города независимо от того, были ли ребенок и его родственники в заложниках или нет. Поэтому мы работали с каждым человеком, который был готов с нами

Таблица 1

Как Вы считаете, эффективно, своевременно и в полном объеме оказывается пострадавшим в результате теракта и их близким помощь: психологическая, психолога, телефона доверия? (%)

[ [си ХОЛ о 1 и ч еока я психолога телефона до пери я

П Н П н П Н

безусловно, да 18,6 29,5 24,3 25,0 3,3 2,2

скорее, да 43,6 40,6 43,2 29,3 10,5 7,2

затрудняюсь ответить 15,5 17,6 13,2 35,9 20,0 16,2

скорее, нет 18,5 9Я 17,0 7,6 47,8 42,2

безусловно, нет 3.8 2,5 2,4 2Д 18,4 32,3

итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 2

Если Вы не обращались к психологу, то по какой причине? (%)

Примечание. Менее 10% варианты: другое - 5,5 и 3,0%; «не знаю, куда обращаться» - 4,1и 6,1%; шесть вариантов ответов менее 1%: «моему горю не помогут», «пока нет желания», «дальнейшее общение необходимо», «обращались родственники», «нет квалифицированных психологов», «мне не нужно».

П Н

не вижу в этом никакой необходимости 30,9 64,1

не верю В реальную ПОМОЩЬ меихолога 27,8 8,6

затрудняюсь в выборе специалиста 41 4,0

затрудняюсь ответить 14,4 12,6

итого 100,0 100,0

взаимодействовать. Было много добровольцев и местных психологов, врачей и учителей, которые работали с нами, а заодно и учились у нас тому, чего не знали или не умели. Общение с ними было очень приятным и полезным».6

В обеих группах абсолютное лидерство заняла позиция «не вижу в этом никакой необходимости». У непострадавших это 64,1%. Придерживаются подобной точки зрения вполовину меньше пострадавших - 30,9%, или одна треть. Это вполне объяснимо различными реалиями жизни тех и других. У непострадавших, почти всех, игнорирующих помощь (91,9%), можно констатировать «культ рационального отношения к жизни и негативную установку по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека», которая «находит выражение в современном эталоне супермена - непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека». Установка оборачивается своей противоположностью при столкновении с «реакцией страха», и «супермен» демонстрирует или звериную жестокость, или маразм истерики, что одно и то же. Среди пострадавших «отказников» около 40%, и если третья часть из них также перестали нуждаться в психологе, то с большой дозой оптимизма можно надеяться, что у 10-12% пострадавших «восстановлено чувство самоэффек-

тивности ... и пострадавший вновь начинает управлять своей жизнью».7 Реальность подобного вывода подтверждается примерно таким же процентом - 27,8 - тех, которые все еще находятся в состоянии ПТСР и не верят в реальную помощь психолога, а 14,1% затрудняются в выборе специалиста. И столько же - 14,4% -затруднились ответить. То есть вместе с теми, кто не знает, куда обращаться - 4,0%, это уже 32,2%. Еще раз: треть не обратившихся к психологу обрели психическую устойчивость (около 10-12% всех), треть «не верящих» находятся на пути к обретению «необходимой степени внутреннего контроля», треть рискуют «закрепить травматическое поведение». Среди непострадавших таковых 8,6 и 22,7%.

Вот мнение психологов, непосредственно работавших в Беслане:

«Взрослые имеют все признаки посттравматического стрессового расстройства. Легче обращаются за помощью не непосредственно пострадавшие, а свидетели, видимо, у них состояние легче и им легче прийти к помогающему специалисту».

Как видно из ответов, это не подтверждается. Нужны дополнительные обследования.

Из табл. 3 видно, что у пострадавших был опыт общения с профессиональными психоло-

Таблица 3

По Вашему мнению, какая форма социально-психологической помощи была бы наиболее эффективной для Вашего ребенка в настоящее время? (%)

Примечание. В графе «прочие» у пострадавших три варианта: «дочь потеряла, других детей нет» - 0,3; «мой ребенок уехал в Москву» - 0,2 и «нет детей» - 0,2%. У непострадавших - «нет детей» - 1,1%.

П Н

поездки с целью отдыха и общего оздоровления ребенка 32,8 32,3

и ] а д и в и Д У а Л ь i [ ы е кое {сул ьга ЦИ И П СИ \o.ioi а 33,3 9,0

групповые социально-психологические занятия со сверстниками 11,6 7.4

участие ч кружках по интересам 6,3 12,7

семе й 11 Iii е м ерог i ри я г и я 4,3 15,9

другое 3,9 5,3

прочие 0,7 Í.1

Таблица 4

Как Вы оцениваете деятельность организаций, оказывающих психологическую помощь жителям Беслана? (%) Примечание. Менее 10% набрали следующие организации (по убывающей): агентство социально-психологического развития «Путь»; благотворительная организация «Наша жизнь»; Институт психотерапии и консультирования; Швейцарское управление по реабилитации и сотрудничеству; Общество семейных консультантов и психотерапевтов; интернет-проект, CAF; Институт развития дошкольного образования; Центр экологического образования, Москва; общественная организация «Женщины Дона»; региональный центр «Вместе»; «Ассоциация экспертов по проблемам детства»; Отделение «Датского совета по беженцам».

Приносит Пользу Вызывает раздражение Деятель ноет ь неизвестна

П н П Н П Н

"Российский Красный Крест" 70,5 59,3 1,9 2,0 3,6 1,4

Католический центр «Каритас-Владикаеказ» 27,4 28,0 3,2 2,0 2,7 0,5

1 ]ентр детского творчества Тратнс" 13,2 14,4 1,5 4,5 18,8 11,0

Детский фонд (Х)[ [ (ЮНИСЕФ) 12,0 12,8 1,3 1,5 2,1 3.8

Немецкий фонд помощи детям «Kindcniothilfc», Германия 9,5 1,1 2,5 16,1 8,1

Благотворительная организация "ADRA11 7,7 12,3 1 1,5 2,0 20,9 11,5

Пи о какой не слышал 6,0 5,8 13,3 13,9 17,0 9,6

Затрудняюсь ответить 18J 28,0 73,5 78,2 49,3 61,7

гами, поскольку для них «индивидуальные консультации психолога» в три раза более значимы для психической реабилитации детей -33,3%. У непострадавших - 9,0%. Остальные рекомендации: «участие в кружках по интересам», «семейные мероприятия» - все это осталось на уровне их не травмированного жизненного опыта.

Теперь взгляд на проблему социально-психологической помощи детям прямо по тем же пунктам, но психологов, непосредственно работавших в Беслане:

«Многие отправляют детей из города, и некоторые стараются уехать сами, но детей высылают раньше и одних. В целом эффект от этих отъездов - неблагоприятный. Одна женщина, которая была в заложниках с сыном (оба выжили) сразу после освобождения уехала в Сочи. И

рассказывала мне, что там все было - «как в тумане», а сейчас, когда вернулась, переживания навалились с огромной силой. У нее - все симптомы острого ПТСР».8

... В данном случае могли играть роль два фактора: во-первых, у детей, менее пострадавших, реакции проще, они виднее; во-вторых, серьезно пострадавшие дети, в семьях которых было много потерь, находились под влиянием ближайшего окружения, которое способствовало «замораживанию» чувств и реакций. То есть выяснилось, что наиболее распространенная здесь форма заботы старших о пострадавших детях - это открытое послание: «Забудь все, что произошло, не думай об этом». Дети часто говорили об этих советах взрослых, некоторые совершенно прямо спрашивали, как конкретно это можно сделать, потому что у них не получа-

Таблица 5

Укажите, пожалуйста, какое настроение у Вас преобладает в последнее время? (%)

П Н

напряженное, подавленное 55,5 38,1

угнетенное, подавленное 39,4 17,2

ВЯЛОе, безразличное, усталое 25.7 1 8.9

нейтральное 24,9 37,7

хорошее 9*1 193

энергичное, боевое 4,5 12,7

очень хорошее, великолепное 0,7 2,9

затрудниюсь ответить 2,4 2,0

ется. Кроме того, детей часто не берут на похороны, тем самым лишая их того единственного места, где проявление горя поощряется. Их отправляют из города куда-нибудь подальше, отрывая, таким образом, от общего, идущего своим чередом процесса совладения с горем и стрессом. У них родители потеряли других детей и в горе не могут поддержать оставшихся, и эти оставшиеся часто чувствуют, что это как раз они должны поддержать своих родителей, и пр.

... Дети же, имеющие серьезные основания для посттравматических стрессовых расстройств и горевания, на первый взгляд, не демонстрируют особых симптомов и вообще выглядят радостными и довольными (правда, трудно, конечно, не заметить, что эта радость сродни ажитации, они ни на секунду не останавливаются, смеются очень громко и пр.) Иначе говоря, у этих детей меньше внешних проявлений ПТСР. За счет такого «замораживания» их реальное состояние, как потом выяснилось значительно хуже.

... Естественно, дети - на той стадии, когда мысли о том, как все можно было бы исправить, находятся в довольно активном состоянии. Многие все еще продолжают говорить о своих умерших родственниках в настоящем времени, потом осекаются, что более чем естественно, поскольку многих похорон так и не было».9

Как известно, сразу же после освобождения заложников в Беслан на добровольных началах ехали работать психологи и психотерапевты из многих городов РФ и из-за рубежа. В табл. 4 респонденты выказывают свое отношение к субъектам этой помощи.

Как видно, всего четыре организации имеют у пострадавших рейтинг выше десяти пунктов, среди которых безусловный лидер - «Российский Красный Крест» - 70,5%, на втором

месте, респуоликанская организация «католический центр «Каритас-Владикавказ» - 27,0%. Все остальные достойны упоминания. Судя по числу затруднившихся ответить на второй и третий вопросы, в сумме с «ни о какой не слышал» это - 86,8 и 92,1% и 66,3 и 70,3%.

Результат реабилитационных усилий организаций, приведенных в предыдущей таблице, особенно такого масштаба, требует осмысления на трех уровнях: участники, свидетели и социум. В свою очередь субъекты каждого из них могут выбрать две линии поведения: патологическую и продуктивную. Поскольку общепринятым считается положение, что травма ослабляет внутренний контроль, для участника есть большая опасность обрести смысл жизни в статусе жертвы. Стать пациентом вне семьи, а внутри нее - кошмаром для близких и ближайшего окружения - постоянной спекуляцией своей особости.

«.шумно утверждая травму повторным самотравмированием или травмированием других в рамках собственной семьи и за ее пределами, поскольку травма и ожертвление могут служить тотальным оправданием избежать дискомфорта необходимости взять ответственность за свою судьбу на себя. Когда травматические воспоминания остаются непроработан-ными, травмированный человек склонен уподобляться павловской собаке: легкие напоминания становятся условными стимулами повторного переживания ощущений и чувств, принадлежащих пугающему прошлому...»10

И вторая: сохранить чувство самоуважения и независимости, и внутренний самоконтроль. В таблице 5 пока доминирует вторая линия, и не только среди пострадавших.

Пострадавшие отмечают: «Напряженное, подавленное» - 55,5%, «угнетенное» - 39,4%

и «вялое, безразличное, усталое» - 25,7%, «плохое и очень плохое» - 24,9%. Среди непострадавших это 38,1; 17,2; 18,9 и 11,4%. «Нейтральны» 24,9 и 37,7%, хотя не совсем понятно, что они под этим подразумевают. Отрадно, что 9,1 и 19,3% отмечают «хорошее» настроение, и 4,5 и 12,7% - «энергичное, боевое». Хотя это слово произносится не без внутреннего напряжения: «Поскольку общество разделилось, и участники событий образовали особую статусную группу, то «не участники» часто воспринимаются как наиболее благополучные, что бы у них на самом деле ни случилось и в каком бы состоянии они ни находились». Что и видно по таблице, хотя для более уверенного вывода связанности их состояния необходимы данные фонового психического состояния населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, наконец, социум также находится в непростой и очень часто двойственной ситуации. С одной стороны, проблема поддержки получивших травму в том, что обладающие хорошим самоконтролем реабилитируются быстрее, чем те, кто при той же степени благоприятности среды не выходит на необходимый уровень концентрации для проработки травмы, и процесс выздоровления тормозится из-за слабой внутренней мотивации на восстановление автономности.

«Решающим становится вопрос: где границы той оптимальной дозы социальной поддержки, которая достаточна для восстановления чувства самоэффективности и не грозит стать ему помехой?»11

С другой, уже явно негативной, на что обращают внимание все цитируемые источники в способствовании закреплению травмы «из лучших побуждений»:

«Еще один общий момент состоит в том, что все общество поделено на «участников» и «неучастников». Первые выделены в отдельную группу, ее особенность поддерживается всем обществом, и члены группы, таким образом, оказываются в «ловушке». Они должны соответствовать статусу и образу непосредственного участника произошедшей трагедии. Я хочу сказать, что они активно помещаются в позицию жертвы, и, таким образом, преодоление этой позиции усложняется в два раза. Это уже не только собственные усилия, но и противостояние навязыванию роли, которая однозначно и подавляющим большинством им предлагается».12

И вот один из возможных объяснительных мотивов подобного поведения, поскольку исключительный статус есть одна из форм отторжения:

«Это, скорее, результат защитных импульсов, служащих поддержанию веры в то, что мир по сути своей справедлив, что «добропорядочные» люди могут управлять своими жизнями, и что плохое случается только с «ненадежными», «непредсказуемыми» людьми. Хотя окружающие способны на искренние спонтанные вспышки благородства по отношению к жертвам острой травмы, длительное присутствие пострадавшего как пострадавшего наносит удар по их вере (по крайней мере, в западной культуре) во власть человека над собственной жизнью. Жертвы - это члены общества, чьи проблемы представляют собой постоянное напоминание о страданиях, гневе и боли мира, что все остальные стремятся забыть».13

Из этого непосредственно следует зависимость между положением пострадавших и психическим состоянием окружения, в нашем случае - представленном непострадавшими, состояние нервной системы которых ненамного отличается от психики жертв террористического акта, что видно из таблицы 6. В ней приведены только те варианты, в которых есть значимое различие между группами респондентов, поскольку здесь не ставилась задача выявления общих фобий и страхов населения Беслана, перечень которых включает еще более 20 позиций14, начиная с «войны, боевых действий» -31,5 и 29,3%; «будущего вообще» - 21,0 и 23,0% и заканчивая «предательства со стороны близких» - 1,3 и 3,1% у непострадавших. Хочется надеяться, что мизерность этого варианта может считаться типовым отличительным признаком данного социума, в котором проявляет себя почти абсолютная теснота связей между людьми, важность чего не устают повторять профессионалы-психиатры:

«Члены семьи и другие источники социальной поддержки могут быть настолько напуганы настойчивым напоминанием о том, что случившаяся с их близкими трагедия может затронуть также и их жизнь и благополучие, что начинают внутренне избегать пострадавших и обвинять их в происшедшем, - феномен, названный «вторичной раной». Многие личные высказывания выживших после травм подтверждают, что от-

Таблица 6

Чего Вы больше всего опасаетесь, думая о себе, своей семье, своих близких? (%)

П Н

повторения терактов 67,6 50,0

страх за близких, детей 47.0 34,4

стихийных бедствий, катастроф 10,3 16.8

бедности, нищеты, невыплаты зарплат 9,9 16,4

безработицы 4,6 117

Таблица 7

Скажите, пожалуйста, согласны ли Вы со следующими утверждениями? (%)

Дети благополучно закончат школу, поступят н институт Удастся наш л достойную работ} Система соцзащиты позволит нормально жить о будущем Такое больше никогда не повторится

п н П Н П Н П н

да 24,2 32,1 12,7 17,7 8.1 14,6 7,4 9,0

нет 32,7 21.4 33,2 29,0 48,0 39,0 64,9 52.9

з/ответить 43,1 46,5 54,0 53,2 43.9 46,5 27,7 38.0

ИТ01Х) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

сугствие поддержки от людей, на помощь которых они рассчитывали, обвинения в том, что пострадавшие доставили им ужасающие переживания, оставляли едва ли не более глубокие шрамы, чем сами травмирующие события».15

Итак, страх «повторения терактов» у пострадавших вышел на уровень массового явления

- 67,6%, а «страх за близких, детей» - 47,0% есть «переход в массовые», который фиксируется у непострадавших по первому пункту -50,0%, а по всем остальным вариантам «устойчивые» - 34,4% и т.д. Показательно, что у пострадавших социальные проблемы вообще стали временно случайными: «бедность, невыплата зарплаты» - 9,9 против 16,4% и «безработицы»

- 4,6 и 11,7% у непострадавших16.

Однако наряду со страхами и паническими атаками «тенденция к позитивной интерпретации тяжелого опыта является неотъемлемым свойством здоровой личности, пытающейся вновь обрести равновесие».17 Что имеет место пока еще в слабой степени, в ранжировании позитивного будущего всеми респондентами: среди четырех вопросов-утверждений на первом месте вариант «дети благополучно закончат школу, поступят в институт» - с этим согласны 24,2% пострадавших и 32,1% непострадавших (см. таблицу 7). Второе место занимает надежда «найти достойную работу» - 12,7 и 17,7%. Очень слаба надежда на «соцзащиту», и

только каждый двенадцатый пострадавший и десятый среди непострадавших верит в то, что терактов больше не будет. Сопоставление последнего с тем, что каждый четвертый и третий респонденты, как видели раньше, верят в будущее своих детей, говорит только об излишней драматизации настоящего.

Вот мнение психологов об одном из аспектов процесса совладания с травмой: «Изменение жизненной философии состоит, как правило, в том, что в результате тяжкой психической травмы (столкновения с реальностью смерти) человек начинает по-другому оценивать жизнь и повседневные радости, принимать жизнь такой, какая она есть, освобождаясь от иллюзии собственной неуязвимости. Картина мира индивида, пережившего психическую травму и успешно совладавшего с ней, примерно такова: «Мир доброжелателен ко мне. Я обладаю правом выбора. Но так бывает не всегда».18

Общество и институты суть синонимы, и от того, как они выполняют определенные им функции, зависят как нормы взаимных обязательств между индивидами, так и их реакции и установки по отношению, в частности, к нуждающимся в поддержке. Любые аномалии в социуме, начиная с героизма и кончая терроризмом, есть свидетельство должностной халатности или непрофессионализма формальных процедур соответствующих институтов. Оценка деятельности си-

Таблица 8

Как Вы считаете, что надо предпринять для предотвращения повтора в дальнейшем подобных трагедий? (%) Примечание. Вопрос звучал так: «Усилить роль вооруженных сил и правоохранительных органов».

Усилить Изменить Наладить Внести Не пускать

сн л оные политик^ на межнапнопал изменения п ингушей в

структуры Кавказ« ьный диалог законы Осетию

П Н П Н П Н П Н П Н

да 88,2 82.6 74.5 122 69,0 71,7 67,3 66,0 40,5 28,2

нет 4,4 2,8 6,2 4,8 10,1 6,7 8,8 6,2 53 5,1

з/отеетить 7,4 14,6 19,3 23,0 20,8 21,7 23, в| 27,8 54,2 66,7

итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 9

На Ваш взгляд, какие мероприятия, направленные на обеспечение достойной жизни и безопасности Ваших семьи и детей, первостепенны?

(%)

П Н

матери ал ь нал стабиль н ость 73,1 78,4

доступное образование 57,5 56,5

поддержка, сплоченность ссмъи 56.4 53,9

соблюдение традиций 28,3 31,9

рождение детей е* семье 20,4 15,5

получение новой работы 14,8 27,2

религия 10.0 12,9

ловых ведомств, законодательного органа и исполнительной власти дана в таблице 8, которая также была ранжирована по степени согласия с приведенными вариантами контрмер насилию.

Из табл. 8 в обеих группах просматривается абсолютное упование на силу и политику, в чуть меньшей степени - на законы и «народную дипломатию», меньше половины среди пострадавших и чуть больше четверти непострадавших выступают за введение жестких ограничений и запрета на допуск ингушей в республику. Но это не пресловутая толерантность, а скрытый негатив под вариантом «затрудняюсь ответить», или, говоря термином идеологической реальности, «спираль молчания» - запрет на оглашение своей позиции.

«Каждый из социальных институтов, существующих в обществе, выполняет свойственную им функцию в определении реакций и установок по отношению к пострадавшим. Так, законодательная система играет важную символическую и практическую роль в регуляции агрессивных импульсов в обществе. Уголовный кодекс в любой культуре служит основным внешним заслоном на пути распространения жестокости, ожертвления и мести. Отбирая право на месть у отдельного индивида, закон обеспе-

чивает систему контролируемого возмездия и наказания преступника и тем самым предотвращает эскалацию конфликта внутри общества. Страдания жертвы тоже требуется сдерживать подобно тому как сдерживаются жестокость и месть».19

Наряду с перечисленными выше мерами по предотвращению травматизации социума необходимо создать условия для обеспечения психического здоровья фундамента общества -семьи, о чем и говорится в табл. 9.

С редким единодушием обе группы в категории «массовые явления» ставят на первое место «материальную стабильность» - 73,1 и 78,4%, причем стоит обратить особое внимание на второе слово «стабильность», поскольку именно материальная нестабильность и есть источник патогенной «эмоциональной экспрессивности, то есть высота тона, интонации и эмоционального содержания высказываний... качество отношений между членами семьи и, соответственно, качество переживаемых эмо-ций».20 Далее, на одном уровне чуть более половины в обеих группах, то есть «переходящих в массовые», следуют «доступное образование» и «поддержка, сплоченность семьи». Последнее наряду с четвертым местом - «соблюдение традиций» есть то, что профессионалы называют

так: «Типы обществ различаются главным образом в зависимости от принятых в них норм относительно взаимных обязательств между индивидами и окружением».21

Отрадно, с одной стороны, что на пятом месте у каждого пятого пострадавшего находится «мероприятие - рождение детей в семье». Но зато у непострадавших оно на шестом месте и у каждого седьмого. И вновь проблемы трудоустройства беспокоят каждого четвертого из непострадавших. Последнее место религии в категории «случайных явлений» не должно вводить в заблуждение о ее истинном значении в психике травмированных, естественно, взрослых.

«Одна из основных функций человеческих сообществ - обеспечение своих сограждан традициями, установлениями и ценностями, которые могут защитить их от разрушения стрессо-генными переживаниями. Религия выполняет важнейшую функцию обеспечения смысла деятельности в ужасающей реальности, оценивая страдания в более широком контексте и утверждая общность мучеников, соединяющую их через поколения, пространство и время. Таким образом, религия способна помочь людям преодолеть погруженность в собственные страдания, перешагнув через них».22

Оценка экспертами оказания психологической помощи пострадавшим спустя 12 лет

- В Беслане за прошедшие после теракта годы ничего не сделано, кроме того что угробили предприятия, которые работали, обеспечивали население рабочими местами. Безработица, плохое обеспечение детсадами, медицина на низком уровне - все это сказывается на социально-психологическом климате города и накладывается на посттеррактное состояние.

- У бывших заложников состояние психического здоровья с каждый год ухудшается. Если проанализировать, почему так происходит, то, скорее всего, если бы вовремя потерпевшим озвучили всю правду о теракте, провели нормальное расследование, объяснили, что это было, они бы могли снять с себя ответственность за гибель детей, и им сегодня не было бы настолько трудно. Самое страшное для родителей - потерять ребенка. Ответственность за смерть детей в теракте - не их вина. Их жизни были в руках власти. А так как не было объективного расследования, и никто не ответил, то вся эта ответственность лежит на родителях, потерявших своих детей. Если

нет виновных, то, значит, виновата мать. Чувство невиноватой вины остается, вопросы остаются открытыми. Эта боль уходит в подсознание и умирает часть души человека. Это касается тех, кто потерял своих детей. Другая часть заложников, спасшаяся, живет другой жизнью. Выжившие заложники, особенно дети, несравнимое ни с чем счастье. Они такое пережили! Но для них все вопросы повисли в воздухе. У этой части пострадавших все мысли заняты материальными вопросами, для них главное - материальные ценности. В Беслане эта часть самая страшная. У них возникла психология потребителя: «Вы все нам обязаны». Они становятся агрессивными. Активисты движения потерпевших - третья категория. Они, несмотря на свою боль, стараются помогать людям. И эта категория наиболее позитивная.

- Ситуация, скорее, проблематична, может, не так, как 12 лет назад, но такие события бесследно не проходят. Может, они не проявляются внешне, но то, что внутренне жители Бесла-на находятся в состоянии психологического дискомфорта - это однозначно. Работа психологов велась с так называемым ближним кругом, а с остальными жителями подобной работы не было. Это была травма не только для Беслана, но и для всей республики. Один из писателей, наш современник, сказал, что после Беслана литература не может быть прежней, общество не может быть прежним...

- Несмотря на то что прошли уже 12 лет, есть раны, которые со временем не затянулись. Когда общаешься с людьми, пережившими эту трагедию, то сталкиваешься с феноменом оценки всего происходящего с ракурса Бесланской трагедии. У этих людей есть некая точка отсчета. Во-вторых, даже у тех, которые не перенесли личную трагедию в теракте, в психике формируется некий травматический участок, который и толкает на определенную активность. Когда человек переживает страшные трагедии, то на многие вещи смотрит по-другому, его ценностная шкала меняется. Но есть и другая категория бесланцев, которые никак не изменились: на них никак не сказался теракт. Но общий фон в Беслане таков, что общественная активность в нем выше, нежели в других местах в республике, и гражданская позиция проявляется и достаточно четко выражена. И это имеет место в разных сферах жизни.

- Прошли уже 12 лет. Случившаяся трагедия не забудется никогда ни в Осетии, ни в мире, так как аналогов этому теракту нет. Но вместе с тем время делает свое дело, и эта острота снижается, переходит в другое качество, в незаживающую рану. Это национальная катастрофа, и она навсегда останется в наших сердцах.

- Исходя из логики, такая психологическая травма не может пройти, пока существуют поколения свидетелей. В данном случае самым травмирующим фактором является необъективность подачи события. Если нет объективности со стороны властных структур, то социально-психологическое состояние не только потерпевших, но и окружения ухудшается.

Нет официальной оценки коррупционному фону, который образовался в 1990-е и набирал силу вплоть до 2015 года. От такой несправедливости больно не только жителям Беслана, но и всему населению республики. Приходится искать правду на Западе, в Страсбургском суде.

- Наблюдая за жителями Беслана, сравнивая состояние после теракта, можно сказать, что люди как-то успокоились, жизнь вроде вошла в свое русло. Но жизнь в Беслане не стала лучше, люди не почувствовали никакой поддержки. Изначально, сразу после теракта, была какая-то материальная, социальная поддержка, но когда она закончилась, бесланцам также, как и всем в республике, в России, приходится выживать. Люди считают, что про них забыли, в связи с чем они растеряли моральные, духовные, человеческие качества. Люди думают, как бы выжить, откуда бы урвать, даже соглашаются на какой-нибудь нечистый заработок.

- В Беслане после теракта кое-что построили. А в основном люди живут так же, как и в других местах республики. Когда говорят о Беслане, то невольно вспоминаешь погибших детей. И как бы хорошо там ни жили, эту печаль ничем не утолишь. Хотя многие не понимают, да и не знают, чего хотят женщины Беслана.

- Здание и спортзал школы законсервированы, в дальнейшем планируется создать на этом месте Центр противодействия терроризму, над этим работает комитет «Матери Беслана». Сейчас ситуация такова, что школа №1 - между небом и землей: убирать спортзал приходят сами потерпевшие, матери и отцы, больше некому. В спортзале периодически надо убирать засохшие цветы, застоявшуюся воду, огарки от све-

чей.На место трагедии, в школу №1, приходят очень многие люди, бесконечный поток людей круглые сутки, в любое время года. Там можно часто встретить жителей Беслана, они приходят со своими гостями, с детьми, которые родились после теракта.

- Все жители Беслана пережили эту трагедию, и последствия этого отразились на здоровье каждого бесланца. Именно Беслан оказался эпицентром террористической атаки, которой до этого мир не видел, и это потрясло людей в каждом уголке планеты. Многие, пережившие эту трагедию, необязательно пострадавшие, до сих пор испытывают душевную травму, психологическую: кто-то раньше времени ушел из жизни, у кого-то изменились ценности человеческой жизни, кто-то просто обозлился, а у кого-то перевернулось сознание и смыслом жизни стали деньги. Для одних Бесланский теракт -это страшная трагедия, постигшее несчастье родителей, смерть детей, невосполнимая утрата, а для других - какие суммы были выплачены пострадавшим, насколько они обогатились. И вот два таких отношения к трагедии столкнулись, и это противостояние в Беслане чувствуется, присутствует некая наэлектролизован-ность, как перед грозой, в любой момент что-то может произойти. Эта трагедия не объединила людей в Беслане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

■ Профессионалы-психиатры высказывают некоторые сомнения касательно чрезмерного оптимизма по поводу целительной силы искусства именно в случае «травм предельной жестокости». Тем не менее, на уровне обыденного сознания есть понимание важности формирования общего психического фона средствами кино и телевидения. Абсолютный лидер среди опрошенных - фильм «Фатима» по поэме К. Хе-тагурова - 43,8% среди «пострадавших» и 59,1% у «непострадавших». Вторую позицию занимает нартский эпос: как тематика фильма — 39,9 и 47,9% и мультфильма - 29,8 и 42,3%. Весь остальной список - есть перечень читательского интереса респондентов.

■ Помощь психологическая, под которой подразумевалось решение организационных проблем, и психолога - это уже индивидуальный уровень, оценена обеими группами весьма положительно. И также понятно негативное отношение практически одинакового числа пост-

радавших - 18,5% по психологической и 17,0% по психологу - это неизбежный процент недоработок, о чем говорит в два раза меньший процент недовольных среди «непострадавших» -18,5 и 9,8%; 17,0 и 7,6% соответственно. А также более трети опрошенных отметили вариант «затрудняюсь ответить» на вопрос о психологе

- 35,9%, поскольку им помощь практически не оказывалась. Если среди «пострадавших» и членов их семей к психологу обращались 61,5%, то у «непострадавших» - 8,1%, или каждый двенадцатый, что с большой натяжкой можно принять за уровень фона, если бы не масштаб травмы.

■ Телефон доверия практически не только не востребован населением - 47,8% «скорее, нет» среди основной и 42,2% в контрольных группах, но и активно ими отрицается: «безусловно, нет» -18,4 и 32,3%. Это уже явная недоработка соответствующих служб. Тем более с учетом возраста основной массы пострадавших

- это молодежь, которой гораздо легче идти на анонимный контакт.

■ Результаты опроса свидетельствуют о непопулярности психологической помощи как среди пострадавших, так и непострадавших. Не обращались к психологу среди пострадавших 38,5%. У непострадавших таковых было 91,9%.

■ В обеих группах абсолютное лидерство мотивации такого поведения заняла позиция «не вижу в этом никакой необходимости». У непострадавших это 64,1%. Придерживается подобной точки зрения вполовину меньше пострадавших - 30,9%, или одна треть. Это вполне объяснимо различными реалиями жизни тех и других. У непострадавших, почти всех игнорирующих помощь (91,9%), можно констатировать «культ рационального отношения к жизни и негативную установку по отношению к эмоциям как к явлению внутренней жизни человека», которая «находит выражение в современном эталоне, как бы лишенном эмоций человека». Треть не обратившихся к психологу обрела психическую устойчивость (около 10-12%), треть «не верящих» находятся на пути к обретению «необходимой степени внутреннего контроля», треть рискуют «закрепить травматическое поведение». Среди непострадавших таковых 8,6 и 22,7%.

■ Треть респондентов получили помощь психолога, психотерапевта и невропатолога, и, тем

не менее, 36,2 % опрошенных планируют лечение у названных специалистов, что свидетельствует о необходимости более долгосрочной программы психологической помощи. Более 40 % опрошенных намерены пройти общее медицинское обследование.

■ Эксперты спустя 12 лет со дня Бесланской трагедии подтверждают, что социально-психологическая обстановка в социуме по-прежнему напряженная, что связано с отсутствием единой государственной программы по реабилитации пострадавших, которыми являются не только бесланцы, но и практически все жители республики.

Ссылки:

1 В результате теракта в Беслане пострадали 1291 человек, 650 семей, насчитывающих 384 фамилии, которых в Северной и Южной Осетиях около 2000 (1958, по данным д.и.н. Гаглоева З.Д.), т.е. число членов фамилии - в среднем 250 (500000/2000). Отсюда следует, что трагедия по родственной линии затронула 384х250= 96000 человек. При количестве социальных контактов на одного человека в пределах 10 ё 50, что дает в среднем 30, трагедия на эмоциональном уровне личного переживания и эмпатии-сопереживания затронула не только всю работу, но и все диаспоры за ее пределами. См. Гаглоева З.Д. Осетинские фамилии. - Цхинвал, 2002.

2 На 1 января 2005 г. численность населения г. Беслана составляла 35 604 человека.

3 Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012, с.694.

4 ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство («вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.). Тяжелое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирую-щих ситуаций

5 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.10.

6 Время после трагедии (к событиям в Беслане) // Московский психологический журнал. 2005. №1. С. 125.

7 Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. (На

примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств)// Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2. С.70.

8 Время после трагедии (к событиям в Беслане) // Московский психологический журнал. 2005. №1. С. 134.

9 Время после трагедии (к событиям в Беслане) // Московский психологический журнал. 2005. №1. С. 126.

10 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.13.

12 Время после трагедии (к событиям в Беслане) // Московский психологический журнал. 2005. №1. С. 127.

13 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.11.

14 Тезаурус (от греч. thesaurus - сокровище) фобий травмированного социума: преступности, разгула криминала - 15,8 и 14,5%; невозможности дать детям образование - 14,5 и 14,8%; нестабильности, неопределенности -14,5 и 16,8%; слабости власти, анархии, беспорядка - 12,8 и 14,1%; социально-правовой незащищенности - 11,8 и 13,7%; жилищно-быто-вых проблем - 10,4 и 13,3%. Далее, меньше 10% по убывающей: наркомании, алкоголизма; одиночества; даты 1 сентября 2005 года; болезней,

дороговизны лекарств, лечения; страхом смерти, старости; бандитизма, воровства; «потеряв детей, ничего не боюсь».

15Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.10.

16 Напомним, что «массовые» - это диапазон 61-90%, «перерастающие в массовые» - от 41 до 60%, «устойчивые» - от 11 до 40%, и «случайные» - до 10% наблюдения.

17 Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. (На примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств)// Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2. С.134.

18 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.135.

19 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.23.

20 Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. (На примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств)// Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2. С.84.

21 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.8.

22 Макфарлейн А., Базел Ван Дер Колк. Травма и ее вызов обществу// Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.